«Здоровье сберегающие технологии. Формирование у учащихся культуры здорового образа жизни и ценностных ориентаций по духовному и нравственному здоровью».
В уставе Всемирной организации здравоохранения записано:
«Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
У каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровье сберегающие технологии.
Функции здоровье сберегающей технологии:
– формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
– информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
– диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребёнка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
– адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности;
– рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
– интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Вопросы здоровье сбереженья решаются не одинаково на различных уровнях:
– на уровне работы учителя: выбор адекватных средств и методов, индивидуальный подход, взаимодействие с семьёй, расширение тематики по здоровому образу жизни, межпредметное обучение, совместное проведение уроков с психологической и медицинской службами школы
– на уровне учащихся: формирование собственной мотивации к здоровью и привычки соблюдать гигиенические правила и нормы, изучение учебного материала в соответствии с собственным опытом, нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.
Первым шагом в направлении по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся служит выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь.
Основной целью является формирование у учащихся ценностного отношения
к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщение к занятиям физической культурой и спортом.
- Организация учебного процесса строится в соответствии с требованиями СанПиН.
- Работа по социальной адаптации учащихся и сохранению их психологического здоровья.
- Внеклассная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Профилактика вредных привычек.
- Профилактика «школьных» болезней (сколиоз, неврозы .);
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
В 8, 10–11 классах в курсе биологии предусмотрено изучение разделов «Наследственность. Среда и образ жизни - факторы здоровья», «ОДС и здоровье», «Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья», «Репродуктивная система и здоровье» и др. Материалы разделов логически связан с другими общеобразовательными предметами, прежде всего с такими как: «Физическая культура», «ОБЖ», «Экология», «География», «Обществознание», «Технология».
В ходе изучения формируется понятие о здоровом образе жизни. Его содержание обеспечивает последовательное формирование у учащихся
основных понятий о здоровье человека, о факторах, формирующих здоровье,
и о факторах, разрушающих здоровье. Устанавливают связь образа жизни и
здоровьем человека.
Раскрывают факторы здорового образа жизни: рациональное питание,
режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, физическая культура и
закаливание, личная и общественная гигиена, культура взаимоотношений,
умение преодолевать стрессы. Последовательно, с учётом возрастных физиологических и психологических особенностей старших подростков,
исследуют положения, направленные на профилактику факторов, разрушающих
здоровье. Освещают связь здорового образа жизни и
продолжительностью жизни. Обращают внимание на особое значение
репродуктивного здоровья, определяющего способность человека и общества
к воспроизводству здорового потомства. Дают основные понятия о браке и
семье. Уделяют внимание основам медицинских знаний и правилам
оказания первой медицинской помощи
В своей работе использую следующие формы: диалоги - «Сохранение и укрепление здоровья важная забота каждого человека и всего общества»;
семинары - «Инфекционные заболевания, их классификация»;
конкурсы - «Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания»;
пресс- конференции «Биологические ритмы и их влияние
на работоспособность человека. Режим труда и отдыха, хороший сон —
составляющие здорового образа жизни»;
А также внеклассные мероприятия «Вредные привычки, их влияние
на здоровье»; «Нравственность и здоровье. Взаимоотношение полов»;
«СПИД. Профилактика СПИДа»); конкурс плакатов на социальные темы.
Ежегодно совместно с социальным работником Гуль И.В. 1 декабря проводятся мероприятия, посвящённые Международному дню борьбы со СПИДом в 11 классе. Проведено практическое занятие Маршрут безопасности по формированию здорового образа жизни «Профилактика ВИЧ- инфекции».
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать
соблюдением правил здорового образа жизни, то можно надеяться, что
будущее поколение будет здоровым и развитым.