
Управление образования
Администрации Новокузнецкого муниципального района
МБОУ «1-Бенжерепская средняя общеобразовательная школа»

«Домашнее чудо»
(музейный урок)
Подготовила и провела:
Никандрова Ольга Витальевна, учитель русского языка и литературы
Новокузнецкий район, 2016г
Цель: формирование общей культуры учащихся путём вовлечения их в творческий процесс занятия с использованием форм и методов музейной педагогики на базе школьного музея «Русская горница»;
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к богатой русской культуре России и, как ее малой части - культуре родного края.
- приобщать учащихся к сохранению бережного отношения к традициям и обрядам русского народа.
Образовательные:
- сформировать у учащихся представления о вышивке рушников в старину.
- обобщить и конкретизировать знания учащихся о применении рушника.
- Развивающие:
- ознакомить учащихся с методикой научного описания рушника.
- обогатить словарный запас учащихся словами по теме.
Участники:
Обучающиеся 3,5,7.кл.
Экскурсоводы кружка «История малой Родины»
Руководитель кружка: Никандрова Ольга Витальевна
Приглашенные гости: учителя начальных классов, учащиеся 3,4 классов.
Время проведения: в 14.00
Звучит мелодия «Деревенька»
Хозяйка (член кружка «История малой Родины» - экскурсовод встречает гостей.
Хозяюшка: Здравствуйте, ребята. Вы очень хорошо выглядите. На щеках горит румянец. Пощипал вас мороз за щеки? Погрейтесь у печки, да послушайте мой рассказ.
Хозяин (член кружка «История малой Родины»: А знаете ли вы, чтобы не замёрзнуть на улице, наши прадедушки прабабушки приговаривали: «Морозь, морозь, все равно не заморозишь!». Как вы думаете, ребята, а чем занимались в морозные вечера ваши прабабушки и прадедушки? (заслушивает ответы школьников)
Да, компьютера, телевизора тогда не было, и вечером молодежь собиралась на посиделки. Ребята, а вы бы хотели хоть одним глазком взглянуть, что происходит в одном из домов нашего села, скажем, так в году 1901.
Хозяюшка: А чтобы войти в нашу горницу, для начала давайте поиграем в игру «Золотые ворота». (Ворота сделанные из рушника, члены кружа «История малой родины» держат рушник, преграждая путь в горницу). Отгадаете загадки, ворота откроются.
Паренек синеглаз, нам рубашки припас.(семена льна)
Голубым все поле стало, словно поле вниз упало. (поле льна в цвету)
Зазвенел бубенец
Не зевай, молодец:
Добывай рубашку
Да маслица на кашку. ( созревание льна)
Деревянные ноги, на лето убирают, на зиму достают. (ткацкий станок)
Был- тростинкой, стал – простынкой. ( льняное полотно)
Топили, колотили, мяли , трепали, рвали, крушили, ткали, на стол постлали?(лен, полотенце, рушник)
Молодцы, ребята! Ворота открываются, урок наш начинается.
(Слайд 1,2,3.)
(учащиеся, гости заходят в горницу, на лавочке сидят девушки в русских народных костюмах, члены кружка «История малой Родины» вышивают, поют "Люблю тебя, Сибирь" (муз. Л. Лядовой, сл. Л. Кондирева).
1-я девица (в русском костюме):
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
(Раздается колокольный перезвон).
2-я девица (в русском костюме):
Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты отражала в глади вод
И первый Кремль, и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.
Хозяин: Сегодня мы познакомим вас с предметами быта того далекого времени. Они стараниями членов кружка «История малой Родины» собраны в нашем школьном музее. И, наверняка, не все знают об их предназначении и роли, которую они играли в жизни сельских жителей. А сейчас подумайте, о каком предмете, мы будем говорить и прославлять его? Отгадайте.
Этот предмет сопровождал человека с момента рождения до смерти. Все самые важные события не обходились без него: сватовство, свадьба, рождение ребенка, крещение, и многое другое. Богато украшенный магическими узорами он оберегал человека, его дом и приносил ему счастье. (Рушник) (Слайд 4)
(Хозяюшка обращается к ребятам. В руках она держит рушник и блюдо с хлебом-солью).
Хозяюшка:
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим (Слайд 5.)
3-я девица:
Вот рушник – предмет старинный,
Очень красочный и длинный.
Для чего и почему нужен был он в старину,
Мы расскажем и покажем, ведь для многих это важно! (Слайд 6.)
3-я девица: Ребята, а вы хотите узнать побольше о рушниках? Слово рушник происходит от корня «руш-«, «рух-«. «Рушить» - ломать, рвать, то есть рушник - это оторванный кусок ткани, отрез. Почему рвали, а не резали? Потому что еще не было ножей.
Это домотканый материал, который ткали дома на ткацком станке. От домотканого материала отрывали кусок ткани и вышивали. (Слайд 7)
1-я девица: Так как рушники имели разное предназначение: бытовые (Слайд 8), праздничные (Слайд 9), свадебные(Слайд 10), (Слайд 11), подорожные, погребальные, они и вышивались хозяйками долгими зимними вечерами на сельских посиделках. Сегодня лишь единицы могут прочесть старинные магические знаки, которые "написали" мастерицы в удивительных узорах. На протяжении многих веков настоящим вышитым рушникам придавалось особое значение. Считалось даже, что в тяжелые времена, когда свирепствовали страшные болезни, засухи или ураганы, он способен отвести беду.
2-я девица: Вышитое полотно всегда было непременным атрибутом народного быта, традиционным украшением жилища. Нет другого такого предмета декоративного искусства, который мог бы сконцентрировать в себе столько символик и разнообразных значений. В них можно найти орнаменты, связанные с образами жизни, добра, красоты, долголетия, здоровья, защиты от всего плохого.
1-я девица: Рушник, благодаря своей форме, является символом пути, жизненной дороги, поэтому он использовался во всех ритуалах, будь то, проводы в дальний путь (Слайд 12) или ритуалы погребения (Слайд 13)), рождение, крестины (Слайд 14)), свадьба (Слайд 15).
2-я девица: Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, защитой от всего дурного. На рушник принимали новорожденного, а детскую колыбель завешивали удлиненным куском ткани - пологом (от дурного глаза). (Слайд 16)
Рушник издавна служил незаменимой принадлежностью традиционных народных обычаев и обрядов.
3-я девица: Ни один праздник в древние времена не происходил без рушников или вышитых полотенец. И наш праздник сегодня мы посвящаем рушнику. В нашем музее есть немало рушников, но один из них особенный - ему более 100 лет. (Слайд 17)
Хозяюшка: Главное значение старинного рушника в том, что он служил знаком семейно -родовых отношений. Вот рушник, который подарила в школьный музей Севастьянова Елена Дементьевна – жительница нашего села Бенжереп. Он имеет свою историю, послушайте её. (Слайд 18)
В маленьком селе жила девочка и звали её Евдокия, как и все девчонки ходила она на сельские вечерки - посиделки. Длинными зимними вечерами на посиделках кто-то вязал, кто-то прял, а кто-то и вышивал полотенца - рушники. Вот и Евдокия тоже на вечерках не бездельничала. Она решила вышить рушник о своей жизни. Этот рушник был вышит в 1914году. Несмотря на то, что рушнику более 100 лет, он ещё красив и очень крепок. (Слайд 19)
Евдокия Никитична верила, что этот рушник принесёт счастье её сыну - Василию и невестке Елене. Так рушник был передан по наследству. Потом этот рушник Елена Дементьевна подарила своему сыну - Сергею Васильевичу, а вскоре он был подарен школьному музею. И сегодня этот рушник, вместе с другими старинными экспонатами, украшает стены нашего школьного музея.
Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни.
1-я девица: На этом рушнике вышиты две женщины с коромыслами, и как по- рассказам Елены Дементьевны, это означало деревенскую жизнь девушек. Символы вышивки могут рассказать, для чего и для кого вышивался рушник. Зная символику, изображенную на рушниках, можно лучше понять, что хотели рассказать нам о своей жизни наши предки.
О рушнике в народе говорилось, что он родовой покровитель, он источает жар и огонь женского сердца. И это не просто слова…. В нем - шелест трав родного края и щебетание птиц,
Хозяюшка: Обратите, ребята, внимание и на то, что старинные рушники выполнены в красно-черной гамме, как и рушник Евдокии Никитичны. И современные рушники тоже предпочитают такую же гамму цветов.
Рисунки на них изображены в форме геометрических фигур, присутствует растительный орнамент. Красный цвет - символ тепла, красоты, черный - символ богатства и плодородия наших земель.
2-я девица: Елена Дементьевна рассказывала нам, членам кружка, что прямая горизонтальная линия на рушнике означает землю, волнистая - воду; крестом изображали огонь; ромб, круг или квадрат символизировали небесный огонь - солнце.
Узоры на рушнике были родовыми, связывая человека с его родственниками и предками на протяжении многих лет. Считалось, что узоры на рушнике оберегают человека от сглаза и недобрых помыслов. Впрочем, сейчас Вы можете купить рушник с белой, розовой и золотой вышивкой.
На свадебных полотенцах часто изображались две птицы. Они символизировали любовь, пожелание добра и счастья молодым. Рисунок заполнял ткань рушника на две его трети, обычно по краям. Еще края рушника украшались кружевом, связанным крючком.
3-я девица: Чтобы создать рушник нужно было знать правила оформления рушника, которые соблюдали наши прабабушки. (Слайд 20)
Первое правило, которое должна соблюдать девушка, решившая вышить себе рушник - сделать это так, чтобы обе стороны рушника - лицевая и изнаночная - были одинаковы. Ведь лицевая сторона предназначалась для людей, а изнаночная - для Бога. На первой - наши действия, а на второй - мысли, и они должны совпадать. Если же с изнаночной стороны нитки перепутаны и торчат узлы, то и жизнь будет красивой только для людей.
1-я девица: Во-вторых, при вышивании у исполнительниц должны быть чистые мысли и чистое тело: девушки постились перед тем, как начать вышивать свадебный рушник (из пальцев должна исходить позитивная энергия), мылась в бане.
2-я девица: В-третьих, в доме должна быть тишина и покой.
3-я девица: В-четвертых, надо загодя приготовить нитки, иголки (их количество должно отвечать количеству цветов), ножницы, пяльцы, если надо. Есть одна старинная примета, иголки, купленные в понедельник - счастливые.
1-я девица: Теми же иголками, которыми начали вышивать, должны и закончить вышивать рушник.
2-я девица: Середина обязательно пустая, чтобы жизненная дорога легкой и просторной была, говорят через эту белую середину Божий свет и сила проходит.
3-я девица: В некоторых домах и по сей день можно встретить рушник «иконнички», покрывающий иконы в «красном углу» дома.
1-я девица: Сегодня рушник можно преподнести в подарок, изготовленный самостоятельно или купленный в магазине.
2-я девица: Использование свадебного рушника во время свадебных церемоний применяли еще наши предки. Его применение носило ритуально-обрядовый характер и отражало всю философию и миропонимание древних восточных славян. В основе рушника использовался холст, лен. Льняные рушники не утратили своей актуальности по сей день.
3-я девица: Несмотря ни на что, свадебные рушники очень популярны и в наше время среди молодоженов. Так в семье Ляпиной Е.В. и Ляпина Н.Н. Благославенный рушник Елена Викторовна приобрела в магазине, готовясь к свадьбе. С этим рушником Елена Викторовна и Николай Николаевич венчались в церкви, и он же хлебосольный, так как на этом рушнике родители преподносили хлеб и соль молодым. Теперь для них этот рушник – семейная реликвия, хранится у них в доме, он очень дорог им. Посмотрите на него. Мы взяли его у них на время нашего урока. (Слайд 21,22,23)
1-я девица: В п. Кузедеево в семье Гирько Т.В. и Гирько А. А. тоже хранится свадебный, хлебосольный рушник, хотя они в церкви не венчались, но рушник остаётся семейной ценностью. Подарила этот рушник свекровь на свадьбу молодым. (Слайд 24,25)
2-я девица: В 2012 году была свадьба у Севастьянова Стаса Сергеевича (самого младшего внука Елены Деменьевны), где родители встречали молодоженов караваем, который лежал на красивом полотенце. Этот рушник у них также остаётся символом любви, счастья и благополучия. (Слайд 26)
Хозяюшка: Но что-то мы засиделись, давайте потанцуем? А танцевать мы будем с помощью рушника.
( «Хоровод с рушником».) (играет русская старинная музыка)
Встанем в хоровод, возьмем рушник за края и пойдем вправо по кругу под музыку (пошли), а теперь пошли внутрь круга, соединяемся и вновь разойдемся, покружимся в одну сторону, затем в другую. Встанем в хоровод, прошли по кругу и поклонились.
3-я девица: Рушники, которые хранятся в нашем школьном музее, тоже используются как «хлебосольные». Дорогих гостей, которые приезжают к нам в школу мы встречаем, обязательно пышным караваем, на расписном рушнике. (Слайд 27)
В газете «Аргументы и Факты» №50 от 17 декабря 2014 года читаем: «Наши традиции воспитывают доброту, понимание и любовь к родной культуре… Изделия ручного труда, идущие из глубины веков, становятся семейными реликвиями. Народное творчество с годами только прибавляет в цене, эти вещи передаются от родителей к детям. Где можно познакомиться с уходящей, но живущей надеждой на спасение народной культурой? А там, где живут россияне, которые еще не забыли, что такое настоящая Россия». Обратите внимание, какое значение приобретает народное творчество в масштабах страны. Мы должны знать свою историю и передавать накопленные знания последующим поколениям.
Сегодня рушник занимает важное место и в нашей жизни. Ведь это частица нашей культуры.
1- я девица: Рушник – это не просто красота.
В нем наставленья, счастья пожеланья.
В нем сердце матери, любовь и теплота,
Костра добра извечное сиянье.
Рушник как книгу можно прочитать.
Ведь вековая мудрость в нем хранится.
И чтобы этим знаньям не пропасть,
Нам нужно вновь к истокам обратиться.
Ребята, продолжите фразу:
Я узнал(а)….
Я понял(а)…
Я считаю….
Хозяюшка: Вам спасибо, ребята
За игры, знанья на уроке.
Хоть не хочется прощаться,
Но пора нам расставаться.
Урок наш закрывается
Со всеми вами прощается. (Слайд 28,29)
Хозяин; Наш музейный урок закончен. Мы желаем вам добра и надеемся, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!
Список использованной литературы:
Блинова Т. Рушники – наше языческое прошлое, 2002, Народное творчество, №7
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, СПб, 1996
Моисеенко Е.. Русская вышивка XVII-начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа. «Художник РСФСР» Ленинград 1978. 199 с.
Интернет - ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F8%ED%E8%EA
http://www.belmos.ru/news.php?id=91
http://www.rg.ru/2013/03/14/rushniki.html
http://telarian.ru/?r=symbols&id=13