E. E. Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук
Урок 58.
Тема: Чужая речь и её виды: прямая и косвенная речь (§ 35)
Цели урока: ознакомить с понятием чужая речь; дать понятие о разных способах передачи чужой речи; формировать умение использовать разные способы передачи чужой речи в собственных высказываниях в соответствии с заданием.
Основные этапы урока
I. Проверка домашнего задания.
Зачитываются подобранные учащимися предложения, иллюстрирующие постановку знаков препинания на стыке союзов, пунктограммы комментируются, выборочно строятся схемы сложных предложений (это могут быть сложные предложения с последовательным подчинением или сложные предложения с разными видами связи).
П. Актуализация известных учащимся сведений о прямой речи.
У доски два человека выполняют задания на карточках (расставить знаки препинания, составить пунктуационные схемы предложений; указать автора и произведение, назвать эпизод, описанный в приведённом фрагменте).
Карточка 1.
Минуты две они молчали но к ней Онегин подошёл и молвил Вы ко мне писали не отпирайтесь
Карточка 2.
Напрасно упрашивал его Азамат согласиться плакал и льстил ему и клялся наконец Казбич нетерпеливо прервал его Поди прочь безумный мальчишка Где тебе ездить на моём коне.
Результаты выполнения задания комментируются.
Карточка 1.
Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».
А: «П». Предложение с прямой речью.
[ ], но [ ]. Слова автора представляют собой ССП с противительными отношениями.
[ ],[ ]. Прямая речь представляет собой БСП.
Описана сцена объяснения Онегина с Татьяной после того, как он прочёл её письмо.
Карточка 2.
Напрасно упрашивал его Азамат согласиться, плакал, и льстил ему, и клялся; наконец Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне?»
А: «П! П?» Предложение с прямой речью.
[О, О, и О, и О]; [ ]. Слова автора представляют собой БСП, внутри первой части имеются запятые, поэтому между частями ставится точка с запятой. 1-я часть осложнена однородными сказуемыми, соединёнными повторяющимся союзом и.
[..., О]! [ ]? Прямая речь состоит из двух простых предложений. 1-е — односоставное определённо-личное предложение, осложнённое обращением, восклицательное. 2-е — риторический вопрос (= Тебе не ездить на моём коне), возможно и иное пунктуационное оформление предложения: Где тебе ездить на моём коне! Где тебе ездить на моём коне?!
Описана сцена, в которой Азамат предлагает Казбичу украсть для него сестру Бэлу в обмен на скакуна Карагёза.
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Наблюдение над материалом упражнения 301, из которого учащиеся узнают, что чужая речь может передаваться не только дословно, в виде прямой речи (1-е предложение), но и в форме придаточной изъяснительной части (2-е предложение), с помощью вводных слов (3-е предложение), в виде предложно-падежной формы (4-е предложение).
2. Самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника на с. 204—205.
IV. Наблюдение над использованием прямой речи в художественной литературе.
-
Выполнение упражнения 302: групповая работа (1-я группа — предложения 1—2; 2-я группа — предложения 3—4; 3-я группа — предложения 5—6).
-
Анализ текста из упражнения 303 (групповая работа).
Задание 1-й группе — найти слова с просторечной стилистической окраской (выволочка, отчесал, шпандырем, мордой, харю, тыкать, трескают, нету, помру).
Задание 2-й группе — найти слова, образованные с нарушением норм русского литературного языка, дать их литературный вариант (вчерасъ — вчера, ихний — их, ребятёнка — ребёнка, ейной — её, чем попадя — чем попало, божецкую — божескую).
Задание 3-й группе — найти нарушения синтаксической нормы русского литературного языка, дать исправленный вариант (заснул по нечаянности — заснул нечаянно, заснул из-за усталости, заснул по неосторожности; возьми на деревню — возьми в деревню; нету никакой моей возможности — нет никакой возможности терпеть).
Общий вывод: для характеристики речи мальчика в отрывке широко используются лексика с просторечной и разговорной стилистической окраской, многочисленные нарушения грамматической нормы, недоговорённые синтаксические конструкции.
V. Самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника на с. 206—207.
VI. Закрепление материала.
Выполнение упражнения 305 (групповая работа: каждой из трёх групп — по одному предложению) с последующей проверкой. Для выполнения задания девятиклассникам необходимо вспомнить, какие вводные единицы указывают источник сообщения (по мнению Л. Н. Толстого, по словам Л. Н. Толстого, как гласит восточная пословица, как утверждают видные педагоги, по сведениям видным педагогов, как говорят на Востоке).
VII. Домашнее задание: упражнение 304.