E. E. Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук
Урок 64. Синтаксический разбор предложений с прямой речью (с. 225)
Цели урока: ознакомить с порядком разбора предложений с прямой речью; дать образец устного и письменного разбора предложений указанной структуры; закрепить умение строить схемы предложений с прямой речью; совершенствовать навык пунктуационного оформления прямой речи, диалога и цитат.
Основные этапы урока
I. Проверка домашнего задания.
На доске строятся возможные схемы предложений с прямой речью. В это время по желанию зачитываются мини-сочинения учащихся.
II. Ознакомление с порядком и образцом синтаксического разбора предложений с прямой речью (с. 225 учебника).
Акцентируем внимание учащихся на том, что предложения с прямой речью являются особой синтаксической единицей (наряду со словосочетанием, простым предложением, сложным предложением), поэтому отправной точкой разбора является констатация факта, что перед нами предложение с прямой речью. Далее рассуждаем в соответствии со схемой разбора.
III. Закрепление материала.
1. Работа в группах. Для анализа каждой из групп предлагаются предложения из домашнего упражнения. Возможные варианты выполнения задания:
1. «Детский поэт должен быть умным человеком, как взрослый, и очень наивным, непосредственным человеком, как ребёнок!» — считал С. Маршак.
«П!» — а.
Прямая речь представляет собой восклицательное двусоставное предложение, осложнённое обособленными обстоятельствами степени, выраженными сравнительными оборотами. Слова автора — двусоставное нераспространённое предложение.
2. «Если ты хочешь наслаждаться искусством, — утверждал К. Маркс, — то ты должен быть художественно образованным человеком».
«П, — а, — п».
Прямая речь — сложноподчинённое предложение с придаточной условной, слова автора — двусоставное нераспространённое предложение.
3. А. Франс, французский писатель XIX века, писал: «Словарь — это вселенная, расположенная в алфавитном порядке».
А: «П».
Прямая речь — простое предложение, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом; слова автора — простое предложение, осложнённое обособленным приложением.
4. Меня очень удивила парадоксальная мысль О. Бальзака: «Там, где все горбаты, прекрасная фигура становится уродством».
А: «П».
Прямая речь — сложноподчинённое предложение с придаточной места, слова автора — двусоставное распространённое предложение.
5. «Чистая совесть, — отмечал древнеримский поэт Овидий, — ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен».
«П, — а, — п».
Прямая речь — двусоставное предложение, осложнённое однородными дополнениями; слова автора — простое распространённое предложение.
2. Выполнение задания по вариантам. Вариант 1
-
Спишите, решая орфографические задачи. Расставьте знаки препинания в диалоге, записывая его: а) с абзаца; б) в строку.
-
Выполните синтаксический разбор одного из предложений с прямой речью (по выбору).
Сергей подош.л к телефону и вызвал справ..чное бюро во..зала.
Когда уходит поезд в Мурманск спросил он.
Поезд номер шес(? )на..цатъ отправляет(? )-ся с трет(? )его пути в двена..цать часов пять минут (Е. Велтистов).
Вариант 2
-
Спишите, решая орфографические задачи. Расставьте знаки препинания в диалоге, записывая его: а) с абзаца; б) в строку.
-
Выполните синтаксический разбор предложения с прямой речью.
Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы пол..жили перед собой тетрадки и спис.вали. И в то(же) время я ра(с, сс)казывал Мишке про лемуров. Потом Мишка гов..рит
Написал?
Уже.
Ты мою тетрадку пр..вер(?), а я — твою (В. Драгунский).
После выполнения задания осуществляется само- или взаимопроверка по ключу.
Вариант 1
А) Сергей подошёл к телефону и вызвал справочное бюро вокзала.
Б) Сергей подошёл к телефону и вызвал справочное бюро вокзала. «Когда уходит noезд в Мурманск?» — спросил он. «Поезд номер шестнадцать отправляется с третьего пути в двенадцать часов пять минут».
«Когда уходит поезд в Мурманск?» — спросил он.
«П?» — а.
Прямая речь — двусоставное вопросительное предложение; слова автора — двусоставное нераспространённое предложение.
Вариант 2
А) Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы. положили перед собой тетрадки и списывали. И в то же время я рассказывал Мишке про лемуров. Потом Мишка говорит:
Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в то же время я рассказывал Мишке про лемуров. Потом Мишка говорит: «Написал?» — «Уже». — «Ты мою тетрадку проверь, а я — твою».
Потом Мишка говорит: «Написал?»
А: «П?»
Прямая речь — двусоставное неполное предложение; слова автора — двусоставное распространённое предложение.
IV. Наблюдение над репликами диалога в драматических произведениях.
А) Городничий. Осмелюсь ли спросить: куда и в какие края ехать изволите?
Хлестаков. Я еду в Саратовскую губернию, в собственную деревню.
Б) Простаков а. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровею.
Вопросы и задания для анализа.
-
Определите, из каких произведений взяты диалоги. (А — «Ревизор» Н. В. Гоголя, Б — «Недоросль» Д. И. Фонвизина.)
-
В чём особенность пунктуационного оформления диалога в драматических произведениях? (Как правило, разрядкой набирается имя действующего лица, которому принадлежит высказывание, затем без тире и кавычек даётся реплика.)
-
Найдите односоставные предложения, определите их тип. (Осмелюсь ли спросить: куда и в какие края ехать изволите? — Определённо не послать ли за доктором в город? — Безличное.) Укажите слова-предложения. (Нет, нет, матушка.)
V. Юмористическая пятиминутка.
На уроке химии.
А) — В чём растворяются жиры?
— В кастрюле.
Б) — Какие вещества не растворяются в воде?
— Рыбы.
На уроке географии.
А) Ученик долго ищет на карте Америку.
— Тебе не кажется, что Колумб открыл её быстрее, чем ты?
— Не всем же так везёт!
Б) — Знаешь ли ты что-нибудь о Панамском канале?
— Нет. В пашем телевизоре такого канала нет.
Проанализируйте диалоги. Найдите: а) односоставные предложения; б) неполные предложения; в) слова-предложения.
а) Тебе не кажется...; Не всем же так везёт! В нашем телевизоре такого канала нет. — Безличные предложения.
б) В кастрюле (двусоставное неполное предложение с пропущенным подлежащим и сказуемым). Рыбы (двусоставное неполное предложение с пропущенным сказуемым и дополнением).
в) Нет.
VI. Домашнее задание: подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 226); составить несколько забавных историй из школьной жизни и записать их, правильно оформляя диалог на письме.