СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Домашняя экспериментальная деятельность учащихся

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Домашняя экспериментальная деятельность учащихся – это проведение опытов, наблюдений и лабораторных работ, выполняемых в домашних условиях с использованием подручных средств и самодельных, простейших приборов и приспособлений.

Предлагаю систему домашних лабораторных работ для учащихся 7-го класса по теме «Работа. Мощность Энергия».

 

Просмотр содержимого документа
«Домашняя экспериментальная деятельность учащихся»

Домашняя экспериментальная деятельность учащихся


Домашняя экспериментальная деятельность учащихся – это проведение опытов, наблюдений и лабораторных работ, выполняемых в домашних условиях с использованием подручных средств и самодельных, простейших приборов и приспособлений.


Требования, предъявляемые к домашним экспериментам.

Прежде всего, это, конечно, безопасность.

Так как опыт проводится учеником дома самостоятельно, без непосредственного контроля учителя, то в опыте не должно быть никаких химических веществ и предметов, имеющих угрозу для здоровья ребенка и его домашнего окружения. Опыт не должен требовать от ученика каких-либо существенных материальных затрат, при проведении опыта должны использоваться предметы и вещества, которые есть практически в каждом доме: посуда, банки, бутылки, вода, соль и так далее. Выполняемый дома школьниками эксперимент должен быть простым по выполнению и оборудованию, но, в то же время, являться ценным в деле изучения и понимания физики в детском возрасте, быть интересным по содержанию. Так как учитель не имеет возможности непосредственно контролировать выполняемый учащимися дома опыт, то результаты опыта должны быть соответствующим образом оформлены (примерно так, как это делается при выполнении фронтальных лабораторных работ). Результаты опыта, проведенного учениками дома, следует обязательно обсудить и проанализировать на уроке. Работы учащихся не должны быть слепым подражанием установившимся шаблонам, они должны заключать в себе широчайшее проявление собственной инициативы, творчества, исканий нового.

Таким образом, предъявляемые к домашним экспериментальным заданиям требования:

-безопасность при проведении;

-минимальные материальные затраты;

-простота по выполнению;

-иметь ценность в изучении и понимании физики;

-легкость последующего контроля учителем;

-наличие творческой окраски.


Место домашнего эксперимента в учебном процессе: Домашний эксперимент можно задавать после прохождения темы в классе. Тогда ученики увидят собственными глазами и убедятся в справедливости изученного теоретически закона или явления. При этом полученные теоретически и проверенные на практике знания достаточно прочно отложатся в их сознании.

А можно и наоборот, задать задание на дом, а после выполнения провести объяснение явления. Таким образом, можно создать у учащихся проблемную

ситуацию и перейти к проблемному обучению, которое непроизвольно рождает у учащихся познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает познавательную активность учащихся в ходе обучения, ведет к развитию творческого мышления учеников. В таком случае, даже если школьники не смогут объяснить увиденное дома на опыте явление сами, то они будут с интересом слушать рассказ преподавателя


Предлагаю систему домашних лабораторных работ для учащихся 7-го класса по теме «Работа. Мощность Энергия».

Выполнение домашних лабораторных работ в 7 классе на начальном этапе обучения повышает интерес к изучению физики, закладывает прочную базу теоретических знаний, усвоенных ребенком в процессе самостоятельной деятельности.

Для выполнения домашнего эксперимента задания даю дифференцированно. Слабые учащиеся получают инструкцию по выполнению домашней лабораторной работы, в которой дается перечень необходимого оборудования и точный алгоритм выполнения эксперимента, сильным учащимся предлагаю самим подобрать оборудование, наметить этапы эксперимента и предполагаемые результаты. Сильные ученики получают так же задачи, решение которых закрепляет знания и умения по теме.

Домашние лабораторные работы учащиеся выполняют в специальных тетрадях. Перед проведением работы провожу инструктаж по технике безопасности, а на первом уроке в тетради вклеиваем памятки:


Правила выполнения домашних лабораторных работ.

1.Научные эксперименты очень занимательны. Они помогут тебе лучше узнать окружающий мир. Однако никогда не забывай о мерах предосторожности.

2.Если в описании работы необходима помощь родителей, то попроси их остаться с тобой до конца опыта.

3.Подготовь все необходимо заранее.

4. Соблюдай осторожность при работе с горячей водой, бытовыми химикатами (мыло, жидкость для мытья посуды), ножницами, стеклом.

5. По окончании эксперимента убери все приборы.


При выполнении работ учащиеся углубляют свои знания, повторяют изученный на уроках материал, развивают память и мышление, учатся анализировать идею и результаты опытов, самостоятельно делают выводы. Работы вызывают у учащихся чувство удивления, восторга и удовольствия от самостоятельно проделанного научного эксперимента, а полученные при этом положительные эмоции надолго закрепляют в памяти нужную информацию.

Все предлагаемые работы связаны с жизнью ребенка, дают возможность научиться давать объяснение окружающим его явлениям природы.

Таким образом, применение в практике обучения домашних лабораторных работ активно влияет на выработку практических умений учеников и повышает их интерес к предмету. Анализ динамики успеваемости свидетельствует о повышении качества знаний, а анализ распределения выпускников – об увеличении количества учащихся выбирающих для получения дальнейшего образования физико-математический профильный класс.



Домашняя лабораторная работа


Тема: «Вычисление работы, совершаемой ученика при подъеме с первого на второй этаж дома»

Цель работы: научиться вычислять работу, совершаемую учеником при подъеме с первого на второй этаж дома.

Оборудование: рулетка.

Ход работы:

1.С помощью рулетки измерить высоту одной ступеньки:S0.

2.Вычислить число ступенек : n

3.Определить высоту лестницы: S= S0*n.

4.Если это возможно, определить массу своего тела, если

нет, взять приблизительные данные : m, кг.

5.Вычислить силу тяжести своего тела : F=mg

6.Определить работу: А=F*S.

7.Заполнить таблицу:


S0 , м


n, шт.


S, м


m, кг


F, Н


А, Дж















8.Сделагь вывод.

Дополнительное задание

Решите задачу:

  1. Чему равна работа, совершаемая самосвалом за 30 мин, если при перевозке груза он развивает мощность 25 кВт?




Домашняя лабораторная работа


Тема: «Определение мощности, которую ученик развивает, равномерно поднимаясь медлен­но и быстро с первого на второй этаж дома»

Цель работы: научиться определять мощность, которую ученик развивает, равномерно поднимаясь медленно и быстро с первого на второй этаж дома

Оборудование: рулетка, секундомер.

Ход работы:

1. 1. Запишите, чему равна работа, которую вы совершили при подъёме с первого на второй этаж дома.

A = mgH

Измерьте высоту одной ступеньки h1. Подсчитайте количество ступенек N.

Определите высоту, на которую вы подниметесь H = h1N

2.С помощью секундомера определить время, затраченное на медленное поднятие по лестнице: t1.

3.С помощью секундомера определить время, затраченное на быстрое поднятие по лестнице: t2.

4. Вычислить мощность в обоих случаях: N1, N2, N1 = A/ t1, N2 = A/ t2

5. Результаты записать в таблицу:


N


А


t1 , c


t2 , с


N1 , Вт


N2 , Вт


1













6.Сделать вывод.

Дополнительное задание

Решите задачи:

1. Какую мощность развивает человек при подъеме за 16 с из колодца глубиной 8 м ведра воды массой 10 кг?

2. Тепловоз мощностью 2,5 МВт тянет состав, прилагая силу 100 кН. Определите время, которое потребуется для равномерного прохождения этим составом 50 км пути.


Домашняя лабораторная работа


Тема: Определение потенциальной энергии своего тела при качании на качелях или съезжании с горки.

Оборудование: Сантиметровая лента или линейка

Цель: Научиться определять потенциальную энергию своего тела при качании на качелях или съезжании с горки.


Ход работы:


  1. Определить с помощью ленты высоту качелей над землёй (покоятся).

  2. Определить, если это возможно, массу вашего тела.

  3. Вычислить потенциальную энергию вашего тела, находящегося на покоящихся качелях Ep1 = mgh1.

  4. Отклонить качели, определить высоту над землёй h2.

  5. Вычислить потенциальную энергию во втором случае Ep2 = mgh2.

  6. Заполните таблицу.


h 1

h2

m1

E1

E2






  1. Сделать вывод.

Дополнительное задание

Решите задачи:

  1. Вертолет массой 1 т находится на высоте 50 м. на какой высоте его потенциальная энергия возрастет на 245 кДж?

  2. На какую высоту следует поднять тело массой 2 кг, чтобы его потенциальная энергия возросла на 19,6 Дж?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!