СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Здоровье сберегающие технологии. Формирование у учащихся культуры здорового образа жизни и ценностных ориентаций по духовному и нравственному здоровью

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад Здоровье сберегающие технологии. Формирование у учащихся культуры здорового образа жизни и ценностных ориентаций по духовному и нравственному здоровью»







«Здоровье сберегающие технологии. Формирование у учащихся культуры здорового образа жизни и ценностных ориентаций по духовному и нравственному здоровью».


В уставе Всемирной организации здравоохранения записано:

«Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

У каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровье сберегающие технологии.

Функции здоровье сберегающей технологии:

– формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

– информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

– диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребёнка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

– адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности;

– рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

– интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.


Вопросы здоровье сбереженья решаются не одинаково на различных уровнях:

– на уровне работы учителя: выбор адекватных средств и методов, индивидуальный подход, взаимодействие с семьёй, расширение тематики по здоровому образу жизни, межпредметное обучение, совместное проведение уроков с психологической и медицинской службами школы


– на уровне учащихся: формирование собственной мотивации к здоровью и привычки соблюдать гигиенические правила и нормы, изучение учебного материала в соответствии с собственным опытом, нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.


Первым шагом в направлении по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся служит выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь.


Основной целью является формирование у учащихся ценностного отношения

к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщение к занятиям физической культурой и спортом.

- Организация учебного процесса строится в соответствии с требованиями СанПиН.

- Работа по социальной адаптации учащихся и сохранению их психологического здоровья.

- Внеклассная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

- Профилактика вредных привычек.

- Профилактика «школьных» болезней (сколиоз, неврозы .);


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ


В 8, 10–11 классах в курсе биологии предусмотрено изучение разделов «Наследственность. Среда и образ жизни - факторы здоровья», «ОДС и здоровье», «Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья», «Репродуктивная система и здоровье» и др. Материалы разделов логически связан с другими общеобразовательными предметами, прежде всего с такими как: «Физическая культура», «ОБЖ», «Экология», «География», «Обществознание», «Технология».

В ходе изучения формируется понятие о здоровом образе жизни. Его содержание обеспечивает последовательное формирование у учащихся

основных понятий о здоровье человека, о факторах, формирующих здоровье,

и о факторах, разрушающих здоровье. Устанавливают связь образа жизни и

здоровьем человека.

Раскрывают факторы здорового образа жизни: рациональное питание,

режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, физическая культура и

закаливание, личная и общественная гигиена, культура взаимоотношений,

умение преодолевать стрессы. Последовательно, с учётом возрастных физиологических и психологических особенностей старших подростков,

исследуют положения, направленные на профилактику факторов, разрушающих

здоровье. Освещают связь здорового образа жизни и

продолжительностью жизни. Обращают внимание на особое значение

репродуктивного здоровья, определяющего способность человека и общества

к воспроизводству здорового потомства. Дают основные понятия о браке и

семье. Уделяют внимание основам медицинских знаний и правилам

оказания первой медицинской помощи

В своей работе использую следующие формы: диалоги - «Сохранение и укрепление здоровья важная забота каждого человека и всего общества»;

­семинары - «Инфекционные заболевания, их классификация»;

конкурсы - «Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания»;

­пресс- конференции «Биологические ритмы и их влияние

на работоспособность человека. Режим труда и отдыха, хороший сон —

составляющие здорового образа жизни»;

­ А также внеклассные мероприятия «Вредные привычки, их влияние

на здоровье»; «Нравственность и здоровье. Взаимоотношение полов»;

­«СПИД. Профилактика СПИДа»); конкурс плакатов на социальные темы.

Ежегодно совместно с социальным работником Гуль И.В. 1 декабря проводятся мероприятия, посвящённые Международному дню борьбы со СПИДом в 11 классе. Проведено практическое занятие Маршрут безопасности по формированию здорового образа жизни «Профилактика ВИЧ- инфекции».

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать

соблюдением правил здорового образа жизни, то можно надеяться, что

будущее поколение будет здоровым и развитым.