СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад   «Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения»

Учитывая актуальность проблемы, мы создали клуб «Я и моя семья», работа  клуба направлена на оказание психолого-педагогической поддержки родителей в осознании своей воспитательной роли, в создании полноценных условий для всестороннего развития ребёнка.

Занятия с детьми и родителями, вполне способствуют социально-психологической адаптации ребёнка к дальнейшей жизни в обществе, успешному взаимодействию с окружающим миром, укреплению семьи через совместную семейную деятельность.

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения»»

Доклад «Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения»

1 слайд

Одной из приоритетных задач программы развития и воспитания детей является укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Основой такого взаимодействия является помощь семье в решении проблем воспитания детей. Эта задача напрямую связана с повышением воспитательного потенциала семьи. Что же такое «воспитательный потенциал семьи?»

2 слайд

Воспитательный потенциал семьи состоит из таких компонентов:

  • Биологического (наследственное состояние психики индивида);

  • Психологического (тип семьи, выполнение ролевых функций членами семьи, тип взаимоотношений в семье, наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития);

  • Экономического (уровень доходов в семье, наличие жилья и др.);

  • Социального (принадлежность семьи к определенной этнической группе, социальный статус, образование родителей их профессия и занимаемая должность, культурный и духовный уровень развития).

Таким образом, воспитательный (педагогический) потенциал семьи – это «особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка».

Исходя из этого определения условно можно выделить 2 группы семей:

  • Семьи с высоким воспитательным потенциалом, в которых родительство является базовой ценностью, присутствует безусловное принятие ребенка как личности и позитивное отношение ребенка к отцу, матери и родителям как семейной чете. Такие семьи характеризуются целостностью структуры семейных взаимоотношений и упорядоченным социально – ролевым взаимодействием, социально – желаемым поведением родителей и детей;

  • Семьи с низким воспитательным потенциалом, в которых родительство не является базовой ценностью. В таких семьях нарушены родительско-детские взаимоотношения, связи с социумом, искажена воспитательная структура, вследствие чего становится детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, девиантно – делинквентное поведение и дезадаптация детей и подростков.

3 слайд

Понимая, что такое воспитательный потенциал семьи, можно определить и пути его повышения.

Стили воспитания в семье и их влияние на ребенка

Различают 4 стиля воспитания:

  • Авторитарный;

  • Либеральный;

  • Индифферентный;

  • Демократический.

Рассмотрим, прежде всего, два противоположных типа взаимодействия взрослого с ребенком: авторитарный и демократический.

4 слайд 

Авторитарный стиль воспитания

Как нетрудно предположить из первого названия, отношение взрослого к ребенку основывается на мнении о том, что ребенок – не самостоятелен, неактивен, что с ним можно производить различные манипуляции, которые эффективно повлияют на развитие ребенка, приведут к нужному результату. Результат, важно заметить, заведомо известен взрослому: «послушный, исполнительный, удобный ребенок». Ребенок воспринимается как объект воздействия, чьи интересы и мнения не имеют решающего значения. Авторитарный стиль – это педагогика подавления, насилия и принуждения.







5 слайд 

Демократический стиль воспитания

В отличие от предыдущего стиля воспитания, данная позиция основывается на признании прав ребенка на самостоятельность, активность, творчество, мнения, ошибки. Ребенок – полноправный участник диалога, к нему прислушиваются, его слышат. Неоспоримым приоритетом воспитания становится счастье ребенка, как сиюминутное (здесь и сейчас), так и в будущем. Данный стиль взаимодействия не отрицает авторитет взрослого, однако предъявляет ряд требований к личности родителя, педагога. В первую очередь, это отказ от удобной позиции «сверху» в пользу позиции «рядом, вместе». Главное в данном стиле воспитания – взаимодоверие.

6 слайд 

 Либеральный стиль воспитания

Как понятно из названия, данный стиль воспитания основан на предоставлении ребенку свободы, зачастую неограниченной. Ребенка в либеральной семье всячески балуют, ни в чем не отказывают. Может ли ребенок существовать без ограничений и запретов? Как правило, ребенок, чье поведение всегда принимается родителями, на чьи проступки закрывают глаза, испытывает значительные трудности при поступлении в детский сад, в школу. Ведь у такого ребенка не было возможности привыкнуть к тому, что в жизни могут присутствовать ограничения и правила. Столкнувшись с неприятными для себя запретами, ребенок ответит непослушанием.

7 слайд 



Индифферентный стиль воспитания

Родителям, которые заняты, устают, выматываются на работе иногда «не до ребенка». Каждый в семье – сам по себе, у каждого свои проблемы, у каждого – свой мир. Взрослым «все равно», каким вырастет ребенок, что его волнует сейчас. Как правило, дети очень остро чувствуют свою ненужность, неважность. Безразличие самых близких людей становится основой для становления негативной самооценки ребенка.



8 слайд

Можно сделать вывод о том, что наиболее благоприятным стилем воспитания для развития ребенка является демократический стиль воспитания, но проведя исследования (анкетирование родителей) в 2012 году «о стиле воспитания учащихся 1-2 классов» получили следующие:





Демократический стиль воспитания

10 (чел.)

Либеральный стиль воспитания

13 (чел.)

Индифферентный стиль воспитания

12 (чел.)

Авторитарный стиль воспитания

10 (чел.)



Как оказалось для родителей важно получить ответы профессионалов на вопросы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, что читать, как справиться с его капризами и непослушанием? А самое главное – как интересно провести время вместе с ребёнком.

9 слайд 

Учитывая актуальность проблемы, мы создали клуб «Я и моя семья», работа  клуба направлена на оказание психолого-педагогической поддержки родителей в осознании своей воспитательной роли, в создании полноценных условий для всестороннего развития ребёнка.

Занятия с детьми и родителями, вполне способствуют социально-психологической адаптации ребёнка к дальнейшей жизни в обществе, успешному взаимодействию с окружающим миром, укреплению семьи через совместную семейную деятельность.

10 слайд 

Отличительной особенностью программы является работа

«педагог – ребёнок – родитель». В данной обстановке все дети чувствуют себя естественно, комфортно, защищено – так как рядом с детьми есть близкий человек.

В процессе обучения родители не только помогают своим детям выполнять творческие задания на занятиях, но и сами учатся новому, что сближает их с детьми. Совместная творческая и развивающая деятельность помогает родителям понять внутренний мир ребенка, увидеть скрытые потенциальные возможности и творческие способности своего ребёнка, стать ему ближе и роднее, а каждому воспитаннику — приобретать необходимые знания, умения и навыки для личностного и творческого развития в обстановке психологического комфорта.

Участниками клуба стали родители и дети 1-2 классов, а также педагог, выполняющий конкретные практические задания, участвующий в организации и проведении семейного досуга клуба « Я и Моя семья!». С целью укрепления контакта внутри семьи к участию в программе привлекли три поколения семьи (бабушка, дедушка - мама, папа – ребенок).

11 слайд 

Отличительная особенность  семейного клуба «Я и Моя семья » заключается в том, что  содержание курса строится по 3 направлениям:

  1.  «Мир моих увлечений (кулинария, декоративно прикладное искусство, музыка »;

  2. «Вот что значит настоящий друг» работа с психологом;

  3. «В здоровом теле – здоровый дух»подвижные и спортивные игры;

12 слайд 

Формы работы с детьми: 

  • Беседа, игра спортивного, нравственного содержания;

  • Проведение совместных с родителями праздников, конкурсов;

  • Экскурсии, походы;

  • Творческая выставка работ «Я +Родители»;

13 слайд 

Ожидаемые результаты семейного клуба:

  • Осознание ребенком  социальной значимости семьи

  • Активизация родителей в решении воспитательных задач

  • Снижение социальных проявлений школьников

  • Повышение уровня осознания отношения детей и родителей к сохранению своего здоровья и безопасности

  • Укрепление дружеских и партнерских отношений между детьми и родителями

14 слайд 



В этом году был первый выпуск наших ребят(девятиклассников)

Это спокойные, уравновешенные люди и в тоже время веселые и надежные друзья. Обладают чувством юмора и умением общаться с людьми любого возраста.

В сентябре планируем новый набор в наш клуб.

15 слайд 



4