СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"»

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Полхонова Н.Н.

Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. Использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе уделяется в настоящее время большое значение. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Учитель занимает одно из центральных мест в жизни учащихся. Он олицетворяет для них все то новое и важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь, укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».
Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. При поступлении детей в первый класс, каждый учитель начальных классов обязательно проводят мониторинг состояния здоровья первоклассников.                                                      

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих  требований.                      Использование "ступенчатого" режима обучения. В первом полугодии в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, 4- в нестандартной форме: урок-экскурсия, игра, театрализация, викторина, соревнование; в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45минут каждый.  Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. 

Объем домашних заданий во 2-4 классах (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4классе - 2 часа.
       Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности каждый учитель составляет расписание так, чтобы четверг или пятница были облегченными  учебными днями.

 Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников.  

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:                                                                

1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса: от правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

  Следует помнить и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

2  Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников: создание благоприятного психологического климата на уроке.  Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока.

Доброжелательная обстановка на уроке, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра­зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, спокойная беседа, располагают к раскрытию творческих возможностей каждого ребенка.

3 Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников: от правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. В соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.

Дидактически проработанный урок – самый здоровьесберегающий для всех его участников. Чередование различных видов учебной деятельности:

«Подвижные игры для здоровья» в рамках спортивно-оздоровительного  направления внеурочной деятельности;

 способствуют самовыражению личности;

 интересны детям;

 обогащают оздоровительные возможности образовательного процесса;

 решают важную воспитательную задачу приобщения учеников к истории и традициям родного и других народов, вносят свою лепту в воспитание духовности, формирование системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей (народная подвижная игра);

 развивают творческие способности детей.

Наибольшую ценность для здоровья представляют собой игры, проводимые на свежем воздухе.

В здоровьесберегающие технологии входит и система уроков «Основы безопасности жизнедеятельности» социального направления

На уроках окружающего мира учащиеся знакомятся с такими понятиями, как «здоровье» и «здоровый образ жизни»; составляют режим дня, определяют необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья; узнают, как ухаживать за своим телом; определяют признаки болезней, их причины и связь с образом жизни; знакомятся со строением тела человека; узнают о вреде никотина и алкоголя.

В школе проводятся День Здоровья, Масленица (с народными играми на свежем воздухе), спортивные соревнования, посвящённые календарным праздникам 23 Февраля и 9 Мая. На таких мероприятиях учащиеся систематизируют полученные ранее знания и умения, играют сами и проводят игры со зрителями. Такие внеклассные мероприятия несут большую воспитательную ценность.

Комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий, осуществляемых во время физкультминуток, игровых перемен и динамической паузы

  • увеличить объём двигательной активности учащихся;

  • сформировать у учащихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья;

  • обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся,

Необходимо в своей работе использовать основные методы и приемы  здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного:

  Режим динамической смены поз.

1.Уроки проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используются парты и конторки.

2.Для разминок используются схемы зрительных траекторий. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния.

3.Уроки проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, выполнения заданий, активизирующих детей.

4.Хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.

 Физкультминутки нужно проводить, учитывая специфику предмета, с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток необходимо включать:

1.Упражнения по формированию осанки,

2.Укреплению зрения,

3.Укрепления мышц рук,

4.Отдых позвоночника,

5.Упражнения для ног,

6.Релаксационные упражнения для мимики лица,

7.Потягивание,

8.Массаж области груди, лица, рук, ног,

9.Психогимнастика,

10Упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

 Среди факторов, влияющих на здоровье обучающихся можно выделить ряд психолого-педагогических факторов, которые зависят в большей степени от учителя:

1. Стиль педагогического общения учителя с учащимися.
2. Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок.
3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.
4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска).
5. Особенности работы с «трудными подростками» в классе.
6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
7. Личные особенности учителя, его характера, состояние здоровья.                        

Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого ребёнка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!