СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Е. Е. Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук
Примерные сценарии уроков по русскому языку в IX классе учреждений общего среднего образования
(Продолжение. Начало в № 8—12 за 2011 г., № 1 за 2012 г.)
Урок 54. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи (§ 33)
Цели урока: дать понятие о сложных предложениях с разными видами связи, о том, какие виды связи могут комбинироваться; формировать умение определять количество частей в сложном предложении, группировать их в блоки, определять ведущую связь, строить схемы сложных предложений с разными видами связи.
Основные этапы урока
Проверка домашнего задания.
Правильность расстановки знаков препинания проверяется по схемам БСП, составленным на доске:
1)[ ], [ ],[ ],[ ]•
перечисление
и вижу, что [ ]:[ ]•
так что
[ ] — [следствие].
когда [время] — [ ].
[ ], [ ],[ ]•
перечисление
что
]: [изъяснение].
если
[условие] — [ ].
[.... | |]; [ ].
перечисление
потому что [ ]: [причина].
а именно
[ ]: [пояснение].
Объяснение нового материала.
Обращаем внимание учащихся на заранее записанные на доске предложения и предлагаем определить тип сложных предложений.
Машина задержалась по полчаса: шофёр был вынужден сбавить скорость.
Шофёр бы вынужден сбавить скорость, потому что на крутых поворотах машину сильно заносило.
[ 1: [ причина ]. БСП
[ ], (потому что ...). СПП с придаточной причины.
Далее предлагаем объединить бессоюзное сложное предложение и сложноподчинённое предложение в одну конструкцию.
Машина задержалась по полчаса: шофёр был вынужден сбавить скорость, потому что на крутых поворотах машину сильно заносило.
[ ]; [ ] (потому что ...).
Выполняем аналогичное задание для второй пары предложений.
Во второй половине дня самолёты не появлялись, но в окопы всё чаще доносился раздёрганный гул.
Оттуда, где лес намечал кромку горизонта, в окопы всё чаще доносился раздёрганный гул.
[ ], но [ ]. ССП с противительным союзом.
[Оттуда, (где ...]. СПП с придаточной места.
Во второй половине дня самолёты не появлялись, но оттуда, где лес намечал кромку горизонта, в окопы всё чаще доносился раздёрганный гул. ^ ж
[ ], но [оттуда, (где ...), ...].
Делаем вывод: в сложном предложении могут комбинироваться различные виды связи: бессоюзная, сочинительная и подчинительная.
Наблюдение над предложениями из упражнения 291 по предложенному в задании плану. Особое внимание обращаем на то, что в анализируемых СП выделяется несколько уровней членения, что отражается в схемах предложений. Вспоминаем, что для СПП с несколькими придаточными мы строили два вида схем. Эго целесообразно делать и для предложений с разными видами связи.
Самостоятельное чтение материала учебника на с. 196 (учитель выступает в роли консультанта).
Беседа по вопросам:
Какие виды связи могут комбинироваться в сложном предложении? (Сочинительная и подчинительная; бессоюзная и подчинительная; сочинительная и бессоюзная; сочинительная, бессоюзная и подчинительная.)
Каким образом части сложного предложения объединяются в блоки? (По смыслу: части, более тесно связанные по смыслу, группируются в блоки.)
Как определяется ведущая связь? (Ведущая связь реализуется между блоками; ведущей может быть либо сочинительная, либо бессоюзная связь.)
Как отражается строение сложного предложения в его схеме? (В линейной схеме отражается количество частей, порядок их следования, средства связи частей, их зависимость друг от друга.)
Закрепление материала (упр. 292).
Четвёртое предложение анализируется коллективно (на доске и в тетрадях), строятся его схемы.
[ ]: или [... сущ.], (который ...), или [ ]. Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — простое предложение, 2-й — сложносочинённое предложение с разделительными отношениями между частями. Одна из частей представляет собой СПП с придаточной определительной.
Предложения 1—3 анализируются самостоятельно (по вариантам) с последующей проверкой.
(Если ...), [ ]: [ ]. Сложное предложе
ние с разными видами связи: бессоюзной и
подчинительной. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — СПП с придаточной условной, 2-й — простое предложение.
[ ]: [ ] — и [ ]. Сложное предложение
с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — простое предложение, 2-й — сложносочинённое предложение с соединительными отношениями.
[Сущ., (с. сл. что ...), ...], а [ ], (как будто ...). Сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной. Ведущая связь — сочинительная (между блоками противительные отношения). 1-й блок — СПП с придаточной определительной, 2-й — СПП с придаточной сравнительной.
Домашнее задание: упражнение 293 или 294 (по выбору учащихся).
Урок 55. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи (§ 34)
Цели урока: ознакомить с основными правилами постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи; формировать умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях указанной структуры, составлять предложения по заданным характеристикам.
Основные этапы урока
I. Проверка домашнего задания.
Два человека на доске составляют схемы предложений с разными видами связи, в это время устно комментируются трудные случаи постановки знаков препинания, анализируются средства связи в тексте.
Сон — это великий дар человеку на земле; правда, он любит весёлых и здоровых людей, хорошо набегавшихся за день, но он жалеет и тех, кого мучают заботы или гнетёт горе.
...), но [... тот], (кто ...)
или (■
Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — простое предложение, 2-й — СПП с однородным и параллельным подчинением. Придаточная 2 — шя (средство связи — двойной союз правда — но), придаточные 4 и 5 — однородные придаточные местоименно-определительные.
Пусть идут часы: это двигается вперёд время, а время, как река, уносит с собой все горести.
[ ]:[ ],«[ ].
Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — простое предложение, 2-й — сложносочинённое предложение с противительными отношениями.
Средства связи предложений в тексте: повторы (сон — сон, человек — людей, людьми, человека), личные местоимения (сон — он, люди — они), притяжательные местоимения (люди — их подушки), указательные местоимения (с такими людьми), сочинительные союзы (А они опять ...; Но сон не теряет терпения), однокоренные слова (горе — горести, горький; головы — изголовье, мучают — измученного), слова с противоположным значением (весёлый и здоровый — усталый и измученный, сушит — мокрые, закрывают — открывают), слова, принадлежащие к одной тематической группе (часы, время; заботы, горе, слёзы), синтаксический параллелизм (я сделаю тебя крепче и сильнее, я приглажу и смягчу твои горькие мысли ).
По желанию зачитываются сочинения- рассуждения по началу.
И. Объяснение нового материала.
С целью актуализации сведений о постановке знаков препинания на стыке союзов в сложноподчинённом предложении с последовательным подчинением выполняем анализ записанных на доске предложений.
Запятая на стыке подчинительных союзов ставится | Запятая на стыке подчинительных союзов не ставится |
Мы знаем, что, если после второй придаточной вторая часть союза (то, так) отсутствует, запятая на стыке подчинительных союзов ставится. | Мы знаем, что если после второй придаточной следует вторая часть союза (то, так), то запятая на стыке подчинительных союзов не ставится. |
[... глаг.], (что, (если ...), ...). | [... глаг.], (что (если ...), то ...). |
Учитель сообщает, что в предложениях с разными видами связи рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. В этом случае действует правило, с которым ребята уже знакомы. В этом они могут убедиться при выполнении следующего упражнения.
Наблюдение над предложениями из упражнения 295.
Предложения зачитываются, указываются двойные союзы, проверяется возможность изъятия придаточной части, строятся схемы предложений, комментируется постановка запятой на стыке сочинительного и подчинительного союзов, определяются виды придаточных частей. Можно сгруппировать схемы в таблице.
Запятая на стыке сочинительного и подчинительного союзов ставится | Запятая на стыке сочинительного и подчинительного союзов не ставится |
2) [ ], но, (когда ...), [ ]. 4) [ ], и, (пока ...), [ ]. | 1) [ ], и (когда ...), то [ ]. 3) [ ], [ ], а (если...), так [... потому], (что...). 5) [ ], и (хотя ...), но [глаг.], (что ...). |
В качестве сопутствующего повторения определяется синтаксическая функция инфинитива в предложениях: был командирован дать отчёт (обстоятельство цели), торопилась приготовить (обстоятельство цели), не позволяет проявлять любопытство (дополнение).
Самостоятельное ознакомление с материалом учебника на с. 198—199.
Закрепление материала.
Выполнение упражнения 296 (в виде комментированного письма).
[ ], а (если ...), то [ ].
[ ], и, (когда ...), [ ].
[ ], и, (хотя ...), [ ].
[ ], но, (пока ...), [ ].
[ ], а (когда ...), то [ ].
Дополнительные индивидуальные задания:
определить виды придаточных частей (1 — условная, 2 — временная, 3 — уступительная, 4 — временная, 5 — временная); 2) составить словосочетания с наречием демонстративно (при необходимости обратиться к словарику в конце учебника); 3) выполнить морфологический разбор слова четвёртом (порядок морфологического разбора — на с. 267; четвёртом — имя числительное; начальная форма — четвёртый; порядковое, простое; употреблено в предложном падеже, единственном числе, мужском роде; входит в состав обстоятельства времени); 4) выполнить разбор по составу слова потемневшее (по-тёмн-е-ти- [eel); 5) выполнить фонетический разбор слова рюкзак:
[р ] — согласный, звонкий непарный, мягкий, обозначен буквой р;
[у] — гласный, безударный, обозначен буквой ю;
[г] — согласный, звонкий, твёрдый, обозначен буквой к;
[з] — согласный, звонкий, твёрдый, обозначен буквой з;
[а] — гласный, ударный, обозначен буквой а;
[к] — согласный, глухой, твёрдый, обозначен буквой к.
Шесть звуков — шесть букв, в слове два слога, ударение падает на второй слог.
Составление предложений по заданным характеристикам (упр. 297).
Домашнее задание: упражнение 298.
Урок 56. Синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи
Цели урока: ознакомить с порядком разбора сложных предложений с разными видами связи; дать образец устного и письменного разбора предложений указанной структуры; закрепить умение строить схемы сложных предложений с разными видами связи.
Основные этапы урока
Проверка домашнего задания.
Выполнение упражнения 298 проверяется учащимися-консультантами. Выборочно комментируются наиболее сложные орфограммы.
Ознакомление с порядком и образцом синтаксического разбора сложных предложений с разными видами связи (самостоятельная работа с материалом учебника на с. 200—201).
Закрепление навыков разбора сложных предложений с разными видами связи.
Для коллективного анализа целесообразно использовать одно из уже записанных в тетрадях учащихся предложений (домашнее упражнение).
Напоминаем учащимся, что для определения количества предикативных частей необходимо найти и подчеркнуть грамматические основы предложений.
ГНебо было высоким1 /. и (хотя казалось оно ещё тцскло-зелёноватым2), но [на горизонте уже ползла и разливалась светло-розовая полоса31.
[ ], и (хотя ...), но [ ].
, и
Сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной. Ведущая связь — сочинительная. 1-й блок — простое предложение, 2-й — сложноподчинённое предложение с придаточной уступительной.
Самостоятельный разбор сложных предложений (индивидуальная работа по вариантам). Учитель выступает в роли консультанта.
Задание для всех вариантов: назвать автора и произведение, из которого взят пример; выполнить синтаксический разбор предложения.
Вариант 1
Я ничего не отвечал; Гагин добродушно усмехнулся, и мы вернулись в лес (И. Тургенев. «Ася»).
[ ];[ ],«[ ].
Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — простое предложение, 2-й — сложносочинённое предложение с соединительным союзом и.
К Анисье дети побежали у ней ключи взять от сеней; Анисья тотчас к ней явилась, и дверь пред ними отворилась, и Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой (А. Пушкин. «Евгений Онегин»).
[ ]; [ ]» и [ ]» и [••• сущ.], (где ...).
Сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — простое предложение, 2-й — сложносочинённое предложение с повторяющимся соединительным союзом и. Одна из частей сложносочинённого предложения представляет собой СПП с придаточной определительной.
Вариант 2
Так мысль её далече бродит: забыт и свет и шумный бал, а глаз меж тем с неё не сводит какой-то важный генерал (А. Пушкин. «Евгений Онегин»).
[ ]:[ ],а[ ].
Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Ведущая связь — сочинительная (между блоками противительные отношения). 1-й блок — БСП с пояснительными отношениями между частями, 2-й — простое предложение.
Речи наши не клеились; Ася входила в комнату и убегала снова; я объявил наконец, что у меня есть спешная работа и что мне пора вернуться домой (И. Тургенев. «Ася»).
[ ]; [ ]; [••• глаг.], (с. что ...) и (с. что ...).
[ ], а [ ]: [... сущ.], (с.сл. что ... сущ.), (который ...)
Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Ведущая связь — бессоюзная (между блоками перечислительные отношения). 1-й блок — бессоюзное предложение, 2-й — СПП с однородными придаточными изъяснительными.
Домашнее задание: упражнение 299; индивидуальное опережающее задание — подготовить сообщение о выдающемся русском лингвисте А. М. Пешковском (на материале упр. 300 или по другим источникам, подобранным самостоятельно или по указанию учителя).
Урок 57. Обобщение изученного о предложениях с разными видами связи
Цели урока: систематизировать знания учащихся о сложных предложениях с разными видами связи и правилах постановки знаков препинания в предложениях указанной структуры; развивать интерес к лингвистике, научному творчеству на примере личности А. М. Пешковского.
Основные этапы урока
Проверка домашнего задания.
На доске строятся схемы сложных предложений, выборочно комментируются наиболее сложные орфограммы, объясняется постановка запятой на стыке союзов.
1) [... глаг.], (с. сл. когда ...); тоже [... глаг.],
(откуда ...).
; тоже
[ ], но (с. когда ...), [глаг.], (с. что ...).
| . но |
|
|
|
|
Сообщение заранее подготовленного учащегося об Александре Матвеевиче Пешковском (рассказ сопровождается показом портрета лингвиста).
Работа в группах.
Задания для всех групп:
Ответить на вопрос: какой факт из научной биографии А. М. Пешковского произвёл на вас наиболее сильное впечатление?
Выполнить синтаксический разбор указанного учителем предложения с разными видами связи (упр. 300).
Подготовить примеры для иллюстрации мысли А. М. Пешковского о том, что интонация может быть грамматическим средством.
Это видно из текстов Пешковского: в них постоянно «мы», но это «мы» не авторское, единоличное, а «мы» — дуэт с читателем.
[ ]: [ ], но [ ], а [ ]. Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Ведущая связь — бессоюзная.
Вместе со своим читателем Пешковский размышляет, наблюдает и экспериментирует; это он придумал множество остроумных лингвистических экспериментов, о важности которых позднее писал JI. В. Щерба.
3) [ ]: [ ], и, (чтобы ...), [... сущ.], (который ...).
[ ]; [... сущ.], (который ...). Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Ведущая связь — бессоюзная. 2-й блок — СПП с придаточной определительной.
Наблюдения Пешковского расширяли круг фактов, относимых к грамматике: он первым показал, что интонация может быть грамматическим средством и включается в работу там, где более ощутимые средства — предлоги, окончания, порядок слов — шнедорабаты вают».
[ ]: [... глаг.], (с. что _ там), (где ...). Сложное предложение с бессоюзной н подчинительной связью. Ведущая связь — бессоюзная. 2-й блок — СПП с последовательным подчинением (1-я придаточная именительная, 2-я — места).
Он не боялся отказаться и от того, что было написано им самим: переиздавая свою книгу в третий раз (1927), Пешковский, как он соа/кщтея в предисловии, почти весь текст пишет заново.
[— ~Г7]ГТс. слТ'что ...) : [ ]. Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — СПП с придаточной местоименно-определительной.
й — простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и вводным предложением со значением источника сообщения.
Интонация является главным средством выражения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения (сравните: Я поднялся из-за стола, вошёл Сергей; Я поднялся из-за стола: вошёл Сергей; Я поднялся из-за стола — вошёл Сергей), помогает разграничить односоставные номинативные предложения и двусоставные с составным именным сказуемым (Речишка узкая, берег обузшшетьш. — Речишка узкая, берег обрывистый; если логическим ударением выделяется существительное и после него не делается пауза, предложение односоставное; если после существительного делается пауза, интонация расчленяет предложение на два состава); выявляет грамматические связи в предложении (сравните: Из комнаты Лизы / смех доносился. — Из комнаты / Лизы смех доносился; интонация, место паузы определяют синтагматическое членение: комната Лизы, или смех Лизы).
Домашнее задание: подобрать из художественной литературы 4—5 примеров сложных предложений, иллюстрирующих постановку знаков препинания на стыке союзов.
Электронная тетрадь по русскому языку 5...
Русский язык 8 класс ФГОС
Занимательная грамматика 5-7 классы
Русский язык 7 класс ФГОС
Русский язык 5 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 6...
Правила русского языка. Орфография и...
Электронная тетрадь по русскому языку 7...
© 2022, Тарасик Наталья Станиславовна 628 30
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей