Конспект доминантного занятия по восприятию музыки в старшей группе «В гости к Матушке-Волшебнице»
Разработала воспитатель Вашкевич С. И. Гурновщинского УПК
Программные задачи: учить внимательно слушать музыку от начало до конца; побуждать детей к танцевальной импровизации, вызывая положительные эмоции; развивать воображение, творческое мышление, память; воспитывать любовь к музыке и литературе.
Оборудование: волшебная шкатулка, колокольчик, куклы.
Методическое обеспечение: фонограммы, магнитофон.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал садятся полукругом.
Муз. руководитель. Сегодня я пригласила вас в музыкальный зал послушать сказки из музыкальной волшебной шкатулки. Как только зазвучит чудесная музыка, вы закроете глаза, и мы с вами перенесемся в волшебную сказку.
Звучит «Музыкальная табакерка» А. Лядова.
Муз. руководитель. Вот мы и у стен сказочного замка. Повсюду сверкающие огни, золоченые шпили башенок.
Звучит «Старый замок» М. Мусоргского.
Муз. руководитель. Перед вами леденцовые ворота. Откроем их и окажемся в волшебном саду. Здесь множество клумб со знакомыми и незнакомыми цветами, плодовыми деревьями и море, плещущееся о зелёный берег. В саду летает много птиц, торопятся куда-то зверюшки, а крошечные гномы-садовники занимаются своим хозяйством.
Звучит «Норвежский танец» Э. Грига.
Муз. руководитель. Посмотрите, ребята, на остроконечных башенках замка сидят золотые петушки, а из распахнутых окон выглядывают весёлые лесные зверюшки и нарядные мальчики и девочки, похожие на кукол.
Увидев нас, гномы затрубили в свои маленькие трубы и забили в барабаны, петушки на башенках захлопали крыльями. Этим они приглашают нас заглянуть в залы дворца. В одном из них, самом большом и красивом, идёт бал, куда съехались гости из разных сказок.
Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковский.
Муз. руководитель. Слышите, из окон доносятся веселые голоса, музыка и смех. Вот Золушка вышла из кареты, остановилась в нерешительности. На ней бело-розовое платье, всё в кружевах и блёстках. А на ногах – настоящие хрустальные туфельки. Легко взбежав по длинной-предлинной лестнице, она поклонилась улыбающемуся швейцару в напудренном парике и вошла в залитый светом парадный зал дворца. Бал шумел, танцевал, смеялся.
Звучит «Вальс» из балета «Лебединое озеро» П. Чайковский.
Муз. руководитель. Здесь собралось великое множество гостей из разных сказок. Белоснежка танцует с Котом в сапогах, Дюймовочка – с Мальчиком-с-пальчиком, а принц закружил в вальсе проснувшуюся Спящую красавицу. Сюда приехали герои сказок разных стран.
Звучит «Испанский танец»
из балета «Лебединое озеро» П. Чайковский.
Муз. руководитель. Давайте оставим этот полный веселья зал и продолжим путешествие по замку. А что это за витая лестница, ведущая высоко-высоко, непонятно куда и неизвестно где начинающаяся? Давайте поднимемся по ней… Теперь мы оказались в тихой уютной комнате самой хозяйки замка – Матушки-Волшебницы. В комнате много вьющихся растений – на стенах, подоконнике, в аквариумах плавают разноцветные рыбки, а из открытых клеток, висящих среди зелени и цветов, то и дело вылетают с весёлым щебетом яркие попугайчики, синицы. Канарейки и другие птицы. Под уютным зелёным абажуром сидит Матушка-Волшебница.
Звучит «Китайский танец»из балета «Щелкунчик» П. Чайковский.
Матушка-Волшебница. Проходите, гости дорогие, присаживайтесь к столу. Понравилась вам моя волшебная карусель живых снов? (Да.)
Матушка-Волшебница. Какая музыка вам понравилась больше всего и почему?
(Ответы детей)
Матушка-Волшебница. Прекрасно, вы большие молодцы, а теперь угощайтесь, ведь вы мои самые дорогие гости. Сейчас я позвоню в колокольчик, тотчас двери распахнуться, выйдут сюда зверята-поворята с многочисленными подносами и корзинами.
Звучит «Неаполитанский танец»
из балета «Лебединое озеро» П. Чайковский.
Матушка-Волшебница. Дорогие мои ребята, приглашаю вас остаться у меня. Здесь никогда не бывает холодов, всё цветёт вечно. Ни тревожные ветры, ни грустные дожди не заглядывают сюда. Всегда тут весело, солнечно и тепло.
Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковский
(Исполняется танцевальная импровизация под вальс, дети танцуют и радуются.)