СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Внутришкольная система оценки качества образования: проблемы и перспективы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Внутришкольная система оценки качества образования: проблемы и перспективы"»

МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области




Доклад



на тему: «Внутришкольная система оценки качества образования: проблемы и перспективы»


Подготовила

учитель начальных классов

Мулявко Светлана Михайловна











2022 – 2023 учебный год

Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования как на федеральном, так и на региональном уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий.

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.

К основным задачам системы оценки качества образования относятся:

        - оценка  уровня  образовательных  достижений  обучающихся,  образовательных  учреждений  для их итоговой

аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения;

         - оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования;

        - формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели системы оценки качества образования.

        Ключевыми процессами в системе оценки качества образования в ОУ являются:

        - учебный, воспитательный, методический процессы, а также социально – психологическое сопровождение;

         - инновационная деятельность, организация профильного и предпрофильного обучения, связь с общественностью;

        - диагностика и мониторинг качества образования.

        Для осуществления диагностики качества образования в МКОУ « Октябрьская СОШ»ведется целенаправленный сбор информации о состоянии учебного процесса и факторах, оказывающих на него позитивное и негативное влияние.
         В данной технологии предусмотрены педагогическая и  психологическая диагностики. Каждый вид диагностики включает в себя ряд процедур, использующих стандартные методики.

         Педагогическая диагностика осуществляется с целью получения информации о качестве учебной и воспитательной работы в образовательном учреждении. Основная методика, используемая в ней, предусматривает использование не только методов тестирования, но и традиционные формы контроля обученности - письменная контрольная работа, сочинение, практическая работа и т.д

        Диагностика уровня обученности осуществляется на четырех уровнях – входящем, текущем, промежуточном и итоговым. Входящая диагностика проводится в начале учебного года с использованием комплексной работы по предметам. Текущая диагностика проводится после изучения каждой отдельной темы с использованием стандартизированных тестов или других видов контроля. Итоги работы обучающихся подвергаются поэлементному анализу, позволяющему получить качественные показатели уровня обученности по каждому отдельному критерию и параметру содержания образования. Значения этих показателей позволяют судить о параметрах, которыми обучающиеся уже владеют, о параметрах, которыми обучающиеся овладели в недостаточной степени, и о параметрах, которыми обучающиеся не владеют. На основании такого анализа строится программа дальнейших действий учителя, администрации. Психолога – программа коррекционной работы.

        Итоговая диагностика проводится один раз в конце учебного года, задания к ней подбираются с учетом результатов текущей диагностики. В эти работы включаются вопросы на проверку прочности знаний и задания, с которыми обучающиеся не справлялись при текущей проверке.

        Показатели. По которым будет вестись проверка обученности, все данные о работе обучающихся сводятся в таблицу.
        Показатели, по которым будет вестись проверка обученности, все данные о работе обучающихся сводятся в таблицу.
        Таблица 1.  Диагностика качества обучения

Ф.И. Обуч-ся

Мониторинг: входящий, промежуточный, итоговый

Отметки за тематические к/р

Отметки выборочно за практические, творческие работы, мини-проекты

Накопленная за четверть

Отметка за четвертную, годовую к/р

Отметка за таблицу умножения, технику чтения

Итоговая за четверть

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV



























        Диагностика уровня воспитанности осуществляется методом экспертной оценки. Суть метода состоит в коллективной оценке группой, состоящей из экспертов (учителей, работающих с данным учеником) и личности обучающегося, его воспитанности. Экспертная оценка воспитанности обучающихся проводится один раз в год согласно плану внутришкольного контроля всеми учителями, работающими в данной параллели.
Технология оценки. Для каждого класса создаются опросные листы.
Каждый эксперт оценивает каждого ученика по всем критериям и заносит оценки в опросный лист.
        По каждому критерию находятся средние значения и вносятся в сводную таблицу.
        Таблица  2.  Результаты оценки качества воспитанности

Фамилия имя

Любозна-

тельность

Трудолюбие

Бережное

отношение

к природе

Моё

отношение

к школе

Красивое

в моей

жизни

Я и мое

отношение к себе

Средний

балл

Уровень

воспитанности































         Регулярная диагностика обученности позволяет вести сравнение показателей качества обученности каждого ученика во времени, наблюдая за темпом роста ребенка, сравнивая его нынешние результаты с прежними. Такое сравнение делает процесс обучения личностно – ориентированным и более гуманным.

       В тоже время накопленные данные о качестве обученности обучающихся позволяют вести мониторинг деятельности каждого преподавателя и школы в целом.

       В МКОУ «Октябрьская СОШ» разработана процедура анализа и интерпретации результатов. Полученные в результате диагностики данные анализируются и интерпретируются по трем направлениям:

        - качество образования каждого ученика;

        - обеспечение качества образования каждым учителем;

        - обеспечение качества образования в данном классе,, на параллели, в образовательном учреждении.

        По результатам всех видов диагностики ученик получает рекомендации по коррекции качества образования, если это необходимо.

         Располагая результатами диагностики и мониторинга, администратор может вести сравнение качества обучения в каждом классе, по каждому предмету со средними значениями по школе. Сравнительный анализ результатов диагностики   позволяет   выявить   факторы,   влияющие  на качество образования, и принять адекватное решение по

устранению недостатков в обучении и созданию условий для совершенствования образовательной среды образовательного учреждения.

        В качестве таких факторов могут выступать: квалификация педагогов, учебный план, выбранные педагогические технологии, наличие или отсутствие методического обеспечения, материальная база и т.д.
Определив, какой из факторов в данном случае влияет на качество образования, администратор может принять обоснованное решение о дальнейших действиях: планировать методическую работу педагогического коллектива; внести изменение в учебный план; принять или отвергнуть данную педагогическую технологию; использовать в дальнейшем этот учебник или заменить его. 

         Для того чтобы продуктивно реализовать внутреннюю систему качества образования необходимы следующие мероприятия:
       - определение цели деятельности школы, цели преподавания по каждому предмету и образовательной области;

        - изучение   в   районе   влияния   учебного   заведения,   спрос   на   потребности инфраструктуры в том или ином

содержании обучения обучающихся, разработку в соответствии с запросами учебного плана школы, образовательных программ;

        - постоянное изучение запросов на образование обучающихся, родителей, педагогов. Анализ удовлетворённости качеством образования обучающихся, родителей, учреждений других типов;

        - разработка системы текущей и итоговой диагностики хода и результата образовательного процесса, создание системы научно-методического обеспечения;

        - совершенствование системы сбора данных, информационных потоков, обработки и анализа информации, принятия на их основе управленческих решений;

         - создание творческих групп педагогов, задачей которых является осуществление взаимодействий с другими учебными заведениями;

         - установление связей с руководителями организаций, учебных заведений, которые и будут в дальнейшем работать с нашими обучающимися;

        - согласование программ с потребителями, через деятельность Управляющего совета, которое заключается в выявлении и сближении позиций сторон в вопросе “чему учить?” как по содержанию, так и по степени практической ориентации знаний;

        - управление   качеством   образования   выступает  системообразующим  компонентом  в  системе  деятельности

общеобразовательных учреждений, обеспечивая целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по функционированию и развитию.

         Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством необходимо обладать

надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса, деятельности системы управления и т. д. Получение такой информации возможно при осуществлении мониторинга.

Образовательный мониторинг-форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая, непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Оценка качества образования по динамике изменения его результатов очень продуктивный способ, требующий систематического мониторинга результатов. Таким образом, фундаментальной основой механизма управления качеством образования выступает психолого-педагогический, медицинский, социальный мониторинг, а сущностью процесса управления развитием качества образования является рефлексивный подход как в развитии самого объекта (образовательного процесса), так и управления им.

Мониторинг качества образования выступает в роли механизма, благодаря которому все обучающиеся имеют не только обязательный уровень знаний, умений и навыков в соответствии с ФГОС, но и оптимальный (индивидуальный) для каждого уровень образования, выражающийся в его (образовании) качестве.