Тема урока: «Домашние животные».
Класс 4.
Урок с использованием разноуровневой технологии обучения.
Тип урока: комбинированный.
Цель: формирование обобщенного понятия «домашние животные».
Задачи:
1 Образовательные:
закрепить умение классифицировать животных на диких и домашних;
обобщить знания учащихся о строении и внешнем виде домашних животных;
систематизировать знания учащихся о пользе домашних животных; закрепить умение составлять рассказ по плану.
2 Коррекционно-развивающие:
развивать устную речь учащихся;
развивать память и внимание;
корректировать мышление с помощью упражнений в установлении логических связей.
3 Воспитательные:
учить бережному заботливому отношению к животным; развивать активность и самостоятельность общения; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
картинки с изображением диких и домашних животных; раздаточный материал (картинки с изображением того, что едят домашние животные); карточки со словами для составления предложений; индивидуальные карточки для учащихся разных уровней обучения.
Ход урока.
I. Организационный момент:
Веселый зазвенел звонок,
Давайте же начнем урок,
Работать вместе будем,
Все важное обсудим.
- Сядет за парту тот, кто назовет животное.
Упражнение на развитие памяти.
- Посмотрите, ребята на экран. Даны картинки с изображением животных: заяц, медведь, кошка, собака, лошадь.
- Кто изображен на картинках?
- Запомните последовательность картинок, закройте глаза. Откройте глаза и скажите, что изменилось?
(Поменялись местами)
II. Обобщение и систематизация знаний.
- Молодцы! Продолжаем. Кто изображен на картинках?
- На какие две группы их можно разделить?
- Из всех животных выберете домашних.
- Назовите животных, которых вы выбрали. (Лошадь, корова, свинья, коза,овца).
- Почему эти животные называются домашними?
(Они живут рядом с человеком, он за ними ухаживает, а животные приносят человеку пользу).
- К какой группе относятся оставшиеся животные? Почему? (Дикие животные)
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы с вами продолжим говорить о домашних животных.
1 Сравнение данных животных по внешнему виду.
- Посмотрите на картинки и скажите, что общего у всех этих животных. (У этих животных есть голова, шея, туловище, хвост и четыре ноги).
- А чем они отличаются друг от друга?
(У одних есть рога, а у других нет. У всех разные хвосты, окраска, разный покров тела: у одних шерсть длинная, у других короткая, у свиньи – щетина. Еще они различаются по росту и размеру).
Вывод:
- Мы с вами вспомнили, что эти животные похожи строением, а различаются по внешнему виду.
«Чей хвост?»
- Пока мы говорили о внешнем виде и строении животных, у них перепутались хвосты. Давайте поможем им разобраться, где чей хвост. (на кране)
- Вы должны сказать, чей хвост оказался у животного, и отыскать его хвост.
Опишите хвост, который вы подобрали.
«Кто что ест?»
- С хвостами мы разобрались. Но теперь наши животные забыли, кто что ест и просят им напомнить. Я буду задавать вам вопросы, а отвечать вы будете, поднимая нужные картинки.
- Что ест лошадь? (Дети поднимают картинку и говорят: «Лошадь ест траву и сено»).
- Что ест корова?
- Что ест коза?
- Что ест овца?
- Что ест свинья?
- Молодцы! Всех накормили! Теперь животные не останутся голодными!
«Детёныши».
На экране животные и их детёныши.
- Давайте вспомним, как называются детёныши этих животных. Они заблудились и не могут найти свою маму. Давайте им поможем! (У лошади – жеребёнок, у коровы – телёнок, у козы – козлёнок, у овцы – ягнёнок и у свиньи – поросёнок).
IV.Физминутка.
У корытца две подружки,
Две весёлые свинюшки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Польза для человека.
- Мы с вами вспомнили, кто такие домашние животные, чем они похожи и чем
различаются. Вспомнили, как называются их детёныши.
- А какую же пользу эти животные приносят человеку?
- Что делает лошадь? (Лошадь возит грузы).
Составление предложения.
(На доске карточки с названиями домашних животных и того, что они дают человеку. Из набора слов нужно выбрать подходящее и составить предложение).
- Что дает корова? (Корова даёт молоко и мясо). Что делают из молока? (Из молока делают творог, сметану и масло).
- Что дает свинья? (Свинья даёт мясо и щетину). Что делают из щетины? (Из щетины делают щетки).
- Что даёт коза? (Коза даёт молоко и шерсть). Что делают из шерсти? (Из шерсти вяжут носки, варежки, платки).
- Что даёт овца? (Овца даёт шерсть и кожу). Что делают из кожи? (Из кожи шьют одежду и обувь).
- Но не только из кожи овцы делают обувь и одежду.
- Видите, какую большую пользу приносят домашние животные.
Описание животных по плану.
- Теперь внимательно смотрим на экран. Дан план: Домашнее.
Части тела.
Покров тела
Рост, размер
Чем питается?
Детёныши.
Польза для человека.
Задание:
- Вы задумываете животное и описываете его по плану. Остальные ребята должны догадаться, какое животное вы задумали.
Например: Это домашнее животное. У него есть голова, туловище, четыре ноги, хвост длинный с кисточкой на конце, похож на верёвку. На голове рога, тело покрыто короткой шерстью. Высокого роста, крупного размера. Питается травой и сеном. Детёныш – телёнок. Человеку даёт мясо и молоко.
- Это корова!
(В это время ученики II-го уровня описывают животное по индивидуальным карточкам, в которых пропущены слова. А ученики I-го уровня выполняют такое же задание, используя слова для справок).
II уровень | I уровень |
Это домашнее животное. У него есть голова, туловище, четыре ноги и …….. хвостик. На голове – рога. Тело покрыто длинной волнистой …….. . Небольшого роста, среднего размера. Питается ……… и листьями. Детёныш – козлёнок. Даёт человеку мясо, …….. и шерсть. Это ……. . | Это домашнее животное. У него есть голова, туловище, …… ноги и тонкий закрученный ……... Тело покрытощетиной. Небольшого роста, среднего размера. Питается ……… и пищевыми отходами. Детёныш – …… . Даёт человеку ……, щетину и кожу. Это ……. . Слова для справок: желудями, четыре, поросёнок, хвостик, мясо. |
V. Итог урока.
- О каких животных мы с вами сегодня говорили на уроке? Назовите их.
(Мы говорили о лошади, корове, овце, свинье, козе).
- К какой группе они относятся? (Они относятся к группе домашних животных).
- Почему они называются домашними? (Животные живут около человека. Человек за ними ухаживает, а они приносят ему пользу).
- Как человек ухаживает за животными? (Человек их кормит, строит им жилища).
- Какую пользу они приносят человеку? (Дают мясо, молоко, шерсть, кожу, перевозят грузы).