Прядко Алена….
……………….. (см. информ.письмо)
https://interactive-plus.ru/ru - здесь можно выбрать, в какой конференции хотела бы поучаствовать
Внеклассное чтение как средство формирования нравственных качеств младших школьников
Аннотация: в данной статье речь идет о чтении как форме деятельности, включающей в себя разные аспекты формирования нравственных качеств, подчеркивается важность выбора книг для внеклассного прочтения. Автор предлагает список произведений детских авторов, прочтение которых будет способствовать формированию нравственных качеств школьников, пробуждению их активности и любознательности.
Ключевые слова: внеклассное чтение, нравственные качества младших школьников, специфика литературы для младших школьников.
Задача общеобразовательной школы - подготовить ответственного гражданина, который способен самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
При поступлении в образовательную школу прежний круг детского общения и личностных интересов значительно расширяются. Школьная учеба становится для них основным познавательным процессом. Во время активного учебно-воспитательного процесса дети обучаются построению нравственных отношений со своими сверстниками и опытными учителями. К сожалению, не у каждого младшего школьника присутствует четкое понимание важных нравственных понятий: что означают такие понятия, как добро и зло, честность, совесть и другие. В таком юном возрасте детям трудно дать объективную оценку самому себе. Именно по этим причинам особое внимание в процессе активного обучения заслуживает всестороннее нравственное воспитание младших школьников, ведь этот процесс нужно начинать с малых лет.
В процессе учебной деятельности у детей формируется различные нравственные качества. Чтение как форма деятельности включает в себя разные аспекты формирования нравственных качеств.
Основной целью литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие их способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы и отраженных в ней явлений жизни.
В ходе работы над статьей, мы выяснили, что дети младшего школьного возраста с удовольствием читают веселые книги из жизни ребят. Им интересны книги известных детских писателей: В. Драгунского, В. Голявкина, Н. Носова, М. Зощенко, В. Медведева, Э. Успенского, Г. Остера и других. Мальчики младшего школьного возраста увлекаются детскими детективами из серии «Черная кошка», а девочки - книгами про «Белоснежку…» Софьи Прокофьевой и произведениями из серии «Мастерилка». Родители выбирают своим детям классическую литературу таких авторов, как А. Чехов, Л. Толстой, Д. Мамин – Сибиряк, Е. Пермяк, Б. Житков, В. Осеева, А. Гайдар. Много поучительных произведений читают дети по школьной программе.
Специфика литературы для младших школьников определяется ростом сознания и расширением круга интересов читателей. Вчерашние дошкольники становятся учениками, они ещё более активно осваивают окружающий мир. Юный читатель интересуется и тем, что происходит в большом мире, поэтому ему адресованы всевозможные детские энциклопедии, в занимательной форме преподносящие новые знания. Вообще занимательность остаётся главной чертой литературы для детей младшего школьного возраста. Отсюда динамичные сюжеты, сюжеты-путешествия и сюжеты-приключения, насыщенные событиями, а средством характеристики героя зачастую является не описание, а диалог. Но в это же время начинает формироваться система ценностей маленького человека, поэтому занимательность сочетается с усилением поучительного элемента: произведение строится так, чтобы привести читателя к выводу о том, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо. Не последнюю роль здесь играет юмор: отрицательные персонажи изображаются в смешном и нелепом виде.
Произведения для детей семи-десяти лет насыщены новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объём, усложняются сюжеты, появляются новые темы. На смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе, о школьной жизни. Их героями обычно становятся сверстники читателей, эти книги рассказывают о том мире, в котором протекает жизнь маленького человека.
Предлагаем следующий список произведений детских авторов, которые описывают школьную жизнь и помогут сформировать систему ценностей маленького человека.
1. В. Осеева «Синие листья», «В классе», «Долг», «Три товарища».
2. Л. Пантелеев «Новенькая».
3. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».
4. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», «Первоклассница».
5. Ю. Сотник «Как меня спасали», «Внучка артиллериста», «Маска».
6. В. Голявкин «Козел-баран», «Вот что интересно», «Совесть», «Как я боялся».
7. В. Драгунский «Главные реки», «Где это видано, где это слыхано».
8. В. Медведев «Плюс восьмое марта».
9. И. Пивоварова «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса» (Например, «Сочинение», «Селиверстов не парень, а золото», «О чем думает моя голова»).
10. Л. Каминский «Начинаю новую жизнь», «Автопортрет».
Подчеркнем, что внеклассное чтение является продолжением и расширением работы, проводимой на уроках чтения. На этих занятиях углубляются знания, развиваются читательские интересы. У школьников формируются нравственные качества, пробуждается активность и любознательность, они приобретают навыки работы с книгой, учатся отбирать необходимую литературу. Учитель руководит внеклассным чтением, учитывает интересы и запросы, возраст детей, помогает в выборе книг.
Список литературы
Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос. пед. Ун-т: Издательство ОмГПУ, 1998.
Арзамасцева, И. Н. Детская литература: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.