СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОЛБИК Е. Е., ЛЕОНОВИЧ В. Л., ОБЛОВА О. А. Занимательные задания по морфологии (имя сущ-е, имя прилагательное) ряИл 2018-4

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОЛБИК Е. Е., ЛЕОНОВИЧ В. Л., ОБЛОВА О. А. Занимательные задания по морфологии (имя сущ-е, имя прилагательное) ряИл 2018-4»

Е. Е. Долбик, доцент, кандидат филологических наук;

В. Л. Леонович, доцент, кандидат филологических наук;

О. А. Облова, старший преподаватель (Белорусский государственный университет )

Занимательные задания по морфологии (имя существительное, имя прилагательное)

Имя существительное

1. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Какую синтаксическую функцию они выполняют?

Крошка сын

К отцу пришёл,

И спросила кроха:

— Что такое

хорошо

и что такое

плохо?

В. Маяковский

  1. Прочитайте высказывание лингвиста В. Г. Ветвицкого об имени существительном. Назовите «оркестрантов» существительного. Приведите примеры.

Русское имя существительное — это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова — и уподобляются ему по форме, согласуются с ним.

  1. Найдите в стихотворении-шутке омонимы. Каким постоянным морфологическим признаком различаются существительные-«близнецы»?

Птицы поют

Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка.

4. Восстановите правильный порядок букв в следующих существительных, учитывая их значение. Определите, какие из них одушевлённые, а какие неодушевлённые.

  1. Ообрт — ‘автомат, осуществляющий действия, подобные действиям человека’.

  2. Еровед — ‘многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону’.

  3. Тересд — ‘фрукты или сладкое блюдо, подаваемые в конце обеда’.

  4. Зьфре — ‘самая сильная шахматная фигура, ходящая во всех направлениях по прямой и по диагонали, королева’.

  5. Рияма — ‘вооружённые силы государства’.

  6. Нродак — ‘сказочное чудовище в виде огнедышащего крылатого змея’.

  7. Тееьлм — ‘сильный ветер со снегом, вьюга’.

  1. Ученики получили задание охарактеризовать существительные полотёр, спасатель, истребитель по признаку одушевлённости/неодушевлённости. Один ученик утверждал, что данные существительные неодушевлённые, другой — что одушевлённые. Как бы вы выполнили это задание?

  2. По подсчётам лингвистов, в русском языке существительные женского рода составляют 43 %, существительные мужского рода — 40,5 %, а существительные среднего рода — 16 %. Как характеризуются с точки зрения рода остальные 0,5 % ?

  3. Представьте, что вы переводчик. Переведите на русский язык следующие словосочетания.

Таямнiчы надпiс, смачны яблык, cyxi палын, стары сабака, icпанскi жывапiс, залаты медаль, цёплы шынель, мурзатая гусь.

  1. Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Назовите их общие постоянные морфологические признаки.

Мы смело в будущее смотрим

И бесконечно прошлым дорожим.

  1. В данных существительных исчезли гласные буквы, восстановите их. Какая грамматическая особенность объединяет данные слова?

Врмшль, брьб, лств, ктбрь, србр, мдрсть, Мскв.

  1. Используя данные примеры, объясните, почему не всегда можно определить падеж существительного по его форме.

Стул, друзей, рукава, санатории, мёду.

  1. «Затруднительный» творительный. Употребите данные существительные в форме творительного падежа, соблюдая орфографическую норму.

Стремя, носишко, дитя, мать, Пушкин (поэт), Пушкин (город), Чарльз Дарвин.

  1. Определите падеж выделенных существительных.

Тополь заслоняет ясень.

Вечером приехала сестра Александра.

Обе книги были возвращены Петровым.

Почему ты все ещё не заштопала чулок?

  1. Докажите, что приведённая ниже фраза двусмысленна, предложив два варианта её разбора по членам предложения. Каким грамматическим признаком «поменялись» выделенные имена существительные?

Чтение убивает в человеке глупость.

  1. Укажите род и падеж неизменяемых имён существительных, употреблённых в тексте.

Хозяйка — миссис — заставила всех снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы водители, едущие по шоссе, не заглядывали в комнату. Меню состояло из кольраби, филе, суфле, желе, кофе и какао. Шимми играли на пианино, какаду пели, фламинго выделывали ногами разные па. Остальные гости составляли жюри. Они дружно хлопали и восклицали: «Чудесно! Прямо как в кино!» Потом все играли в домино (no Т. Г. Рик).

  1. Ученики писали сочинение по творчеству А. С. Пушкина. Роман написал в «Песни о вещем Олеге...», а Артур — в «Песне о вещем Олеге...». Кто из них употребил существительное правильно? Дайте развёрнутый ответ на вопрос.

Ответы к заданиям

  1. В данном тексте слова хорошо и плохо — несклоняемые существительные. В предложении являются подлежащими.

  2. «Оркестрантами» существительного являются:

а) имя прилагательное (тёмная аллея)-,

б) имя числительное (девятнадцатый этаж)-,

в) местоимение (некоторое преимущество)-,

г) причастие (открывающаяся дверь).

  1. Омонимами являются следующие пары слов:

  1. пеночка (уменьшительно-ласкательное от пенка — ‘плёнка на остывающей или остывшей жидкости’) — пеночка (‘маленькая певчая птичка с бурым оперением’);

  2. овсянка (‘овсяная крупа, а также каша’) — овсянка (‘маленькая перелётная птичка отряда воробьиных’).

Постоянный морфологический признак, которым различаются существительные- «близнецы», — одушевлённость/неодушевлённость.

  1. 1. Робот (одушевлённое). 2. Дерево (неодушевлённое). 3. Десерт (неодушевлённое). 4. Ферзь (одушевлённое). 5. Армия (неодушевлённое). 6. Дракон (одушевлённое). 7. Метель (неодушевлённое).

  2. Оба ученика правы. Данные существительные многозначны и в разных значениях являются либо одушевлёнными, либо неодушевлёнными.

Полотёр:

  1. Работник, натирающий паркетные полы (одушевлённое).

  2. Бытовая машина для натирания паркетных полов (неодушевлённое).

Спасатель:

  1. Тот, кто занимается спасанием кого-нибудь (одушевлённое).

  2. Спасательное судно (неодушевлённое).

Истребитель:

  1. Тот, кто истребляет кого-нибудь или что-нибудь (одушевлённое).

  2. Боевой самолет для истребления авиации беспилотных средств противника (неодушевлённое).

  3. Лётчик истребительной авиации (одушевлённое).

  1. Остальные 0,5 % составляют существительные общего рода, называющие лиц и мужского, и женского пола (симпатяга, зануда, соня), а также существительные, по школьной классификации, не имеющие рода (употребляются только в форме множественного числа, например: щипцы, шорты, санки). Последние в научной грамматике относят к так называемому парному роду.

  2. Таинственная надпись, вкусное яблоко, сухая полынь, старая собака, испанская живопись, золотая медаль, тёплая шинель, грязный гусь.

  3. Оба слова являются именами существительными. Их общие постоянные морфологические признаки: 2) средний род; 1) адъективное склонение.

  4. Вермишель, борьба, листва, октябрь, серебро, мудрость, Москва.

Данные существительные употребляются в русском языке только в форме единственного числа.

  1. Не всегда можно определить падеж существительного по его форме потому, что существует омонимия ряда падежных форм. Например, одинаковую форму в двух падежах имеют существительные стул (в им. и вин. п. ед. ч.), друзей (в род. и вин. п. мн. ч.), мёду (в род., дат. п. ед. ч.); одинаковую форму в трёх падежах имеют существительные рукава (в им. и вин. п. мн. ч. и в род. п. ед. ч.), санатории (в им. п. и вин. п. мн. ч. и в предл. п. ед. ч.).

  2. Стременем, носишкой, дитятей (и дитятею), матерью, Пушкиным (поэтом), Пушкином (городом), Чарльзом Дарвином.

  3. В данных предложениях возможны варианты ответа в зависимости от смысла.

Тополь (им. п.) заслоняет ясень (вин. п.) (тополь— производитель действия, ясень — объект, на который действие направлено) или Тополь (вин. п.) заслоняет ясень (им. п.) (ясень — производитель действия, тополь — объект, на который действие направлено).

Вечером приехала сестра Александра (род. п.) (сестра кого? чья? Александра) или Вечером приехала сестра Александра (им. п.) (сестра по имени Александра).

Обе книги были возвращены Петровым (твор. п., ед. ч.) (Петров — производитель действия) или Обе книги были возвращены Петровым (дат. и., мн. ч.) (Петровы — объект, на который действие направлено).

Почему ты всё ещё не заштопала чулок (вин. п., ед. ч.) (чулок — объект, на который направлено действие, представлен в количестве одной единицы) или Почему ты всё ещё не заштопала чулок (род. п., мн. ч.) (чулок — объект, на который направлено действие, представлен в количестве нескольких единиц).

  1. 1. Чтение убивает в человеке глупость.

2. Чтение убивает в человеке глупость.

Выделенные имена существительные поменялись падежом (именительным и винительным).

  1. Миссис — жен. р., им. п.; пальто — ср. р., вин. п.; кашне — ср. р., вин. п.; кашпо

ср. р., вин. п.; (с)алоэ — ср. р., твор. п.; жалюзи — ср. р., вин. п.; (по) шоссе — ср. р., дат. п.; меню— ср. р., им. п.; (из) кольраби — жен. р., род. п.; (из) филе — ср. р., род. п.; (из) суфле — ср. р., род. п.; (из) желе — ср. р., род. п.; (из) кофе — муж. р., род. п.; (из) какао — ср. р., род. п.; шимми — муж. р., им. п.; (на) пианино — ср. р., предл. п.; какаду — муж. р., им. п.; фламинго — муж. р., им. п.; па — ср. р., вин. п.; жюри — ср. р., вин. п.; (в) кино — ср. р., предл. п.; (в) домино — ср. р., вин. п.

15. В современном русском языке существительное песня относится к 1-му склонению. Следовательно, надо писать и произносить в песне. Однако А. С. Пушкин, повествуя о «делах давно минувших дней», «о седой старине», использовал слово 3-го склонения песнь — устаревший вариант существительного песня. Поэтому, говоря о произведении А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», надо писать и произносить в «Песни о вещем Олеге». Так что правильно употребил данное слово в своём сочинении Роман.


Имя прилагательное

  1. Помогите именам прилагательным восстановить «морфологическую справедливость», исправив ошибки, допущенные Петей Незнайкиным при определении начальной формы слов:

  1. широченную — широкий;

  2. усидчивы — усидчив;

  3. худшего — худший;

  4. презабавного — забавный;

  5. кратчайшего — кратчайший;

  6. жёстче — жестокий;

  7. искреннего — искренен;

  8. ближайший — ближний.

  1. Разберитесь, «что есть что». Какие из этих слов в русском языке употребляются только как существительные, а какие могут употребляться и как существительные, и как прилагательные?

Запятая, белый, пеший, животное, дозорный, накладная, караульный, рулевой, дежурный, пирожное, насекомое, вселенная, зодчий, парикмахерская, кормчий, комендантская, горничная, вожатый.

  1. Решите пропорции. По какому принципу они составлены?

  1. Вишнёвый сироп : вишнёвый шёлк = золотой браслет : ... .

  2. Лисий хвост : лисий воротник = телячья шкура : ... .

  3. Лёгкая сумка ; лёгкая артиллерия = глухой старик : ... .

  4. Воробьиное перо : воробьиная прыть = собачий нос : ... .

  1. Прилагательные похожи, но одно ли это и то же? Ответьте на вопрос, определив разряды прилагательных по значению:

  1. зелёная трава — зелёная лавка;

  2. лисицын хвост — лисья хитрость;

  3. солёный салат — соляная кислота;

  4. масляный обогреватель — масленые глазки;

  5. рыбный суп — рыбий плавник;

  6. ветреный человек — ветряная мельница;

  7. твёрдое покрытие — твёрдый согласный.

  1. Известно, что от некоторых прилагательных со значением цвета не образуются краткие формы. Найдите такие прилагательные среди приведённых ниже.

Белый, бордовый, чёрный, зелёный, бежевый, кумачовый, жёлтый, красный, серый, пурпуровый, малахитовый, алый, индиговый, терракотовый, багряный, лазурный.

  1. Найдите пару, подобрав к каждому прилагательному антоним. Прочитайте, употребляя прилагательные в краткой форме и соблюдая рифму.

Лимон (кислый), а банан ... .

Батон (твёрдый), а хлеб ... .

День (короткий), а вечер ... .

Стул (дешёвый), а ковёр ... .

Горшок (полный), а кувшин ... .

Суп (редкий), а кисель ... .

Ручей (малый), а океан ... .

Глупый (хвастливый), а умный ... .

Слова для справок: дорогой, огромный, пустой, долгий, мягкий, густой, сладкий, скромный.

  1. Употребите прилагательные в простой форме сравнительной степени и прочитайте получившееся стихотворение.

Два брата

Он старший, а я молодой.

Он добрый, а я строгий.

Он слабый, а я крепкий.

Он тяжёлый, а я лёгкий.

Он спокойный, я шустрый.

Он трусливый, я смелый.

  1. Определите, сколько разных форм прилагательного крылатый в стихотворении Ю. Мориц. Охарактеризуйте эти формы.

А что там на разные свищет лады

В груди дымовой, наподобие трубы?

А каждая птица там свищет своё,

На струнах бренчит, серенады поёт,

И в шляпе крылатой, в крылатом плаще,

В крылатом снегу и в крылатом дожде,

В крылатой ночи на крылатом ветру,

В крылатых дворах на крылатом свету —

В крылатом пятне под крылатым окном, —

Крылатые сны разгоняя крылом,

Клянётся — душою на синих крылах! —

В крылатой любви на крылатых словах.


Ответы к заданиям

1.

  1. Широченную — широкий;

  2. усидчивы — усидчивый;

  3. худшего — плохой;

  4. презабавного — презабавный;

  5. кратчайшего — короткий;

  6. жёстче — жёсткий;

  7. искреннего — искренний;

  8. ближайший — близкий.

  1. 1) Запятая, пирожное, насекомое, вселенная, зодчий, кормчий, вожатый.

  1. Белый, пеший, животное, дозорный, накладная, караульный, рулевой, дежурный, парикмахерская, комендантская, горничная.

  1. При составлении пропорций учитывались разряд прилагательного по значению (качественное, относительное, притяжательное) и характер выражаемого им значения (прямое, переносное).

Возможный вариант выполнения задания:

  1. Вишнёвый сироп (относительное прилагательное) : вишнёвый шёлк (качественное прилагательное) = золотой браслет (относительное прилагательное) : золотой характер (качественное прилагательное).

  2. Лисий хвост (притяжательное прилагательное) : лисий воротник (относительное прилагательное) = телячья шкура (притяжательное прилагательное) : телячья отбивная (относительное прилагательное).

  3. Лёгкая сумка (качественное прилагательное) : лёгкая артиллерия (относительное прилагательное) = глухой старик (качественное прилагательное) : глухой согласный (относительное прилагательное).

  4. Воробьиное перо (притяжательное прилагательное) : воробьиная прыть (качественное прилагательное) = собачий нос (притяжательное прилагательное) ; собачий холод (качественное прилагательное).

  1. Это не одно и то же, так как похожие прилагательные относятся к разным разрядам по значению:

  1. качественное — относительное;

  2. притяжательное — качественное;

  3. качественное — относительное;

  4. относительное — качественное;

  5. относительное — притяжательное;

  6. качественное — относительное;

  7. качественное — относительное.

  1. Бордовый, бежевый, кумачовый, пурпуровый, малахитовый, индиговый, терракотовый.

  2. Лимон кисел, а банан сладок.

Батон твёрд, а хлеб мягок.

День короток, а вечер долог.

Стул дёшев, а ковёр дорог.

Горшок полон, а кувшин пуст.

Суп редок, а кисель густ.

Ручей мал, а океан огромен.

Глупый хвастлив, а умный скромен.

  1. Он старше, а я моложе.

Он добрее, а я строже.

Он слабее, а я крепче.

Он тяжелее, а я легче.

Он спокойнее, я шустрее.

Он трусливее, я смелее.

  1. А что там на разные свищет лады

В груди дымовой, наподобие трубы?

А каждая птица там свищет своё,

На струнах бренчит, серенады поёт,

И в шляпе крылатой (предл. п., ед. ч., жен. р.), в крылатом (предл. п., ед. ч., м. р.) плаще,

В крылатом (предл. п., ед. ч., м. р.) снегу и в крылатом (предл. п., ед. ч., м. р.) дожде,

В крылатой (предл. п., ед. ч., ж. р.) ночи на крылатом (предл. п., ед. ч., м. р.) ветру,

В крылатых (предл. п., мн. ч.) дворах на крылатом (предл. п., ед. ч., м. р.) свету —

В крылатом (предл. п., ед. ч., ср. р.) пятне под крылатым (твор. п., ед. ч., ср. р.) окном,—

Крылатые (вин. п., мн. ч.) сны разгоняя крылом,

Клянётся — душою на синих крылах! —

В крылатой (предл. п., ед. ч., ж. р.) любви на крылатых (предл. п., мн. ч.) словах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!