СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: "Уровневая дифференциация в обучении на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Материал содержит информацию из опыта работы по теме: "Уровневая дифференциация в обучении на уроках биологии", материал полезен учителям биологии и другим учителям-предметникам.

Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Уровневая дифференциация в обучении на уроках биологии"»

ГБОУ РК «ССШИ №1»

Учитель биологии - Сидоренкова Юлия Васильевна

Доклад на МО естественно-математического цикла по теме:

Уровневая дифференциация в обучении на уроках биологии

в школе для слабовидящих детей

(из опыта работы)



Дифференцированное обучение при проведении уроков биологии используется на различных этапах урока.

  1. На этапе актуализации опорных знаний (повторение, опрос по пройденному материалу) учащиеся получают индивидуальные задания, дифференцированные по объему и содержанию. Задания выполняются в устной или письменной форме, на карточках, по таблицам, с использованием коллекций и натуральных объектов.

Например, на уроке в 8 классе по теме «Этапы дыхания», учащиеся выполняли задание по таблице «Строение органов дыхания»:

  • Перечислить органы дыхания и их функции (на «3»);

  • Сравнить строение и функции дыхательной и кровеносной систем (на «4»);

  • Выявить взаимосвязь строения и функций кровеносной системы, доказать что организм – единое целое («4-5»).

  1. На этапе изучения нового материала:

  • широко применяются дифференцированные конспекты по теме (отличаются по объему и содержанию), которые учащиеся заполняют в ходе урока.

  • Так же используется дифференциация при подаче нового материала: учащийся получает информацию в готовом виде (карточка с терминами, словарь) или добывает ее сам с помощью различных источников информации (учебник, энциклопедия, текстовая информация, аудиовизуальные программы)

Например, на уроке по теме «Нуклеиновые кислоты. РНК» (11 класс), использовались дифференцированные конспекты (заполнялись графы «термины», «строение РНК», «функции РНК», на «4» и «5» обязательно делались выводы, учитывалась степень самостоятельности выполнения заданий).

  1. На этапе закрепления знаний:

  • Использование карточек с разоуровневыми заданиями различной сложности (индивидуальные, дифференцированные задания);

  • Работа в группах, парах, затем – устные ответы (учитывается полнота ответа, умение правильно и самостоятельно сформулировать ответ на заданный вопрос);

  • Интерактивные задания с использованием сигнальных карточек

Например, на уроке в 7 классе по теме «Тип моллюски», учащиеся выполняли индивидуальные задания на карточках: «закончить предложение»; обозначить цифрами отделы тела прудовика (на рисунке);

дать сравнительную характеристику моллюсков и кольчатых червей (в таблице); творческие задания – составить синквейн, придумать мини-сказку.

  1. При подготовке домашних заданий

  • подготовка небольшого  сообщения или презентации  по предложенным темам;

  • работа с дополнительными источниками информации по данной теме, поиск информации в Интернет-ресурсах, книгах, энциклопедиях:

- например, на уроке по теме «Болезни органов дыхания» в 8 классе – доклады, сообщение и презентации по заболеваниям органов дыхания; - при оценивании учитывалась степень владения информацией, ее соответствие выбранной теме, полнота раскрытия темы.

  1. При проведении практических работ, решении биологических задач:

  • Предлагаются задачи разного уровня сложности; при этом учитывается зрительный диагноз учащихся. Так, на уроке в 12 классе по теме «Наследование, сцепленное с полом», обучающаяся Т.Т. выполняла решение генетических задач на карточке-шаблоне с увеличенным шрифтом, остальные ученики – в рабочих тетрадях.

В  качестве примера приведу проверочную работу на 15-20 минут  с разноуровневыми заданиями по теме " Отделы растений" в 6 классе.

1.*Опишите строение мхов на примере кукушкина льна. Перечислите известные вам мхи.

2**Перечислите известных вам представителей мхов. Чем мхи отличаются от водорослей?.

3***Почему мхи относят к высшим споровым растениям? Ответ обоснуйте.

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках  и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

1. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий по возрастающей степени трудности.

2.Индивидуальные дифференцированные задания.

3.Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

4.Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий по  возрастающей сложности.



Проанализировав возможности использования технологии дифференцированного обучения на уроках биологии, можно сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса будут способствовать более широкое использование  возможностей дифференцированного обучения, а именно:

- использование разноуровневых заданий  -  домашние задания, проверочные задания, различная по форме и содержанию информация в виде таблиц, графиков и диаграмм, учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников;

- использование заданий на применение знаний для объяснения природных явлений;

- более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.

Итак, дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей, проявляющееся в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы. Мы ведь давно уже осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого, в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, характера. Ведь все дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И это, я считаю, необычайно важно.

Хочется предостеречь от упрощенного отношения к дифференциации, т.е. деление детей на группы сильных и слабых, так как это негуманно  и противоестественно. При таком делении происходит унижение одних (группа «слабых») и возвышение других (группа «элитных»). Сущность дифференцированного обучения и воспитания состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности, то есть могли эффективно усваивать учебную информацию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!