СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОЛБИК Е. Е. Четыре урока "СП с разными видами союзной и бессоюзной связи", "Знаки препинания в СП с разными видами связи", "Синтакс. разбор СП с разными видами связи", "Обобщение изученного о СП с разными видами связи" РЯиЛ 2012-2

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОЛБИК Е. Е. Четыре урока "СП с разными видами союзной и бессоюзной связи", "Знаки препинания в СП с разными видами связи", "Синтакс. разбор СП с разными видами связи", "Обобщение изученного о СП с разными видами связи" РЯиЛ 2012-2»

Е. Е. Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук

Примерные сценарии уроков по русскому языку в IX классе учреждений общего среднего образования

(Продолжение. Начало в № 8—12 за 2011 г., № 1 за 2012 г.)

Урок 54. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи (§ 33)

Цели урока: дать понятие о сложных пред­ложениях с разными видами связи, о том, ка­кие виды связи могут комбинироваться; фор­мировать умение определять количество частей в сложном предложении, группировать их в блоки, определять ведущую связь, строить схе­мы сложных предложений с разными видами связи.

Основные этапы урока

  1. Проверка домашнего задания.

Правильность расстановки знаков препина­ния проверяется по схемам БСП, составленным на доске:

1)[ ], [ ],[ ],[ ]•

перечисление

  1. и вижу, что [ ]:[ ]•

  2. так что

[ ] — [следствие].

  1. когда [время] — [ ].

  2. [ ], [ ],[ ]•

перечисление

  1. что

]: [изъяснение].

  1. если

[условие] — [ ].

  1. [.... | |]; [ ].

перечисление

  1. потому что [ ]: [причина].

  2. а именно

[ ]: [пояснение].

  1. Объяснение нового материала.

  1. Обращаем внимание учащихся на заранее записанные на доске предложения и предлага­ем определить тип сложных предложений.

  1. Машина задержалась по полчаса: шофёр был вынужден сбавить скорость.

  2. Шофёр бы вынужден сбавить скорость, потому что на крутых поворотах машину сильно заносило.

  1. [ 1: [ причина ]. БСП

  2. [ ], (потому что ...). СПП с придаточ­ной причины.

Далее предлагаем объединить бессоюзное сложное предложение и сложноподчинённое предложение в одну конструкцию.

Машина задержалась по полчаса: шофёр был вынужден сбавить скорость, потому что на крутых поворотах машину сильно заносило.

[ ]; [ ] (потому что ...).

Выполняем аналогичное задание для второй пары предложений.

  1. Во второй половине дня самолёты не появлялись, но в окопы всё чаще доносился раз­дёрганный гул.

  2. Оттуда, где лес намечал кромку гори­зонта, в окопы всё чаще доносился раздёрган­ный гул.

  1. [ ], но [ ]. ССП с противительным союзом.

  2. [Оттуда, (где ...]. СПП с придаточ­ной места.

Во второй половине дня самолёты не по­являлись, но оттуда, где лес намечал кромку горизонта, в окопы всё чаще доносился раздёр­ганный гул. ^ ж

[ ], но [оттуда, (где ...), ...].

Делаем вывод: в сложном предложении мо­гут комбинироваться различные виды связи: бессоюзная, сочинительная и подчинительная.

  1. Наблюдение над предложениями из упражнения 291 по предложенному в задании плану. Особое внимание обращаем на то, что в анализируемых СП выделяется несколько уровней членения, что отражается в схемах предложений. Вспоминаем, что для СПП с не­сколькими придаточными мы строили два вида схем. Эго целесообразно делать и для предло­жений с разными видами связи.

  2. Самостоятельное чтение материала учеб­ника на с. 196 (учитель выступает в роли кон­сультанта).

  3. Беседа по вопросам:

  1. Какие виды связи могут комбинировать­ся в сложном предложении? (Сочинительная и подчинительная; бессоюзная и подчинитель­ная; сочинительная и бессоюзная; сочинитель­ная, бессоюзная и подчинительная.)

  2. Каким образом части сложного предло­жения объединяются в блоки? (По смыслу: части, более тесно связанные по смыслу, груп­пируются в блоки.)

  3. Как определяется ведущая связь? (Ве­дущая связь реализуется между блоками; ве­дущей может быть либо сочинительная, либо бессоюзная связь.)

  4. Как отражается строение сложного пред­ложения в его схеме? (В линейной схеме отра­жается количество частей, порядок их следо­вания, средства связи частей, их зависимость друг от друга.)

  1. Закрепление материала (упр. 292).

  1. Четвёртое предложение анализируется коллективно (на доске и в тетрадях), строятся его схемы.

  1. [ ]: или [... сущ.], (который ...), или [ ]. Сложное предложение с разными видами свя­зи: бессоюзной, сочинительной и подчинитель­ной. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — простое предложение, 2-й — сложносочинённое предложение с разделительными отношениями между частями. Одна из частей представляет собой СПП с придаточной определительной.

  1. Предложения 1—3 анализируются само­стоятельно (по вариантам) с последующей про­веркой.

  1. (Если ...), [ ]: [ ]. Сложное предложе­

ние с разными видами связи: бессоюзной и

подчинительной. Ведущая связь — бессоюз­ная. 1-й блок — СПП с придаточной условной, 2-й — простое предложение.

  1. [ ]: [ ] и [ ]. Сложное предложение

с разными видами связи: бессоюзной и сочи­нительной. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — простое предложение, 2-й — сложно­сочинённое предложение с соединительными отношениями.

  1. [Сущ., (с. сл. что ...), ...], а [ ], (как буд­то ...). Сложное предложение с разными вида­ми связи: сочинительной и подчинительной. Ведущая связь — сочинительная (между бло­ками противительные отношения). 1-й блок — СПП с придаточной определительной, 2-й — СПП с придаточной сравнительной.

  1. Домашнее задание: упражнение 293 или 294 (по выбору учащихся).

Урок 55. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи (§ 34)

Цели урока: ознакомить с основными пра­вилами постановки знаков препинания в слож­ных предложениях с разными видами связи; формировать умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях указанной структуры, составлять предложения по задан­ным характеристикам.

Основные этапы урока

I. Проверка домашнего задания.

Два человека на доске составляют схемы предложений с разными видами связи, в это время устно комментируются трудные случаи постановки знаков препинания, анализируются средства связи в тексте.

  1. Сон — это великий дар человеку на зем­ле; правда, он любит весёлых и здоровых лю­дей, хорошо набегавшихся за день, но он жа­леет и тех, кого мучают заботы или гнетёт горе.

...), но [... тот], (кто ...)

или (■

Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной. Веду­щая связь — бессоюзная. 1-й блок — простое предложение, 2-й — СПП с однородным и па­раллельным подчинением. Придаточная 2 — шя (средство связи — двойной союз правдано), придаточные 4 и 5 — одно­родные придаточные местоименно-определи­тельные.

  1. Пусть идут часы: это двигается вперёд время, а время, как река, уносит с собой все горести.

[ ]:[ ],«[ ].

Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — простое пред­ложение, 2-й — сложносочинённое предложе­ние с противительными отношениями.

Средства связи предложений в тексте: по­вторы (сонсон, человеклюдей, людьми, человека), личные местоимения (сонон, людиони), притяжательные местоиме­ния (людиих подушки), указательные местоимения (с такими людьми), сочини­тельные союзы (А они опять ...; Но сон не теряет терпения), однокоренные слова (горе — горести, горький; головыизголо­вье, мучают — измученного), слова с про­тивоположным значением (весёлый и здо­ровыйусталый и измученный, сушитмокрые, закрываютоткрывают), слова, принадлежащие к одной тематической группе (часы, время; заботы, горе, слёзы), синтак­сический параллелизм (я сделаю тебя крепче и сильнее, я приглажу и смягчу твои горькие мысли ).

По желанию зачитываются сочинения- рассуждения по началу.

И. Объяснение нового материала.

  1. С целью актуализации сведений о по­становке знаков препинания на стыке союзов в сложноподчинённом предложении с после­довательным подчинением выполняем анализ записанных на доске предложений.


Запятая на стыке подчинительных союзов ставится

Запятая на стыке подчинительных союзов не ставится

Мы знаем, что, если после второй придаточной вторая часть союза (то, так) отсутствует, запя­тая на стыке подчинительных союзов ставится.

Мы знаем, что если после второй придаточной следует вторая часть союза (то, так), то запятая на стыке подчинительных союзов не ставится.

[... глаг.], (что, (если ...), ...).

[... глаг.], (что (если ...), то ...).


Учитель сообщает, что в предложениях с разными видами связи рядом могут оказать­ся сочинительный и подчинительный союзы. В этом случае действует правило, с которым ре­бята уже знакомы. В этом они могут убедиться при выполнении следующего упражнения.

  1. Наблюдение над предложениями из упражнения 295.

Предложения зачитываются, указывают­ся двойные союзы, проверяется возможность изъятия придаточной части, строятся схемы предложений, комментируется постановка запятой на стыке сочинительного и подчини­тельного союзов, определяются виды прида­точных частей. Можно сгруппировать схемы в таблице.


Запятая на стыке сочинительного и подчинительного союзов ставится

Запятая на стыке сочинительного и подчинительного союзов не ставится

2) [ ], но, (когда ...), [ ]. 4) [ ], и, (пока ...), [ ].

1) [ ], и (когда ...), то [ ].

3) [ ], [ ], а (если...), так [... потому], (что...).

5) [ ], и (хотя ...), но [глаг.], (что ...).


В качестве сопутствующего повторения определяется синтаксическая функция инфини­тива в предложениях: был командирован дать отчёт (обстоятельство цели), торопилась при­готовить (обстоятельство цели), не позволяет проявлять любопытство (дополнение).

  1. Самостоятельное ознакомление с мате­риалом учебника на с. 198—199.

  1. Закрепление материала.

  1. Выполнение упражнения 296 (в виде комментированного письма).

  1. [ ], а (если ...), то [ ].

  2. [ ], и, (когда ...), [ ].

  3. [ ], и, (хотя ...), [ ].

  4. [ ], но, (пока ...), [ ].

  1. [ ], а (когда ...), то [ ].

Дополнительные индивидуальные задания:

  1. определить виды придаточных частей (1 — условная, 2 — временная, 3 — уступительная, 4 — временная, 5 — временная); 2) составить словосочетания с наречием демонстративно (при необходимости обратиться к словарику в конце учебника); 3) выполнить морфологичес­кий разбор слова четвёртом (порядок мор­фологического разбора — на с. 267; четвёр­том — имя числительное; начальная форма — четвёртый; порядковое, простое; употреблено в предложном падеже, единственном числе, мужском роде; входит в состав обстоятельства времени); 4) выполнить разбор по составу слова потемневшее (по-тёмн-е-ти- [eel); 5) выполнить фонетический разбор слова рюкзак:

[р ] — согласный, звонкий непарный, мяг­кий, обозначен буквой р;

[у] — гласный, безударный, обозначен бук­вой ю;

[г] — согласный, звонкий, твёрдый, обозна­чен буквой к;

[з] — согласный, звонкий, твёрдый, обозна­чен буквой з;

[а] — гласный, ударный, обозначен бук­вой а;

[к] — согласный, глухой, твёрдый, обозна­чен буквой к.

Шесть звуков — шесть букв, в слове два слога, ударение падает на второй слог.

  1. Составление предложений по заданным характеристикам (упр. 297).

  1. Домашнее задание: упражнение 298.

Урок 56. Синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи

Цели урока: ознакомить с порядком разбора сложных предложений с разными видами свя­зи; дать образец устного и письменного разбора предложений указанной структуры; закрепить умение строить схемы сложных предложений с разными видами связи.

Основные этапы урока

  1. Проверка домашнего задания.

Выполнение упражнения 298 проверяется учащимися-консультантами. Выборочно ком­ментируются наиболее сложные орфограммы.

  1. Ознакомление с порядком и образцом синтаксического разбора сложных предложе­ний с разными видами связи (самостоятельная работа с материалом учебника на с. 200—201).

  2. Закрепление навыков разбора сложных предложений с разными видами связи.

  1. Для коллективного анализа целесооб­разно использовать одно из уже записанных в тетрадях учащихся предложений (домашнее упражнение).

Напоминаем учащимся, что для определе­ния количества предикативных частей необ­ходимо найти и подчеркнуть грамматические основы предложений.

ГНебо было высоким1 /. и (хотя казалось оно ещё тцскло-зелёноватым2), но [на горизон­те уже ползла и разливалась светло-розовая полоса31.

[ ], и (хотя ...), но [ ].

, и

Сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной. Веду­щая связь — сочинительная. 1-й блок — про­стое предложение, 2-й — сложноподчинённое предложение с придаточной уступительной.

  1. Самостоятельный разбор сложных пред­ложений (индивидуальная работа по вариан­там). Учитель выступает в роли консультанта.

Задание для всех вариантов: назвать автора и произведение, из которого взят пример; вы­полнить синтаксический разбор предложения.

Вариант 1

  1. Я ничего не отвечал; Гагин добродушно усмехнулся, и мы вернулись в лес (И. Турге­нев. «Ася»).

[ ];[ ],«[ ].

Сложное предложение с бессоюзной и со­чинительной связью. Ведущая связь — бес­союзная. 1-й блок — простое предложение, 2-й — сложносочинённое предложение с соеди­нительным союзом и.

  1. К Анисье дети побежали у ней ключи взять от сеней; Анисья тотчас к ней явилась, и дверь пред ними отворилась, и Таня вхо­дит в дом пустой, где жил недавно наш герой (А. Пушкин. «Евгений Онегин»).

[ ]; [ ]» и [ ]» и [••• сущ.], (где ...).

Сложное предложение с бессоюзной, сочи­нительной и подчинительной связью. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — простое пред­ложение, 2-й — сложносочинённое предложе­ние с повторяющимся соединительным сою­зом и. Одна из частей сложносочинённого пред­ложения представляет собой СПП с придаточ­ной определительной.

Вариант 2

  1. Так мысль её далече бродит: забыт и свет и шумный бал, а глаз меж тем с неё не сводит какой-то важный генерал (А. Пушкин. «Евгений Онегин»).

[ ]:[ ],а[ ].

Сложное предложение с бессоюзной и со­чинительной связью. Ведущая связь — сочи­нительная (между блоками противительные от­ношения). 1-й блок — БСП с пояснительными отношениями между частями, 2-й — простое предложение.

  1. Речи наши не клеились; Ася входила в комнату и убегала снова; я объявил наконец, что у меня есть спешная работа и что мне пора вернуться домой (И. Тургенев. «Ася»).

[ ]; [ ]; [••• глаг.], (с. что ...) и (с. что ...).

  1. [ ], а [ ]: [... сущ.], (с.сл. что ... сущ.), (ко­торый ...)

Сложное предложение с бессоюзной и под­чинительной связью. Ведущая связь — бес­союзная (между блоками перечислительные отношения). 1-й блок — бессоюзное предложе­ние, 2-й — СПП с однородными придаточными изъяснительными.

  1. Домашнее задание: упражнение 299; ин­дивидуальное опережающее задание — подгото­вить сообщение о выдающемся русском лингви­сте А. М. Пешковском (на материале упр. 300 или по другим источникам, подобранным само­стоятельно или по указанию учителя).

Урок 57. Обобщение изученного о предложениях с разными видами связи

Цели урока: систематизировать знания уча­щихся о сложных предложениях с разными ви­дами связи и правилах постановки знаков пре­пинания в предложениях указанной структу­ры; развивать интерес к лингвистике, научно­му творчеству на примере личности А. М. Пешковского.

Основные этапы урока

  1. Проверка домашнего задания.

На доске строятся схемы сложных предло­жений, выборочно комментируются наиболее сложные орфограммы, объясняется постановка запятой на стыке союзов.

1) [... глаг.], (с. сл. когда ...); тоже [... глаг.],

(откуда ...).

; тоже

  1. [ ], но (с. когда ...), [глаг.], (с. что ...).


. но






  1. Сообщение заранее подготовленного уча­щегося об Александре Матвеевиче Пешковском (рассказ сопровождается показом портрета лингвиста).

  2. Работа в группах.

Задания для всех групп:

  1. Ответить на вопрос: какой факт из науч­ной биографии А. М. Пешковского произвёл на вас наиболее сильное впечатление?

  2. Выполнить синтаксический разбор ука­занного учителем предложения с разными ви­дами связи (упр. 300).

  3. Подготовить примеры для иллюстрации мысли А. М. Пешковского о том, что интона­ция может быть грамматическим средством.

Это видно из текстов Пешковского: в них постоянно «мы», но это «мы» не авторское, единоличное, а «мы» — дуэт с читателем.

[ ]: [ ], но [ ], а [ ]. Сложное предло­жение с бессоюзной и сочинительной связью. Ведущая связь — бессоюзная.

Вместе со своим читателем Пешковский размышляет, наблюдает и экспериментиру­ет; это он придумал множество остроумных лингвистических экспериментов, о важности которых позднее писал JI. В. Щерба.

3) [ ]: [ ], и, (чтобы ...), [... сущ.], (который ...).

[ ]; [... сущ.], (который ...). Сложное пред­ложение с бессоюзной и подчинительной свя­зью. Ведущая связь — бессоюзная. 2-й блок — СПП с придаточной определительной.

Наблюдения Пешковского расширяли круг фактов, относимых к грамматике: он первым показал, что интонация может быть грамма­тическим средством и включается в работу там, где более ощутимые средства — пред­логи, окончания, порядок слов — шнедорабаты вают».

[ ]: [... глаг.], (с. что _ там), (где ...). Слож­ное предложение с бессоюзной н подчинитель­ной связью. Ведущая связь — бессоюзная. 2-й блок — СПП с последовательным подчинением (1-я придаточная именительная, 2-я — ме­ста).

Он не боялся отказаться и от того, что было написано им самим: переиздавая свою книгу в третий раз (1927), Пешковский, как он соа/кщтея в предисловии, почти весь текст пишет заново.

[— ~Г7]ГТс. слТ'что ...) : [ ]. Сложное предло­жение с бессоюзной и подчинительной связью. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — СПП с придаточной местоименно-определительной.

  1. й — простое предложение, осложнённое обо­собленным обстоятельством, выраженным дее­причастным оборотом, и вводным предложени­ем со значением источника сообщения.

Интонация является главным средством выражения смысловых отношений между ча­стями бессоюзного сложного предложения (сравните: Я поднялся из-за стола, вошёл Сер­гей; Я поднялся из-за стола: вошёл Сергей; Я поднялся из-за столавошёл Сергей), по­могает разграничить односоставные номинатив­ные предложения и двусоставные с составным именным сказуемым (Речишка узкая, берег обузшшетьш.Речишка узкая, берег обрыви­стый; если логическим ударением выделяет­ся существительное и после него не делается пауза, предложение односоставное; если после существительного делается пауза, интонация расчленяет предложение на два состава); вы­являет грамматические связи в предложении (сравните: Из комнаты Лизы / смех доносил­ся.Из комнаты / Лизы смех доносился; интонация, место паузы определяют синтагма­тическое членение: комната Лизы, или смех Лизы).

  1. Домашнее задание: подобрать из худо­жественной литературы 4—5 примеров слож­ных предложений, иллюстрирующих постанов­ку знаков препинания на стыке союзов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

10.12.2022 18:19
Головнева Ирина Борисовна @golovniova
Спасибо Вам за методическое богатство, которым Вы щедро делитесь.

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя