СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Воспитательное значение музыки в формировании личности ребенка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе раскрыты аспекты влияния музыки на формирование личности ребенка

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Воспитательное значение музыки в формировании личности ребенка"»




МАУ ДО «ДШИ» Задонского муниципального района










Методический доклад на тему:


«Воспитательное значение музыки в формировании личности ребенка»


Подготовила преподаватель

Комова А.В.








г. Задонск

2021 г.



Значение музыки в формировании личности ребенка неоценимо. Еще Аристотель говорил: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. И раз музыка обладает такими свойствами, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».

Музыка в своем бесконечном многообразии может создавать широкую гамму чувств и эмоций, которые проникают в подсознание человека, влияет на его эмоциональное состояние, настроение, а это напрямую связано с психическим развитием ребенка.

Ребенок слышит музыку, находясь еще в утробе матери. Не случайно врачи советуют беременным женщинам слушать музыку Моцарта, если они хотят, чтобы ребенок был спокойным после рождения. Феномен музыки Моцарта до сих пор не изучен полностью, но его гармонии обладают успокаивающим фактором для нервной системы человека.

В младенчестве мать поет колыбельные своему ребенку. Они тоже служат для того, чтобы успокоить малыша, дать ему расслабиться. Ребенок засыпает, чувствуя себя защищенным и любимым. Доказано, что у детей, лишенных этого, формируются различные комплексы, в том числе и жестокость, озлобленность, неуверенность в себе.

Все, кто учился в музыкальной школе знают, что есть лад мажорный и лад минорный. Эти лады являются основой всей музыки веселой и грустной, а само слово ЛАД – это согласие, упорядоченность звуков в системе из семи нот – семи ступеней, где все они зависят друг от друга. Ладовое тяготение – это разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые и вечное стремление всех звуков лада к первой ступени – ТОНИКЕ. Каждый неразрешенный неустойчивый звук – воспринимается, как нерешенная задача, конфликт, дискомфорт, а каждый разрешенный неустойчивый звук приносит успокоение, комфорт, блаженство. У колыбельной, которую поет ребенку мать всего 4 звука, три из которых устойчивые и всего один неустойчивый, но сразу же разрешенный, темп медленный, ритм ровный и спокойный, а звук негромкий. Все это в комплексе успокаивает нервную систему младенца, и он засыпает. Постепенно музыкальные интонации и впечатления накапливаются в мозгу ребенка, подобно речевым, он учится говорить и в тоже время слушать и воспринимать музыкальные образы. Задача взрослых постепенно расширять его музыкальный кругозор. Подрастая, ребенок знакомится с миром музыки - это различные песни, танцы, музыка из мультфильмов и кино. Проанализируем, как же музыка влияет на психику ребенка, на его интеллектуальное развитие, на его последующую жизнь.

Известный педагог Т. Смирнова сказала, что музыка – это пища для души, и наша задача научить маленького человечка отличать хорошую пищу от плохой.

Дети в 4-5 лет воспринимают музыку непосредственно, легко и очень быстро учатся ее понимать. Помогают этому литературные и художественные образы. Особенно понятны детям народные мелодии и ритмы, маленькие дети познают мир добра и зла, слушая народные прибаутки, потешки, хороводные и лирические песни.

В 5-6 лет продолжается музыкальное развитие, закрепляются музыкальные образы в памяти ребенка, связываются со слуховыми - речевыми и зрительными. Сходство материала речи и музыки, известная близость функций речевой и музыкальной интонации, относятся к важнейшим факторам, обеспечивающим возможность перенесения речевого опыта на восприятие музыки. Важно подбирать музыкальный материал, который вызывает у ребенка положительные эмоции и чувства, воспитывает гуманизм, доброту, любовь к родителям, к Родине, к природе, к животным. Занятия по музыкально-эстетическому воспитанию в подготовительной группе очень благотворно влияют на дальнейшее развитие детей. Они идут в школу более подготовленным, уверенным, с нормально развитой психикой.

В начальной школе дети уже осознанно воспринимают музыку. Им нравятся песни из мультфильмов и детских кинофильмов. Пока еще нет

музыкальных пристрастий и разногласий в их среде. Они с удовольствием поют, танцуют и слушают все, что им предлагают взрослые. Здесь есть место и программным классическим произведениям, и народной музыке, и простым детским песенкам.

С10-11 лет у детей возникает стремление к объединению по интересам. Общими могут стать игры, техника и конечно же музыка, как неотъемлемая часть их жизни. Дети объединяются в сообщества, начинают слушать музыку, распространенную в среде их старших товарищей, обмениваются музыкальными впечатлениями. Вот здесь музыкальное воспитание ребенка уходит из под контроля взрослых и отдается социальной среде, в которой он растет. Зачастую возникает эффект «запретного плода». Например дети начинают слушать песни с ненормативной лексикой.

Начинается переходный возраст и тут создается критический момент в формировании личности ребенка. У мальчиков – это период поклонения силе и мужеству, а у девочек – стремление выделиться из общей массы чем-то особенным. Часто - это приверженность к какой-то субкультуре. Вообще в этом возрасте музыка не существует для подростка сама по себе, она существует, как часть этой самой субкультуры.


Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей, а каждая группа музыкантов навязывает и определенную идеологию.

В период научно-технического прогресса, когда распространение музыки стало доступным широким массам людей, музыка стала играть огромную роль в воздействии на их умы и на формирование личности молодых людей.

Палитра мировой музыки огромна - от классики и народных песен до тяжелого рока, шансона, попсы и суицидного эмо-жанра. Каждый человек находит в этой палитре отражение своего настроения и эмоций.

Именно поэтому так важно с самого раннего детства постараться привить ребенку хороший музыкальный вкус, познакомить его с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, чтобы он полюбил и научился понимать классическую музыку, увлекся народным творчеством, музыкой, которая несет в себе все лучшее, что создало человеческое общество за тысячи лет. И только в этом случае у ребенка сформируется объективное восприятие мира, правильное понятие о добре и зле, любовь к Родине и родителям, уважение к героическим поступкам.

Таким образом музыка является очень важным средством воспитания ребенка, и нужно уделять музыкальному образованию всех детей особое внимание, так как сегодня - это дети, а в будущем – это наше общество, и , благодаря музыке, мы должны наполнить его добрыми, отзывчивыми и душевно красивыми людьми.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!