СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Должностная инструкция учителя начальных классов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Должностная инструкция учителя начальных классов»

Должностная инструкция

учителя начальных классов

  1. Общие положения.

    1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики учителя образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н в составе раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

    2. Учитель назначается и освобождается от должности директором школы.

    3. Учитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

    4. Учитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.

    5. Учитель должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

  • Конвенцию о правах ребенка;

  • основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

  • педагогику, психологию, возрастную физиологию;

  • школьную гигиену;

  • методику преподавания предмета;

  • программы и учебники по преподаваемому предмету;

  • методику воспитательной работы;

  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности;

  • основы научной организации труда;

  • нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

  • теорию и методы управления образовательными системами;

  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

  • основы экологии, экономики, социологии;

  • трудовое законодательство;

  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

  • правила по охране труда и пожарной безопасности;

  • требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;

  • методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС.



2. Функции

Основными направлениями деятельности учителя начальных классов являются:

  1. Обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований новых ФГОС;

  2. Содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

  3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.



3. Должностные обязанности

Учитель выполняет следующие должностные обязанности:

  1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

  2. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований новых ФГОС.

  3. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям новых ФГОС, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

  4. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.

  5. Обеспечивает соответствие учебных программ по предметам, а также программ внеучебной деятельности новым ФГОС.

  6. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

  7. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой школы, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

  8. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предметам, учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

  9. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

  10. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

  11. Составляет тематические планы работы по учебным предметам и внеучебной деятельности на учебную четверть и рабочий план на каждый урок и занятие.

  12. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

  13. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1–4-х классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся.

  14. Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия.

  15. Проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1–4-х классах к следующему уроку.

  16. Проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились.

  17. Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.

  18. Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года.

  19. Организует совместно с библиотекарем школы и родителями внеклассное чтение учащихся.

  20. Обеспечивает включение учащихся в различные формы внеучебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

  21. Работает в тесном контакте с другими учителями, родителями (лицами, их заменяющими).

  22. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

  23. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

  24. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

  25. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

  26. Допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации школы в целях контроля и оценки деятельности педагога;

  27. Заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе с оплатой замены в установленном порядке;

  28. Дежурит по школе в соответствии с графиком дежурств в перерывах между занятиями, а также за 20 минут до начала и в течение 20 минут по окончании сво­их уроков;

  29. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

  30. Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя;

  31. В случае выполнения обязанностей классного руководителя:

ежедневно:

    • организует различные формы индивидуальной и групповой работы с обучающимися;

    • контролирует: посещаемость учебных занятий обучающимися; успеваемость обучающихся; организацию питания обучающихся; соблюдение установленных требований к внешнему виду обучающихся, если такие требования предусмотрены Уставом школы;

    • оказывает помощь органам ученического самоуправления класса.



еженедельно:

  • проверяет дневники обучающихся;

  • анализирует состояние успеваемости в классе;

  • проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы и расписанием (о чем делается запись в классном журнале);

  • организует работу с родителями (лицами, их заменяющими);

  • проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе.



ежемесячно:

  • проводит консультации у , социального педагога и отдельных учителей;

  • организует работу классного актива;

  • организует заседание родительского комитета класса.



в течение учебной четверти:

  • участвует в работе методического объединения классных руководителей;

  • проводит анализ выполнения и коррекцию плана воспитательной работы;

  • заполняет классный журнал и портфолио обучающихся;

  • проводит классное родительское собрание;

  • представляет в учебную часть учреждения отчет об успеваемости обучающихся класса за четверть;



ежегодно:

  • оформляет личные дела обучающихся;

  • анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года;

  • составляет программу воспитания класса или план воспитательной работы с классом (план классного руководителя), корректирует модель воспитательной системы класса;

  • собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, иные установленные формами статистической отчетности материалы по направлению деятельности);

в каникулярное время:

  • организует работу с классом по дополнительному плану;

  • организует и контролирует занятость обучающихся «группы риска».



19. В случае выполнения обязанностей заведующего кабинетом:

  • контролирует целевое использование кабинета;

  • организует пополнение кабинета оборудованием, приборами и другим имуществом,

  • принимает материальные ценности (кроме мебели) на ответственное хранение по разовым документам,

  • обеспечивает сохранность подотчетного имущества,

  • участвует в установленном порядке в инвентаризации и списании имущества кабинета;

  • разрабатывает и периодически пересматривает (не реже одного раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение директору;

  • контролирует оснащение учебного кабинета противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а также наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;

  • проводит или организует проведение другим педагогом инструктажа по охране труда обучающихся с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале установленного образца;

  • не допускает проведение занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья обучающихся и работников школы с извещением об этом заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;

  • вносит предложения по улучшению условий труда и учебы для включения в соглашение по охране труда.



4. Права

Учитель имеет право:

  1. Участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

  2. На защиту профессиональной чести и достоинства;

  3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

  4. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;

  5. На конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

  6. Свободно выбирать и использовать:

    • методики обучения и воспитания;

    • учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной школой и списком учебников и учебных пособий, определенных школой;

    • методы оценки знаний обучающихся.

7. Повышать квалификацию;

8. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

9. Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, применять к обучающимся меры педагогического воздействия в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.



5. Ответственность

  1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке учитель несет ответственность за: реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся.

  2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

  3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка учитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

  4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей учитель песет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.



6. Взаимоотношения. Связи по должности

Учитель:

  1. Работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;

  2. В период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы учителя в каникулы утверждается приказом директора школы;

  3. Заменяется на период временного отсутствия учителями той же специальности или учителями, имеющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе;

  4. Получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

  5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.