СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОЛБИК Е. Е. Урок "Чужая речь и её виды: прямая и косвенная речь" РЯиЛ 2012-3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОЛБИК Е. Е. Урок "Чужая речь и её виды: прямая и косвенная речь" РЯиЛ 2012-3»

E. E. Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук


Урок 58.

Тема: Чужая речь и её виды: прямая и косвенная речь (§ 35)

Цели урока: ознакомить с понятием чужая речь; дать понятие о разных способах передачи чужой речи; формировать умение использо­вать разные способы передачи чужой речи в собственных высказываниях в соответствии с заданием.

Основные этапы урока


I. Проверка домашнего задания.

Зачитываются подобранные учащимися предложения, иллюстрирующие постановку знаков препинания на стыке союзов, пунктограммы комментируются, выборочно строятся схемы сложных предложений (это могут быть сложные предложения с последовательным подчинением или сложные предложения с раз­ными видами связи).


П. Актуализация известных учащимся све­дений о прямой речи.

У доски два человека выполняют задания на карточках (расставить знаки препинания, составить пунктуационные схемы предложе­ний; указать автора и произведение, назвать эпизод, описанный в приведённом фрагменте).


Карточка 1.

Минуты две они молчали но к ней Онегин подошёл и молвил Вы ко мне писали не отпи­райтесь


Карточка 2.

Напрасно упрашивал его Азамат согласить­ся плакал и льстил ему и клялся наконец Казбич нетерпеливо прервал его Поди прочь безум­ный мальчишка Где тебе ездить на моём коне.

Результаты выполнения задания коммен­тируются.


Карточка 1.

Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не от­пирайтесь».

А: «П». Предложение с прямой речью.

[ ], но [ ]. Слова автора представляют собой ССП с противительными отношениями.

[ ],[ ]. Прямая речь представляет собой БСП.

Описана сцена объяснения Онегина с Татья­ной после того, как он прочёл её письмо.


Карточка 2.

Напрасно упрашивал его Азамат согла­ситься, плакал, и льстил ему, и клялся; на­конец Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне?»

А: «П! П?» Предложение с прямой речью.

[О, О, и О, и О]; [ ]. Слова автора пред­ставляют собой БСП, внутри первой части име­ются запятые, поэтому между частями ставится точка с запятой. 1-я часть осложнена однород­ными сказуемыми, соединёнными повторяю­щимся союзом и.

[..., О]! [ ]? Прямая речь состоит из двух простых предложений. 1-е — односоставное определённо-личное предложение, осложнён­ное обращением, восклицательное. 2-е — ри­торический вопрос (= Тебе не ездить на моём коне), возможно и иное пунктуационное оформ­ление предложения: Где тебе ездить на моём коне! Где тебе ездить на моём коне?!

Описана сцена, в которой Азамат предла­гает Казбичу украсть для него сестру Бэлу в обмен на скакуна Карагёза.


III. Ознакомление с новым материалом.

1. Наблюдение над материалом упражне­ния 301, из которого учащиеся узнают, что чужая речь может передаваться не только дословно, в виде прямой речи (1-е предло­жение), но и в форме придаточной изъяс­нительной части (2-е предложение), с помо­щью вводных слов (3-е предложение), в виде предложно-падежной формы (4-е предложе­ние).

2. Самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника на с. 204—205.


IV. Наблюдение над использованием прямой речи в художественной литературе.

  1. Выполнение упражнения 302: групповая работа (1-я группа — предложения 1—2; 2-я группа — предложения 3—4; 3-я группа — предложения 5—6).

  2. Анализ текста из упражнения 303 (груп­повая работа).

Задание 1-й группе — найти слова с про­сторечной стилистической окраской (выволоч­ка, отчесал, шпандырем, мордой, харю, ты­кать, трескают, нету, помру).

Задание 2-й группе — найти слова, обра­зованные с нарушением норм русского литера­турного языка, дать их литературный вариант (вчерасъ — вчера, ихний — их, ребятёнка — ребёнка, ейной — её, чем попадя — чем попало, божецкую — божескую).

Задание 3-й группе — найти нарушения синтаксической нормы русского литературного языка, дать исправленный вариант (заснул по нечаянности — заснул нечаянно, заснул из-за усталости, заснул по неосторожности; возьми на деревню — возьми в деревню; нету никакой моей возможности — нет никакой возможно­сти терпеть).

Общий вывод: для характеристики речи мальчика в отрывке широко используются лек­сика с просторечной и разговорной стилисти­ческой окраской, многочисленные нарушения грамматической нормы, недоговорённые син­таксические конструкции.


V. Самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника на с. 206—207.


VI. Закрепление материала.

Выполнение упражнения 305 (групповая работа: каждой из трёх групп — по одному предложению) с последующей проверкой. Для выполнения задания девятиклассникам необ­ходимо вспомнить, какие вводные единицы указывают источник сообщения (по мнению Л. Н. Толстого, по словам Л. Н. Толстого, как гласит восточная пословица, как утвержда­ют видные педагоги, по сведениям видным пе­дагогов, как говорят на Востоке).


VII. Домашнее задание: упражнение 304.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!