Домашний эксперимент –
одно из средств внеурочной деятельности в свете ФГОС
Для современной школы актуальна модель развивающего обучения, ориентированного на личность. Обществу нужно подрастающее поколение, которое помимо знаний о природе, владеет знаниями о способах различных видов деятельности и их осуществления, имеет опыт творческого созидания. В связи с этим на всех этапах обучения учащихся становится актуальным деятельностный подход. Основная идея этого подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития учащегося как субъекта, что является целью современного образования.
Мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности, и поэтому непрочны. Мощным «детонатором», который помогает им проникнуть внутрь, а там «взорваться», превратившись затем в убеждения, является познавательный интерес. Важно искать средства, которые бы вовлекли ученика в работу. Одним из таких средств является домашний эксперимент. Дети проявляют гораздо больший интерес к изучению трудного для них предмета, если им предоставляется возможность проводить физические опыты дома.
Выполнение домашних экспериментов способствует появлению осознанного интереса к изучению предмета, приводит к повышению успешности обучения, к мысли, что ученик многое может сделать сам.
Экспериментальная работа, оценивается по достоинству, что дополнительно стимулирует учащихся. ДЭ – это «особый вид самостоятельной работы учащихся», который организует и контролирует учитель с целью развития интереса к предмету “Физика” и формирования самостоятельности в познании. При выполнении ДЭ учащиеся формируют и далее закрепляют организационные, технические, интеллектуальные, измерительные, конструкторские умения, а так же развивается навык использования ИКТ. Основное преимущество ДЭ перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты своих работ не спеша. Роль учителя при организации ДЭ заключается в том, что он готовит инструкции (письменные или устные) и проверяет выполнение домашних опытов. Как правило, это проверка письменных отчетов; «вещественных доказательств», полученных при выполнении эксперимента; схематических рисунков «новых» приборов или видеотчетов.
Все домашние эксперименты можно условно разделить на две группы. Первая группа (их большая часть) имеет тесную связь с изучаемым на уроках материалом.
Вторую группу составляют опыты, имеющие прикладное значение. Использование системы ДЭ в курсе физики, несомненно, будет способствовать формированию экспериментальных умений, самостоятельности обучающихся, развитию творческого физического мышления.
Предлагается система домашнего эксперимента для учащихся 7-х и 8 - х классов. Все предлагаемые работы связаны с жизнью учащегося, дают возможность научиться давать объяснение окружающим явлениям природы.
Таким образом, применение в практике обучения физике домашнего эксперимента активно влияет на выработку практико-ориентированных умений учеников и повышает их интерес к предмету.
Распределение материала соответствует учебнику физики 7 и 8 классов Перышкина А.В.
Требования к оформлению.
Работа выполняется в домашних условиях, отчет оформляется в виде видео, или презентации с видео вложением. Трансляция и запись видеотчета осуществляется учеником (возможна помощь родителей) в соответствии с планом проведения и включает следующие разделы: тема, цель, оборудование, ход работы (порядок выполнения, наблюдения), вывод.
Правила выполнения домашнего эксперимента.
Научные эксперименты очень занимательны. Они помогут вам лучше узнать окружающий мир. Однако никогда не забывайте о мерах предосторожности.
Если в описании работы необходима помощь родителей, то попросите их остаться с вами до конца опыта.
Подготовь все необходимо заранее.
Соблюдайте осторожность при работе с горячей водой, бытовыми инструментами, ножницами, стекло.
По окончании эксперимента уберите все приборы.
Список домашнего эксперимента по физике в 7-8 классов
№ | Название работы | Ссылка на работу учащихся |
| Первоначальные сведения о строении вещества | |
1 | Наблюдение явления диффузии | Примеры видеоотчётов. На "5" Видео отчет по физике "Диффузия" https://files.dnevnik.ru/file.aspx?user=1000002771872&file=38225801 https://youtu.be/brNVtZ1naxw видеоотчёт домашнего эксперимента на тему "Диффузия" https://files.dnevnik.ru/file.aspx?user=1000002771872&file=45871248&message=filesaved https://youtu.be/sd2pSEH_C1k Примеры видеотчетов. На "5" опыт домашнего эксперимента 2017год Диффузия https://files.dnevnik.ru/file.aspx?user=1000002771872&file=45871399&message=filesaved https://youtu.be/LUAJOg42nIY |
| Взаимодействие тел | |
2 | Измерение объема тела. | Примеры видеоотчётов. На "5" видеоотчет домашнего эксперимента по физике на тему Измерение объема тела. https://files.dnevnik.ru/file.aspx?user=1000002771872&file=38226771 https://youtu.be/zWrtI-u8Po4 |
3 | Определение плотности воздуха. | Примеры видеоотчётов. На "5" видеоотчёт на тему определение плотности воздуха в комнате. https://files.dnevnik.ru/file.aspx?user=1000002771872&file=45871312&message=filesaved https://youtu.be/zQK3R1lg7PQ |
| Давление твердых тел, жидкостей и газов | |
6 | Вычисление силы, с которой тело давит на поверхность. | Примеры видеотчетов. На "5" Видео отчет по физике "Давление твердых тел" Зависимость давления от площади поверхности. https://files.dnevnik.ru/file.aspx?user=1000002771872&file=38225802 https://youtu.be/yizGeKoul2o |
| Работа и мощность. энергия | |
8 | Простые механизмы | Примеры видеотчетов. На "5" видеоотчет на тему Равновесие рычага.https://files.dnevnik.ru/file.aspx?user=1000002771872&file=45871346&message=filesaved https://youtu.be/MfH1_m37mMs |
| 8 класс | |
| Электризация тел | https://dnevnik.ru/office/45752989/View https://files.dnevnik.ru/file.aspx?user=1000002771872&file=45871541&message=filesaved https://youtu.be/6I_F7qg2rfk |
Но большую часть своих видеоотчетов ребята отправляют через социальные сети,
ВК, Одноклассники, instagram, отправляют по электронной почте, это очень удобно сокращается время корректировки и проверки работ, повышается мобильность обратной связи.
Интересные работы получаются у ребят старших классов: 11 класс
https://youtu.be/8-etqtBOXOI