Должностная инструкция социального педагога
1.1. Данная должностная инструкция социального педагога школы по профстандарту устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность сотрудника, занимающего в образовательном учреждении должность социального педагога. 1.2.Социальный педагог должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования " образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации,осуществляющей образователльную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
1.3 К работе социальным педагогом в школе допускается лицо, не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации, прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.4 Социальный педагог назначается и освобождается от занимаемой должности директором общеобразовательного учреждения. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога школы его должностные обязанности могут быть возложены на заместителя директора по воспитательной работе или классного руководителя из числа наиболее опытных сотрудников. Временное исполнение обязанностей в таких случаях осуществляется на основании приказа директора школы, который должен соответствовать требованиям законодательства о труде.
1.5 Социальный педагог относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно директору общеобразовательного учреждения. Выполняет обязанности пол руководством заместителя директора по воспитательной работе.
1.6 В своей деятельности социальный педагог школы обязан руководствоваться: • Конституцией Российской Федерации; • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации ; • Указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, непосредственно касающихся социальной защиты детей; • Административным и трудовым законодательством Российской Федерации; • Правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности; • Уставом и локальными правовыми актами общеобразовательного учреждения ( в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы); • трудовым договором.
1.8 Социальный педагог школы руководствуется в работе должностной инструкцией , разработанной с учетом профстандарта, инструкцией по охране труда для социального педагога, инструкциями по охране труда при работе с персональным компьютером и иной оргтехникой, строго соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.
1.9. Социальный педагог должен уметь : °осуществлять отбор социально-педагогических методов изучения ситуаций жизнидеятельности обучающищихся; ° применять социально- педагогические методы изучения ситуаций жизнедеятельности учащихся для выявления их потребностей; ° определять необходимый перечень мер по социально-педагогической поддержке детей в процессе образования; ° определять необходимый перечень мер по реализации и защите прав обучающихся в процессе образования; ° разрабатывать программы формирования у детей социальной компетентности; °; ° планировать и проводить работу с учениками, оказывающими в трудной жизненной ситуации, с учетом специфики их социальных проблем; ° разрабатывать меры по социальной реабилитации школьников, имеющих проявления девиаонтого поведения ; ° ° проводить консультирование педагогов, родителей( законных представителей) и обучающихся по вопросам реализации прав обучающихся в процессе образования; ° оказывать консультативную помощь школьникам в принятии решений в ситуациях самоопределения; ° применять социально-педагогические технологии профилактики ты девиантного поведения учащихся школы; ° организовывать индивидуальную профилактическую работу с обучающимися и семьями группы социального риска; ° координировать и согласовать совместную деятельность с субъектами профилактики ° ; ° разрабатывать информационно-методические материалы для программ социально-педагогической поддержки учащихся, предназначенные для их участников-педагогов, родителей ( законных представителей), обучающихся; °формировать информационно- методическую базу для консультирования родителей( законных представителей) по вопросам обеспечения позитивной социализации обучающихся; ° оказывать школьникам организационно- педагогическую поддержку в построении социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям; °реализовывать мероприятия по социально-педагогической поддержки обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей; ° осуществлять организационно-методическое сопровождение мероприятий по профилактике девиантного поведения обучающихся; ° осуществлять организационно-методическое сопровождение программ и мероприятий по социальной реабилитации обучающихся; ° проводить мероприятия по формированию безопасной информационной среды; реализовать организационные меры и методическое сопровождение совместной деятельности социальных институтов по социально-педагогической поддержки разных категорий обучающихся; ° осуществлять контроль и анализ результатов в реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержки детей.
1.10 педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
2. Трудовые функции Социальный педагог в школе оказывается социально-педагогическую поддержку учащихся в процессе социализации:
2.1. Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации.
2.2. Организация социально-педагогической поддержки детей в процессе социализации. 2.3. Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки школьников.
3. Должностные обязанности Социальный педагог школы имеет следующие должностные обязанности:
3.1 В рамках трудовой функции планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации: • анализ ситуации жизнедеятельности школьников; • разработка мер по социально-педагогической поддержке детей в процессе образования; • проектирование программ формирования у учащихся социальной компетентности, социокультурного опыта; • разработка мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации; • разработка мер по профилактики социальных девиаций среди детей; • планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся; • осуществление комплекса мероприятий, направленных на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности в образовательном учреждении и по месту жительства учащихся; • изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности учащихся и ее микросреды, а также условий жизни; • определение задач, форм и методов социально-педагогической работы с учащимися, а также способов решения личных и социальных проблем учащихся, применяя для этого современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3.2. В рамках трудовой функции организации социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации: • организация социально-педагогической поддержки детей в процессе образования; • организация социально-педагогической поддержки детей в трудной жизненной ситуации; • профилактическая работа с детьми группы социального риска; • организация социальной реабилитации школьников, имевших проявления девиантного поведения; • организация совместной деятельности с социальными институтами в целях позитивной социализации обучающихся; • выступление в качестве посредника между личностью ребёнка и общеобразовательным учреждением, семьей, социальной средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; • осуществление координации совместной деятельности отдельных участников проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся, взаимодействия деятельности сотрудников общеобразовательного учреждения и привлекаемых представителей других организаций по вопросам социальной адаптации учащихся.
3.3. В рамках трудовой функции организационно-методического обеспечения социально-педагогической поддержки обучающихся: • разработка нормативных документов, предназначенных для участников школьных проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся; • разработка отдельных фрагментов программы развития общеобразовательного учреждения и других стратегических документов; • разработка методических материалов для реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся; • разработка методических материалов для консультирования обучающихся по построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям; • осуществление методического сопровождения деятельности педагогов по развитию у родителей (законных представителей) социально-педагогической компетентности; • организационно-методическое сопровождение совместной деятельности с институтами социализации по социально-педагогической поддержке детей; • организация и методическое обеспечение контроля результатов деятельности по социально-педагогической поддержке школьников; • осуществление контроля реализации проектов и программ , направленных на социальную адаптацию учащихся общеобразовательного учреждения; • проведение консультаций с родителями (законными представителями) учащихся, классными руководителями по вопросам социальной адаптации учащихся, а также с лицами, привлеченными к сотрудничеству с общеобразовательным учреждением, по вопросам социальной адаптации учащихся.
3.4. Социальный педагог школы принимает активное участие: в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, которые предусмотрены образовательной программой. 3.5. Социальный педагог школы:• принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод каждого ребёнка в школе; • организовывает и координирует совместную работу педагогов, родителей (законных представителей) учащихся, специалистов социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, благотворительных организаций и других лиц, направленную на оказание помощи учащимся, которые: ⁃ нуждаются в опеке и попечительстве; ⁃ имеют ограниченные физические возможности; ⁃ обладают девиантным поведением; ⁃ попали в неблагоприятные мои экстремальные ситуации.
3.6. Социальный педагог строго соблюдает требования охраны труда, пожарной и антитеррористической безопастности, этику и культуру поведения. 3.7. Повышает профессиональную квалификацию, своевременно проходит периодические медицинские осмотры.
3.8. Соблюдает этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
3.9. Соблюдает права и свободы школьников, содействует охране прав личности детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка.
3.10. Обеспечивает сохранность подотчетного оборудования, организует и способствует пополнению кабинета социального педагога методическими материалами.
4. Права Социальный педагог школы имеет право в пределах своей компетенции :
4.1.Принимать участие : °в разработке социальной политики и стратегии развития общеобразовательного учреждения, а также в создании соответствующих стратегических документов; °в разработке любых управленческих решений, которые касаются вопросов социальной адаптации школьников ; °в разработке положений о подразделениях, которые занимаются работой по социальной адаптации учащихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности; °в ведении переговоров с партнерами образовательного учреждения по проектам и программам, направленным на социальную адаптацию детей.
4.2.Вносить свои предложения: ° о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами, направленными на социальную адаптацию учащихся; ° о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов и программ, направленных на социальную адаптацию школьников. Устанавливать от имени общеобразовательного учреждения деловые контракты с физическими лицами и юридическими организациями, которые запрашивать для контроля и внесении изменений в рабочую документацию способствовать социальной адаптации детей.
4.3. Запрашивать для контроля и внесения изменений рабочую документацию классных руководителей по вопросам социальной адаптации учащихся. 4.4.Контролировать и оценивать ход и результаты проектов и программ, направленных на социальную адаптацию обучающихся, налагать запрет на некоторые из них, способные привести к ухудшению здоровья учащихся, нарушению техники безопасности, которые не предусматривают профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.
4.5. Требовать от участников учебно- воспитательных отношений выполнения норм и требований профессиональной этики, соблюдения принятых школьным сообществом планов и программ( носящих обязательный характер), направленных на социальную адаптацию школьников.
4.6. Отдавать распоряжение классным руководителям, психологу, касающихся вопросов социального характера.
4.7.Своевременно повышать свою квалификацию.
4.8. На добровольной основе подавать заявки на аттестацию по соответствующей квалификационной категории и получать её в случае успешного прохождения аттестации.
4.9. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
4.10. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
5. Ответственность
5.1. Социальный педагог общеобразовательного учреждения несет дисциплинарную ответственность ° порядке, установленном трудовым законодательством Российской федерации, за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин: ° устава и правил внутреннего трудового порядка общеобразовательного учреждения; ° законных распоряжений директора школы и других локальных нормативных актов; ° своей должностной инструкции социального педагога школы, в том числе за неиспользование предоставленых данной должностной инструкцией прав.
5.2. За применение, в том числе однократное, таких методов воспитания, которые связаны с физическим или психическим насилием над личностью социальный педагог общеобразовательного учреждения должен быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
6. Взаимоотношения. Связи по должности Социальный педагог школы должен:
6.1. Работать в режиме 36 - часовой рабочей недели и утвержденному директором общеобразовательного учреждения.
6.2. Планировать свою работу на каждый учебный год под руководством заместителя директора по воспитательной работе. План работы должен быть утвержден директором общеобразовательного учреждения не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.3. Предоставлять заместителю директора по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности в течение 10 дней после завершения каждого учебного периода.
6.4. Получать от директором общеобразовательного учреждения и заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно- правового характера, знакомится с соответствующими документами.
6.5. Систематически совершать обмен информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими сотрудниками и заместителями директора общеобразовательного учреждения.
6.6. Своевременно информировать администрацию школы о возникших затруднениях в процессе осуществления проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся.
7.Заключительные положения
7.1. Ознакомление работника школы с настоящей должностной инструкции социального педагога осуществляется при приеме на работу(до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, 2-у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностные инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.