СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), его место и значение в общей системе образования РФ"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Основными  эффектами  внедрения  федерального  государственного

образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), определяющими его место и

значение в общей системе образования  РФ, являются:

- обеспечение доступности качественного образования всем категориям

учащихся.

-  повышение  инновационного  потенциала  базового  образования  обучающихся    

с  ОВЗ;

-    модернизация  институтов  системы  образования  РФ  ,  усиление  их

роли  и  возможностей  в  обеспечении  социального  развития  лиц  с  ОВЗ,

повышения  конкурентоспособности  выпускников,  формирования

комфортной  социокультурной  среды;

-  единение  образовательного  пространства  РФ,  обеспечение

преемственности  общего  образования  на  разных  его  ступенях  и  вариантах;

-  совершенствование профессиональной компетентности современных

педагогов,  создание  центров  методической  поддержки,  «комбинированных

школ» и т.д.;

-    формирование  концептуальной  основы  для  разработки  нового

поколения учебников и учебно-методических материалов.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), его место и значение в общей системе образования РФ"»

«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина»

В.В.Путин

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании».

Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило приказом от 19.01.2015 № 1598 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказом от 19.01.2015 № 1599 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Основными эффектами внедрения федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), определяющими его место и

значение в общей системе образования РФ, являются:

- обеспечение доступности качественного образования всем категориям

учащихся.

- повышение инновационного потенциала базового образования обучающихся

с ОВЗ;

- модернизация институтов системы образования РФ , усиление их

роли и возможностей в обеспечении социального развития лиц с ОВЗ,

повышения конкурентоспособности выпускников, формирования

комфортной социокультурной среды;

- единение образовательного пространства РФ, обеспечение

преемственности общего образования на разных его ступенях и вариантах;

- совершенствование профессиональной компетентности современных

педагогов, создание центров методической поддержки, «комбинированных

школ» и т.д.;

- формирование концептуальной основы для разработки нового

поколения учебников и учебно-методических материалов.



Последовательное введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (ФГОС НОО ОВЗ) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О у/о) планируется с сентября 2016-2017 учебного года – 1 класс.



Вместе с тем, целесообразно при введении ФГОС ОО для обучающихся

с ОВЗ выстроить проектную ступенчатую модель, определяющую

примерную последовательность и содержание действий по введению нового

стандарта общего образования в работу образовательных организаций РФ.

Такая модель, во-первых, должна подразумевать подготовительный и

основной период. Во-вторых, каждый из этих периодов в свою

очередь включает некоторый набор последовательных ступеней, предполагающих

ряд действий, обеспечивающих достижение целевых ориентиров каждого из

периодов. Решение о переходе на ФГОС принимается самим учреждением

после детального самоанализа результатов подготовительного этапа и

вынесения решения о готовности всех компонентов к реализации ФГОС. При

этом необходимо учитывать сложившуюся на территории Российской

Федерации практику внедрения образовательных стандартов в процесс

обучения. Стандарт вводится только в классах, которые формируются на

первый год обучения в год внедрения Стандарта, то есть в 0 или 1 классах,

открываемых в образовательной организации в год внедрения Стандарта.

В качестве основных ступеней реализации подготовительного

периода проектной модели внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ в

практику работы образовательной организации могут выступать следующие

организационно-содержательные мероприятия:

1. Создание рабочей группы по сопровождению внедрения ФГОС ОО для

обучающихся с ОВЗ .

2. Анализ требований ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения

Программы обучающимися с ОВЗ. Определение проблемных точек,

объема и характера (доработка, разработка заново, корректировка и пр.)

необходимых изменений в существующее информационно-методическое

оснащение, систему работы и потенциал образовательной организации.

3. Разработка необходимой документации. Приведение условий реализации

к проектным требованиям. Обсуждение и утверждение документов в

образовательной организации. Разработка Адаптированной основой

образовательной программы, Программы коррекционной работы,

Специальной индивидуальной образовательной программы и др.

4. Подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации

ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ через разработку необходимого

учебно-методического оснащения процесса обучения (рабочих программ,

дидактических материалов и пр.) с учетом рекомендаций, разработанных рабочей группой и соответствующих внутренних локальных актов

учреждения .

5. Мониторинг готовности образовательной организации к введению ФГОС и,

при необходимости, получение лицензии на право осуществления

образовательной деятельности.

Основной этап внедрения ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ

предполагает следующие ступени:

1. Комплектование контингента учащихся с ОВЗ

2. Информирование родителей об особенностях и перспективах обучения

учащихся с ОВЗ. Заключение родительского договора.

3. Осуществление образовательной деятельности в рамках учебной и

внеурочной работы.

4. Текущий мониторинг качества внедрения ФГОС ОО для обучающихся с

ОВЗ и, при необходимости, проведение корректировочных мероприятий.





ФГОС НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

заключаются:

  • в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;

  • в обеспечении преемственности между дошкольным и школьным

образованием как условия непрерывности коррекционно-развиваюшего

процесса;

  • в получении начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и выраженности задержки психического развития;

  • в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения

в рамках основных образовательных областей;

  • в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

  • в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-

познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до

достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями

самостоятельно;

  • в обеспечении особой пространственной и временной организации

образовательной среды с учетом функционального состояния

центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических

процессов у обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой

работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

  • в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

  • в постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста

усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных

умений;

  • в специальном обучении «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

  • в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

  • в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

  • в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организации сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Все основные положения ФГОС для детей с ОВЗ должны быть

отражены в АООП ОО.

Адаптированная основная общеобразовательная программа состоит из

нижеперечисленных разделов:

 Пояснительную записку;

 Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП;

 Систему оценки достижения планируемых результатов освоения

АОПП обучающимися с ОВЗ;

 Учебный план;

 Программы отдельных учебных предметов;

 Программу коррекционной работы;

 Программу духовно-нравственного развития;

 Программу формирования универсальных учебных действий

обучающихся (базовых учебных действий);

 Программу формирования экологической культуры, здорового и

безопасного образа жизни;

 Программу внеурочной деятельности;

 Систему условий реализации АООП

Данные разделы могут быть представлены в АООП ОО

последовательно, а могут быть объединены в блоки, например:

 Целевой (пояснительная записка, планируемые результаты

освоения АООП, система оценки достижений в освоении АООП)

 Содержательный (отдельные программы)

 Организационный (учебный план, план внеурочной работы,

система условия реализации АООП)

Кроме указанных разделов АООП школы может иметь и

дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и

возможности региона и школы. Например, в качестве дополнительных

разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные

понятия, детальная характеристика контингента обучающихся по различным

параметрам и др.

При разработке АООП нужно учесть, что данный документ является

локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ. В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей.

В заключение отметим, что в связи с особенностями контингента

обучающихся, подробно описанными в Концепции и ФГОС для каждой

группы обучающихся, в каждом случае у образовательной организации

имеется возможность организовать обучение учащихся по индивидуальному

плану, реализация которого может подразумевать различную меру участия родителей (законных представителей) ребенка, привлечение сторонних организаций при осуществлении сетевого взаимодействия, варьирование количественного и качественного соотношения компонентов академической грамотности и жизненной компетентности, другие возможности совершенствования условий для достижения наилучшего результата обучения школьников с ОВЗ и их адаптации в жизни современного общества.