СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Домашнее чудо" (музейный урок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке собран материал на основе краеведческого материала. Ребята узнают о жизе и быте крестьян.Какие предметы домашнего обихода были дороги.

Просмотр содержимого документа
«"Домашнее чудо" (музейный урок)»



Управление образования

Администрации Новокузнецкого муниципального района

МБОУ «1-Бенжерепская средняя общеобразовательная школа»
















«Домашнее чудо»

(музейный урок)







Подготовила и провела:

Никандрова Ольга Витальевна, учитель русского языка и литературы



Новокузнецкий район, 2016г

Цель: формирование общей культуры учащихся путём вовлечения их в творческий процесс занятия с использованием форм и методов музейной педагогики на базе школьного музея «Русская горница»;

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к богатой русской культуре России и, как ее малой части - культуре родного края.
- приобщать учащихся к сохранению бережного отношения к традициям и обрядам русского народа.

Образовательные:

- сформировать у учащихся представления о вышивке рушников в старину.

- обобщить и конкретизировать знания учащихся о применении рушника.

- Развивающие:

- ознакомить учащихся с методикой научного описания рушника.

- обогатить словарный запас учащихся словами по теме.


Участники:

  1. Обучающиеся 3,5,7.кл.

  2. Экскурсоводы кружка «История малой Родины»

  3. Руководитель кружка: Никандрова Ольга Витальевна

Приглашенные гости: учителя начальных классов, учащиеся 3,4 классов.

Время проведения: в 14.00









Звучит мелодия «Деревенька»

Хозяйка (член кружка «История малой Родины» - экскурсовод встречает гостей.

Хозяюшка: Здравствуйте, ребята. Вы очень хорошо выглядите. На щеках горит румянец. Пощипал вас мороз за щеки? Погрейтесь у печки, да послушайте мой рассказ.

Хозяин (член кружка «История малой Родины»: А знаете ли вы, чтобы не замёрзнуть на улице, наши прадедушки прабабушки приговаривали: «Морозь, морозь, все равно не заморозишь!». Как вы думаете, ребята, а чем занимались в морозные вечера ваши прабабушки и прадедушки? (заслушивает ответы школьников)

Да, компьютера, телевизора тогда не было, и вечером молодежь собиралась на посиделки. Ребята, а вы бы хотели хоть одним глазком взглянуть, что происходит в одном из домов нашего села, скажем, так в году 1901.

Хозяюшка: А чтобы войти в нашу горницу, для начала давайте поиграем в игру «Золотые ворота». (Ворота сделанные из рушника, члены кружа «История малой родины» держат рушник, преграждая путь в горницу). Отгадаете загадки, ворота откроются.

  1. Паренек синеглаз, нам рубашки припас.(семена льна)

  2. Голубым все поле стало, словно поле вниз упало. (поле льна в цвету)

  3. Зазвенел бубенец

Не зевай, молодец:

Добывай рубашку

Да маслица на кашку. ( созревание льна)

  1. Деревянные ноги, на лето убирают, на зиму достают. (ткацкий станок)

  2. Был- тростинкой, стал – простынкой. ( льняное полотно)

  3. Топили, колотили, мяли , трепали, рвали, крушили, ткали, на стол постлали?(лен, полотенце, рушник)

Молодцы, ребята! Ворота открываются, урок наш начинается.

(Слайд 1,2,3.)

(учащиеся, гости заходят в горницу, на лавочке сидят девушки в русских народных костюмах, члены кружка «История малой Родины» вышивают, поют "Люблю тебя, Сибирь" (муз. Л. Лядовой, сл. Л. Кондирева).

1-я девица (в русском костюме):

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

(Раздается колокольный перезвон).

2-я девица (в русском костюме):

Россия-мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала в глади вод

И первый Кремль, и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой.

Хозяин: Сегодня мы познакомим вас с предметами быта того далекого времени. Они стараниями членов кружка «История малой Родины» собраны в нашем школьном музее. И, наверняка, не все знают об их предназначении и роли, которую они играли в жизни сельских жителей. А сейчас подумайте, о каком предмете, мы будем говорить и прославлять его? Отгадайте.

Этот предмет сопровождал человека с момента рождения до смерти. Все самые важные события не обходились без него: сватовство, свадьба, рождение ребенка, крещение, и многое другое. Богато украшенный магическими узорами он оберегал человека, его дом и приносил ему счастье. (Рушник) (Слайд 4)

(Хозяюшка обращается к ребятам. В руках она держит рушник и блюдо с хлебом-солью).

Хозяюшка:

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим (Слайд 5.)

3-я девица:

Вот рушник – предмет старинный,

Очень красочный и длинный.

Для чего и почему нужен был он в старину,

Мы расскажем и покажем, ведь для многих это важно! (Слайд 6.)

3-я девица: Ребята, а вы хотите узнать побольше о рушниках? Слово рушник происходит от корня «руш-«, «рух-«. «Рушить» - ломать, рвать, то есть рушник - это оторванный кусок ткани, отрез. Почему рвали, а не резали? Потому что еще не было ножей.

Это домотканый материал, который ткали дома на ткацком станке. От домотканого материала отрывали кусок ткани и вышивали. (Слайд 7)

1-я девица: Так как рушники имели разное предназначение: бытовые (Слайд 8), праздничные (Слайд 9), свадебные(Слайд 10), (Слайд 11), подорожные, погребальные, они и вышивались хозяйками долгими зимними вечерами на сельских посиделках. Сегодня лишь единицы могут прочесть старинные магические знаки, которые "написали" мастерицы в удивительных узорах. На протяжении многих веков настоящим вышитым рушникам придавалось особое значение. Считалось даже, что в тяжелые времена, когда свирепствовали страшные болезни, засухи или ураганы, он способен отвести беду.

2-я девица: Вышитое полотно всегда было непременным атрибутом народного быта, традиционным украшением жилища. Нет другого такого предмета декоративного искусства, который мог бы сконцентрировать в себе столько символик и разнообразных значений. В них можно найти орнаменты, связанные с образами жизни, добра, красоты, долголетия, здоровья, защиты от всего плохого.

1-я девица: Рушник, благодаря своей форме, является символом пути, жизненной дороги, поэтому он использовался во всех ритуалах, будь то, проводы в дальний путь (Слайд 12) или ритуалы погребения (Слайд 13)), рождение, крестины (Слайд 14)), свадьба (Слайд 15).

2-я девица: Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, защитой от всего дурного. На рушник принимали новорожденного, а детскую колыбель завешивали удлиненным куском ткани - пологом (от дурного глаза). (Слайд 16)

Рушник издавна служил незаменимой принадлежностью традиционных народных обычаев и обрядов.

3-я девица: Ни один праздник в древние времена не происходил без рушников или вышитых полотенец. И наш праздник сегодня мы посвящаем рушнику. В нашем музее есть немало рушников, но один из них особенный - ему более 100 лет. (Слайд 17)

Хозяюшка: Главное значение старинного рушника в том, что он служил знаком семейно -родовых отношений. Вот рушник, который подарила в школьный музей Севастьянова Елена Дементьевна – жительница нашего села Бенжереп. Он имеет свою историю, послушайте её. (Слайд 18)

В маленьком селе жила девочка и звали её Евдокия, как и все девчонки ходила она на сельские вечерки - посиделки. Длинными зимними вечерами на посиделках кто-то вязал, кто-то прял, а кто-то и вышивал полотенца - рушники. Вот и Евдокия тоже на вечерках не бездельничала. Она решила вышить рушник о своей жизни. Этот рушник был вышит в 1914году. Несмотря на то, что рушнику более 100 лет, он ещё красив и очень крепок. (Слайд 19)

Евдокия Никитична верила, что этот рушник принесёт счастье её сыну - Василию и невестке Елене. Так рушник был передан по наследству. Потом этот рушник Елена Дементьевна подарила своему сыну - Сергею Васильевичу, а вскоре он был подарен школьному музею. И сегодня этот рушник, вместе с другими старинными экспонатами, украшает стены нашего школьного музея.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни.

1-я девица: На этом рушнике вышиты две женщины с коромыслами, и как по- рассказам Елены Дементьевны, это означало деревенскую жизнь девушек. Символы вышивки могут рассказать, для чего и для кого вышивался рушник. Зная символику, изображенную на рушниках, можно лучше понять, что хотели рассказать нам о своей жизни наши предки.

О рушнике в народе говорилось, что он родовой покровитель, он источает жар и огонь женского сердца. И это не просто слова…. В нем - шелест трав родного края и щебетание птиц,

Хозяюшка: Обратите, ребята, внимание и на то, что старинные рушники выполнены в красно-черной гамме, как и рушник Евдокии Никитичны. И современные рушники тоже предпочитают такую же гамму цветов.

Рисунки на них изображены в форме геометрических фигур, присутствует растительный орнамент. Красный цвет - символ тепла, красоты, черный - символ богатства и плодородия наших земель.

2-я девица: Елена Дементьевна рассказывала нам, членам кружка, что прямая горизонтальная линия на рушнике означает землю, волнистая - воду; крестом изображали огонь; ромб, круг или квадрат символизировали небесный огонь - солнце.

Узоры на рушнике были родовыми, связывая человека с его родственниками и предками на протяжении многих лет. Считалось, что узоры на рушнике оберегают человека от сглаза и недобрых помыслов. Впрочем, сейчас Вы можете купить рушник с белой, розовой и золотой вышивкой.

На свадебных полотенцах часто изображались две птицы. Они символизировали любовь, пожелание добра и счастья молодым. Рисунок заполнял ткань рушника на две его трети, обычно по краям. Еще края рушника украшались кружевом, связанным крючком.

3-я девица: Чтобы создать рушник нужно было знать правила оформления рушника, которые соблюдали наши прабабушки. (Слайд 20)

Первое правило, которое должна соблюдать девушка, решившая вышить себе рушник - сделать это так, чтобы обе стороны рушника - лицевая и изнаночная - были одинаковы. Ведь лицевая сторона предназначалась для людей, а изнаночная - для Бога. На первой - наши действия, а на второй - мысли, и они должны совпадать. Если же с изнаночной стороны нитки перепутаны и торчат узлы, то и жизнь будет красивой только для людей.

1-я девица: Во-вторых, при вышивании у исполнительниц должны быть чистые мысли и чистое тело: девушки постились перед тем, как начать вышивать свадебный рушник (из пальцев должна исходить позитивная энергия), мылась в бане.

2-я девица: В-третьих, в доме должна быть тишина и покой.

3-я девица: В-четвертых, надо загодя приготовить нитки, иголки (их количество должно отвечать количеству цветов), ножницы, пяльцы, если надо. Есть одна старинная примета, иголки, купленные в понедельник - счастливые.

1-я девица: Теми же иголками, которыми начали вышивать, должны и закончить вышивать рушник.

2-я девица: Середина обязательно пустая, чтобы жизненная дорога легкой и просторной была, говорят через эту белую середину Божий свет и сила проходит.

3-я девица: В некоторых домах и по сей день можно встретить рушник «иконнички», покрывающий иконы в «красном углу» дома.

1-я девица: Сегодня рушник можно преподнести в подарок, изготовленный самостоятельно или купленный в магазине.

2-я девица: Использование свадебного рушника во время свадебных церемоний применяли еще наши предки. Его применение носило ритуально-обрядовый характер и отражало всю философию и миропонимание древних восточных славян. В основе рушника использовался холст, лен. Льняные рушники не утратили своей актуальности по сей день.

3-я девица: Несмотря ни на что, свадебные рушники очень популярны и в наше время среди молодоженов. Так в семье Ляпиной Е.В. и Ляпина Н.Н. Благославенный рушник Елена Викторовна приобрела в магазине, готовясь к свадьбе. С этим рушником Елена Викторовна и Николай Николаевич венчались в церкви, и он же хлебосольный, так как на этом рушнике родители преподносили хлеб и соль молодым. Теперь для них этот рушник – семейная реликвия, хранится у них в доме, он очень дорог им. Посмотрите на него. Мы взяли его у них на время нашего урока. (Слайд 21,22,23)

1-я девица: В п. Кузедеево в семье Гирько Т.В. и Гирько А. А. тоже хранится свадебный, хлебосольный рушник, хотя они в церкви не венчались, но рушник остаётся семейной ценностью. Подарила этот рушник свекровь на свадьбу молодым. (Слайд 24,25)

2-я девица: В 2012 году была свадьба у Севастьянова Стаса Сергеевича (самого младшего внука Елены Деменьевны), где родители встречали молодоженов караваем, который лежал на красивом полотенце. Этот рушник у них также остаётся символом любви, счастья и благополучия. (Слайд 26)

Хозяюшка: Но что-то мы засиделись, давайте потанцуем? А танцевать мы будем с помощью рушника.

( «Хоровод с рушником».) (играет русская старинная музыка)

Встанем в хоровод, возьмем рушник за края и пойдем вправо по кругу под музыку (пошли), а теперь пошли внутрь круга, соединяемся и вновь разойдемся, покружимся в одну сторону, затем в другую. Встанем в хоровод, прошли по кругу и поклонились.

3-я девица: Рушники, которые хранятся в нашем школьном музее, тоже используются как «хлебосольные». Дорогих гостей, которые приезжают к нам в школу мы встречаем, обязательно пышным караваем, на расписном рушнике. (Слайд 27)

В газете «Аргументы и Факты» №50 от 17 декабря 2014 года читаем: «Наши традиции воспитывают доброту, понимание и любовь к родной культуре… Изделия ручного труда, идущие из глубины веков, становятся семейными реликвиями. Народное творчество с годами только прибавляет в цене, эти вещи передаются от родителей к детям. Где можно познакомиться с уходящей, но живущей надеждой на спасение народной культурой? А там, где живут россияне, которые еще не забыли, что такое настоящая Россия». Обратите внимание, какое значение приобретает народное творчество в масштабах страны. Мы должны знать свою историю и передавать накопленные знания последующим поколениям.

Сегодня рушник занимает важное место и в нашей жизни. Ведь это частица нашей культуры.

1- я девица: Рушник – это не просто красота.

В нем наставленья, счастья пожеланья.

В нем сердце матери, любовь и теплота,

Костра добра извечное сиянье.

Рушник как книгу можно прочитать.

Ведь вековая мудрость в нем хранится.

И чтобы этим знаньям не пропасть,

Нам нужно вновь к истокам обратиться.

Ребята, продолжите фразу:

Я узнал(а)….

Я понял(а)…

Я считаю….

Хозяюшка: Вам спасибо, ребята

За игры, знанья на уроке.

Хоть не хочется прощаться,

Но пора нам расставаться.

Урок наш закрывается

Со всеми вами прощается. (Слайд 28,29)

Хозяин; Наш музейный урок закончен. Мы желаем вам добра и надеемся, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!


























Список использованной литературы:

  1. Блинова Т. Рушники – наше языческое прошлое, 2002, Народное творчество, №7

  2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, СПб, 1996

  3. Моисеенко Е.. Русская вышивка XVII-начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа. «Художник РСФСР» Ленинград 1978. 199 с.

Интернет - ресурсы:

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F8%ED%E8%EA

  • http://www.belmos.ru/news.php?id=91

  • http://www.rg.ru/2013/03/14/rushniki.html

  • http://telarian.ru/?r=symbols&id=13