СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Возможности урока математики для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Возможности урока математики для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Возможности урока математики для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"»

Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

“Развивающемуся обществу, – подчеркивается в “Концепции модернизации Российского образования”, – нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание”.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Слайд 2. Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослыми и сверстниками. В то же время, именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Общество немыслимо вне общения. В последнее время в науке наряду с понятием “общение” используется понятие “коммуникация» Коммуникация – более широкое по объёму понятие. Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. (Слайд 3) Коммуникация, по мнению психологов – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации своих планов и потребностей.

Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.

От уровня развития коммуникативной компетенции ребенка, во многом зависит процесс адаптации его в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Детям с низким уровнем коммуникативных способностей труднее найти себе в классе друзей для общения, для игр. Такие дети не могут участвовать в коллективном обсуждении, так как им трудно сформулировать свои ответы на уроках, построить грамматически и синтаксически правильную речь.

Поэтому далеко не каждый ребенок может проявить себя в учебной деятельности, а вот проявить себя во внеурочной деятельности может каждый.

(Слайд 4) Китайская народная мудрость гласит : «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». Вовлечь ребенка в образовательный процесс помогают различные формы и методы работы. У младших школьников по-прежнему ведущей остается игровая деятельность. Использование игровых технологий на уроках и внеурочной деятельности помогает заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции. Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов.

Уже с первого года обучения дети принимают активное участие в подготовке и проведении литературных викторин, КВН, спортивных праздников, дней именинников, концертов, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, и т.д.

При подготовке и проведении таких мероприятий дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актерские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас.

(Слайд 5) Основу формирования коммуникативных УУД составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Общение – неотъемлемая часть любого занятия, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

(Слайд 6) Развитию коммуникативных навыков у учащихся мне помогает работа кружка «Театральный». Эти занятия помогают ребятам обогатить словарный запас, полно и точно выразить свои мысли, проявить свой талант.

-адекватно использовать аргументы в дискуссии;

-спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;

-понимать возможность существования различных точек зрения на одну и ту же ситуацию,

-сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор,

-обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития школьника,

-воспитание творческой индивидуальности ребенка,

-развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности,

-освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности;

- включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность,

-накопление определенного багажа образных действий, необходимого для первоначального выражения ребенком своего личностного отношения к музыке,

-пробуждение чувств сопереживания  воплощаемому образу,

-воспитание культуры движений.

(Слайд 7) На занятиях учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы.

(Слайд 8)

  • полное внимание к однокласснику;

  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

  • терпимость, дружелюбие;

  • никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимают активное участие в обсуждении этих правил.

(Слайд 9) Для создания эмоционально благоприятной ситуации необходимо использовать игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например:

  1. «Рассказ от первого лица»:  

- рассказать, опираясь на электронную наглядность, от лица Лисы о том, как ее выгоняли из избушки герои сказки.
– Представлять повествование от имени предмета, например Колобка, презентация «Как хлеб к нам на стол пришел».

2. «Сказка в заданном ключе» ( сочинить новую историю с созданием к ней рисунков.)

3.«Изменение развязки истории»:
– придумать другое окончание сказки, рассказа.
В сказке «Колобок» все дети мечтают о том, чтобы Колобок смог уйти от Лисы…

4. «Комплименты»
– сказать комплимент сказочному герою.

(Слайд 10) Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания.

(Слайд 11) Следующие упражнения помогают  детям стать более раскованным, общительным, понимающими  и изменить  отношения с другими людьми к лучшему:

— Каждое занятие начинаем с улыбки своему отражению в зеркале, строим рожицы.

— Приглядываемся к окружающим людям, их лицам, походке, одежде, рукам, пытаясь определить их профессию, семейное положение, увлечения, интересы, характер, мысли и настроение в данный момент.

— Пытаемся изобразить различные эмоции на лице, отгадываем их на лицах товарищей.

— Изображаем различные эмоциональные состояния людей ( «только что сдал экзамен на 5 (на 2)», «влюблен», «девочка в модном прикиде», «злая продавщица», ….). Отразить это без слов, жестами, выражением лица, действиями, походкой и т.п., дети отгадывают, что хотел изобразить.

— Разбившись по парам, в течение 1 минуты смотрят в глаза своему собеседнику. Затем обсуждают, какие чувства испытывали. Как это встречается в жизни, со знакомыми людьми и с незнакомыми?

— В группе за 5 минут переговорить с наибольшим количеством людей.

— Учим наизусть стихи, басни, шутки, загадки, истории.

Каждый ребёнок, чувствует ответственность за постановку спектакля, декорации меняют сами, тренируются играть пьесу с музыкальным сопровождением, отрабатывают отдельные сцены. Дети рады – они уже актёры, с их помощью рождается сказка.

(Слайд 12) Мы выступаем на школьных праздниках, КТД, готовим отчётные выступления, выступаем в детском саду.

Во время работы, я стараюсь  помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с одноклассниками. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже   «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.

(Слайд 13) Исходя из выше сказанного, делаем вывод: Коммуникативные навыки облегчают процесс социализации учащихся на разных ступенях обучения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!