СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большие полушария переднего мозга являются самым крупным образованием головного мозга. Они сверху покрыты серым веществом – корой, которая образует множество складок, борозд и извилин. Складчатое строение увеличивает поверхность коры и ее объем, а значит, и число образующихся ее нейронов. У человека содержит примерно 14 миллиардов нервных клеток. Скопления серого вещества находятся и под корой в глубине полушарий. Здесь расположены различные подкорковые ядра.

Просмотр содержимого документа
«Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая.»

Дата 25.10.16

Класс 8

Урок № 16

Учитель Маруарова А.Т

Тема урока:


Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: комбинированный

ТДЦ

Образовательная: Создать условия для развития у школьников умений распознавать различные доли большого мозга, основные борозды на схемах и рисунках; находить и обозначать на рисунках основные зоны коры больших полушарий,

Воспитательная: дать сведения по профилактике травматизма, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда.

Развивающая: развивать логическое мышление учащихся.

Оборудование: таблица “Строение головного мозга”, разборные модели головного мозга.

На доске эпиграф к уроку: “Мозг (голову) надо беречь, в меру нагружать и не травмировать”.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Индивидуально -

коррекционная работа

1

2

3

4

5

I. Оргмомент

II. Проверка раннее изученного материала








III. Изучение нового материала
























































IV. Домашнее задание:


V. Закрепление


























VI. Оценивание учащихся

VII. Итог урока

Целевая установка.

1. Устная работа

  • Где располагается головной мозг человека?

  • Из каких частей состоит головной мозг?

  • Что в себя включает задний мозг?

  • Какую функцию выполняет средний мозг?

  • Каковы функции продолговатого мозга?

2. Проверка заполнения таблицы «Отделы мозга»

1. Большие полушария.

Большие полушария переднего мозга являются самым крупным образованием головного мозга. Они сверху покрыты серым веществом – корой, которая образует множество складок, борозд и извилин. Складчатое строение увеличивает поверхность коры и ее объем, а значит, и число образующихся ее нейронов. У человека содержит примерно 14 миллиардов нервных клеток. Скопления серого вещества находятся и под корой в глубине полушарий. Здесь расположены различные подкорковые ядра.

Кора больших полушарий – высший отдел центральной нервной системы. Она отвечает за восприятие всей поступившей в мозг информации, за управлением всеми сложными мышечными движениями. Именно с функциями коры связана мыслительная и речевая деятельность и память

У человека полушария головного мозга развиты хорошо и как плащ прикрывают нижележащий мозг. Глубокая щель делит головной мозг на правое и левое полушария. Правое полушарие управляет органами левой части туловища и получает информацию от пространства слева. Левое полушарие регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию пространства справа. Немецкие ученые на опыте доказали, что полушария действуют как единое целое. Опыт проводили на рыбах. Когда рыбе закрывали один глаз и ее кормили, она нормально реагировала. Второй глаз закрыли и пугали ее, она уплывала, когда закрыли колпаками оба глаза, она начала метаться и заболела Сверху большие полушария покрыты серым веществом - корой. Под корой находится белое вещество, состоящее из массы нервных волокон и выполняющих проводниковую функцию.Общая поверхность коры у взрослого человека 2200 см2. Поверхность коры собрана в складки. Выступающие части образуют извилины, а углубления - борозды. Различают 3 главные борозды - центральная, боковая, теменно-затылочная. Они делят полушарие на 4 доли: лобную, теменную, затылочную и височную. А теперь найдите их на рисунке в учебнике и запишите в тетради.

Кора отвечает за восприятие всей информации, поступающей в мозг (зрительной, температурной, вкусовой и т.д.) и за управление сложными движениями. С функцией коры связана мыслительная, речевая деятельность, память. Участки коры выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны. Однажды я упала и ударилась затылком. У меня полетели искры из глаз. Как объяснить этот факт?(Ушиб пришелся на зрительную зону. Значит она находится в затылочной доле).А сейчас попрошу механические часы (у кого есть) поднести к виску, ваши наблюдения? Слышно тикание часов. Почему? (Наверное, там находится слуховая зона, т.е. в височной доле).Перед центральной бороздой расположена двигательная зона, а за ней зона осязания. Найдите на рисунке в учебнике все названия зон и укажите те, о которых не было речи. Это какие зоны? Зоны речи, (не лобная доля), вкуса и обоняния (височная доля). Лобные доли связаны с высоким уровнем психических способностей человека, а также ответственны за составление программ поведения и управление трудовой деятельностью. Зоны мозга позволяют человеку познавать окружающий мир во всей его полноте.
Еще в конце XIX ученые заметили, что полушария мозга ассиметричны в функциональном отношении.
В левом полушарии у правшей находится слуховой и двигательный центр речи. Они обеспечивают восприятие устной и формирование устной и письменной речи Кроме того, это полушарие отвечает за осуществление математических операций и процесса абстрактного мышления. 
Правое полушарие в большей степени связано с обеспечением образного восприятия окружающей среды на основании прошлого опыта. Правое полушарие ответственно за музыкальное и художественное творчество. Однако следует подчеркнуть, что деятельность мозга человека протекает при одновременном участии обоих полушарий, каждого со своими особенностями.

2. Гигиена нервной системы.

3. Методы исследования головного мозга. Электроэнцефалография головного мозга – один из современных методов исследований, основанный на регистрации биоэлектрической активности нейронов головного мозга. Прибор (электроэнцефалограф) улавливает электрические импульсы и записывает их графические – в виде кривой, отражающей колебания силы и частоты биотоков. Эта запись – электроэнцефалограмма – используется для диагностики заболеваний и в исследовательских целях, так как отражает степень активности нервных клеток. Даже если человек находится в глубокой коме, его головной мозг испускает нервные импульсы, регистрируемые электроэнцефалографом. Влияние никотина (курение) и алкоголя на нервную систему.


Параграф 15, заполнить таблицу «Зоны коры больших полушарий» на стр. 67


Лабораторная работа №3 «Получение мигательного рефлекса и его торможение»

Цель: Закрепить знания о важной функции нервной системы – регуляция деятельности органов – и связи организма с внешней средой с помощью рефлексов.

Оборудование: рисунок рефлекторной дуги (слайд), секундомер.

ПОРЯДОК И РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ

  1. Прикоснись чистым пальцем к внутреннему углу глаза. Что произошло?

……………………………………………………………………………………

  1. Вспомни, что такое рефлекс………………………………………………….

Нарисуй рефлекторную дугу мигательного рефлекса.


  1. Прикоснись к наружному углу глаза для обнаружения рецепторов мигательного рефлекса. Произошло ли мигание?Почему?......................................................................................................................

  2. Снова прикоснись пальцем к внутреннему углу глаза и держи в течение 30 сек. Что происходит? Объясни…………………………………………………………………………

Что происходит, когда в глаз попадает соринка?.......................................................................................................................................

  1. Дотронься пальцем к внутреннему углу глаза и постарайся не мигать. Попробуй усилием воли затормозить рефлекс. Удалось или нет?.................................................................................................................................................

  2. Сделай выводы о значении рефлексов в жизни человека………………………………………………………………………………………….



Репродуктивный







Рассказ



































Проблемный




Частично поисковый




















Письменно



Фронтальная работа




































































Индивидуальная работа










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!