МБОУ «Апраксинская СОШ»
« Взаимосвязь семьи и школы
в интересах личности ребёнка»
Подготовила: Фёдорова О.М.
учитель начальных классов
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
(Саади.)
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем.
Воспитание - важнейшее явление духовной жизни общества для всех времен и народов. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение - передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. В этом заинтересованы все: и учителя, и родители, и сами дети, и все жители страны.
«Дети - живые цветы земли» - так поэтично выразил глубокую мысль .М. Горький. А выращивают эти цветы, прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к самостоятельной жизни и труду. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина. Ребенок - наиболее нуждающийся человек нашего общества, и больше всего он нуждается в любви, в понимании.
Школа. Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
В. А. Сухомлинский подчёркивал: «Школа в воспитательном отношении должна быть ни кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, учитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям». Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. Связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Для ребенка содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.
Учитель является связующим звеном между школой и семьёй. Общение учителя с родителями учащихся влияет на процесс формирования личности ребёнка, на процесс обучения. Воспитание детей осуществляется наиболее успешно, если между школой и семьёй существуют тесные контакты. От характера отношений учителя с ребёнком, учителя с его родителями, зависят не только самочувствие ребёнка, но и его успехи в обучении и воспитании. Помня об этом, учитель и должен строить свою работу с родителями учащихся.
Классный руководитель должен сформировать классный коллектив, в котором должен быть создан благоприятный психологический климат, должен следить за негативными проявлениями среди учащихся и отсутствием правонарушений, организовать взаимодействие с родителями и многое другое.
Анализируя работу педагогов нашей школы, можно сказать, что все стараются вовлечь учащихся и их родителей в процесс коллективной работы.
В данном плане я провожуи индивидуальную, и групповую, и массовую форму работы:
индивидуальные беседы с детьми и их родителями,
педагогическое наблюдение (которое фиксируется в дневнике классного руководителя),
беседы с родителями по телефону,
вызов родителей для консультаций по воспитанию детей и моральному образу жизни родителей,
посещение семей на дому.
Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для меня. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, я же — необходимые мне сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. В общении с родителями нужно проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения микроклимата семьи и условий семейного воспитания. С этой целью проводятся анкетирования родителей по темам: «Режим дня ребёнка», «Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения», «О похвале и наказаниях» и др.
Всестороннее изучение ученика в школе и семье помогает учителям выявить интересы детей и родителей, формы воспитания детей, обеспечить единую линию взаимодействия на ребёнка со стороны семьи и школы.
В моей работе предусмотрены мероприятия по просвещению родителей по проблемам воспитания. Нередко наблюдается неблагополучие в процессе воспитания, которое идет из-за отсутствия необходимых психолого-педагогических знаний и практических навыков у родителей. В связи с этим проводится индивидуальная работа с данными семьями.
Мной проводятся консультации по воспитанию детей, даю, если обращаются родители, советы.
Родительское собрание- это универсальная форма работы педагога, которая позволяет решить ряд задач.
В современной педагогической практике существуют разные виды родительских собраний, среди которых можно выделить:
- организационные, на которых разрабатываются и утверждаются планы работы, избираются родительский комитет класса, распределяются поручения среди родителей;
- тематические, посвященные обсуждению актуальных вопросов воспитания и развития учащихся;
- итоговые, имеющие целью обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления в жизни классного коллектива и школы.
К сожалению, посещаемость родительских собраний оставляет желать лучшего.
Одно из важнейших направлений деятельности классного руководителя – профилактическая и коррекционная работа с учениками. От активности родителей в значительной мере зависят результаты такой важной задачи, как профилактика правонарушений среди школьников.
Деловой контакт с родителями помогает лучше организовать педагогический процесс. Его задача- педагогически направить, обогатить, усилить положительные явления семьи на детей, установить деловые, доброжелательные отношения, нейтрализовать отдельные недоразумения, возникающие между педагогом и учащимся. Педагог должен показать пример культурного отношения к своим воспитанникам.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭТИКЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ
Чтобы иметь влияние на родителей, надо с уважением относиться к детям.
Родители должны видеть Вашу заботу не только об их ребенке, но и обо всем ученическом коллективе.
Изучайте воспитательные возможности каждой семьи, опирайтесь на положительный опыт семейного воспитания.
Сделайте так, чтобы родители не опасались Вам доверить любую информацию о своих детях.
Помогите родителям определить нужный стиль взаимоотношений в семье, а школьнику занять правильную позицию в семье.
Родители нуждаются в квалифицированном совете, а не в поучениях, упреках и жалобах на их детей.
Посещая семью, подумайте о возможных последствиях Вашего визита.
Вежливая черствость и бездушный формализм не лучше назиданий и командования.
Не превращайте родительское собрание в судилище над родителями трудных учеников, не сводите повестку дня лишь к вопросам успеваемости и дисциплины.
Старайтесь сделать так, чтобы воспитанник приносил в семью радость, мир и покой.
Учитывая темперамент ребёнка можно скорректировать особенности индивидуального подхода, например:
с сангвиником необходимо быть честным, предъявлять определённые требования ( что, как, к какому сроку), постоянно, систематически контролировать, при оценке результатов хвалить лишь за старание;
у холерика необходимо формировать действенные мотивы (его труднее уговорить, но он сделает всё быстро, но сначала его надо похвалить) , контроль за исполнением должен носить открытый характер;
флегматика следует контролировать лишь на начальном этапе, оценивания его работу, следует всё аргументировать, предъявлять требования неторопливо, настойчиво;
меланхолику необходимы одобрение, моральная поддержка, в ходе оценки результатов в формировании уверенности следует настойчиво предъявлять требования.