Должностная инструкция классного руководителя
1. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», на основе тарификационно-квалификационной характеристики классного руководителя, утвержденной приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 года №463/1268 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 года №46).
1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности с согласия педагогического работника приказом директора гимназии на основании педагогического совета.
1.3. Классный руководитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы.
1.4 Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора гимназии по воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности классный руководитель руководствуется
Конституцией и Законами РФ,
Указами Президента РФ,
решениями Правительства РФ,
органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся,
правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты,
а также Уставом и локальными актами гимназии (в том числе настоящей должностной инструкцией),
трудовым договором,
приказами и распоряжениями директора,
настоящей должностной инструкцией.
Классный руководитель соблюдает Конвенцию о правах ребёнка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
2. Назначение и задачи классного руководителя
Классный руководитель - это педагог, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.
Классный руководитель осуществляет ежедневное систематическое наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, содействует созданию оптимальных условий для формирования его личности в процессе взаимодействия школьника с окружающим миром: природой, наукой, производством, искусством, с людьми.
Цель работы классного руководителя с классом состоит в создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей, руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников.
3. Функции и содержание работы классного руководителя
Классный руководитель:
3.1. ежедневно контролирует посещаемость учебных занятий учениками своего класса, ведет учет пропусков уроков в классном журнале;
3.2. посещает уроки в своем классе (ежемесячно, не менее 3);
3.3. проводит работу с учителями-предметниками, направленную на улучшение качества успеваемости обучающихся (еженедельно проверяет дневники, требует от обучающихся и родителей подписей о его просмотре, добивается от учителей-предметников выставления текущей успеваемости в дневники и классный журнал);
3.4. анализирует текущую, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся, дает рекомендации учителям – предметникам по индивидуальному подходу к обучающимся, планирует работу с родителями по улучшению уровня образования обучающихся;
3.5. ежедневно осуществляет контроль за соблюдением правил поведения обучающихся;
3.6. следит за опрятностью внешнего вида учащихся, контролирует наличие сменной обуви;
3.7. ведет работу по обеспечению обучающихся учебниками;
3.8. организует ученическое самоуправление в классе, способствует созданию коллектива, развивает инициативу обучающихся;
3.9. еженедельно проводит классные часы в соответствии с планом воспитательной работы (согласно циклограмме классных часов);
3.10. вместе с классом принимает участие в общешкольных делах в соответствии с принятым планом работы;
3.11. организует экскурсии обучающихся в музеи, посещение театров и т.д., при организации экскурсий за пределы школы и города своевременно (не менее чем за неделю) ставит в известность заместителя директора по воспитательной работе;
3.12. каждую четверть и перед классным мероприятием проводит инструктаж обучающихся по ПДД, правилам поведения, правилам ППБ, по охране труда при проведении внеурочных массовых мероприятий и общественно-полезного труда, сведения об инструктаже постоянно за подписью обучающихся заносит в классный журнал по ТБ;
3.13. направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;
3.14. совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни; проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья обучающихся в классе;
3.15. организует работу среди обучающихся по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании;
3.16. содействует получению дополнительного образования учащихся класса через систему кружков, клубов, секций, факультативов, спецкурсов, существующих в школе и по месту жительства;
3.17. содействует профессиональному самоопределению обучающихся, подводит к осознанному выбору профессии;
3.18. организует общественно-полезный труд обучающихся, участие в общешкольных субботниках;
3.19. организует дежурство в классе и класса по школе в соответствии с положением о дежурном классе, проводит анализ дежурства с детьми;
3.20. организует взаимодействие с родителями:
регулярно информирует родителей об успешности обучения каждого ребенка;
систематически, каждую четверть, в соответствии с планом, проводит родительские собрания и индивидуальные консультации, ведет протоколы родительских и заседаний родительского комитета;
3.21. привлекает родителей и обучающихся к планированию и организации внеурочной деятельности;
3.22. организует психолого-педагогическое просвещение родителей (тематические родительские собрания не менее одного раза в четверть);
3.23. посещает семьи обучающихся, составляет акты обследования жилищно-бытовых условий;
3.24. обеспечивает поддержку работы по изучению личности каждого обучающегося в классе, участвует в мониторинге воспитательной работы школы ;
3.25. способствует развитию у обучающихся навыков культурного общения;
3.26. соблюдает права и свободы обучающихся;
3.27. знакомит обучающихся с основными государственными документами (Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, нормативными документами школы (Устав, Правила поведения учащихся, Кодекс гимназиста и др.), историей гимназии;
3.28. извещает администрацию гимназии о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой медицинской помощи;
3.29. участвует в работе методического объединения классных руководителей, работе Педагогического совета школы;
3.30. систематически повышает свою квалификацию.
3.31. Документация классного руководителя являются :
классный журнал;
личные дела;
дневники;
календарный план воспитательной работы в классе;
план-сетка на неделю;
протоколы заседаний классных собраний;
протоколы родительских собраний и заседаний родительских комитетов;
планы-конспекты классных часов и внеклассных мероприятий;
тетрадь с аналитическими материалами по мониторингу воспитательной работы;
создание личного портфолио каждого обучающегося в классах предпрофильной подготовки и профильного обучения.
4. Формы работы классного руководителя по организации жизнедеятельности обучающихся
Классный руководитель является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:
познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека;
художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям и стимулирующей художественную самодеятельность школьника;
спортивной, культивирующей здоровый образ жизни, формирующей силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела;
общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к активному преобразованию действительности;
ценностно-ориентировочной, направленной на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях;
свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности является общение с «другим человеком» как ценностью.
5. Полномочия классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
5.1 участвовать в управлении гимназией в порядке, определяемом Уставом;
5.2 на защиту профессиональной чести и достоинства;
5.3 знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
5.4 защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;
5.5 на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законов;
5.6 выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники;
5.7 повышать квалификацию;
5.8 аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации;
5.9 давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся гимназии.
6. Показатели результативности деятельности классного руководителя
Критерии оценки профессионального уровня классного руководителя содержат следующие направления:
1. Деятельность классного руководителя по организации воспитательной работы с обучающимися;
2. Совместная деятельность классного руководителя с учителями, работающими в классе;
3. Взаимодействие классного руководителя с родителями и общественностью по воспитанию обучающихся;
4. Взаимодействие классного коллектива с другими классами.
Основными показателями оценки деятельности классного руководителя являются:
успеваемость обучающихся в учебе;
количество обучающихся, пропускающих уроки без уважительной причины;
состояние здоровья обучающихся – обучающихся, занимающихся физической культурой в основной группе, ЛФК и освобожденных, количество курящих;
участие обучающихся в органах самоуправления класса, общеобразовательного учреждения, детской общественной организации – карта распределения общественных поручений и обязанностей обучающихся по четвертям;
участие обучающихся в общественных мероприятиях – количество участников по месяцам;
занятость обучающихся в системе дополнительного образования (кружки, клубы, секции, объединения по интересам) - карта занятости по месяцам;
количество обучающихся, состоящих на учете в ИДН, КДН, % принятии и снятия с учета, индивидуальная реабилитационная работа;
привлечение общественности в проводимых мероприятиях класса, шефство, наставничество с детьми группы риска и социально неблагополучными семьями (поименный список, результативность);
работа с родителями (участие родителей в организации и проведении классных мероприятий, соревнований, походов, посещение культурных мероприятий, лекций, классных часов, посещение родителей на дому, количество посещаемости родительских собраний).
5