СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Внеклассное чтение как средство формирования нравственных качеств младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное чтение как средство формирования нравственных качеств младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Статья "Внеклассное чтение как средство формирования нравственных качеств младших школьников"»

Прядко Алена….

……………….. (см. информ.письмо)

https://interactive-plus.ru/ru - здесь можно выбрать, в какой конференции хотела бы поучаствовать

Внеклассное чтение как средство формирования нравственных качеств младших школьников


Аннотация: в данной статье речь идет о чтении как форме деятельности, включающей в себя разные аспекты формирования нравственных качеств, подчеркивается важность выбора книг для внеклассного прочтения. Автор предлагает список произведений детских авторов, прочтение которых будет способствовать формированию нравственных качеств школьников, пробуждению их активности и любознательности.

Ключевые слова: внеклассное чтение, нравственные качества младших школьников, специфика литературы для младших школьников.

Задача общеобразовательной школы - подготовить ответственного гражданина, который способен самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

При поступлении в образовательную школу прежний круг детского общения и личностных интересов значительно расширяются. Школьная учеба становится для них основным познавательным процессом. Во время активного учебно-воспитательного процесса  дети обучаются построению нравственных отношений со своими сверстниками и опытными учителями. К сожалению, не у каждого младшего школьника присутствует четкое понимание важных нравственных понятий: что означают такие понятия, как добро и зло, честность, совесть и другие. В таком юном возрасте детям трудно дать объективную оценку самому себе. Именно по этим причинам особое внимание в процессе активного обучения заслуживает всестороннее нравственное воспитание младших школьников, ведь этот процесс нужно начинать с малых лет.

В процессе учебной деятельности у детей формируется различные нравственные качества. Чтение как форма деятельности включает в себя разные аспекты формирования нравственных качеств.

 Основной целью литературного образования является приобщение учащихся  к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие их способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы и отраженных в ней явлений жизни.

В ходе работы над статьей, мы выяснили, что дети младшего школьного возраста с удовольствием читают веселые книги из жизни ребят. Им интересны книги известных детских писателей: В. Драгунского, В. Голявкина, Н. Носова, М. Зощенко, В. Медведева, Э. Успенского, Г. Остера и других. Мальчики младшего школьного возраста увлекаются детскими детективами из серии «Черная кошка», а девочки - книгами про «Белоснежку…» Софьи Прокофьевой и произведениями из серии «Мастерилка». Родители выбирают своим детям классическую литературу таких авторов, как А. Чехов, Л. Толстой, Д. Мамин – Сибиряк, Е. Пермяк, Б. Житков, В. Осеева, А. Гайдар. Много поучительных произведений читают дети по школьной программе.

Специфика литературы для младших школьников определяется ростом сознания и расширением круга интересов читателей. Вчерашние дошкольники становятся учениками, они ещё более активно осваивают окружающий мир. Юный читатель интересуется и тем, что происходит в большом мире, поэтому ему адресованы всевозможные детские энциклопедии, в занимательной форме преподносящие новые знания. Вообще занимательность остаётся главной чертой литературы для детей младшего школьного возраста. Отсюда динамичные сюжеты, сюжеты-путешествия и сюжеты-приключения, насыщенные событиями, а средством характеристики героя зачастую является не описание, а диалог. Но в это же время начинает формироваться система ценностей маленького человека, поэтому занимательность сочетается с усилением поучительного элемента: произведение строится так, чтобы привести читателя к выводу о том, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо. Не последнюю роль здесь играет юмор: отрицательные персонажи изображаются в смешном и нелепом виде.

Произведения для детей семи-десяти лет насыщены новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объём, усложняются сюжеты, появляются новые темы. На смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе, о школьной жизни. Их героями обычно становятся сверстники читателей, эти книги рассказывают о том мире, в котором протекает жизнь маленького человека.

Предлагаем следующий список произведений детских авторов, которые описывают школьную жизнь и помогут сформировать систему ценностей маленького человека.

1. В. Осеева «Синие листья», «В классе», «Долг», «Три товарища».

2. Л. Пантелеев «Новенькая».

3. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».

4. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», «Первоклассница».

5. Ю. Сотник «Как меня спасали», «Внучка артиллериста», «Маска».

6. В. Голявкин «Козел-баран», «Вот что интересно», «Совесть», «Как я боялся».

7. В. Драгунский «Главные реки», «Где это видано, где это слыхано».

8. В. Медведев «Плюс восьмое марта».

9. И. Пивоварова «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса» (Например, «Сочинение», «Селиверстов не парень, а золото», «О чем думает моя голова»).

10. Л. Каминский «Начинаю новую жизнь», «Автопортрет».

Подчеркнем, что внеклассное чтение является продолжением и расширением работы, проводимой на уроках чтения. На этих занятиях углубляются знания, развиваются читательские интересы. У школьников формируются нравственные качества, пробуждается активность и любознательность, они приобретают навыки работы с книгой, учатся отбирать необходимую литературу. Учитель руководит внеклассным чтением, учитывает интересы и запросы, возраст детей, помогает в выборе книг.


Список литературы

  1. Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос. пед. Ун-т: Издательство ОмГПУ, 1998.

  2. Арзамасцева, И. Н. Детская литература: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!