СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Домоводство. Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Домоводство" для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальные нарушения). Программа содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условия реализации , обеспечивающие  удовлетворение образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития.

Просмотр содержимого документа
«Домоводство. Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ»

Приложение

к адаптированной основной общеобразовательной программе

начального общего образования,

утверждённой приказом от 29.08.22г. № 930




 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«Домоводство»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(интеллектуальные нарушения)

(вариант 2)







Ф.И.О. учителя _Цекот С.А..




класс 8 год обучения









г.Белоярский

2022 г


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Домоводство» для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) разработана с учетом рекомендаций ПМПк составленных по итогам психолого-медико-педагогической диагностики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуалные нарушения. – организовано индивидуальное обучение на дому по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ с умеренной степенью УО с 01.09.2022 года по 31.05.2023 года для учащегося Вылла Иосифа Андреевича. Программа содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условия её реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития.


Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ( в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ от 23.07.2013 №203-ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с УО.

- Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) СОШ №1 г.Белоярский на 2022-2027 учебные годы.

- Приказом директора от 01.09.2022г. № 977 «Об организации инклюзивного образования», на основании территориальной медико-психолого-педагогической комиссии Белоярского района № 1027 от 27 .04. 2022 г.в соответствии с ФЗ от 29.12.2012 года № 273- ФЗ « Об образовании в РФ» (п.27 ст.2),

- Учебный план СОШ №1 г.Белоярский

- Авторская адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (вариант 2) по предмету «Домоводство» . Просвещение 2020г

Целью реализации АООП обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), развития по данному варианту АООП является развитие личности, формирование общей культуры, с соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Данная программа адресована учащемуся Лельхову Борису Михайловичу, обучающегося на дому.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) СОШ N 1г.Белоярский разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее―АООП)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся
с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.


Цель образования с учетом специфики учебного предмета – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Основной целью программы является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволят им достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечат их включенность в жизнь общества. Программа реализуется путем индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта учащихся, в том числе и с помощью повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах и формах.

Образование обучающегося с умственной отсталостью направлено на обучение ребенка ведению домашнего хозяйства, что является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни, на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социальнокультурным ценностям, основанной на развитии личности для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков. Благодаря занятиям по домоводству, реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.


Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.

Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».

Реализация цели осуществляется решением следующих задач образования:

- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности;

- научить детей правилам ведения семейного хозяйства;

- научить практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи,

- формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;

- освоение действий по приготовлению пищи;

- освоение действий по осуществлению покупок;

- освоение действий по уборке помещения и территории;

- освоение действий по, уходу за вещами;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

- формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты ,

- взаимодействовать с педагогами и сверстниками;

- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

- формирование умения выполнять задание: - в течение определенного периода времени; - от начала до конца.

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Домводство» направлена на максимальное развитие жизненной компетенции и социализации ребенка в обществе.

В учебном плане предмет представлен с 5 по 9 год обучения. В рамках коррекционно-развивающих занятий возможно использование программного материала данного предмета с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.


Направление и содержание программы коррекционной работы.

Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы по темам , оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда, уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли) и др.

Коррекционный курс включает следующие разделы:

Образовательные задачи.

1. Покупки,

- Планирование покупок. Выбор места совершения покупок.

- Обращение с кухонным инвентарем

- Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов.

- Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов, раскладывание их пи сервировке стола.

2. Приготовление пищи

- Приготовление блюда.

- Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи.

- Соблюдение действий при приготовлении блюд.

3. Уход за вещами

- Ручная стирка.

- Машинная стирка

- Глажение утюгом.

- Чистка одежды.

- Уход за обувью.

4. Уборка помещения

- Уборка мебели.

- Уборка пола.

- Мытье стекла (зеркала).

5. Уборка территории


Воспитательные задачи программы:

- помочь самовыражению УО школьников через занятия трудовой деятельностью;

- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

- содействия приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

- активизации творческих способностей.

- воспитания у учащихся умения активного общения в процессе уроков, выработки навыков коммуникации, социальной адаптации;

- воспитания у учащихся физической, психической и социальной защищенности.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с

обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальные нарушения)

(вариант 2)


Лельхов Борис Михайлович обучается в СОШ №1 г. Белоярский в 8б классе по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с УО вариант 2) по решению ПМПк Белоярского района.

Воспитывается в полной семье. Родители уделяют большое внимание развитию, обучению ребенка, созданию положительной, доверительной атмосферы в семье. Родители с пониманием относятся к индивидуальным особенностям ребенка, учитывают их, отец пользуется у сына авторитетом.

Кругозор мальчика не соответствует возрастной норме. Уровень знаний об окружающем мире сформирован недостаточно (обобщающими понятиями не владеет, отвечает на вопросы односложными ответами. В большей степени знает назначение бытовых и домашних предметов, правила поведения в общественных местах.

Навык чтения сформирован , Иосиф читает бегло. Пересказывает прочитанное по наводящим вопросам учителя, умеет поддерживать беседу. На уроках быстро утомляется, дисциплину не нарушает сознательно. Познавательный интерес слабый, при выполнении заданий требуется обучающая и направляющая помощь. На одобрение и похвалу реагирует положительно. Требования учителя выполняет. Владеет навыками чертежа, умеет откладывать размерные величины измерительными приборами, умеет работать с электрическими схемами (конструктор), хорошо ориентируется в пространстве, привиты навыки труда и порядка. Степень сформированности навыков самообслуживания на должном уровне.

Самооценка адекватная, уровень тревожности средний. Стремится к общению, коммуникативные навыки слабые, интересы поверхностны. Хорошо реагирует на стимулирующую помощь. Эмоционально- волевая сфера неустойчива. На фоне утомления наблюдается потеря интереса к результатам деятельности, наблюдаются трудности регуляции поведения. Умственная работоспособность и темп деятельности на среднем уровне. У детей с УО медленно развивается понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Ограничены школьные успехи. Образовательные программы могут дать возможность для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков, такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала.

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)

(вариант 2)

К особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:

- раннее получение специальной помощи средствами образования;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

- научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

- удлинение сроков получения образования;

- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;

- специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

- обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой;

- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с умеренной, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями развития обеспечивается:

- созданием оптимальных путей развития;

- использованием специфических методов и средств обучения;

- дифференцированным, «пошаговым»обучением;

- обязательной индивидуализацией обучения;

- формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;

- обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;

- дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;

- организацией обучения в разновозрастных классах (группах);

- организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).

В ходе реализации задач коррекционно-развивающей области, предмет «Домоводство» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционной работы «Окружающий социальный мир», «Человек», «Окружающий природный мир» и др.

Место учебного предмета в учебном плане


В Федеральном компоненте государственного стандарта «Домоводство» обозначено как самостоятельный предмет, который входит в образовательную область Окружающий мир., что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), На его изучение отведено 175 часов, 5 часов в неделю, 35 учебные недели.

Программа составлена с учетом основных дидактических принципов: доступности, научности, систематичности и коррекционной направленности.


Планируемые результаты освоения обучающимися с

с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)

(вариант 2)


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

Основным ожидаемым результатом освоения, обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.


Требования устанавливаются к результатам: включающим сформированность мотивации к обучению и по знанию, социальные компетенции, личностные качества.

Ожидаемые личностные результаты:

Овладение умением выполнять доступные бытовые поручении (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома:

- проявляют интерес и положительное отношение к выполнению доступных поручений (обязанностей), самостоятельность в разных бытовых ситуациях.

- умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.

- умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.

- умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.

- умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Ожидаемые предметные результаты:

- включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

 умение выполнять простые поручения в доступной форме, связанные с уборкой рабочего места (в классе), уходом за вещами, сервировкой и уборкой столов,

 отдельные действия (из конкретных поручений) по подражанию сверстнику и по инструкции учителя,

 умение выбирать и пользоваться орудиями и средствами для выполнения простых бытовых поручений (веник, губка, мыло, лейка, губка-ластик, щетка для обуви, щетка для одежды и др.),

 умение ориентироваться в простых бытовых решениях, связанных с чистотой (гигиеной) и опрятностью, оказанием помощи сверстнику

Система оценки достижения обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 2)

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ориентирует образовательный процесс на введение в культуру ребенка, достижение возможных результатов освоения содержания СИПР и АООП.

Обучение обучающихся с умственной отсталостью умеренной организовано по безотметочной системе.

В соответствии с требованиями ФГОС и АОП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом психофизического развития и особых потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории освоения обучающихся.

Критерии оценки

Критерием обучаемости ученика является его умеиие использовать накопленный и процессе обучения опыт, развитие его личностного самосознания и самоощущения.

Итоговые достижения обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях, регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни: накопление полезных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности.

В качестве критериев оценки самостоятельности при выполнении практических действий выступают:

- «выполняет действие самостоятельно»,

- «выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной), 

- «выполняет действие по образцу»,

- «выполняет действие с частичной физической помощью»,

- «выполняет действие со значительной физической помощью»,

- «действие не выполняет»;

Основными критериями сформированности представления являются:

- «узнает объект»,

- «не всегда узнает объект»,

- «не узнает объект».

Так как у обучающихся обучение на дому с умственной отсталостью умеренной организовано по безотметочной системе., то с этой целью предусмотрен мониторинг достижений образовательных результатов по предмету «Домоводство».






Содержание учебного предмета.


Основное содержание предмета «Домоводство» представлено в разделах:

Покупки

Основные задачи раздела: формировать понятие о местах и способах осуществления покупок. Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, оплата товара, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку.

Обращение с кухонным инвентарем

Основные задачи раздела: формирование умений обращения с кухонным инвентарем.

Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Протирание посуды губкой. Ополаскивание посуды. Сушка посуды.

Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.


Приготовление пищи

Основные задачи раздела: освоение простейших действий по приготовлению пищи.

Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): выбор продуктов в нарезке (хлеб, колбаса, сыр), выбор кухонного инвентаря (тарелка), сборка бутерброда (хлеб сыр, хлеб колбаса).


Уход за вещами

Основные задачи раздела: формирование умений по уходу за вещами.

Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Замачивание белья. Полоскание белья. Отжим белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, замачивание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.

Складывание белья и одежды. Чистка одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви (протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой).  Просушивание обуви.

Уборка помещения

Основные задачи раздела: формирование умений по уборке помещения и обращения с уборочным инвентарем.

Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели.

Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок.

Уборка территории

Основные задачи раздела: формирование умений по уборке помещения и обращения с уборочным инвентарем.

Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем.


Уборка территории

Основные задачи раздела: формирование умений по уборке помещения и обращения с уборочным инвентарем.

Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем.




Учебно-тематический план


Содержание разделов

Кол-во часов

1.

Покупки

6

1.1

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок.

6

2

Обращение с кухонным инвентарем

30

2.1.

Обращение с посудой.

6

2.2.

Кухонный инвентарь. Назначение. Приемы пользования. Техника безопасного труда.

24

3

Приготовление пищи

42

3.1.

Кухня. Оборудование кухни

3

3.2

Правила гигиены и санитарии при приготовлении пищи. Физиология питания

3

3,3

Полезные вещества в продуктах питания.

9

3,4

Бутерброды. Горячие напитки.

9

3,5

Сервировка стола к ужину

3

3,6

Украшение стола. Приемы складывания салфеток.

4

4

Уход за вещами


4,1

Ручная стирка.

14

4.2

Глажение утюгом. Техника безопасного труда.

12

4.3

Уход за обувью.

6

5

Уборка помещения


5.1

Выбор инвентаря для уборки.

6

5,2

Уборка мебели.

12

5,3

Уборка пола

12

6

Уборка территории


6.1

Сгребание травы и листьев. Техника безопасного труда

30

6.2

Сезонная уборка. Подготовка окон к летнему сезону

5


Итого

175ч.







Материально-технические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы.

Для того чтобы обучающиеся с умеренной, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), успешно освоили программу по предмету Домоводство необходимо: широко использовать наглядный материал, многократное повторение изучаемых понятий, предметов и явлений, практических действий. Максимально опираться на чувственный опыт ребенка, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, создавать условия для включения каждого ребенка в коллективную деятельность. Приоритетным направлением в обучении является игровая практико-ориентированная деятельность. Деятельность должна носить практическую направленность, позволяющую подготовить детей к доступным для них видам труда, социальной адаптации. Необходимо использовать технические средства обучения, компьютер и дидактические материалы, соблюдать охранительный режим. Необходим замедленный темп обучения.

При изучении разделов Домоводства используется:

1)кабинет для занятий;

2)специальные учебники;

3)возможность использования компьютера из кабинета № 39 с выходом в Интернет;

4) дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья и др.;

5) аудиозаписи, видеофильмы, презентации;

6) оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), тазики, уборочный инвентарь (тяпки, грабли), лейки и др.







Литература:

1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2)

2. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классов. Поляков В.В.

3. Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой М., Владос 2008

4. Бережливое домоводство М., Внешсигма 2002

5. Разговор о правильном питании М., 2013

6. Разумихина. Мир семьи. М., Просвещение 2003