СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы: "Мнемотехника в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».

 «Умение связно говорить развивается

 при целенаправленном руководстве

 педагога и путем систематического

обучения на занятиях»

Ф.А.Сохин

 

Речь - чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения.

Должно пройти  время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.   

1. Актуальность

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами.

Ребенок с рождения воспитывается родителями, в жизни которых телевизор, компьютер, смартфон  занимают далеко не последнее место. В связи с этим в большинстве семей присутствует дефицит общения. Мы и наши дети в основном потребляем информацию, увидев, прочитав или услышав, не пытаемся её воспроизвести, потому что она и так очень доступна любому члену семьи. Лучше показать видеоролик, чем пересказать его.  Лучше найти в интернете сообщение на урок, чем изучить литературу и подготовить его самому; лучше включить ребенку мультфильм, чем прочитать сказку и обсудить поступки героев. И это объяснимо и естественно, когда человек идет по легкому пути и намеренно не создает себе трудности. Ежедневные эмоциональные перегрузки на работе, финансовые проблемы,  слабое здоровье, катастрофическая нехватка времени и  сил – всё это неприятные побочные эффекты  нашей развитой цивилизации. Но особенно страшно то, что всё это отражается на наших детях. Редко встретишь современную семью, в которой «до ребёнка», где с детьми говорят, по-доброму, без строгих наставлений и упрёков, где читают книги и делятся впечатлениями от прочитанного, где сочиняют стихи, где просто рассказывают друг другу о прошедшем дне…  Откуда у ребёнка появится умение грамотно говорить? А если взрослые и дети в семье мало общаются, то и  речевой опыт их ограничен, языковые средства несовершенны;  разговорная речь бедна, немногословна. К тому же у взрослых, а, следовательно, и у детей резко снизился интерес к чтению.

Век информации освободил нас от необходимости что-то долго удерживать в памяти. Поэтому у детей развивается в основном  только краткосрочная память. Следствие -  ребенку трудно пересказать только что услышанную сказку или рассказ от начала и до конца, выучить стихотворение и не забыть, подобрать подходящее слово для выражения собственной мысли.  Одна надежда на образовательные учреждения, где происходит  живое общение и ведется целенаправленная работа по развитию  речи подрастающего поколения. Давно известно, что для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять рассказ на определенную тему.  Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребёнка.

 «Связная речь обнаруживает все достижения ребёнка в овладении родным языком в освоении его  звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития». Ф.Сохин

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а,  следовательно, и его личность в целом.  И  наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Так как же сформировать речь ребёнка, наполнить её разными словами, красивыми фразами? Как помочь ребёнку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи?

Ответы на эти вопросы я нашла в методике  «Мнемотехника в развитии речи ", которая помогла привести в систему различные  приёмы и методы, используемые мною в течение всей моей педагогической деятельности.

 

2. Ведущая идея опыта и теоретическое обоснование.

Как уже было сказано выше, у современных  детей развивается в основном краткосрочная память, поэтому они испытывают большие трудности в логически последовательном воспроизведении информации. Хочется разобраться, как работает наша память, какой у неё « механизм»? По мнению ученых,  память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память человека сходна с памятью компьютера.  Она также делится на оперативную и долговременную.   Но у человека есть ещё и кратковременная. С сенсорных  рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной,  удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд. Затем информация кодируется в когнитивные структуры (смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь. Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Временное стирание уже обработанной информации в ходе мышления является защитной функцией мозга от постоянно поступающих сенсорных стимулов из внешнего мира. Если бы не происходило стирание старых следов информации, то мозг был бы сильно перегружен. И по этой причине объем кратковременной  памяти никогда не меняется. Иногда происходит накладывание одной информации на другую, и информация смешивается, например, при беспрерывном просматривании разных текстов. При этом могут возникать ошибки запоминания. Отсутствие пользования той или иной заученной информации ведет к её абсолютному стиранию. Часто мысленное её повторение наоборот ведет к постоянному стимулированию соответствующих нейронных связей в мозге.

 Традиционные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимание материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти. Поэтому одно из правил прочного запоминания – это осмысление запоминаемой информации, а потом её воспроизведение.

           Мнемотехника как раз и  позволяет эффективно использовать все возможности памяти, что в значительной степени повышает качество речевого развития  ребенка.  Опираясь на учебно-методическое пособие Т. Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», работы Омельченко Л.В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», Ткаченко Т.А.  «Использование схем в составлении описательных рассказов»,  Большовой Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» и др., я пришла к выводу, насколько всё это  просто и в то же время гениально! Почему?..  Потому что фундаментальной основой мнемотехники стали  психологические и физиологические особенности развития детей.   К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Вечный принцип наглядности!  Главное - расположи картинки в логической последовательности и попроси ребенка вспомнить и рассказать об их значении. Начни с простого, а потом замени картинки символами (основа мнемотехники)!  Важно это делать последовательно и систематично. И результат не заставит себя ждать!  Следовательно, мнемотехника – это техника развития памяти.  Если по-научному, мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Это наглядно-пространственная модель, в которой закодирован текст путем использования картинок, слов, букв, символов, пиктограмм, схем,  задачи которой:  формирование  ассоциативных и ситуативных связей, выделение ключевых слов, составление мнемотехнических цепочек. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).  Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.  Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки,  ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Обычно при запоминании текста детям предлагается прослушать его. Таким образом, задействован только один анализатор – слуховой. Предлагая различные виды опоры, мы создаем условия для развития всех психических процессов. Чем больше анализаторов будет принимать участие в составлении рассказа, тем успешнее будет проходить работа в этом направлении. Другими словами, мнемотехника помогает человеку отправлять информацию из кратковременной памяти в  долговременную посредством зрительных образов или символов. А впоследствии упрощает процесс её извлечения.   Таким образом, наличие зрительного плана-схемы (мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемотаблицы)  делает высказывания осознанными, чёткими, связными и последовательными, дает ребенку возможность более полно воспроизвести заданный текст, т.к. заданная модель помогает сконцентрировать внимание, создает  зоны успеха, т.е. уверенности в своих силах при рассказывании.

 

 

3.  Цель и задачи.

Цель: выявить эффективность  использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования; ознакомиться с инновационными методиками.

         2. Применить полученные знания на практике:

  • развивать связную речь детей;
  • развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
  • развивать у детей психические процессы: ассоциативное мышление, внимание, воображение, зрительную и слуховую память;
  • расширять круг знаний детей об окружающем мире, вывести их словарный запас на более высокий уровень;
  • прививать детям  желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • формировать в воспитанниках  интерес к художественной литературе, фольклору,  к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок.
  • формировать в детях уверенность в своих силах, способность преодолевать страх и стеснение во время выступления перед аудиторией.

3. При помощи диагностики речевого развития детей в конце года выявить эффективность применяемых методов.

После изучения  научно – методической  литературы  по данной теме я подготовила  наглядный  материал  (мнемоквадраты,  мнемодорожки, мнемотаблицы)  и распределила  их по лексическим темам. Обсудила  данный проект  с родителями (Приложение 1) и начала применять данный материал в работе.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников стали мнемоквадраты.  Мнемоквадрат - это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.

Когда дети освоили  мнемоквадраты, я  усложнила задание, демонстрируя мнемодорожки.  Мнемодорожка - это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно.  Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывали из мнемоквадратов  мнемодорожки, а, следовательно, составляли предложения, сочиняли  небольшие сказки, рассказы.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение. Мнемотаблица - это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация. Содержание мнемотаблицы - это предметное, графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев. Главное - передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.   Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая  мнемотаблица.

Первоначально таблицы составляла я, либо  заимствовала в сети Интернет. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов на необходимую тему. Кроме этого, в интернете можно найти уже готовые таблицы и схемы.  Потом к этому процессу подключала и  детей, потому что  мнемотехника способствует  не только развитию памяти и речи, но фантазии, визуализации образов ребенком.

Мнемотехника эффективна в любых видах речевого развития детей.

 1. При разучивании стихотворений.

На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

    2. Пополнение словарного запаса детей.

* Установление родовидовых отношений (Обобщающее слово, что лишнее);

* Установление ассоциативных связей (Что – к чему);

* Объединение слов по принципу смысловой близости и отдаленности;

(Скажи наоборот, Скажи по-другому)

* Модели: Он – она – оно;

* Модели: Кто – что?

* Сенсорно-графические модели (Расскажи о предмете).

3. Развитие грамматического строя речи.

* Модели: Какой – какая – какое?

* Модели: 1 – 2 – много.

* Образование относительных прилагательных (Из чего это сделано);

* Образование  притяжательных прилагательных («Чей – чья – чье);

* Модель «Словесное дерево»;

* Полянка родственных слов.

3. Отгадывание и придумывание загадок.

* Модель для составления загадок.

4. Пересказ художественной литературы.

При пересказе с помощью мнемотаблиц,  когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

5. Обучение правильному построению предложений.

Модель построения предложений.

6. Обучение составлению рассказов.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- структуру рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Задание  придумать предложение, рассказ или сказку  дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

 Работу на занятиях по мнемотаблицам я строю в три этапа.

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: осуществление пересказа сказки или рассказа по заданной теме.

 

Работу по развитию речи детей с применением мнемотехники начала с младшей группы. Мнемоквадраты помогали обогащать словарный запас детей, формировать ассоциативные связи, развивать внимание, память малышей. В средней группе ребята составляли из мнемоквадратов мнемодорожки, формируя тем самым умение составлять предложения. Также мнемодорожки помогали в составлении простейших описаний фруктов, овощей, погоды и т.п.

В старшей группе  большинство детей  легко запоминают стихи, используя шпаргалки – мнемотаблицы, таким же образом  пересказывают сказки, рассказы. Трудности вызывают описательные рассказы. Но у нас ещё есть время: впереди подготовительная группа. Однако диагностика речевого развития детей показала эффективность мнемотехники в развитии связной речи детей:

- связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам;

- словарный запас детей от пассивного (в основном) переходит в активный и обогащается до уровня, необходимого ребенку в школе;

- ребята активнее работают на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление;

- дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения, составляют рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции;

- активизировался интерес к заучиванию стихов;

Обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение занятий с использованием мнемотехники требует тщательной предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, в изготовлении наглядных пособий. Но чувство удовлетворения от результатов своего труда тоже дорого стоит.

 

Р.S.  Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

 

 

Мнемотаблицы  - загадки.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы: "Мнемотехника в речевом развитии детей дошкольного возраста"»

5

«Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».

«Умение связно говорить развивается

при целенаправленном руководстве

педагога и путем систематического

обучения на занятиях»

Ф.А.Сохин



Речь - чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения.

Должно пройти  время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.   

1. Актуальность

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами.

Ребенок с рождения воспитывается родителями, в жизни которых телевизор, компьютер, смартфон занимают далеко не последнее место. В связи с этим в большинстве семей присутствует дефицит общения. Мы и наши дети в основном потребляем информацию, увидев, прочитав или услышав, не пытаемся её воспроизвести, потому что она и так очень доступна любому члену семьи. Лучше показать видеоролик, чем пересказать его. Лучше найти в интернете сообщение на урок, чем изучить литературу и подготовить его самому; лучше включить ребенку мультфильм, чем прочитать сказку и обсудить поступки героев. И это объяснимо и естественно, когда человек идет по легкому пути и намеренно не создает себе трудности. Ежедневные эмоциональные перегрузки на работе, финансовые проблемы, слабое здоровье, катастрофическая нехватка времени и сил – всё это неприятные побочные эффекты нашей развитой цивилизации. Но особенно страшно то, что всё это отражается на наших детях. Редко встретишь современную семью, в которой «до ребёнка», где с детьми говорят, по-доброму, без строгих наставлений и упрёков, где читают книги и делятся впечатлениями от прочитанного, где сочиняют стихи, где просто рассказывают друг другу о прошедшем дне… Откуда у ребёнка появится умение грамотно говорить? А если взрослые и дети в семье мало общаются, то и речевой опыт их ограничен, языковые средства несовершенны; разговорная речь бедна, немногословна. К тому же у взрослых, а, следовательно, и у детей резко снизился интерес к чтению.

Век информации освободил нас от необходимости что-то долго удерживать в памяти. Поэтому у детей развивается в основном только краткосрочная память. Следствие - ребенку трудно пересказать только что услышанную сказку или рассказ от начала и до конца, выучить стихотворение и не забыть, подобрать подходящее слово для выражения собственной мысли. Одна надежда на образовательные учреждения, где происходит живое общение и ведется целенаправленная работа по развитию речи подрастающего поколения. Давно известно, что для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять рассказ на определенную тему.  Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребёнка.

 «Связная речь обнаруживает все достижения ребёнка в овладении родным языком в освоении его  звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития». Ф.Сохин

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Так как же сформировать речь ребёнка, наполнить её разными словами, красивыми фразами? Как помочь ребёнку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи?

Ответы на эти вопросы я нашла в методике  «Мнемотехника в развитии речи ", которая помогла привести в систему различные приёмы и методы, используемые мною в течение всей моей педагогической деятельности.



2. Ведущая идея опыта и теоретическое обоснование.

Как уже было сказано выше, у современных детей развивается в основном краткосрочная память, поэтому они испытывают большие трудности в логически последовательном воспроизведении информации. Хочется разобраться, как работает наша память, какой у неё « механизм»? По мнению ученых, память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память человека сходна с памятью компьютера. Она также делится на оперативную и долговременную. Но у человека есть ещё и кратковременная. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной, удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд. Затем информация кодируется в когнитивные структуры (смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь. Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Временное стирание уже обработанной информации в ходе мышления является защитной функцией мозга от постоянно поступающих сенсорных стимулов из внешнего мира. Если бы не происходило стирание старых следов информации, то мозг был бы сильно перегружен. И по этой причине объем кратковременной памяти никогда не меняется. Иногда происходит накладывание одной информации на другую, и информация смешивается, например, при беспрерывном просматривании разных текстов. При этом могут возникать ошибки запоминания. Отсутствие пользования той или иной заученной информации ведет к её абсолютному стиранию. Часто мысленное её повторение наоборот ведет к постоянному стимулированию соответствующих нейронных связей в мозге.

Традиционные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимание материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти. Поэтому одно из правил прочного запоминания – это осмысление запоминаемой информации, а потом её воспроизведение.

Мнемотехника как раз и позволяет эффективно использовать все возможности памяти, что в значительной степени повышает качество речевого развития ребенка. Опираясь на учебно-методическое пособие Т. Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», работы Омельченко Л.В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов»,  Большовой Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» и др., я пришла к выводу, насколько всё это просто и в то же время гениально! Почему?.. Потому что фундаментальной основой мнемотехники стали психологические и физиологические особенности развития детей. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Вечный принцип наглядности! Главное - расположи картинки в логической последовательности и попроси ребенка вспомнить и рассказать об их значении. Начни с простого, а потом замени картинки символами (основа мнемотехники)! Важно это делать последовательно и систематично. И результат не заставит себя ждать! Следовательно, мнемотехника – это техника развития памяти.  Если по-научному, мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Это наглядно-пространственная модель, в которой закодирован текст путем использования картинок, слов, букв, символов, пиктограмм, схем, задачи которой: формирование ассоциативных и ситуативных связей, выделение ключевых слов, составление мнемотехнических цепочек. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Обычно при запоминании текста детям предлагается прослушать его. Таким образом, задействован только один анализатор – слуховой. Предлагая различные виды опоры, мы создаем условия для развития всех психических процессов. Чем больше анализаторов будет принимать участие в составлении рассказа, тем успешнее будет проходить работа в этом направлении. Другими словами, мнемотехника помогает человеку отправлять информацию из кратковременной памяти в долговременную посредством зрительных образов или символов. А впоследствии упрощает процесс её извлечения. Таким образом, наличие зрительного плана-схемы (мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемотаблицы) делает высказывания осознанными, чёткими, связными и последовательными, дает ребенку возможность более полно воспроизвести заданный текст, т.к. заданная модель помогает сконцентрировать внимание, создает зоны успеха, т.е. уверенности в своих силах при рассказывании.




3. Цель и задачи.

Цель: выявить эффективность  использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования; ознакомиться с инновационными методиками.

2. Применить полученные знания на практике:

  • развивать связную речь детей;

  • развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.

  • развивать у детей психические процессы: ассоциативное мышление, внимание, воображение, зрительную и слуховую память;

  • расширять круг знаний детей об окружающем мире, вывести их словарный запас на более высокий уровень;

  • прививать детям желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

  • формировать в воспитанниках интерес к художественной литературе, фольклору, к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок.

  • формировать в детях уверенность в своих силах, способность преодолевать страх и стеснение во время выступления перед аудиторией.

3. При помощи диагностики речевого развития детей в конце года выявить эффективность применяемых методов.

После изучения научно – методической литературы по данной теме я подготовила наглядный материал (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы) и распределила их по лексическим темам. Обсудила данный проект с родителями (Приложение 1) и начала применять данный материал в работе.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников стали мнемоквадраты. Мнемоквадрат - это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.

Когда дети освоили мнемоквадраты, я усложнила задание, демонстрируя мнемодорожки. Мнемодорожка - это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно.  Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывали из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, составляли предложения, сочиняли небольшие сказки, рассказы.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение. Мнемотаблица - это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация. Содержание мнемотаблицы - это предметное, графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев. Главное - передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Первоначально таблицы составляла я, либо заимствовала в сети Интернет. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов на необходимую тему. Кроме этого, в интернете можно найти уже готовые таблицы и схемы. Потом к этому процессу подключала и детей, потому что  мнемотехника способствует не только развитию памяти и речи, но фантазии, визуализации образов ребенком.

Мнемотехника эффективна в любых видах речевого развития детей.

1. При разучивании стихотворений.

На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

2. Пополнение словарного запаса детей.

* Установление родовидовых отношений (Обобщающее слово, что лишнее);

* Установление ассоциативных связей (Что – к чему);

* Объединение слов по принципу смысловой близости и отдаленности;

(Скажи наоборот, Скажи по-другому)

* Модели: Он – она – оно;

* Модели: Кто – что?

* Сенсорно-графические модели (Расскажи о предмете).

3. Развитие грамматического строя речи.

* Модели: Какой – какая – какое?

* Модели: 1 – 2 – много.

* Образование относительных прилагательных (Из чего это сделано);

* Образование притяжательных прилагательных («Чей – чья – чье);

* Модель «Словесное дерево»;

* Полянка родственных слов.

3. Отгадывание и придумывание загадок.

* Модель для составления загадок.

4. Пересказ художественной литературы.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

5. Обучение правильному построению предложений.

Модель построения предложений.

6. Обучение составлению рассказов.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- структуру рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Задание придумать предложение, рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

 Работу на занятиях по мнемотаблицам я строю в три этапа.

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: осуществление пересказа сказки или рассказа по заданной теме.


Работу по развитию речи детей с применением мнемотехники начала с младшей группы. Мнемоквадраты помогали обогащать словарный запас детей, формировать ассоциативные связи, развивать внимание, память малышей. В средней группе ребята составляли из мнемоквадратов мнемодорожки, формируя тем самым умение составлять предложения. Также мнемодорожки помогали в составлении простейших описаний фруктов, овощей, погоды и т.п.

В старшей группе большинство детей легко запоминают стихи, используя шпаргалки – мнемотаблицы, таким же образом пересказывают сказки, рассказы. Трудности вызывают описательные рассказы. Но у нас ещё есть время: впереди подготовительная группа. Однако диагностика речевого развития детей показала эффективность мнемотехники в развитии связной речи детей:

- связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам;

- словарный запас детей от пассивного (в основном) переходит в активный и обогащается до уровня, необходимого ребенку в школе;

- ребята активнее работают на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление;

- дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения, составляют рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции;

- активизировался интерес к заучиванию стихов;

Обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение занятий с использованием мнемотехники требует тщательной предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, в изготовлении наглядных пособий. Но чувство удовлетворения от результатов своего труда тоже дорого стоит.



Р.S. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.



















Приложение1





Мнемотаблицы - загадки.











Сапрыкина Ольга Юрьевна



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей