Городское методическое объединение
учителей физики и информатики
г. Райчихинска Амурской области.
Доклад
«Воспитательная работа и связь с родителями».
Регина Владимировна Косенко, учитель математики, физики и информатики МОБУ СОШ № 3
26 августа 2013 г.
Образование – это единый, целостный процесс воспитания и обучения, и главное – удержать эту целостность во всех видах образовательной деятельности, в том числе и воспитательной.
В.А. Сухомлинский писал: «Учение – это один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка».
В воспитании всё главное: и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе. Основным направлением в своей работе определила нравственное воспитание обучающихся.
Работая в малочисленной школе (количество обучающихся в классе 8 – 13), я имею возможность осуществлять дифференцированный подход к каждому обучающемуся, знакома с каждым ребенком, его семьей и социальным окружением.
На протяжение 14 лет своей педагогической деятельности постоянно являюсь классным руководителем с 5 по 11 класс, поэтому уже выпустила 2 класса – это выпуск 2006 г. и выпуск 2013 года, в данном учебном году (2013/2014) буду работать классным руководителем в 5 классе.
Основная и очень ответственная задача, стоящая передо мною - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь его индивидуальности развиваться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям, что в дальнейшем поможет ребенку самореализоваться. Поэтому, начинаю свою работу в каждом классе не с отбора и даже не с формирования желаемых по моему мнению качеств, а с педагогического наблюдения за каждым учеником.
Так, например, зная, что в будущем учебном году мне предстоит работать в 5 классе, я неоднократно посещала уроки математики и окружающего мира в 4 классе, классные часы. Тесно сотрудничала с классным руководителем этого класса. Уже выделила для себя несколько групп четвероклассников по разным признакам: темпу усвоения материала (психолого-физиологические особенности), по склонностям к предмету (естественно- математические, гуманитарные), по уровню умственных способностей. Знакома со всеми четвероклассниками и их родителями. Для более тесного знакомства во втором полугодии 2012 – 2013 учебного года провела в 4 классе несколько уроков математики и урок окружающего мира.
В своей деятельности руководствуюсь демократическим стилем общения. Психологическая атмосфера в классе доброжелательная, основанная на взаимном уважении, доверии и открытости. Стараюсь работать с детьми под девизом «Доверяй и сотрудничай». Чаще на своих уроках использую активные формы работы. Применяю различные методы в индивидуальной работе со школьниками: метод личного примера, внушения, стимулирования, требования, поручения. Учитываю возрастные особенности учащихся, уважаю их мнение, стараюсь доступно и убедительно объяснить свою позицию в детском коллективе. На своих уроках стараюсь создать благоприятный морально-психологический климат в ученическом коллективе, мотивирую на достижение результатов.
Всегда стараюсь быть примером для своих ребят, идти в ногу со временем. Традиционными мероприятиями для нас стали однодневные летние походы, туристические слеты, поездки на каток и в бассейн города Райчихинска, экскурсии. Так, например, за последние два года мы побывали на Бурейской ГЭС, в краеведческом и палеонтологическом музеях города Благовещенска, в пожарной части города Райчихинска. Учащиеся моего класса активно участвуют не только в школьных, но и в городских акциях. Например, в 2011 году команда моего класса «Витамины» участвовала в молодежной игре «За здоровый образ жизни» и была награждена благодарственным письмом, в ноябре 2012 года мы три моих воспитанницы стали участницами муниципального этапа конкурса социальной рекламы в номинации «Социальный плакат», они подготовили и предоставили работы по темам: «Живи ярко!» и «Моя семья – мое богатство». Очень часто культмассовый сектор класса под моим руководством организует совместные вечера отдыха, на которые мы приглашаем и родителей. Я и мои ребята очень любим спорт, поэтому часто становимся участниками игр по волейболу и баскетболу между командами учителей и учеников.
Классы, в которых я являюсь (являлась) классным руководителем, всегда занимали лидирующее положение по воспитанности, показывали хорошие результаты в учёбе, поскольку следуя личностно-ориентированному подходу в воспитании, я большое внимание уделяю развитию толерантных взаимоотношений. В процессе педагогической деятельности стараюсь создать обстановку комфортности, безопасности для ребёнка, атмосферы уважительного отношения друг к другу, как на уроке, так и во внеурочное время.
При организации занятий и внеклассных мероприятий, как учитель – предметник, стараюсь привить детям любовь к преподаваемым мною предметам. Для этого провожу различные мероприятия, в которых ребята принимают активное участие. Так, в рамках предметной недели предметов естественно-математического цикла, для обучающихся 5 – 6 классов десятиклассникам был организован устный журнал «В мире звука». Доклады: «Разговор дельфинов», «Эхолот», «Природные сонары» сопровождались яркими мультимедийными презентациями, а в конце мероприятия ребята средних классов смастерили функционирующий телефон (из спичечных коробков). Всегда уделяю внимание гражданскому и патриотическому направлению в своей работе: знакомлю с историей открытий, с биографией великих физиков соотечественников и их достижениями в области науки. Формирую у обучающихся потребность в здоровом образе жизни, большую роль отвожу экологическому воспитанию.
Исходя из вышесказанного, могу сделать вывод, что интерес обучающихся к физике и информатике возрастает с каждым годом.
Количество обучающихся 9 класса, желающих сдавать такие предметы по выбору, как физика и информатика в форме ГИА с каждым годом увеличивается. Так в 2011 году ГИА по физике выбрали – 29,4 % от общего количества выпускников, в 2012 году - 35,5 %, в 2013 г. – 25 %. В 2011 году ГИА по информатике выбрали 11,8% от общего количества выпускников, в 2012 году - 32,3%, а в 2013 – 25 %. Так же возрастает и количество выпускников 11 класса, желающих сдавать ЕГЭ по физике и информатике. Так в 2011 году ЕГЭ по физике выбрали – 15,4 % от общего количества выпускников, в 2012 году - 40 %, в 2013 году – 38,46 %. ЕГЭ по информатике 2012 г. – 10 %, 2013 г. – 15,38 %.
Из 13 выпускников 11 класса в 2013 году (в данном классе работала не только учителем, но и классным руководителем) 6 выпускников поступили в высшие учебные заведения (1 – БГПУ, 2 – ДальГАУ, 1- ТОГУ, 1 – АмГУ, 1 – Хабаровский университет культуры и искусства), 6 – в технические СУЗы, 1- не получила аттестат, т.к. не сдала экзамен по математике.
Учебно-воспитательная деятельность в школе не будет иметь успеха без тесных контактов с родителями. Первые воспитатели и учителя ребенка – это родители, поэтому их роль в формировании его личности огромна.
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.
Работа с родителями основана мною на гуманистическом стиле общения, уважительном и требовательном в отношении семьи и школы к учащемуся, умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов. В своих выступлениях на родительских собраниях стараюсь приобщить родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению, развитию осознанной потребности в изучении физики, к заинтересованности в дополнительных занятиях по подготовке к ЕГЭ. Довожу до сведения родителей требования по изучению предмета, стараюсь убедить в важности его изучения. Родители всегда в курсе успеваемости школьников.
Взаимодействую с родителями в следующих направлениях: информационное, воспитательно-развивающее, формирующее, охранно–оздоровительное, контролирующее, бытовое. При этом полное взаимодействие невозможно без педагогического и психологического изучения семьи.
Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальным, и поэтому действую в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье.
Устанавливая контакты, использую рекомендации по этике взаимоотношений с родительской общественностью:
1. Чтобы иметь влияние на родителей, надо с уважением относиться к детям. Не критиковать личность ученика перед родителями, анализировать недостатки и отрицательные явления. Необходимо уметь оказывать влияние на семью через ученика.
2. Родители должны видеть заботу не только об их ребёнке, но и обо всём ученическом коллективе.
3. Изучая воспитательные возможности семьи, нужно опираться на положительный опыт семейного воспитания.
4. Необходимо сделать так, чтобы родители не опасались доверить любую информацию о детях.
5. Родители нуждаются в квалифицированном совете, в товарищеской помощи, а не в поучениях, упрёках и жалобах.
6. Посещая семью, нужно подумать о возможных последствиях визита.
7. Вежливая черствость и бездушный формализм не лучше назиданий и командования.
8. Не нужно превращать родительское собрание в судилище над родителями трудных учеников, не сводить повестку дня лишь к вопросам успеваемости и дисциплины.
9. Надо стараться сделать так, чтобы воспитанник приносил в семью радость, мир и покой.
10. Чтобы воспитывать ребёнка нужно его знать.
При построении взаимодействия с родителями учитываю определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей. Стараюсь разнообразить общение с родителями, не ограничиваясь только родительскими собраниями, всё больше внедряя в свою работу интерактивные формам взаимодействия: родительские тренинги, психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера, родительские чтения, родительские ринги, деловые игры и др.
В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если строить общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия учителя и родителей.
В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.
Анкета «Знакомство с родителями»
1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребёнок?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребёнка?
3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребёнку?
4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
5. Чем бы вы могли помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?
Результаты ЕГЭ и ГИА.
Результаты ЕГЭ по физике.
Результаты ЕГЭ по информатике.
Результаты ГИА по физике.
-
Результаты ГИА по информатике.
-
Степень реализации профессиональных намерений учащихся.
| | | |
| | | |
| | | |
| | | Все получают образование в высших учебных заведениях (ДальГАУ – автомеханик, Свободненский техникум железнодорожного транспорта - факультет СПО АмИЖТ, ТОГУ – коммуникации и сети, Дальневосточный гуманитарный университет , факультет математики и информатики). |
| | |
| | | |
| | |
-