СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Домашнее задание в условиях обновления образования как средство формирования прочных знаний, предупреждение перегрузки учащихся

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • В последнее время в образовательном процессе  актуальность приобретает проблема домашних заданий. Проблема домашней работы была всегда, а сегодня, когда у многих обучающихся снижена мотивация к учебе из-за введения формативного оценивания, стала острее.

Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание в условиях обновления образования как средство формирования прочных знаний, предупреждение перегрузки учащихся»


Домашнее задание как средство формирования прочных знаний, предупреждение перегрузки учащихся

Лукьянчук М.А.


Вступительное слово.

  • В последнее время в образовательном процессе актуальность приобретает проблема домашних заданий. Проблема домашней работы была всегда, а сегодня, когда у многих обучающихся снижена мотивация к учебе из-за введения формативного оценивания, стала острее.


И встают вопросы: Почему ученики не выполняют домашнее задание? Что задавать? Как задавать? С какой целью? Для чего задавать? Нужно ли всем одинаковое домашнее задание? Как часто и вообще нужно ли его проверять?

Почему так остро встают эти вопросы? Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве, то в настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы и таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), практические занятия, внеклассная учебная работа, элективные/ предметные курсы, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе по – прежнему остаётся урок.

Одним из путей совершенствования процесса обучения является улучшение содержания и организации домашнего задания.



Что такое домашнее задание?

  • Домашнее задание– задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер. ()


Успех самоподготовки учащихся во многом зависит от эффективности урока, от степени прочности усвоенного на нём материала. Основы самостоятельной учебной работы закладываются, прежде всего, на уроке. Чёткое и понятное объяснение учебного материала на уроке, основательное его закрепление, ясно сформулированное задание гарантирует прочное усвоение учащимися программного материала, а, следовательно, качественное и быстрое выполнение домашнего задания.

Назначение домашнего задания:

  • Воспитание волевых усилий ребёнка,

  • Овладение навыками учебного труда,

  • Формирование умения работать с информацией,

  • Формирование исследовательских умений ребёнка ()


Каково значение домашнего задания в учебной деятельности?

  • Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самооб -разования.


Домашняя работа предполагает разные цели:

  • Усвоение фактического материала

  • Усвоение знаний в системе

  • Формирование обобщения

  • Применение знаний

  • Контроль знаний

  • Нравственное воспитание


Если посмотреть на функции домашней работы, то они следующие

  • Выравнивание знаний и умений ребёнка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую – то довольно сложную тему

  • Стимулирование познавательного интереса учащихся, желание знать как можно больше по предмету или по теме

  • Развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и его ответственности за выполняемое задание


Виды домашней работы

  • Индивидуальная

  • Групповая

  • Творческая

  • Дифференцированная

  • Одна на весь класс

  • Составление домашнего задания для класса, соседа по парте


Классификация домашней работы

  • По содержанию

  • По виду деятельности

  • По уровню оформления

Формы контроля домашнего задания:

  • контроль письменных ДЗ;

  • контроль устных ДЗ;

  • внеурочная проверка тетрадей;

  • взаимный контроль учащихся;

  • самоконтроль;

  • контроль письменных работ.

Методика организации выполнения домашней работы – одно из слабых звеньев в деятельности школы, а особенно вопрос дозирования д/з является проблемным.

При даче домашнего задания учитель не должен завышать

  • Объём предлагаемой Д/Р

  • Перекладывать изучение нового материала

  • Предлагать задания на неотработанный материал

  • Задавать Д/З «под звонок»

  • Задавать такие задачи и упражнения, подобные которым не решались в классе

  • Давать такие Д/З, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки

Требования к Д/З

  • Ясность

  • Проблемный характер

  • Установка на контроль

  • Установка на индивидуализацию задания

  • Учёт объёма заданий

  • Разнообразие заданий

  • Развитие самостоятельности

  • Установка на повторение пройденного

  • Установка на преодоление трудностей в учении

  • Установка на развитие мышления


Проверить выполнение Д/З – значит установить

  1. Факт его выполнения

  2. Качество как по содержанию, так и по форме

  3. Выявить самостоятельность

  4. Определить приёмы

  5. Определить уровень подготовленности учащихся к усвоению нового материала

Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе.

Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной домашней работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.

Учителя-предметники в системе задают домашнюю работу, применяют разнообразные формы проверки домашних заданий, комментируют домашнее задание, дают рекомендации по его выполнению, но в основном учителя не в системе дифференцируют домашние задания









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!