СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Значение коллективных проектов в процессе личностного развития учащихся".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта учителя по работе над коллективными проектами.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Значение коллективных проектов в процессе личностного развития учащихся".»

Значение коллективных проектов

в процессе личностного развития учащихся


На протяжении 8 лет я готовлю с детьми коллективные проекты. Почему именно коллективные?

Главная целью своей работы я считаю личностное развитие детей. Чем же ценны, на мой взгляд, коллективные проекты для личностного совершенствования?

Коллективная работа охватывает весь класс, она всегда глубже и шире с точки зрения как когнитивного, так и воспитательного направления. Каждый ребёнок в зависимости от способностей и возможностей принимает посильное участие в проекте. Совместная работа – благодатная почва для рождения творческих идей и их воплощения, для более высокого уровня познания, движимого познавательной активностью и эмоциями. При этом развитие личностных УУД идёт по всем трём видам действий: самоопределению, смыслоообразованию и морально-этической ориентации.

В презентации проектов участвует не весь класс, но каждый знает его почти наизусть, поскольку материал изучается на классных часах и уроках, как в форме основного, так и интегрированными элементами. Работа над проектами длится от двух до шести месяцев. Поэтому они остаются в памяти детей на долгие годы. Например, сегодняшние одиннадцатиклассники до сих пор помнят наш проект «От Тамерлана до Гудериана». Три года назад нам предложили выступить с одним из проектов на конференции в ЕГУ Бунина. Оставалось 4 дня до конференции, но оказалось, что за 9 месяцев ребята не забыли свои слова и успешно представили проект на конференции.

Несомненное достоинство коллективных проектов я вижу в развитии потенциальной одарённости. Результат этого процесса, как правило, может оценить только учитель и дети. Но он очень важен для каждого ребёнка в классе. Убедиться в реальной эффективности такой работы можно только пройдя самому вместе с детьми этот тернистый путь развития.

Но во время презентации проекта, основную работу выполняют дети с актуальной одаренностью, у которых в процессе работы развиваются основном художественная, лингвистическая и лидерская одарённости.

Но главная цель моих проектов – развитие духовной одарённости, их воспитательная ценность. Я давно считаю, что есть такой талант – любить людей, творить добро, излучать свет. Он дан далеко не каждому с рождения. Но его зёрнышки есть в душе каждого. И моя задача заключается в том, чтобы создать условия для развития этого семени. Ведь можно сильное семя погубить, а можно из слабого получить плоды. А в настоящее время природа настолько больна, экология души настолько загрязнена, что без заботы получить хороший урожай практически невозможно. И вот, наконец, в психологии появилось понятие духовной одарённости – очень сложное, ещё не изученное, но такое важное, необходимое всегда и особенно сейчас, когда люди всё больше и больше теряют духовные ценности.

Очень важно в ходе совместной работы показать детям, что все они талантливы по-своему, что все они вместе решают важные проблемы, что именно благодаря участию всего класса проекты получаются такими интересными.

Я хочу обратить ваше внимание на очень важный момент – на цели и основополагающие вопросы проектов. Например, мы готовили проект «Золотые ключики искусства общения». Цель проекта заключалась в том, чтобы найти золотые ключики. Основополагающий вопрос звучал так: Какие личностные качества лежат в основе искусства общения? В ходе исследования мы пришли к выводу, что золотыми ключиками являются…..

Работать над проектом нам помогал настоятель Троицкого храма села Афанасьево отец Алексий Кабанов. Он также помогал нам и в работе над проектом «Русский праздник Масленица». Его основополагающий вопрос: «Чему учат традиции Масленицы?». Мы пришли к выводу, что традиции этого праздника учат нас ….

Обратите внимание, что все цели, вопросы и соответственно, выводы напрямую связаны с развитием личностных УУД. Это проект охватил наши уроки, классные часы, занятия внеурочной деятельности, родительские собрания. В нём активно участвовали взрослые, помогая подготовить мини-проекты: «Блинные пироги», «Праздничные блины», «Блины на опаре», видеосюжет «Заклинание для опары», «Домашняя кукла Масленица», которую мы подарили музею. Каждый ученик сделал свою куклу Масленицу». Мы провели 2 классных часа с отцом Алексием, подготовили вокально-хореографическую композицию «Традиции Масленицы», вокально-театральную композицию «Блины мои, блины», вокальную композицию «Шуточные частушки о Масленице». Дети на практике познакомились с народными играми Масленицы. По материалам проекта я разработала тест для ИЗО, две викторины, провела открытый урок на районном семинаре. Опыт работы над проектом я представляла на региональной конференции по введению ФГОС и в региональной публикации.

Ещё хочется особо сказать о проекте «Формирование правильной осанки – путь к здоровью, красоте и самовоспитанию». Мы пришли к выводу, что основой осанки являются позвоночник, мышцы, настроение и, самое главное – это самоконтроль. Творческое название проекта было таким: «Учитесь плавать против течения!» В самом названии заложена установка на саморазвитие. Соответственно, главный результат этой работы – личностное развитие и укрепление здоровья. Работа над проектом продолжалась в течение 4 месяцев. Нами коллективно была проведена подробнейшая диагностика каждого ребёнка, составлены карты осанки и результатов диагностики плоскостопия. С результатами нашей диагностики были ознакомлены родители. Несколько из них обратились к специалистам и получили подтверждение результатов нашего исследования и необходимые рекомендации по лечению.

На следующий год я проводила семинар, посвящённый работе по коррекции и профилактике нарушений осанки, на котором показывала урок физической культуры, фрагменты занятий ритмикой и выступала с докладом. Эту работу я продолжаю и с детьми настоящего выпуска. На уроках физкультуры мы регулярно выполняем комплексы ЛФК для формирования правильной осанки.

В работе над проектом важно всё. Но одним из самых сложных для меня является этап «рождения», когда нужно сочинить проект. С точки же зрения воспитательной ценна цель проекта, а в её достижении дорогого стоит процесс подготовки к выступлению: осмысливание материала на эмоциональном уровне, развитие способностей, формирование умения стремиться к цели, воспитание чувства ответственности и стремления к самосовершенствованию. То есть, дорог сам процесс общения детей в ходе работы, в котором самое ценное – не то, как хорошо нам удалось что-то сделать, а главное – как мы это делали, как мы к этому шли, чему мы научились во время этой работы.

Вот такие наши проекты. Для нас они становятся настоящей школой самосовершенствования, причём не только детского, но и моего.







https://www.u-mama.ru/read/home/psyhology/1626.html одарённость

1