МБОУ Ясенковская СОШ структурное подразделение детский сад «Родничок»
Номинация: Долгосрочный групповой проект
Воспитатель ВКК: Цыганова Галина Алексеевна
Название проекта: «Умелые пальчики»
Срок реализации: 6 месяцев (с декабря 2020 года по май 2021 года).
Целевая группа: 1 младшая группа
Постановка проблемы: При наборе детей в группу, я столкнулась с проблемой низкого уровня речевого развития воспитанников. В последние годы это проблема не только малышей, но и детей более старшего возраста. Поскольку известно, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук), то я решила уделить особое внимание этому виду деятельности. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, что отвечают за речь.
Актуальность данного проекта заключается в оказании своевременной помощи детям в развитии речи, формировании мелкой моторики пальцев рук, через традиционные и нетрадиционные игры и упражнения, включая их в различные виды деятельности.
Цель: Создание условий и развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи проекта:
Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики.
Развивать мелкую моторику пальцев рук детей младшего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Развивать эмоциональную отзывчивость.
Развивать коммуникативные навыки.
В своей работе я давно использую пальчиковые игры, различные тренажеры, бизиборды, природный и бросовый материал, художественное творчество. Для воплощения проекта было изготовлено и приобретено большое количество пособий, тренажеров, за что хочется выразить большую благодарность коллегам и родителям моих малышей.
Этапы выполнения проекта:
1.Подготовительный этап.
- Выбор темы, постановка целей и задач.
- Написание перспективного плана.
- Знакомство сотрудников с содержанием проекта.
- Сбор литературного материала.
- Подбор и изготовление материалов для игр.
2. Основной этап.
- Массаж рук с помощью подручных предметов (с грецким орехом, каштаном, карандашом, шариком су-джок и пружинками, пуговичный массаж).
- Упражнения пальчиковой гимнастики.
- Пальчиковые игры. Игры со счетными палочками, сортерами, крупой, пуговицами, бизибордами, тренажерами (полянка, ладошка), прищепками, пробками, шнуровки, разные виды мозаики (крупная, мелкая, магнитная).
- Проведение дидактических и подвижных игр.
- Сухой бассейн (фасоль).
- Пальчиковый кукольный театр.
-Художественное творчество. Лепка, рисование (пальчиками, ладошками, ватными палочками, поролоном, мятой бумагой, картонными цилиндрами, рисование по манной крупе).
- Консультации для родителей.
3.Заключительный этап.
- Презентация опыта для сотрудников детского сада.
- Подведение итогов, выводы по теме проектной деятельности.
Проект еще незакончен, но уже видны промежуточные результаты. Значительно улучшилась речь, коммуникативные навыки, дети стали более самостоятельными, улучшилось внимание, память.
У моего проекта есть начало, но после формального окончания, он будет продолжаться, так как мелкая моторика всегда будет нуждаться в совершенствовании и тренировке, чтобы в будущем облегчить детям множество задач, в том числе связанных с обучением в школе.
Литература
1.Антакова А.В. Фомина Л.В Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки пальцев рук. М. Просвещение 1974
2. Светлова Е.И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М. Детство-пресс, 2012
3.Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. М. Эксмо 2007
4. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков.М. Эксмо, 2010
5. Бычкова Е.Н. Перминова Е.В. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики .С- Пб Издательский Дом Литера 2013