МБОУ «Новоивановская СОШ»
УРОК МАТЕМАТИКИ
В 3 КЛАССЕ
Тема: «ДОЛИ»
Учитель начальных классов
высшей категории:
Шварц Галина Эдуардовна
Тема урока: «Доли».
Тип урока: «открытие новых знаний» с использованием ИКТ.
Цель урока:
Познакомить детей с тем, как образуются, называются, записываются и сравниваются доли.
Задачи урока:
Сформировать представления о доли числа, научить сравнивать доли.
Развивать внимание, логическое мышление, приёмы сравнения, умение анализировать, делать выводы, развивать математическую речь, память.
Воспитывать активность, любознательность, интерес к изучению математики.
Формируемые УУД
личностные – самоопределение, осознание ответственности за общее дело, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, самооценка;
регулятивные– выполнение пробного учебного действия, познавательная инициатива, контроль, коррекция и оценка;
познавательные – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации, планирование, построение цепочки логических рассуждений;
коммуникативные – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения.
Оборудование:
Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска.
Электронная презентация к уроку.
Учебник: Моро М. И. Математика. 3 класс. Часть 1.
– М.: Просвещение, 2012. – с. 92-93.
На столах раздаточный материал для практической работы.
Карточки для этапа рефлексии.
План урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний. Устный счет.
Постановка учебной задачи. Определение темы урока.
Открытие новых знаний.
Первичное закрепление материала.
Выполнение тренировочных упражнений.
Итог урока. Рефлексия.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас начнется урок математики.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу!
Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Успехов вам!
Мотивация к учебной деятельности
- Перед тем, как приступить к работе вспомним, какие правила мы должны соблюдать на уроке? (Учитель выслушивает ответы детей).
Правила:
Слушать.
Слышать друг друга.
Дополнять.
Исправлять, помогать.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Устный счет (Слайд 2)
1.Чтобы найти сумму, нужно….(к 1 слагаемому +2 слагаемое)
Расшифруйте слово. (Слайд – 3)
8∙9=а 4∙8=е 5∙7=ь 4∙8=е
2∙4=п 8∙6=л 6∙3=с 8∙8=н
72а | 8п | 32е | 48л | 35ь | 18с | 24и | 64н |
(Ключ к шифру в таблице. Она закрыта до того времени, пока дети не решат все примеры.)
- Под каждым ответом поставьте соответствующую букву.
-Какое слово у вас получилось? (АПЕЛЬСИН) ( Слайд 4)
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- Как вы думаете, зачем нам апельсин на уроке на математики?
- Он поможет нам сегодня назвать тему урока.
(Слайд 5)
Определение темы урока.
-Можете назвать тему нашего урока? (Доли) (Слайд – 6)
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответ на сегодняшнем уроке. (вывешиваю на доску лист с планом)
-Что же такое доля?
-Как образуются доли?
- Как записываются доли?
- Можно ли их сравнить?
Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать каждый день.
- Сегодня на уроке мы будем учиться делить целое на равные части. Узнаем, что такое доли, научимся их записывать и сравнивать.
4. «Открытие» новых знаний.
-Теперь скажите, глядя на апельсин, можно ли 1 : 2 ? (Разделить апельсин пополам)
-Как вы думаете, что может означать число 1 ? (Это один апельсин или яблоко и т.п.)
Учитель разрезает апельсин на две части и одну часть убирает.
- Как вы думаете, какую часть апельсина я держу в руке?
- Давайте попробуем в этом разобраться.
Задание для пробного действия.
(Дети работают индивидуально)
– У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (Круг)
– Сложите круг пополам.
– Разверните.
– Сколько равных частей получили? (2)
– Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части.
– Как они называются? (Половинки или доли)
- Каждая из равных частей называется долей
- Покажите 1 долю. (Слайд 7)
(На доске записывают число 1)
(Работа идет на интерактивной доске)
– Сколько частей взяли? (1)
– На сколько частей разделили? (2)
– Итак, мы круг разделили на две равные доли и получили долю круга
– Доля – это часть целого.
– Теперь круг, сложите ещё пополам.
– Разверните. Сколько теперь равных частей получили? (4)
- Покажите одну долю.
(На доске записывают число 1)
- Можно ли эти доли (апельсина и долю круга, )сравнить и поставить между ними знак равенства? (Нет)
-Почему ? (Доли разные)
-Как же обозначить на эти доли?
-Проблема?
- Мы обязательно найдем путь решения этой проблемы, а пока немного отдохнем.
Физминутка.
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
Построение проекта выхода из затруднения.
(Работа идет на интерактивной доске)
-Как же записать нам одну долю целого? (Слайд – 7)
-На сколько долей разделен круг? ( На 4 доли)
-Сколько долей я взяла от 4-х? ( 1 от 4)
(Показать на интерактивной модели)
-Записывается такое число в виде дроби.
1 - число над чертой показывает, сколько долей взяли.
4 - число под чертой показывает, на сколько долей разделили целое.
(Слайд 8)
(Запись на доска учителем)
- Кто попытается прочитать получившееся число?
(Аналогичная работа) (Слайды 9)
-Получившиеся числа называют обыкновенными дробями. (Слайд 10)
Работа в группах
- Разбейтесь на три группы, Возьмите на столах конверт №1
Ваша задача, посовещавшись в группе подписать каждую окружность соответствующей дробью.
(Пока дети работают в группе , вывешиваю на доску круги )
Фронтальная работа у доски.
На доске круги разделённые на доли , ваша задача подписать каждый из них)
5.Первичное закрепление материала.
Развитие умения записывать и называть и сравнивать доли. (Практическая работа в группах)
- У вас в конвертах №2 лежат фигуры. Нужно распределить между членами группы задания и цветным карандашом выделить одну долю в каждом круге.)
- Сравните доли и запишите на доске по одному неравенству от каждой группы
( 1/2 1/3 , 1/4 1/5 )
- Когда ваша пара будет готова, покажите это взявшись за руки)
- Какой вывод можно сделать? (Чем больше частей, тем доля меньше.) (Слайд –11)
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Выполнение каких заданий вызвало у вас затруднения?
Чего вам удалось достичь?
Как?
Что помогло?
Что было самым трудным?
С чем легко справились сами?
Какой вид работы самый интересный?
- У каждого из вас на столе лежат карточки оцените результат нашей работы..
О
цените свои умения знаком + напротив одной из фраз:
- Да, я знаю, как образуются доли, умею их читать,
записывать и сравнивать.
- Я понимаю, как образуются доли, но не хватает уверенности при их записи и сравнении.
- Пока я затрудняюсь ответить на вопрос, что такое доли, как они записываются и сравниваются.
О
цените свои умения знаком + напротив одной из фраз:
- Да, я знаю, как образуются доли, умею их читать,
записывать и сравнивать.
- Я понимаю, как образуются доли, но не хватает уверенности при их записи и сравнении.
- Пока я затрудняюсь ответить на вопрос, что такое доли, как они записываются и сравниваются.
О
цените свои умения знаком + напротив одной из фраз:
- Да, я знаю, как образуются доли, умею их читать,
записывать и сравнивать.
- Я понимаю, как образуются доли, но не хватает уверенности при их записи и сравнении.
- Пока я затрудняюсь ответить на вопрос, что такое доли, как они записываются и сравниваются.
О
цените свои умения знаком + напротив одной из фраз:
- Да, я знаю, как образуются доли, умею их читать,
записывать и сравнивать.
- Я понимаю, как образуются доли, но не хватает уверенности при их записи и сравнении.
- Пока я затрудняюсь ответить на вопрос, что такое доли, как они записываются и сравниваются.
О
цените свои умения знаком + напротив одной из фраз:
- Да, я знаю, как образуются доли, умею их читать,
записывать и сравнивать.
- Я понимаю, как образуются доли, но не хватает уверенности при их записи и сравнении.
- Пока я затрудняюсь ответить на вопрос, что такое доли, как они записываются и сравниваются.