ЛЕСНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
Речевая игра «Кто знает больше слов?»
Цель игры: расширение словаря прилагательных.
Ход игры. Подбираются слова-определения к диким животным.
Лиса (какая?) — пушистая, рыжая, хитрая, быстрая, осторожная...
Заяц (какой?) — трусливый, быстрый, длинноухий, белый, быстроногий, пушистый, пугливый, боязливый...
Медведь (какой?) — косолапый, неуклюжий, бурый, сильный...
Речевая игра «Назови животного по-разному»
Цель игры: активизация словаря.
Ход игры. Вспомнить как можно больше названий зайца и лисы (можно разделиться на команды).
Заяц — зайчонок, зайчик, зайчишка, зайка, русак, длинноухий, трусишка...
Лиса — лисичка, лисонька, лисица, рыжая, плутовка, Лиса Патрикеевна...
Логопедия в диалогах
Цель игры: активизация словаря.
Ход игры. Взрослый читает стихотворение, затем задает вопросы:
Объясни значение слова ЗУБАСТЫЙ.
Какие слова подходят к лисе, а какие к волку: колючий, рыжая, зубастый, серый, хитрая, злой, пушистая, косолапый?
ЛИСА И ВОЛК
Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую лису.
– Лизавета, здравствуй!
– Как дела, зубастый?
– Ничего, идут дела, голова ещё цела.
– Где ты был?
– На рынке.
– Что купил?
– Свининки.
– Сколько отдал?
– Шерсти клок,
Ободрали правый бок.
Хвост отгрызли в драке.
– Кто отгрыз?
– Собаки.
– Жив ли, милый куманёк?
– Еле ноги уволок.
– Как, лиса, твои дела?
– На базаре я была.
– Что ты так устала?
– Уток я считала.
– Сколько было?
– Семь с восьмой.
– Сколько стало?
– Ни одной!
– Где же эти утки?
– У меня в желудке.
Логопедия в диалогах
Цель игры: активизация словаря.
Ход игры. Ответь на вопрос: Чьи ноги, когти, зубы?
СОРОКА И ЗАЯЦ
– Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!
– Э-э, Сорока, всё равно плохо...
– Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
– Э-Э, Сорока, невелико счастье!
– Вот тебе бы, косой, да рысьи когти!
– Э-э, Сорока! Что мне клыки да когти!
Душа-то у меня всё равно заячья...
Н. Сладков
Дидактическая игра «Странный зверь»
Цель игры: образование притяжательных прилагательных на -ий, -ья, -ье.
Ход игры. Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у них всё перепутано: и головы, и хвосты, и уши. Расстроились звери. Разве подходит зайцу волчий хвост, а лисе — заячья голова? Помоги зверям найти их хвосты, головы и уши.
Чья это голова?
Чей это хвост?
Чьи это уши?
Логопедия в диалогах
Цель игры: активизация словаря.
Ход игры. Взрослый читает стихотворение, затем задает вопросы:
1. Кто жена у медведя? (медведица). У ежа? (ежиха)
2. Объясни, что такое хворост? Назови первый звук в этом слове. (X).
3. В какое время суток придут к лисе гости? (днём)
4. Что лиса приготовит на обед?
Идёт лисичка по мосту,
Несёт вязанку хворосту.
– Зачем тебе хворост?
– Печь топить.
– Зачем печь топить?
– Обед варить.
– Зачем обед варить?
– Гостей кормить.
– А гости кто?
– Медведь с женой,
– Да ёж, да кот, да мы с тобой.
Дидактическая игра «Один — много»
Цель игры: образование множественного числа существительного.
Ход игры. Взрослый называет первое слово, ребенок – второе.
Лисята — лисенок,
ежата — ежонок,
медвежата — медвежонок,
волчата — волчонок,
зайчата — зайчонок,
бельчата — бельчонок.
Дидактическая игра «Сколько их»
Цель игры: согласование существительных с числительными 1, 2 и 5.
Ход игры.
Дидактическая игра «Назови семью»
Цель игры: образование существительных — названий животных разного пола и возраста.
Ход игры. Посмотри на картинки и назови всех членов звериной семьи: и больших, и маленьких.
Дидактическая игра «Где чей дом?»
Цель игры: закрепляются названия жилищ диких животных.
Спит в берлоге бурый мишка,
Под кустом дрожит зайчишка,
Лисичка рыжая — в норе,
Ёжик спит в сухой траве.
Волчица в логове сидит,
А белка из дупла глядит.
Читаем и заучиваем стихи
Медведь
По завалам, по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит мишка сладкий мёд
Да малину с веток рвёт.
Заяц
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Бурундук
Бурундук - смешные щёчки,
На спине - полосок пять.
А за щёчками - мешочки,
Чтобы семечки таскать.
Лиса
Знает лисонька-лиса:
В шубе вся её краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
Барсук
Встанет за полночь барсук,
Обойдёт свой дом вокруг.
Тонкий нюх и острый глаз,
Наступил охоты час.
Кабан
Опускается туман,
Просыпается кабан.
Роет землю у реки,
Точит острые клыки.
Бобры
Бобры - речные жители -
Отличные строители.
У них работа спорится -
В реке плотина строится.
Волк
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит волк молчком,
Уши серые - торчком.
Ёж
Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной -
Ёжик добрый, а не злой.
Белка
Далеко ещё зима,
Но не для потехи
Тащит белка в закрома
Ягоды, орехи...
Знает маленький зверёк:
Запасаться надо в срок.
Лось
Лось - рога ветвистые
Да копыта быстрые.
Головой качая, он
Задевает небосклон.
Отгадываем загадки
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Рыжая с пушистым хвостом,
Живет под кустом.
(Лиса)
Зимой беленький, летом серенький,
Никого не обижает, а сам всех боится.
(Заяц)
Серый, зубастый, по полям рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…
(Белочка)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Ёж)
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Ёж)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга.
(Олень)
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)
Пальчиковая гимнастика
«Сказка про зайцев»
«Жили-были два зайца (пальцами изображаются зайцы). Один хвастается: «Я умею ушами шевелить быстро — вот так» (шевелим ушами). — И я умею (шевелим «ушками» на другой руке). — А я умею ушки складывать (складывает поочередно). — И я умею (показываем на другой руке). — А я умею ходить на ушах (два пальца-ушка двигаются по столу). Увидела мама-зайчиха хвастунишек и говорит: «А ну, хвастунишки, быстро чистите ушки» (два пальчика потираются друг о друга).
Соединяем по точкам