СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Развитие речи детей посредством художественной литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством  художественной литератуы. 

Задачи:

1.Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.

2.Содействовать  формированию у педагогов представлений  об игровых технологиях ,направленных  на  развитие речи детей.

 

Актуальность:формирование детской речи невозможно без художественной литературы.Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям призведения,в которых главные действующие лица – дети , животные,описываются игровые и бытовые ситуации.

Художественная литература открывает и обьясняет ребёнку жизнь общества и природы , мир человеческих чувств и взаимоотношений.Она развивает мышление и воображение ребёнка,обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка,развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.

Художественные произведения,раскрывая внутренний мир героев,заставляют детей волноваться ,переживать,как свои,радости и горести героев.У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев.Например ,вместе с героями сказки  дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения,удовлетворения при победе справедливости.В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное  значение слов и словосочетаний.Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент,который мы закладываем в дошкольном детстве

Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность,связанная с восприятием литературных произведений и их Исполнение , включающая развитие начальных форм словесного творчества(формирование связной речи,словарная работа и др.).Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием речи дошкольников.

В старшей группе перед педагогом стоят задачи:

- воспитывать у детей любовь к книге;

- художественной литературе;

- способность чувствовать художественный образ;

- развивать поэтический слух(способность улавливать звучность,

  музыкальность, ритмичность поэтической речи),интонационную

  выразительность речи;

 -воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык

  сказок, рассказов, стихотворений.

Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей,собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая роль,особенно диалог с другим персонажем ,ставит маленького актёра перед необходимостью ясно,чётко, понятно изъясняться.

Для самостоятельной художественно-речевой и театрально-игровой деятельности в группе создана развивающая среда.

Для работы по развитию речи посредством художественной

литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.

Наглядный метод:приёмы-

-показ иллюстраций, картин, игрушек;

-элементы инсценировки;

-просмотр видеофильмов;

-оформление выставок:тематических ,одного писателя, об одном

герое из разных произведений.

Словесный метод:приёмы-

-чтение произведений с просмотром иллюстраций;

-вопросы по содержанию произведений;

-пересказ произведений;

-заучивание наизусть;

-беседа по произведению;

-прослушивание аудиозаписей.

Игровые методы и приёмы реализуются через:

-использование различных персонажей и сказочных сюжетов;

-элементы инсценировки;

-игры-драматизации;

-дидактические игры;

-театрализованные игры ,использование разных видов театра;

-игровая деятельность.

Мастер – класс

Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.

Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.

Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра.Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.

                           Словесно-дидактическая игра «Радио»

Цель:воспитывать умение быть наблюдательным,активизировать

речь детей.

Игровое правило:слушать и не мешать товарищам.

Игровое действие:воспитатель, обращаясь к детям ,говорит: «Сегодня,

 мы будем играть в новую игру,называется «Радио».Знаете ли вы человека,который говорит по радио? Правильно ,его называют диктором.Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы.Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать.Сначала я буду диктором, слушайте!Внимание!Внимание!Угадайте ,из какой сказки  этот герой. Зубки у  неё острые, шубка тёпленькая ,рыженькая ,она красивая, лукавая,коварная.Кто же это?Какие вы знаете сказки ,в которых героиней была бы лиса?(«Лисаи журавль»,«Лиса и волк»,«Теремок» и т.д.)

                  Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»

Цель:развитие памяти,речи детей.

Игровое действие:

Вариант 1:Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось

в клубок?»:  «Жили-были дед и баба,и была у них курочка Ряба.Раз снесла яичко  курочка Ряба.Положила бабка его на окошко студиться.А дед пошёл тянуть репку.Тянет, потянет, а вытянуть не может.»(«Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)

Вариант 2:Угадай сказку по трём словам:

1)Коза, козлятки, волк(«Волк и семеро козлят»).

2)Алёнушка, козлёнок, колодец(«Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка»).

                 Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по другому»

Цель:научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета»

Игровое дейстие:сегодня мы будем рассказывать сказку по другому.Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я-тропинка извилистая.Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки,смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится,катится, а навстречу ему зайчик ... и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Детям можно предложить рассказать сказку «Рукавичка» от лица рукавички, сказку «Три медведя» от лица Михайло Потапыча и т. д.

                    Словесно-  дидактическая игра “Гуси-лебеди”                               (с элементами мнемотехники)  Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.

Задачи.

Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц.Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности.

Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.Воспитывать любовь к сказке.     Игра состоит из нескольких этапов.

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.

С помощью художественной литературы у детей дошкольного

возраста  развивается:

 1.Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.

 2.Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.

 3.Слушать вместе с группой сверстников ,когда воспитатель

 рассказывает.

 4.Выполнять игровые действия,способствующие тексту  знакомых произведений, сказок.

 5.Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок,

 рассказов,стихотворений.

 6.Рассматривать иллюстрации ,узнавать в них героев произведений

 и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.

 7.Дети узнают произведения и их героев при многократном

 рассказывании.

 8.Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах,сказках

 с наглядным сопровождением,а затем без него

 Таким образом,можно отметить,что использование в современной

 речи разного рода художественных произведений определяет

 возможность эффективного и плодотворного развития речи  дошколь-

 ников,способствует пополнению словарного запаса, формируя

 коммуникативную культуру дошкольника.  

                                 Литература во всех ее видах —

                         не что иное,как тень доброй беседы.

                          

                                  Роберт Луис Стивенсон    

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Развитие речи детей посредством художественной литературы"»

 Развитие речи детей  посредством художественной литературы. Подготовила воспитатель Филина С.Д .

Развитие речи детей посредством художественной литературы.

Подготовила воспитатель Филина С.Д .

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литератуы. Задачи: 1.Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.  2.Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях ,направленных на развитие речи детей .

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литератуы.

Задачи:

1.Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.

2.Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях ,направленных на развитие речи детей .

Актуальность :формирование  детской речи невозможно без  художественной литературы.Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям призведения, в которых главные действующие лица – дети , животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

Актуальность :формирование детской речи невозможно без

художественной литературы.Дети дошкольники наиболее

восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям призведения,

в которых главные действующие лица – дети , животные,

описываются игровые и бытовые ситуации.

Художественная литература открывает и обьясняет ребёнку жизнь

общества и природы , мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Она развивает мышление и воображение ребёнка,обобщает его

эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка,

развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

С С помощью художественной литературы у детей развивается

способность замечать красоту и богатство русского языка.

Художественные произведения,раскрывая внутренний мир героев,

заставляют детей волноваться ,переживать,как свои,радости и

горести героев.У дошкольников появляется способность мысленно

действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы

становиться на место героев.Например ,вместе с героями сказки

дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические

моменты, чувство облегчения,удовлетворения при победе

справедливости.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать

идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать

прекрасное значение слов и словосочетаний.Всё последующее

знакомство с огромным литературным наследием будет опираться

на фундамент,который мы закладываем в дошкольном детстве.

Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнение , включающая развитие начальных форм словесного творчества(формирование связной речи,словарная работа и др.). Таким образом, ознакомление детей с литературными произведе-  ниями является важной задачей в работе над развитием речи  дошкольников. В старшей группе перед педагогом стоят задачи : - воспитывать у детей любовь к книге; - художественной литературе; - способность чувствовать художественный образ; - развивать поэтический слух(способность улавливать звучность,  музыкальность, ритмичность поэтической речи),интонационную  выразительность речи;  -воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык  сказок, рассказов, стихотворений.

Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность,

связанная с восприятием литературных произведений и их

исполнение , включающая развитие начальных форм словесного

творчества(формирование связной речи,словарная работа и др.).

Таким образом, ознакомление детей с литературными произведе-

ниями является важной задачей в работе над развитием речи

дошкольников.

В старшей группе перед педагогом стоят задачи :

- воспитывать у детей любовь к книге;

- художественной литературе;

- способность чувствовать художественный образ;

- развивать поэтический слух(способность улавливать звучность,

музыкальность, ритмичность поэтической речи),интонационную

выразительность речи;

-воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык

сказок, рассказов, стихотворений.

Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально- игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка,  совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль,особенно диалог с другим персонажем ,ставит маленького актёра перед необходимостью ясно,чётко, понятно изъясняться. Для самостоятельной художественно-речевой и театрально- игровой деятельности в группе создана развивающая среда .

Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать

самостоятельность в художественно-речевой и театрально-

игровой деятельности, развивать их творческие способности.

Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей,

собственных высказываний активизируется словарь ребёнка,

совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая роль,особенно диалог с другим персонажем ,ставит

маленького актёра перед необходимостью ясно,чётко, понятно

изъясняться.

Для самостоятельной художественно-речевой и театрально-

игровой деятельности в группе создана развивающая среда .

Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, я использую разнообразные методы и приёмы. Наглядный метод:приёмы- -показ иллюстраций, картин, игрушек; -элементы инсценировки; - -просмотр видеофильмов; -оформление выставок:тематических ,одного писателя, об одном герое из разных произведений. Словесный метод:приёмы- -чтение произведений с просмотром иллюстраций; -вопросы по содержанию произведений; -пересказ произведений; -заучивание наизусть; -беседа по произведению; -прослушивание аудиозаписей. Игровые методы и приёмы реализуются через: -использование различных персонажей и сказочных сюжетов; -элементы инсценировки; -игры-драматизации; -дидактические игры; -театрализованные игры ,использование разных видов театра; -игровая деятельность.

Для работы по развитию речи посредством художественной

литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.

Наглядный метод:приёмы-

-показ иллюстраций, картин, игрушек;

-элементы инсценировки;

- -просмотр видеофильмов;

-оформление выставок:тематических ,одного писателя, об одном

герое из разных произведений.

Словесный метод:приёмы-

-чтение произведений с просмотром иллюстраций;

-вопросы по содержанию произведений;

-пересказ произведений;

-заучивание наизусть;

-беседа по произведению;

-прослушивание аудиозаписей.

Игровые методы и приёмы реализуются через:

-использование различных персонажей и сказочных сюжетов;

-элементы инсценировки;

-игры-драматизации;

-дидактические игры;

-театрализованные игры ,использование разных видов театра;

-игровая деятельность.

 Мастер - класс Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира. Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра . Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.

Мастер - класс

Художественная литература занимает в жизни ребёнка

важное место.

Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию

окружающего мира.

Универсальным приёмом закрепления знаний и

умений в детском саду является дидактическая игра .

Она используется для решения всех задач развития

речи и является практическим методом в работе по

развитию речи детей.

 Словесно-дидактическая игра «Радио»  Цель: воспитывать умение быть наблюдательным,активизировать речь детей. Игровое правило :слушать и не мешать товарищам. Игровое действие: воспитатель, обращаясь к детям ,говорит: «Сегодня,  мы будем играть в новую игру,называется «Радио».Знаете ли вы  человека,который говорит по радио? Правильно ,его называют диктором.Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы.Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать.Сначала я буду диктором, слушайте!Внимание!Внимание!Угадайте ,из какой сказки этот герой. Зубки у неё острые, шубка тёпленькая ,рыженькая ,она красивая, лукавая,коварная.Кто же это?Какие вы знаете сказки ,в которых героиней была бы лиса?(«Лиса и журавль»,«Лиса и волк»,«Теремок» и т.д.)

Словесно-дидактическая игра «Радио»

Цель: воспитывать умение быть наблюдательным,активизировать

речь детей.

Игровое правило :слушать и не мешать товарищам.

Игровое действие: воспитатель, обращаясь к детям ,говорит: «Сегодня,

мы будем играть в новую игру,называется «Радио».Знаете ли вы

человека,который говорит по радио? Правильно ,его называют

диктором.Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей

группы.Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных

сказок, а мы с вами будем угадывать.Сначала я буду диктором,

слушайте!Внимание!Внимание!Угадайте ,из какой сказки этот герой.

Зубки у неё острые, шубка тёпленькая ,рыженькая ,она красивая,

лукавая,коварная.Кто же это?Какие вы знаете

сказки ,в которых героиней была бы лиса?(«Лиса

и журавль»,«Лиса и волк»,«Теремок» и т.д.)

 Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки» Цель: развитие памяти,речи детей. Игровое действие : Вариант 1 :Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?»:  «Жили-были дед и баба,и была у них курочка Ряба.Раз снесла  яичко курочка Ряба.Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку.Тянет, потянет, а вытянуть не может.» («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».) Вариант 2 :Угадай сказку по трём словам: 1)Коза, козлятки, волк(«Волк и семеро козлят»). 2)Алёнушка, козлёнок, колодец(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»

Цель: развитие памяти,речи детей.

Игровое действие :

Вариант 1 :Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось

в клубок?»:

«Жили-были дед и баба,и была у них курочка Ряба.Раз снесла

яичко курочка Ряба.Положила бабка его на окошко студиться.

А дед пошёл тянуть репку.Тянет, потянет, а вытянуть не может.»

(«Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)

Вариант 2 :Угадай сказку по трём словам:

1)Коза, козлятки, волк(«Волк и семеро козлят»).

2)Алёнушка, козлёнок, колодец(«Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка»).

 Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по другому» Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета» Игровое дейстие: сегодня мы будем рассказывать сказку по другому.Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица  тропинки, проходящей рядом с домом: «Я-тропинка извилистая.  Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз  Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Ба-  бки,смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он  остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и  покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится,  катится, а навстречу ему зайчик ... и т.п. таким образом, расска-  зываем сказку до конца, применяя знания о произведениях ху-  дожественной литературы на практике. Детям можно предложить рассказать сказку «Рукавичка» от лица рукавички, сказку «Три медведя» от лица Михайло Потапыча и т. д.

Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица

сказки или предмета»

Игровое дейстие: сегодня мы будем рассказывать сказку по

другому.Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица

тропинки, проходящей рядом с домом: «Я-тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Ба- бки,смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик ... и т.п. таким образом, расска- зываем сказку до конца, применяя знания о произведениях ху- дожественной литературы на практике.

Детям можно предложить рассказать сказку «Рукавичка» от

лица рукавички, сказку «Три медведя» от лица Михайло

Потапыча и т. д.

 Словесно- дидактическая игра “Гуси-лебеди”   (с элементами мнемотехники)  Цель.  Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических  процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.  Задачи.  Расширять представление детей в умении рассказывать содержание  сказки с использованием мнемотаблиц.  Развивать активную связную речь у детей в игре.  Закреплять умение составлять сказку связно в логической  последовательности.  Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и  закончить сказку.Воспитывать любовь к сказке.   Игра состоит   из нескольких этапов .  1 этап.  Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.  2 этап.  После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки  с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.

Словесно- дидактическая игра “Гуси-лебеди” (с элементами мнемотехники)

Цель.  Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических

процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.

Задачи.

Расширять представление детей в умении рассказывать содержание

сказки с использованием мнемотаблиц.

Развивать активную связную речь у детей в игре.

Закреплять умение составлять сказку связно в логической

последовательности.

Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и

закончить сказку.Воспитывать любовь к сказке. Игра состоит   из нескольких этапов .

1 этап.  Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап.  После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки

с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.

С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:  1.Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.  2.Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.  3.Слушать вместе с группой сверстников ,когда воспитатель  рассказывает.  4.Выполнять игровые действия,способствующие тексту  знакомых произведений, сказок.  5.Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок,  рассказов,стихотворений.  6.Рассматривать иллюстрации ,узнавать в них героев произведений  и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.  7.Дети узнают произведения и их героев при многократном  рассказывании.  8.Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах,сказках  с наглядным сопровождением,а затем без него.  Таким образом,можно отметить,что использование в современной  речи разного рода художественных произведений определяет  возможность эффективного и плодотворного развития речи дошколь-  ников,способствует пополнению словарного запаса, формируя  коммуникативную культуру дошкольника.

С помощью художественной литературы у детей дошкольного

возраста развивается:

1.Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.

2.Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.

3.Слушать вместе с группой сверстников ,когда воспитатель

рассказывает.

4.Выполнять игровые действия,способствующие тексту

знакомых произведений, сказок.

5.Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок,

рассказов,стихотворений.

6.Рассматривать иллюстрации ,узнавать в них героев произведений

и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.

7.Дети узнают произведения и их героев при многократном

рассказывании.

8.Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах,сказках

с наглядным сопровождением,а затем без него.

Таким образом,можно отметить,что использование в современной

речи разного рода художественных произведений определяет

возможность эффективного и плодотворного развития речи дошколь-

ников,способствует пополнению словарного запаса, формируя

коммуникативную культуру дошкольника.

   Литература  во всех ее видах —  не что иное, как тень доброй  беседы.     Роберт Луис Стивенсон

Литература во всех ее видах —

не что иное, как тень доброй

беседы.

Роберт Луис Стивенсон


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!