СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Докучные сказки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с докучными сказками, формировать умение отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности построения

Просмотр содержимого документа
«Докучные сказки»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ТЕМА: Докучные сказки.

Цели:Познакомить учащихся с докучными сказками;

формировать умение отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности построения;

развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

воспитывать познавательный интерес к чтению, к народному творчеству.

Оборудование: учебник

Ход урока

I. Организационная часть урока

II. Актуализация опорных знаний

1.Работа со скороговоркой

Ёжик ёжится у ёлки:

укололся об иголки.

Ёлка ёжится, дрожа:

укололась об ежа.

2.▲ Чтение стихотворений К. Чуковского.

Вывод

Физкультминутка

III. Формирование новых знаний, умений, навыков

  1. Рассказ учителя.

Сегодня мы познакомимся с ещё одним жанром устного народного творчества. Может быть, кто – то из вас знает, что это за жанр?

Как вы понимаете значение слова «докучные»

Докучный – наводящий скуку, докучливый.

Докучать (устар.) – надоедать, наводить скуку.

Докучная, докучливая сказка – коротенький рассказ, без большого смысла, конец которого опять приходит в начало, и повторяется одно и то же» . Даль В.И. «Толковый словарь»)

Говорят, докучные сказки были придуманы уставшими сказочниками, которые желали отдохнуть от долгих сказаний, но любознательные слушатели всё не оставляли их в покое. Да и название этих сказок пошло от слова «докучать», то есть надоедать кому-либо своими постоянными просьбами. И вот снова слушателей разыграли, ведь докучная сказка – это такая шутливая отговорка, с помощью которой сказочник отмахивается от докучающих ему любителей сказок. Так, слушатели докучают сказочнику своими бесконечными просьбами о всё новых и новых сказках, а сказочник докучает слушателям все новыми и новыми повторениями одних и тех же предложений.

2. Первичное чтение сказок про себя.

Стр. 18 - 19


IV. Закрепление изученного материала

1. Выразительное чтение сказок

-Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?


- Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

- Скажи.

- Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?

- Скажи.

- Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?


Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли!
— Я тебе его дал?
— Дал!
— Ты его взял?
— Взял!
— А где же он?
— Кто?
— Да не кто, а что!
— Что?
— Сапог!
— Какой?
— Ну такой! Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли
(и опять всё с начала)


У попа была собака
У попа была собака,
Он ее любил,
Она съела кусок мяса,
Он ее убил
И в землю закапал,
И памятник поставил,
И надпись написал:
У попа была собака,
Он ее любил,
Она съела кусок мяса…
и т.д. и т.п.



Пусть ворона мокнет!

Шел я как-то через мост,
Глядь — ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост -
Пусть ворона сохнет!

Шел опять я через мост,
Глядь — ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост —

Пусть ворона мокнет!

Снова шел я через мост,
Глядь — ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост -
Пусть ворона сохнет!

Я опять пришел на мост,
Глядь — ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост —

Пусть ворона мокнет!

Я пришел на тот же мост,
Глядь — ворона мокнет...
И опять все сначала)))))))

















.








.



V. Итог урока

– Что особенно понравилось на уроке?

– Какие открытия сделали?

– О чем бы еще хотели узнать?