СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОЛБИК Е. Е. Урок "Синтаксический разбор предложений с прямой речью" РЯиЛ 2012-3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОЛБИК Е. Е. Урок "Синтаксический разбор предложений с прямой речью" РЯиЛ 2012-3»


E. E. Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук


Урок 64. Синтаксический разбор предложений с прямой речью (с. 225)

Цели урока: ознакомить с порядком разбо­ра предложений с прямой речью; дать образец устного и письменного разбора предложений указанной структуры; закрепить умение стро­ить схемы предложений с прямой речью; совер­шенствовать навык пунктуационного оформле­ния прямой речи, диалога и цитат.

Основные этапы урока

I. Проверка домашнего задания.

На доске строятся возможные схемы пред­ложений с прямой речью. В это время по жела­нию зачитываются мини-сочинения учащихся.


II. Ознакомление с порядком и образцом синтаксического разбора предложений с прямой речью (с. 225 учебника).

Акцентируем внимание учащихся на том, что предложения с прямой речью являются осо­бой синтаксической единицей (наряду со слово­сочетанием, простым предложением, сложным предложением), поэтому отправной точкой раз­бора является констатация факта, что перед нами предложение с прямой речью. Далее рас­суждаем в соответствии со схемой разбора.


III. Закрепление материала.

1. Работа в группах. Для анализа каждой из групп предлагаются предложения из до­машнего упражнения. Возможные варианты выполнения задания:

1. «Детский поэт должен быть умным человеком, как взрослый, и очень наивным, непосредственным человеком, как ребёнок!» — считал С. Маршак.

«П!» — а.

Прямая речь представляет собой восклица­тельное двусоставное предложение, осложнён­ное обособленными обстоятельствами степе­ни, выраженными сравнительными оборотами. Слова автора — двусоставное нераспространён­ное предложение.

2. «Если ты хочешь наслаждаться искусством, — утверждал К. Маркс, — то ты должен быть художественно образованным человеком».

«П, — а, — п».

Прямая речь — сложноподчинённое пред­ложение с придаточной условной, слова авто­ра — двусоставное нераспространённое пред­ложение.

3. А. Франс, французский писатель XIX века, писал: «Словарь — это вселенная, расположенная в алфавитном порядке».

А: «П».

Прямая речь — простое предложение, осложнённое обособленным определением, выра­женным причастным оборотом; слова автора — простое предложение, осложнённое обособлен­ным приложением.

4. Меня очень удивила парадоксальная мысль О. Бальзака: «Там, где все горбаты, прекрасная фигура становится уродством».

А: «П».

Прямая речь — сложноподчинённое пред­ложение с придаточной места, слова автора — двусоставное распространённое предложение.

5. «Чистая совесть, — отмечал древнеримский поэт Овидий, — ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен».

«П, — а, — п».

Прямая речь — двусоставное предложение, осложнённое однородными дополнениями; сло­ва автора — простое распространённое пред­ложение.

2. Выполнение задания по вариантам. Вариант 1

  1. Спишите, решая орфографические за­дачи. Расставьте знаки препинания в диалоге, записывая его: а) с абзаца; б) в строку.

  2. Выполните синтаксический разбор одного из предложений с прямой речью (по выбору).

Сергей подош.л к телефону и вызвал справ..чное бюро во..зала.

Когда уходит поезд в Мурманск спросил он.

Поезд номер шес(? )на..цатъ отправляет(? )-ся с трет(? )его пути в двена..цать часов пять минут (Е. Велтистов).

Вариант 2

  1. Спишите, решая орфографические за­дачи. Расставьте знаки препинания в диалоге, записывая его: а) с абзаца; б) в строку.

  2. Выполните синтаксический разбор пред­ложения с прямой речью.

Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы пол..жили перед собой тетрадки и спис.вали. И в то(же) время я ра(с, сс)казывал Мишке про лемуров. Потом Мишка гов..рит

Написал?

Уже.

Ты мою тетрадку пр..вер(?), а я — твою (В. Драгунский).

После выполнения задания осуществляется само- или взаимопроверка по ключу.

Вариант 1

А) Сергей подошёл к телефону и вызвал справочное бюро вокзала.

  • Когда уходит поезд в Мурманск? — спросил он.

  • Поезд номер шестнадцать отправляет­ся с третьего пути в двенадцать часов пять минут.

Б) Сергей подошёл к телефону и вызвал справочное бюро вокзала. «Когда уходит no­езд в Мурманск?» — спросил он. «Поезд номер шестнадцать отправляется с третьего пути в двенадцать часов пять минут».

«Когда уходит поезд в Мурманск?» — спро­сил он.

«П?» — а.

Прямая речь — двусоставное вопроситель­ное предложение; слова автора — двусоставное нераспространённое предложение.

Вариант 2

А) Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы. положили перед собой тетрадки и списы­вали. И в то же время я рассказывал Мишке про лемуров. Потом Мишка говорит:

  • Написал?

  • Уже.

  • Ты мою тетрадку проверь, ая- твою. Б) Один раз мы с Мишкой делали уроки.

Мы положили перед собой тетрадки и списы­вали. И в то же время я рассказывал Мишке про лемуров. Потом Мишка говорит: «Напи­сал?» — «Уже». — «Ты мою тетрадку про­верь, а я — твою».

Потом Мишка говорит: «Написал?»

А: «П?»

Прямая речь — двусоставное неполное предложение; слова автора — двусоставное рас­пространённое предложение.


IV. Наблюдение над репликами диалога в драматических произведениях.

А) Городничий. Осмелюсь ли спросить: куда и в какие края ехать изволите?

Хлестаков. Я еду в Саратовскую губер­нию, в собственную деревню.

Б) Простаков а. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровею.

Вопросы и задания для анализа.

  1. Определите, из каких произведений взя­ты диалоги. — «Ревизор» Н. В. Гоголя, Б — «Недоросль» Д. И. Фонвизина.)

  2. В чём особенность пунктуационного оформления диалога в драматических произве­дениях? (Как правило, разрядкой набирается имя действующего лица, которому принадле­жит высказывание, затем без тире и кавычек даётся реплика.)

  3. Найдите односоставные предложения, определите их тип. (Осмелюсь ли спросить: куда и в какие края ехать изволите? — Определённо не послать ли за док­тором в город? — Безличное.) Укажите слова-предложения. (Нет, нет, матушка.)


V. Юмористическая пятиминутка.
На уроке химии.

А) — В чём растворяются жиры?

В кастрюле.

Б) — Какие вещества не растворяются в воде?

Рыбы.

На уроке географии.

А) Ученик долго ищет на карте Америку.

Тебе не кажется, что Колумб открыл её быстрее, чем ты?

Не всем же так везёт!

Б) — Знаешь ли ты что-нибудь о Панам­ском канале?

Нет. В пашем телевизоре такого кана­ла нет.

Проанализируйте диалоги. Найдите: а) од­носоставные предложения; б) неполные пред­ложения; в) слова-предложения.

а) Тебе не кажется...; Не всем же так везёт! В нашем телевизоре такого канала нет. — Безличные предложения.

б) В кастрюле (двусоставное неполное предложение с пропущенным подлежащим и сказуемым). Рыбы (двусоставное неполное предложение с пропущенным сказуемым и дополнением).

в) Нет.


VI. Домашнее задание: подготовить от­веты на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 226); составить несколько забавных историй из школьной жизни и записать их, правильно оформляя диалог на письме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя