СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Влияние информационно - коммуникационных технологий на развитие творческого потенциала студентов"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Областные научно-технические чтения  «Техническое творчество: опыт, проблемы, перспективы» 

Направление:

Формирование творческого

профессионального мышления

при обучении профессии

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Влияние информационно - коммуникационных технологий на развитие творческого потенциала студентов"»

Министерство образования и науки РФ

Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж торговли, общественного питания и сервиса»


Областные научно-технические чтения «Техническое творчество:

опыт, проблемы, перспективы»


Направление:

Формирование творческого

профессионального мышления

при обучении профессии



Влияние информационно - коммуникационных технологий на развитие творческого потенциала студентов




Автор:

Сысоев Вадим Александрович

преподаватель информатики и

информационных технологий




Тамбов

2016г.



Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Вовлеки меня, и я научусь.

(китайская мудрость)


Современное общество предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Это обусловлено изменением структуры спроса на профессиональную подготовку кадров, изменением взглядов на понятие образованности человека.

В поисках различных средств повышения готовности обучающихся и студентов к производственной деятельности, нельзя обойтись без творчества. Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество – весьма надежный резерв трудовой активности, развития мышления, а также одно из мощных средств формирования всесторонне развитой, гармоничной личности – личности, без которой невозможно себе представить наши завтрашние успехи. Но эта проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. В самом деле, чего проще; бери и учи обучающихся творчеству – техническому, научному, художественному. Но обучение творчеству очень сложный процесс, требующий систематического и продуманного подхода.

Значение технического творчества в формировании качеств личности и профессиональном становлении молодого человека чрезвычайно велико и многогранно. Техническое творчество – это прежде всего средство воспитания. Воспитание таких важных качеств, как уважение и любовь к профессии, целеустремлённость, ответственность.

Техническое творчество сегодня это - своеобразный «мост» от науки к производству.

В системе творчества можно выделить определенный круг объектов изучения. Это проблема сущности творческой деятельности, ее специфики и особенностей проявления; проблема творческого процесса, его структуры, особенностей протекания; проблема творческой личности, особенностей ее формирования, проявления у нее творческих способностей; проблема коллективного творчества.

Сложному механизму творческого мышления присущи интуиция и логика. Мышление начинается там, где есть проблемная ситуация, предполагающая поиск решения в условиях неопределенности, дефицита информации. Интуиция имеет материалистическое объяснение и представляет собой быстрое решение, полученное в результате длительного накопления знаний в определенной области. Интуиция приходит как вознаграждение за труд.

Одной из проблем творчества является его мотивационная структура. Мотивации (побуждения) связаны с потребностями человека (рис. 1).













Рис. 1


Активизация творческого мышления предполагает знание факторов, отрицательно влияющих на него (рис. 2).

Противоположностью творческого воображения является психологическая инерция мышления, связанная со стремлением действовать в соответствии с прошлым опытом и знаниями, с использованием стандартных методов. Процесс технического творчества обучающихся можно представить как решение специально подобранной системы учебных и производственных технических задач. В связи с этим задания следует формировать таким образом, чтобы исключить возможность психологической инерции и ее отрицательного влияния на творчество.














Рис.2

В наш век, век цифровых ресурсов, дети хотят творить с помощью информационно-коммуникационных технологий, используя компьютер как средство.

Для развития технического творческого мышления у обучающихся, самое главное - создать установку на творческий поиск. Например, можно предложить обучающимся виртуальную экскурсию в мир технического творчества (определенные сайты, телепередачи, мультимедийные презентации, видеоролики). Чем больше дать им свободы на этом этапе, тем лучше будет результат. Моя задача, как педагога - заинтересовывать, верить и помогать, научить ребенка учиться, чтобы он сумел развить свои задатки, способности, заложенные природой в каждом индивидууме. Прежде всего, обеспечивая индивидуальную зону творческого развития и саморазвития обучающегося, позволяющую ему создать собственную образовательную продукцию, опираясь на индивидуальные качества и способности, которые наиболее значимы для развития личности и усвоения знаний. Превращение обучающегося в субъект, заинтересованный в саморазвитии обуславливает его становление как профессионала, способного к построению своей деятельности, к ее изменению и развитию. Исследования показали, что работодатели заинтересованы в таком работнике, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, активно и творчески включаться в решение сложных производственных ситуаций.

Важной характеристикой развития технического творческого мышления является на сегодня работа с информационно - коммуникационными технологиями. Информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования современного человека, играющий значимую роль в решении одной из приоритетных задач образования – развитии познавательной активности, формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков.

Использование информационно- коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Вчера преподаватель использовал на занятиях сотни черно-белых плакатов. Сегодня, используя инновационные технологии, ему достаточно одного DVD-диска, который содержит огромное количество рисунков и цветных 3D-моделей. Для передачи 3D-модели на экран используется мультимедийный проектор в обычном компьютерном классе. Для обучающихся изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса к предмету. Уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволили обучающимся углубить знания, полученные ранее. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности молодых людей и отвечает запросам современного общества. Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценивать ее достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями, умение правильно организовать информационный процесс. Использование ИКТ позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень обучающихся и студентов, привить навыки самообучения, саморегуляции, самоорганизации, облегчить решение практических задач. У преподавателя появилась возможность увеличить наглядность в процессе преподавания, используя динамические модели (создание 3-D моделей в программе КОМПАС 3D) (рис.3). Моделирование имеет большое значение в техническом творчестве.





Рис.3

Слово "модель" происходит от слова "modulus" - мера, образец. Оно имеет множество значений и оттенков и используется как в профессиональной и научной деятельности, так и в обыденной жизни.

В научных исследованиях модель - это созданный человеком искусственный объект или явление, отображающий основные свойства реального объекта или явления. Исследуя свойства модели, человек получает новые знания о реальном объекте или явлении.

При обучении модель используется как средство наглядности для получения знаний о реальном объекте, например, машине, механизме, приборах и другом оборудовании. На сегодняшний день мечта каждого преподавателя «заглянуть» внутрь изучаемого оборудования, показать учащимся принципы его работы осуществима. Виртуальная модель не требует материальных затрат в отличии от реального объекта, однако, хорошо исполненная модель дает прекрасное пространственное представление о изучаемом объекте. Актуальность моделирования с помощью компьютерных программ 3-D моделирования обусловлена резко возросшим в современную эпоху темпом научно-технического прогресса. Работа с данными программами позволяет студентам повысить степень

внимания, развивать познавательную активность в процессе решения технических задач, способствует формированию позитивного отношения к

теоретическому знанию, к учебной и профессиональной деятельности, формированию профессионально-личностных качеств студентов, созданию основы для развития индивидуальной профессиональной деятельности, что способствует обеспечению профессиональной мобильности будущего специалиста, его готовности к инновационной деятельности, способствуют сотрудничеству преподавателя и студентов в процессе обучения.

При изучении процессов производства, организации цехов трудоемких для проектирования модели, можно использовать готовые модели. Например, динамическая модель производства Польского печенья при изучении производственного модуля Приготовление хлебобулочных, мучных кондитерских изделий по профессии 260807.01 Повар, кондитер (Рис.4).













Рис.4

Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок по каждому предмету нетрадиционным, ярким, насыщенным, легко запоминающимся.

Внеурочная работа по техническому творчеству в сочетании с учебными занятиями помогает обучающимся и студентам приобрести глубокие и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, умение работать в коллективе, формирует у них потребности в расширении знаний по информатике.

Членами кружка компьютерного моделирования «Компас», которым я руковожу, являются обучающиеся 1 курса. Наш кружок – это добровольное объединение на основе общего интереса к творчеству в области информационно-коммуникационных технологий. Ежегодно число участников кружка увеличивается:

Учебный год

Количество членов кружка

2013 - 2014

15

2014 - 2015

19

2015 - 2016

25

Таким образом, за три года количество членов кружка увеличилось на

8 человек.

Во внеурочное время обучающиеся и студенты учатся разрабатывать web-сайты, обрабатывать цифровые фотографии и видеоизображения, музыку монтировать видеоролики и накладывать на них различные спецэффекты, создавать проекты 3-d моделей.

Материалы, подготовленные в результате работы кружка, используются при организации различных мероприятий проводимых в колледже («День открытых дверей», конкурсы, праздничные мероприятия, предметные недели).

Большинство участников кружка показывают свою готовность к самостоятельной исследовательской деятельности на более высоком уровне. Для оформления выполняемых проектов, исследовательских работ, презентаций рефератов, докладов используются мультимедийные технологии, объединяющие вместе данные, звук, графические изображения, видео и анимацию, что позволяет ярко и наглядно представить информацию. Под руководством преподавателя студенты создают интересные проекты, с которыми выступают при представлении учебно - исследовательских работ, рефератов, на защите отчетов по прохождению профессиональных практик, курсовых проектов.

Исследовательская работа для студентов является важным фактором при подготовке к будущей профессиональной деятельности. Любой педагог знает, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Участие в научно-исследовательской деятельности позволяет студентам эффективно и плодотворно работать, затрачивая при этом много свободного времени и сил, но и получая от процесса восхождения большое удовольствие, потому что приобретённые знания помогут как в работе и учёбе, и дадут возможность прожить, не зная слова «скука». Будущие специалисты должны видеть и понимать практическую значимость изучаемого материала для своей профессиональной деятельности в последующем, работая с информационными системами, формируя качества и углубляя знания по дисциплине, необходимые при работе на производстве, учится понимать информационную культуру, все это должно осуществляться с высокой степенью наглядности и информатизации.

Анализ урочной и внеурочной работы подтверждает, что процесс развития творческой познавательной активности обучающихся и студентов будет существенно улучшен при: ориентации процесса обучения на формирование внутренней мотивации к саморазвитию; направленности образовательного процесса на формирование готовности к самопознанию, самосовершенствованию и самоопределению; ориентации процесса обучения на использование комплекса методов, направленных на развитие рефлексии; сформированности эффективной и психологически комфортной учебно-информационной среды.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.






































Список используемой литературы:


1. Бочков, А. Л. Трехмерное моделирование в системе Компас-3D

(практическое руководство) – СПб : СПбГУ ИТМО, 2007.

2. Калошина И.П. Структура и механизм творческой деятельности - М.: Изд-во МГУ, 1993

3. Моделирование в научном познании. / Р. А. Браже, А. А. Гришина. – Ульяновск: УлГТУ, 2007.

4. Новые технологические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. По­лат. М.: Издательский центр "Академия", 1999.

5. Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования // Психологич. наука и образование, 1998. – №3-4.

6. Понамарева Е.А. Основные закономерности развития мышления. Информатика и образование №8, 1999

7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.

8. Сметанин Б.М. «Техническое творчество. Пособие для руководителей технических кружков» - М.: Молодая гвардия, 1981

9. Филимонова Е.В. «Информационные технологии в профессиональной

деятельности», Издательство: Феникс, 2008 г.









Интернет – ресурсы:


http://www.sapr.ru -Применение САПР КОМПАС 3D в среднем образовании

http://iit.metodist.ru - Информатика  и информационные технологии:

cайт лаборатории информатики МИОО

http://www.intuit.ru - Интернет-университет информационных технологий

http://www.iteach.ru - Программа Intel «Обучение для будущего»

http://www.rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании

http://edu.ascon.ru - Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D в образовании.

http://www.osp.ru - Открытые системы: издания по информационным технологиям

http://www.npstoik.ru/vio - Электронный альманах «Вопросы информатизации образования»

http://ito.edu.ru  - Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»

http://www.bytic.ru/ - Международные конференции «Применение новых технологий в образовании»














Влияние информационно - коммуникационных технологий на развитие творческого потенциала обучающихся и студентов

Сысоев В. А.- преподаватель информатики и информационных технологий

ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»

В поисках различных средств повышения готовности обучающихся и студентов к производственной деятельности, нельзя обойтись без творчества. Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество – весьма надежный резерв трудовой активности, развития мышления, а также одно из мощных средств формирования всесторонне развитой, гармоничной личности – личности, без которой невозможно себе представить наши завтрашние успехи. Но эта проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. Обучение творчеству очень сложный процесс, требующий систематического и продуманного подхода.

Для развития технического творческого мышления у обучающихся, самое главное - создать установку на творческий поиск. Например, можно предложить обучающимся виртуальную экскурсию в мир технического творчества (определенные сайты, телепередачи, мультимедийные презентации, видеоролики). Чем больше дать им свободы на этом этапе, тем лучше будет результат. Моя задача, как педагога – заинтересовывать и помогать, научить ребенка учиться, чтобы он сумел развить свои задатки, способности, заложенные природой в каждом индивидууме. Превращение обучающегося в субъект, заинтересованный в саморазвитии обуславливает его становление как профессионала, способного к построению своей деятельности, к ее изменению и развитию.

Использование ИКТ открывает для педагога новые возможности в преподавании своего предмета. Вчера преподаватель использовал на занятиях сотни черно-белых плакатов. Сегодня, используя инновационные технологии, ему достаточно одного DVD-диска, который содержит огромное количество рисунков и цветных 3D-моделей. При обучении 3D-модель используется как средство наглядности для получения знаний о реальном объекте, например, машине, приборе. На сегодняшний день мечта каждого преподавателя «заглянуть» внутрь изучаемого оборудования, показать учащимся принципы его работы осуществима.

Внеурочная работа по техническому творчеству в сочетании с учебными занятиями помогает обучающимся приобрести глубокие знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, умение работать в коллективе, формирует у них потребности в расширении знаний по информатике.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!