Е. Е. Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук
Примерные сценарии уроков по русскому языку в IX классе учреждений общего среднего образования
(Продолжение. Начало в № 8—12 за 2011 г., № 1 за 2012 г.)
Урок 54. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи (§ 33)
Цели урока: дать понятие о сложных предложениях с разными видами связи, о том, какие виды связи могут комбинироваться; формировать умение определять количество частей в сложном предложении, группировать их в блоки, определять ведущую связь, строить схемы сложных предложений с разными видами связи.
Основные этапы урока
-
Проверка домашнего задания.
Правильность расстановки знаков препинания проверяется по схемам БСП, составленным на доске:
1)[ ], [ ],[ ],[ ]•
перечисление
-
и вижу, что [ ]:[ ]•
-
так что
[ ] — [следствие].
-
когда [время] — [ ].
-
[ ], [ ],[ ]•
перечисление
-
что
]: [изъяснение].
-
если
[условие] — [ ].
-
[.... | |]; [ ].
перечисление
-
потому что [ ]: [причина].
-
а именно
[ ]: [пояснение].
-
Объяснение нового материала.
-
Обращаем внимание учащихся на заранее записанные на доске предложения и предлагаем определить тип сложных предложений.
-
Машина задержалась по полчаса: шофёр был вынужден сбавить скорость.
-
Шофёр бы вынужден сбавить скорость, потому что на крутых поворотах машину сильно заносило.
-
[ 1: [ причина ]. БСП
-
[ ], (потому что ...). СПП с придаточной причины.
Далее предлагаем объединить бессоюзное сложное предложение и сложноподчинённое предложение в одну конструкцию.
Машина задержалась по полчаса: шофёр был вынужден сбавить скорость, потому что на крутых поворотах машину сильно заносило.
[ ]; [ ] (потому что ...).
Выполняем аналогичное задание для второй пары предложений.
-
Во второй половине дня самолёты не появлялись, но в окопы всё чаще доносился раздёрганный гул.
-
Оттуда, где лес намечал кромку горизонта, в окопы всё чаще доносился раздёрганный гул.
-
[ ], но [ ]. ССП с противительным союзом.
-
[Оттуда, (где ...]. СПП с придаточной места.
Во второй половине дня самолёты не появлялись, но оттуда, где лес намечал кромку горизонта, в окопы всё чаще доносился раздёрганный гул. ^ ж
[ ], но [оттуда, (где ...), ...].
Делаем вывод: в сложном предложении могут комбинироваться различные виды связи: бессоюзная, сочинительная и подчинительная.
-
Наблюдение над предложениями из упражнения 291 по предложенному в задании плану. Особое внимание обращаем на то, что в анализируемых СП выделяется несколько уровней членения, что отражается в схемах предложений. Вспоминаем, что для СПП с несколькими придаточными мы строили два вида схем. Эго целесообразно делать и для предложений с разными видами связи.
-
Самостоятельное чтение материала учебника на с. 196 (учитель выступает в роли консультанта).
-
Беседа по вопросам:
-
Какие виды связи могут комбинироваться в сложном предложении? (Сочинительная и подчинительная; бессоюзная и подчинительная; сочинительная и бессоюзная; сочинительная, бессоюзная и подчинительная.)
-
Каким образом части сложного предложения объединяются в блоки? (По смыслу: части, более тесно связанные по смыслу, группируются в блоки.)
-
Как определяется ведущая связь? (Ведущая связь реализуется между блоками; ведущей может быть либо сочинительная, либо бессоюзная связь.)
-
Как отражается строение сложного предложения в его схеме? (В линейной схеме отражается количество частей, порядок их следования, средства связи частей, их зависимость друг от друга.)
-
Закрепление материала (упр. 292).
-
Четвёртое предложение анализируется коллективно (на доске и в тетрадях), строятся его схемы.
-
[ ]: или [... сущ.], (который ...), или [ ]. Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — простое предложение, 2-й — сложносочинённое предложение с разделительными отношениями между частями. Одна из частей представляет собой СПП с придаточной определительной.
-
Предложения 1—3 анализируются самостоятельно (по вариантам) с последующей проверкой.
-
(Если ...), [ ]: [ ]. Сложное предложе
ние с разными видами связи: бессоюзной и
подчинительной. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — СПП с придаточной условной, 2-й — простое предложение.
-
[ ]: [ ] — и [ ]. Сложное предложение
с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — простое предложение, 2-й — сложносочинённое предложение с соединительными отношениями.
-
[Сущ., (с. сл. что ...), ...], а [ ], (как будто ...). Сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной. Ведущая связь — сочинительная (между блоками противительные отношения). 1-й блок — СПП с придаточной определительной, 2-й — СПП с придаточной сравнительной.
-
Домашнее задание: упражнение 293 или 294 (по выбору учащихся).
Урок 55. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи (§ 34)
Цели урока: ознакомить с основными правилами постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи; формировать умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях указанной структуры, составлять предложения по заданным характеристикам.
Основные этапы урока
I. Проверка домашнего задания.
Два человека на доске составляют схемы предложений с разными видами связи, в это время устно комментируются трудные случаи постановки знаков препинания, анализируются средства связи в тексте.
-
Сон — это великий дар человеку на земле; правда, он любит весёлых и здоровых людей, хорошо набегавшихся за день, но он жалеет и тех, кого мучают заботы или гнетёт горе.
...), но [... тот], (кто ...)
или (■
Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — простое предложение, 2-й — СПП с однородным и параллельным подчинением. Придаточная 2 — шя (средство связи — двойной союз правда — но), придаточные 4 и 5 — однородные придаточные местоименно-определительные.
-
Пусть идут часы: это двигается вперёд время, а время, как река, уносит с собой все горести.
[ ]:[ ],«[ ].
Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — простое предложение, 2-й — сложносочинённое предложение с противительными отношениями.
Средства связи предложений в тексте: повторы (сон — сон, человек — людей, людьми, человека), личные местоимения (сон — он, люди — они), притяжательные местоимения (люди — их подушки), указательные местоимения (с такими людьми), сочинительные союзы (А они опять ...; Но сон не теряет терпения), однокоренные слова (горе — горести, горький; головы — изголовье, мучают — измученного), слова с противоположным значением (весёлый и здоровый — усталый и измученный, сушит — мокрые, закрывают — открывают), слова, принадлежащие к одной тематической группе (часы, время; заботы, горе, слёзы), синтаксический параллелизм (я сделаю тебя крепче и сильнее, я приглажу и смягчу твои горькие мысли ).
По желанию зачитываются сочинения- рассуждения по началу.
И. Объяснение нового материала.
-
С целью актуализации сведений о постановке знаков препинания на стыке союзов в сложноподчинённом предложении с последовательным подчинением выполняем анализ записанных на доске предложений.
Запятая на стыке подчинительных союзов ставится | Запятая на стыке подчинительных союзов не ставится |
Мы знаем, что, если после второй придаточной вторая часть союза (то, так) отсутствует, запятая на стыке подчинительных союзов ставится. | Мы знаем, что если после второй придаточной следует вторая часть союза (то, так), то запятая на стыке подчинительных союзов не ставится. |
[... глаг.], (что, (если ...), ...). | [... глаг.], (что (если ...), то ...). |
Учитель сообщает, что в предложениях с разными видами связи рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. В этом случае действует правило, с которым ребята уже знакомы. В этом они могут убедиться при выполнении следующего упражнения.
-
Наблюдение над предложениями из упражнения 295.
Предложения зачитываются, указываются двойные союзы, проверяется возможность изъятия придаточной части, строятся схемы предложений, комментируется постановка запятой на стыке сочинительного и подчинительного союзов, определяются виды придаточных частей. Можно сгруппировать схемы в таблице.
Запятая на стыке сочинительного и подчинительного союзов ставится | Запятая на стыке сочинительного и подчинительного союзов не ставится |
2) [ ], но, (когда ...), [ ]. 4) [ ], и, (пока ...), [ ]. | 1) [ ], и (когда ...), то [ ]. 3) [ ], [ ], а (если...), так [... потому], (что...). 5) [ ], и (хотя ...), но [глаг.], (что ...). |
В качестве сопутствующего повторения определяется синтаксическая функция инфинитива в предложениях: был командирован дать отчёт (обстоятельство цели), торопилась приготовить (обстоятельство цели), не позволяет проявлять любопытство (дополнение).
-
Самостоятельное ознакомление с материалом учебника на с. 198—199.
-
Закрепление материала.
-
Выполнение упражнения 296 (в виде комментированного письма).
-
[ ], а (если ...), то [ ].
-
[ ], и, (когда ...), [ ].
-
[ ], и, (хотя ...), [ ].
-
[ ], но, (пока ...), [ ].
-
[ ], а (когда ...), то [ ].
Дополнительные индивидуальные задания:
-
определить виды придаточных частей (1 — условная, 2 — временная, 3 — уступительная, 4 — временная, 5 — временная); 2) составить словосочетания с наречием демонстративно (при необходимости обратиться к словарику в конце учебника); 3) выполнить морфологический разбор слова четвёртом (порядок морфологического разбора — на с. 267; четвёртом — имя числительное; начальная форма — четвёртый; порядковое, простое; употреблено в предложном падеже, единственном числе, мужском роде; входит в состав обстоятельства времени); 4) выполнить разбор по составу слова потемневшее (по-тёмн-е-ти- [eel); 5) выполнить фонетический разбор слова рюкзак:
[р ] — согласный, звонкий непарный, мягкий, обозначен буквой р;
[у] — гласный, безударный, обозначен буквой ю;
[г] — согласный, звонкий, твёрдый, обозначен буквой к;
[з] — согласный, звонкий, твёрдый, обозначен буквой з;
[а] — гласный, ударный, обозначен буквой а;
[к] — согласный, глухой, твёрдый, обозначен буквой к.
Шесть звуков — шесть букв, в слове два слога, ударение падает на второй слог.
-
Составление предложений по заданным характеристикам (упр. 297).
-
Домашнее задание: упражнение 298.
Урок 56. Синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи
Цели урока: ознакомить с порядком разбора сложных предложений с разными видами связи; дать образец устного и письменного разбора предложений указанной структуры; закрепить умение строить схемы сложных предложений с разными видами связи.
Основные этапы урока
-
Проверка домашнего задания.
Выполнение упражнения 298 проверяется учащимися-консультантами. Выборочно комментируются наиболее сложные орфограммы.
-
Ознакомление с порядком и образцом синтаксического разбора сложных предложений с разными видами связи (самостоятельная работа с материалом учебника на с. 200—201).
-
Закрепление навыков разбора сложных предложений с разными видами связи.
-
Для коллективного анализа целесообразно использовать одно из уже записанных в тетрадях учащихся предложений (домашнее упражнение).
Напоминаем учащимся, что для определения количества предикативных частей необходимо найти и подчеркнуть грамматические основы предложений.
ГНебо было высоким1 /. и (хотя казалось оно ещё тцскло-зелёноватым2), но [на горизонте уже ползла и разливалась светло-розовая полоса31.
[ ], и (хотя ...), но [ ].
, и
Сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной. Ведущая связь — сочинительная. 1-й блок — простое предложение, 2-й — сложноподчинённое предложение с придаточной уступительной.
-
Самостоятельный разбор сложных предложений (индивидуальная работа по вариантам). Учитель выступает в роли консультанта.
Задание для всех вариантов: назвать автора и произведение, из которого взят пример; выполнить синтаксический разбор предложения.
Вариант 1
-
Я ничего не отвечал; Гагин добродушно усмехнулся, и мы вернулись в лес (И. Тургенев. «Ася»).
[ ];[ ],«[ ].
Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — простое предложение, 2-й — сложносочинённое предложение с соединительным союзом и.
-
К Анисье дети побежали у ней ключи взять от сеней; Анисья тотчас к ней явилась, и дверь пред ними отворилась, и Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой (А. Пушкин. «Евгений Онегин»).
[ ]; [ ]» и [ ]» и [••• сущ.], (где ...).
Сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — простое предложение, 2-й — сложносочинённое предложение с повторяющимся соединительным союзом и. Одна из частей сложносочинённого предложения представляет собой СПП с придаточной определительной.
Вариант 2
-
Так мысль её далече бродит: забыт и свет и шумный бал, а глаз меж тем с неё не сводит какой-то важный генерал (А. Пушкин. «Евгений Онегин»).
[ ]:[ ],а[ ].
Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Ведущая связь — сочинительная (между блоками противительные отношения). 1-й блок — БСП с пояснительными отношениями между частями, 2-й — простое предложение.
-
Речи наши не клеились; Ася входила в комнату и убегала снова; я объявил наконец, что у меня есть спешная работа и что мне пора вернуться домой (И. Тургенев. «Ася»).
[ ]; [ ]; [••• глаг.], (с. что ...) и (с. что ...).
-
[ ], а [ ]: [... сущ.], (с.сл. что ... сущ.), (который ...)
Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Ведущая связь — бессоюзная (между блоками перечислительные отношения). 1-й блок — бессоюзное предложение, 2-й — СПП с однородными придаточными изъяснительными.
-
Домашнее задание: упражнение 299; индивидуальное опережающее задание — подготовить сообщение о выдающемся русском лингвисте А. М. Пешковском (на материале упр. 300 или по другим источникам, подобранным самостоятельно или по указанию учителя).
Урок 57. Обобщение изученного о предложениях с разными видами связи
Цели урока: систематизировать знания учащихся о сложных предложениях с разными видами связи и правилах постановки знаков препинания в предложениях указанной структуры; развивать интерес к лингвистике, научному творчеству на примере личности А. М. Пешковского.
Основные этапы урока
-
Проверка домашнего задания.
На доске строятся схемы сложных предложений, выборочно комментируются наиболее сложные орфограммы, объясняется постановка запятой на стыке союзов.
1) [... глаг.], (с. сл. когда ...); тоже [... глаг.],
(откуда ...).
; тоже
-
[ ], но (с. когда ...), [глаг.], (с. что ...).
-
Сообщение заранее подготовленного учащегося об Александре Матвеевиче Пешковском (рассказ сопровождается показом портрета лингвиста).
-
Работа в группах.
Задания для всех групп:
-
Ответить на вопрос: какой факт из научной биографии А. М. Пешковского произвёл на вас наиболее сильное впечатление?
-
Выполнить синтаксический разбор указанного учителем предложения с разными видами связи (упр. 300).
-
Подготовить примеры для иллюстрации мысли А. М. Пешковского о том, что интонация может быть грамматическим средством.
Это видно из текстов Пешковского: в них постоянно «мы», но это «мы» не авторское, единоличное, а «мы» — дуэт с читателем.
[ ]: [ ], но [ ], а [ ]. Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Ведущая связь — бессоюзная.
Вместе со своим читателем Пешковский размышляет, наблюдает и экспериментирует; это он придумал множество остроумных лингвистических экспериментов, о важности которых позднее писал JI. В. Щерба.
3) [ ]: [ ], и, (чтобы ...), [... сущ.], (который ...).
[ ]; [... сущ.], (который ...). Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Ведущая связь — бессоюзная. 2-й блок — СПП с придаточной определительной.
Наблюдения Пешковского расширяли круг фактов, относимых к грамматике: он первым показал, что интонация может быть грамматическим средством и включается в работу там, где более ощутимые средства — предлоги, окончания, порядок слов — шнедорабаты вают».
[ ]: [... глаг.], (с. что _ там), (где ...). Сложное предложение с бессоюзной н подчинительной связью. Ведущая связь — бессоюзная. 2-й блок — СПП с последовательным подчинением (1-я придаточная именительная, 2-я — места).
Он не боялся отказаться и от того, что было написано им самим: переиздавая свою книгу в третий раз (1927), Пешковский, как он соа/кщтея в предисловии, почти весь текст пишет заново.
[— ~Г7]ГТс. слТ'что ...) : [ ]. Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — СПП с придаточной местоименно-определительной.
-
й — простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и вводным предложением со значением источника сообщения.
Интонация является главным средством выражения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения (сравните: Я поднялся из-за стола, вошёл Сергей; Я поднялся из-за стола: вошёл Сергей; Я поднялся из-за стола — вошёл Сергей), помогает разграничить односоставные номинативные предложения и двусоставные с составным именным сказуемым (Речишка узкая, берег обузшшетьш. — Речишка узкая, берег обрывистый; если логическим ударением выделяется существительное и после него не делается пауза, предложение односоставное; если после существительного делается пауза, интонация расчленяет предложение на два состава); выявляет грамматические связи в предложении (сравните: Из комнаты Лизы / смех доносился. — Из комнаты / Лизы смех доносился; интонация, место паузы определяют синтагматическое членение: комната Лизы, или смех Лизы).
-
Домашнее задание: подобрать из художественной литературы 4—5 примеров сложных предложений, иллюстрирующих постановку знаков препинания на стыке союзов.
Электронная тетрадь по русскому языку 9...
Занимательная грамматика 5-7 классы
Культура речи: от ударения до стилистики
Русский язык 8 класс ФГОС
Русский язык 10 класс ФГОС
Правила русского языка. Орфография и...
Электронная тетрадь по русскому языку 7...
Русский язык. Сложные вопросы. Теория и...
© 2022, Тарасик Наталья Станиславовна 613 30
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей