«ДОМА ИГРАЕМ, РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ»
Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его всестороннее развитие, формируется личность в целом. Ребенок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для ребенка. Чем больше выпадает времени в обществе близких ему людей, тем теснее становятся взаимоотношения, возникают общие интересы и родство душ. Вашему вниманию предлагаются игры, которые в домашних условиях могут быть вами проиграны вместе с ребенком.
«Я вижу…»
По дороге домой из детского сада (в д/сад). Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем какие они. Например: Вот забор. Он синий. Я заметил кошку – она полосатая.
«Скажи наоборот»
Взрослый начинает предложение, ребёнок заканчивает его словом – наоборот. Сахар сладкий, а лимон …. Луна видна ночью, а солнце … Огонь горячий, а лёд … Дорога широкая, а тропинка. … Камень тяжёлый, а пух …
«Сыщики»
Цель: расширение словарного запаса детей. Взрослый: Какие слова – предметы можно достать из сумки? Их салата? Плательного шкафа? Холодильника? И т.д.
«Продолжи предложение»
Взрослый начинает фразу, ребенок ее продолжает теми словами, которые подходят по смыслу. Я надену шапку, потому что… Нужно мыть руки, чтобы….. Надо обуваться, потому что… Я возьму с собой сумку , потому что…. Нужно поточить карандаш для того, чтобы…..
«Вкусняшки»
Цель: учить подбирать слова к определенному признаку предмета. Ребенок называет «сладкое слово» и кладет взрослому на ладошку, теперь взрослый называет, и т.д. пока не закончатся сладкие слова. Можно играть в «кислые, соленые, горькие слова».
«Фантазёры»
Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно – следственных связей. Предложим ребёнку пофантазировать и закончить предложение: "Если на улице лужи, то …" (был дождь, для прогулки надо надеть резиновые сапоги, взять зонтик) "Если выпал снег, то…" "Если съесть много мороженого, то…"
«Найди игрушку»
Цель: развитие умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве. На стол выкладываем много предметов, хорошо знакомых ребёнку. Пспрячьте любую игрушку или положите ее на видное место. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение: "Где стоит матрёшка?" "На столе или под?" "Около чего стоит матрёшка?" Придумать свои предложения с предлогами: НА, ПОД, В, ИЗ, К, ОТ, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, С (СО)
«Чьё всё это?»
Ребёнку показывается картина с изображением животного и задаются вопросы, на которые ребёнок отвечает одним словом. Вопросы: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза? Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.
«Хвастунишки»
Взрослый: "Я говорю, что у меня один предмет, а ты ответишь, что у тебя много таких предметов" Н – р: Взрослый ""У меня один апельсин Ребёнок "А у меня много апельсинов" Желательно включать в игру слова, в которых ребёнок допускает ошибки: н – р, карандаш, ухо, стул, стол, ведро, дом, пень, сумка, рот, дерево, рукав, окно и др.
«Ловушка»
Взрослый называет слова. Ребёнок хлопает в ладоши, если услышит в слове заданный звук. Например: поймай звук С. Собака, лампа, капуста, сапоги, телефон, рыба, сова, посылка, торт, мак, маска и т.д.
«Сочини загадку»
Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания. Пробуем описать знакомый предмет, не называя его. Взрослый – ребенку, ребенок – взрослому. Н – р: - Деревянный, прямоугольный, светлый, с дверцами, в него можно складывать вещи (шкаф) - Он острый, опасный, металлический, с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож) «Что бывает…?»
Цель: развитие умения подбирать к слову – признаку как можно больше слов – предметов и правильно их согласовывать. Зелёный - …… помидор, крокодил. Красное – ……платье, яблоко. Белая – …..косынка, глина. Деревянный - …..стул, стол.
«Какое число рядом?»
Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Например: соседи числа 5 – 4 и 6. Можно усложнить игру: взрослы называет два числа и предлагает ребенку сказать, какое число находится между ними. Потом играющие меняются местами.
«Считай, продолжай»
Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих. Например: взрослый называет – 2, ребенок продолжает – 3, 4, 5. Другие варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяйтесь ролями.
«Умные пальчики»
На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки, пуговицы, бусинки и т.д.) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышит хлопков, и положить рядом соответствующую цифру или нужное количество кружков. Потом можно поменяться ролями. «Положи столько же»
В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки (пуговицы, кубики, кристаллы). Ребенку необходимо положить столько же, не считая (один под другим). Усложните игру, предложите положить больше пуговиц или меньше тоже в ряд, можно составлять логические ряд.