«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина»
В.В.Путин
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании».
Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило приказом от 19.01.2015 № 1598 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказом от 19.01.2015 № 1599 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Основными эффектами внедрения федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), определяющими его место и
значение в общей системе образования РФ, являются:
- обеспечение доступности качественного образования всем категориям
учащихся.
- повышение инновационного потенциала базового образования обучающихся
с ОВЗ;
- модернизация институтов системы образования РФ , усиление их
роли и возможностей в обеспечении социального развития лиц с ОВЗ,
повышения конкурентоспособности выпускников, формирования
комфортной социокультурной среды;
- единение образовательного пространства РФ, обеспечение
преемственности общего образования на разных его ступенях и вариантах;
- совершенствование профессиональной компетентности современных
педагогов, создание центров методической поддержки, «комбинированных
школ» и т.д.;
- формирование концептуальной основы для разработки нового
поколения учебников и учебно-методических материалов.
Последовательное введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (ФГОС НОО ОВЗ) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О у/о) планируется с сентября 2016-2017 учебного года – 1 класс.
Вместе с тем, целесообразно при введении ФГОС ОО для обучающихся
с ОВЗ выстроить проектную ступенчатую модель, определяющую
примерную последовательность и содержание действий по введению нового
стандарта общего образования в работу образовательных организаций РФ.
Такая модель, во-первых, должна подразумевать подготовительный и
основной период. Во-вторых, каждый из этих периодов в свою
очередь включает некоторый набор последовательных ступеней, предполагающих
ряд действий, обеспечивающих достижение целевых ориентиров каждого из
периодов. Решение о переходе на ФГОС принимается самим учреждением
после детального самоанализа результатов подготовительного этапа и
вынесения решения о готовности всех компонентов к реализации ФГОС. При
этом необходимо учитывать сложившуюся на территории Российской
Федерации практику внедрения образовательных стандартов в процесс
обучения. Стандарт вводится только в классах, которые формируются на
первый год обучения в год внедрения Стандарта, то есть в 0 или 1 классах,
открываемых в образовательной организации в год внедрения Стандарта.
В качестве основных ступеней реализации подготовительного
периода проектной модели внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ в
практику работы образовательной организации могут выступать следующие
организационно-содержательные мероприятия:
1. Создание рабочей группы по сопровождению внедрения ФГОС ОО для
обучающихся с ОВЗ .
2. Анализ требований ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения
Программы обучающимися с ОВЗ. Определение проблемных точек,
объема и характера (доработка, разработка заново, корректировка и пр.)
необходимых изменений в существующее информационно-методическое
оснащение, систему работы и потенциал образовательной организации.
3. Разработка необходимой документации. Приведение условий реализации
к проектным требованиям. Обсуждение и утверждение документов в
образовательной организации. Разработка Адаптированной основой
образовательной программы, Программы коррекционной работы,
Специальной индивидуальной образовательной программы и др.
4. Подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации
ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ через разработку необходимого
учебно-методического оснащения процесса обучения (рабочих программ,
дидактических материалов и пр.) с учетом рекомендаций, разработанных рабочей группой и соответствующих внутренних локальных актов
учреждения .
5. Мониторинг готовности образовательной организации к введению ФГОС и,
при необходимости, получение лицензии на право осуществления
образовательной деятельности.
Основной этап внедрения ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ
предполагает следующие ступени:
1. Комплектование контингента учащихся с ОВЗ
2. Информирование родителей об особенностях и перспективах обучения
учащихся с ОВЗ. Заключение родительского договора.
3. Осуществление образовательной деятельности в рамках учебной и
внеурочной работы.
4. Текущий мониторинг качества внедрения ФГОС ОО для обучающихся с
ОВЗ и, при необходимости, проведение корректировочных мероприятий.
ФГОС НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
заключаются:
образованием как условия непрерывности коррекционно-развиваюшего
процесса;
в получении начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и выраженности задержки психического развития;
в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения
в рамках основных образовательных областей;
в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-
познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями
самостоятельно;
образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических
процессов у обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
в постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста
усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных
умений;
в специальном обучении «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организации сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Все основные положения ФГОС для детей с ОВЗ должны быть
отражены в АООП ОО.
Адаптированная основная общеобразовательная программа состоит из
нижеперечисленных разделов:
Пояснительную записку;
Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП;
Систему оценки достижения планируемых результатов освоения
АОПП обучающимися с ОВЗ;
Учебный план;
Программы отдельных учебных предметов;
Программу коррекционной работы;
Программу духовно-нравственного развития;
Программу формирования универсальных учебных действий
обучающихся (базовых учебных действий);
Программу формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни;
Программу внеурочной деятельности;
Систему условий реализации АООП
Данные разделы могут быть представлены в АООП ОО
последовательно, а могут быть объединены в блоки, например:
Целевой (пояснительная записка, планируемые результаты
освоения АООП, система оценки достижений в освоении АООП)
Содержательный (отдельные программы)
Организационный (учебный план, план внеурочной работы,
система условия реализации АООП)
Кроме указанных разделов АООП школы может иметь и
дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и
возможности региона и школы. Например, в качестве дополнительных
разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные
понятия, детальная характеристика контингента обучающихся по различным
параметрам и др.
При разработке АООП нужно учесть, что данный документ является
локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ. В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей.
В заключение отметим, что в связи с особенностями контингента
обучающихся, подробно описанными в Концепции и ФГОС для каждой
группы обучающихся, в каждом случае у образовательной организации
имеется возможность организовать обучение учащихся по индивидуальному
плану, реализация которого может подразумевать различную меру участия родителей (законных представителей) ребенка, привлечение сторонних организаций при осуществлении сетевого взаимодействия, варьирование количественного и качественного соотношения компонентов академической грамотности и жизненной компетентности, другие возможности совершенствования условий для достижения наилучшего результата обучения школьников с ОВЗ и их адаптации в жизни современного общества.