Развитие речи детей посредством художественной литературы.
Подготовила воспитатель Филина С.Д .
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литератуы.
Задачи:
1.Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.
2.Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях ,направленных на развитие речи детей .
Актуальность :формирование детской речи невозможно без
художественной литературы.Дети дошкольники наиболее
восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям призведения,
в которых главные действующие лица – дети , животные,
описываются игровые и бытовые ситуации.
Художественная литература открывает и обьясняет ребёнку жизнь
общества и природы , мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Она развивает мышление и воображение ребёнка,обобщает его
эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка,
развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
С С помощью художественной литературы у детей развивается
способность замечать красоту и богатство русского языка.
Художественные произведения,раскрывая внутренний мир героев,
заставляют детей волноваться ,переживать,как свои,радости и
горести героев.У дошкольников появляется способность мысленно
действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы
становиться на место героев.Например ,вместе с героями сказки
дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические
моменты, чувство облегчения,удовлетворения при победе
справедливости.
В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать
идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать
прекрасное значение слов и словосочетаний.Всё последующее
знакомство с огромным литературным наследием будет опираться
на фундамент,который мы закладываем в дошкольном детстве.
Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность,
связанная с восприятием литературных произведений и их
исполнение , включающая развитие начальных форм словесного
творчества(формирование связной речи,словарная работа и др.).
Таким образом, ознакомление детей с литературными произведе-
ниями является важной задачей в работе над развитием речи
дошкольников.
В старшей группе перед педагогом стоят задачи :
- воспитывать у детей любовь к книге;
- художественной литературе;
- способность чувствовать художественный образ;
- развивать поэтический слух(способность улавливать звучность,
музыкальность, ритмичность поэтической речи),интонационную
выразительность речи;
-воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык
сказок, рассказов, стихотворений.
Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать
самостоятельность в художественно-речевой и театрально-
игровой деятельности, развивать их творческие способности.
Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей,
собственных высказываний активизируется словарь ребёнка,
совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль,особенно диалог с другим персонажем ,ставит
маленького актёра перед необходимостью ясно,чётко, понятно
изъясняться.
Для самостоятельной художественно-речевой и театрально-
игровой деятельности в группе создана развивающая среда .
Для работы по развитию речи посредством художественной
литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.
Наглядный метод:приёмы-
-показ иллюстраций, картин, игрушек;
-элементы инсценировки;
- -просмотр видеофильмов;
-оформление выставок:тематических ,одного писателя, об одном
герое из разных произведений.
Словесный метод:приёмы-
-чтение произведений с просмотром иллюстраций;
-вопросы по содержанию произведений;
-пересказ произведений;
-заучивание наизусть;
-беседа по произведению;
-прослушивание аудиозаписей.
Игровые методы и приёмы реализуются через:
-использование различных персонажей и сказочных сюжетов;
-элементы инсценировки;
-игры-драматизации;
-дидактические игры;
-театрализованные игры ,использование разных видов театра;
-игровая деятельность.
Мастер - класс
Художественная литература занимает в жизни ребёнка
важное место.
Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию
окружающего мира.
Универсальным приёмом закрепления знаний и
умений в детском саду является дидактическая игра .
Она используется для решения всех задач развития
речи и является практическим методом в работе по
развитию речи детей.
Словесно-дидактическая игра «Радио»
Цель: воспитывать умение быть наблюдательным,активизировать
речь детей.
Игровое правило :слушать и не мешать товарищам.
Игровое действие: воспитатель, обращаясь к детям ,говорит: «Сегодня,
мы будем играть в новую игру,называется «Радио».Знаете ли вы
человека,который говорит по радио? Правильно ,его называют
диктором.Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей
группы.Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных
сказок, а мы с вами будем угадывать.Сначала я буду диктором,
слушайте!Внимание!Внимание!Угадайте ,из какой сказки этот герой.
Зубки у неё острые, шубка тёпленькая ,рыженькая ,она красивая,
лукавая,коварная.Кто же это?Какие вы знаете
сказки ,в которых героиней была бы лиса?(«Лиса
и журавль»,«Лиса и волк»,«Теремок» и т.д.)
Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»
Цель: развитие памяти,речи детей.
Игровое действие :
Вариант 1 :Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось
в клубок?»:
«Жили-были дед и баба,и была у них курочка Ряба.Раз снесла
яичко курочка Ряба.Положила бабка его на окошко студиться.
А дед пошёл тянуть репку.Тянет, потянет, а вытянуть не может.»
(«Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)
Вариант 2 :Угадай сказку по трём словам:
1)Коза, козлятки, волк(«Волк и семеро козлят»).
2)Алёнушка, козлёнок, колодец(«Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка»).
Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица
сказки или предмета»
Игровое дейстие: сегодня мы будем рассказывать сказку по
другому.Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица
тропинки, проходящей рядом с домом: «Я-тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Ба- бки,смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик ... и т.п. таким образом, расска- зываем сказку до конца, применяя знания о произведениях ху- дожественной литературы на практике.
Детям можно предложить рассказать сказку «Рукавичка» от
лица рукавички, сказку «Три медведя» от лица Михайло
Потапыча и т. д.
Словесно- дидактическая игра “Гуси-лебеди” (с элементами мнемотехники)
Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических
процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.
Задачи.
Расширять представление детей в умении рассказывать содержание
сказки с использованием мнемотаблиц.
Развивать активную связную речь у детей в игре.
Закреплять умение составлять сказку связно в логической
последовательности.
Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и
закончить сказку.Воспитывать любовь к сказке. Игра состоит из нескольких этапов .
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки
с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.
С помощью художественной литературы у детей дошкольного
возраста развивается:
1.Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.
2.Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.
3.Слушать вместе с группой сверстников ,когда воспитатель
рассказывает.
4.Выполнять игровые действия,способствующие тексту
знакомых произведений, сказок.
5.Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок,
рассказов,стихотворений.
6.Рассматривать иллюстрации ,узнавать в них героев произведений
и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.
7.Дети узнают произведения и их героев при многократном
рассказывании.
8.Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах,сказках
с наглядным сопровождением,а затем без него.
Таким образом,можно отметить,что использование в современной
речи разного рода художественных произведений определяет
возможность эффективного и плодотворного развития речи дошколь-
ников,способствует пополнению словарного запаса, формируя
коммуникативную культуру дошкольника.
Литература во всех ее видах —
не что иное, как тень доброй
беседы.
Роберт Луис Стивенсон