СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная работа посвящена истории развитии шахмат в городе Донском.
«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение»
«Средняя общеобразовательная школа №5»
«Донская шахматная школа».
Выполнил: Утешев Андрей
ученик 8 «А» класса
Проверил: учитель физической культуры
Тигрова Н.М.
г. Донской, 2016
Содержание
Введение ……………………………………………. 3
Глава 1. История возникновения шахмат в России..4
Глава 2. В защиту Тульского мецената………………8
Глава 3. Донская шахматная школа…………………11
Глава 4.
Шахматы и их влияние на здоровье человека……….17
Заключение ……………………………………………….23
Выводы ……………………………………………….24
Список литературы ……………………………………...25
Приложения……………………………………………….27
.
Введение
Спортивные игры собой специальный учебный предмет, в который включается: история, теория, методика преподавания, практическое освоение отдельных видов игр и воспитание педагогических навыков.
Спортивные игры – важное средство физического воспитания. В нашей стране наибольшую популярность и распространение получили: футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, теннис, настольный теннис, регби. Они имеют единые правила, регламентирующие количественный состав команд, продолжительность игры, оборудование и инвентарь для игры. Единые правила игры являются официальным руководством для проведения соревнований. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого напряжения и волевых усилий.
Объект исследования: шахматная школа г. Донского.
Предмет исследования: сильнейшие игроки г. Донского.
Цель исследования: проанализировать турниры и выявить сильнейших игроков.
Гипотеза исследования состояла в том, игра в шахматы позволяет развивать силу воли, что является немаловажным в создании своего быта.
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:
Способствовать формированию представлений об игре в шахматы.
Формировать у учащихся чувство гордости за свой край.
Способствовать популизации игры в шахматы среди учащихся общеобразовательных школ.
Актуальность.
Наряду с подвижными спортивными играми существуют также менее подвижные, интеллектуальные игры. К ним относятся: шахматы, шашки и так далее. Эти настольные игры также широко распространены и являются неотъемлемой частью спортивной жизни страны. По этим видам спорта также проводятся соревнования, победители в которых на высоком уровне получают премиальные вознаграждения.
В шахматной партии перед играющим стоит цель дать мат неприятельскому королю. Большей частью она достигается приобретением достаточного материального перевеса. Реже — с помощью комбинации, где решающим фактором победы является гармония в действиях фигур.
Чтобы добиться одного из этих видов преимущества, приходится решать многочисленные проблемы, возникающие после каждого хода противника, иначе говоря, искать лучшее возражение в ответ на его конкретный замысел. Но само понятие “лучшее возражение” не абсолютное, его сущность зависит от мастерства играющего. Ведь совершенствование шахматиста — это многоэтапный путь от начинающего до гроссмейстера, и каждому этапу присущи свой объем знаний, понимание позиции, диапазон творческой фантазии и т. п. Отправляясь в дорогу с нулевой отметки, шахматист постепенно накапливает знания.
Глава 1.
Возникновение шахмат на Руси.
Истинный возраст игры, известной в западном мире как шахматы, покрыт мраком тайны. Некоторые бездоказательные теории датируют возникновение шахмат временем, более ранним, чем может быть подтверждено историческими свидетельствами. Согласно одной легенде, шахматы были изобретены около
Когда правитель спросил, чем его наградить за эту замечательную игру, математик ответил: "Давайте положим на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую - два, на третью - четыре и так далее. Вот и дайте мне то количество зерна, которое получится, если заполнить все 64 клетки". Правитель обрадовался, полагая, что речь идет о 2-3 мешках, но если подсчитать 2 в 64й степени - окажется что это число больше чем все зерно мира.
Другие бездоказательные теории отодвигают время создания шахмат еще дальше, к 2-3 тысячелетиям до н.э., базируясь на археологических открытиях в Египте, Ираке, и Индии.
Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н.э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат. Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н.э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии.
О значительном распространении шахмат говорят и сообщения иностранцев, приезжавших в ту эпоху в Московию по дипломатическим и торговым делам. Они единодушны не только в вопросе о широком распространении шахмат, но и отмечают с изумлением искусство, с которым русские играют в шахматы. Наиболее выразительно в этом отношении сообщение одной французской хроники XVII века, в котором рассказывается о посольстве, направленном в 1685 году из Москвы к Людовику XIV в составе свыше 50 человек. В сообщении говорится: Эти русские превосходно играют в шахматы наши лучшие игроки перед ними ученики.
Пути и время проникновения шахмат в древнюю Русь остаются пока не вполне выясненными. Однако не вызывающим сомнения фактом считается, что шахматы пришли к нам с Востока куда попали из Индии. Таким образом, страной-родоначальником игры в шахматы является Индия.
Игра в шахматы получила распространение в Сицилии и Испании. Далее игра стала популярной в Италии, Англии, Франции. В XI-XII веках шахматы были одним из самых распространённых развлечений феодалов. В те времена все настольные игры были играми на деньги, поэтому шахматы в Западной Европе так же стали игрой на ставку. Церковь запрещала шахматы, приравнивая эту игру к азартным играм, но в конце XIV века сняла запрет, признав её необходимым элементом воспитания дворян.
Время появления у нас шахмат некоторые исследователи определяют как конец XII века. Ярким свидетельством значительного распространения шахмат в древней Руси является русский народный эпос - былины, старинные песни, пословицы, где часто встречаются упоминания о шахматной игре и заимствованные из неё образы и выражения. Сохранились и многочисленные другие доказательства популярности шахмат в древней Руси, но в общем наши сведения об этом первоначальном периоде истории шахмат в России всё же довольно скудны. До нас не дошли ни имена выдающихся шахматистов, ни тем более записи каких-либо сыгранным в те времена партий. Однако уже тогда русские весьма неплохо играли в шахматы. В старинном шахматном руководстве, вышедшем в 1616 году, говорится: "Московиты играют в шахматы очень остроумно; в этой игре они так искусны, что другие народы нелегко могут с ними равняться".
Все же притягательная сила шахмат была столь велика, что шахматы продолжали жить в народе, несмотря на всяческие запреты наилучшее этому доказательство - самое обилие и повторность запретов. Другим несомненным свидетельством значительного распространения шахмат является русский народный эпос-былины, старинные песни, пословицы, где часто, встречаются упоминания о шахматной игре и заимствованные из нее образы и выражения. конечно, всякие запреты не мешали играть в шахматы царям, боярам и духовенству, хотя как раз в отношении духовных лиц запреты были особенно строги. Во второй половине XVII века гонения постепенно потеряли свою остроту. Но характерно, что ещё в 1731 году некий митрополит доносил на другого, что тот велел снять на своем московском подворье колокола, чтобы звон их не мешал ему всю ночь играть в шахматы.
О значительном распространении шахмат говорят и сообщения иностранцев, приезжавших в ту эпоху в Московию по дипломатическим и торговым делам. Они единодушны не только в вопросе о широком распространении шахмат , но и отмечают с изумлением искусство, с которым русские играют в шахматы. Наиболее выразительно в этом отношении сообщение одной французской хроники XVII века, в котором рассказывается о посольстве, направленном в 1685 году из Москвы к Людовику XIV в составе свыше 50 человек. В сообщении говорится: Эти русские превосходно играют в шахматы наши лучшие игроки перед ними ученики.
Охватывая период до конца XVIII века в целом, следует отметить, что ряд исторических условий влиял замедляющим образом на развитие шахмат в России. Гонения церкви, отсутствие вплоть до XIX века рукописных и печатных работ по шахматам и другие причины обусловили более поздний выход русских мастеров на международную арену.
Первый в истории шахмат международный турнир, в котором приняли участие сильнейшие шахматисты различных стран, состоялся в Лондоне в 1851 году. С тех пор такие турниры начали устраиваться часто и в шахматах окончательно установились единые правила игры.
Первым русским шахматным мастером, получившим широкую известность не только в пределах своей страны, но и за её рубежами, был Александр Дмитриевич Петров (1794-1867). Петров был одним из образованнейших и передовых шахматистов своей эпохи. В 1824 году вышло в свет его известное шахматное руководство - первая оригинальная работа по теории шахматной игры на русском языке. В шахматных журналах середины прошлого века можно найти ряд сыгранных Петровым партий; они носят живой, комбинационный характер и свидетельствуют о его способности к далёкому точному расчёту.
Видными шахматистами - современниками Петрова были: К.А. Яниш, И.С. Шумов, братья С.С. и Д.С. Урусовы, В.М. Михайлов (редактор первого в России шахматного журнала, выходившего с 1859 по 1863 год).
К.А. Яниш (1813-1872), профессор механики Петербургского института путей сообщения, был крупнейшим шахматным теоретиком своего времени. В 1842-1843 годах он издал в Петербурге на французском языке свой двухтомный "Новый анализ шахматных дебютов", содержавший ряд оригинальных исследований различных систем игры, никем до этого не подвергавшихся анализу. Работа Яниша была в дальнейшем дважды переведена на английский язык и, по существу, явилась основой последующих, изданных за границей, дебютных руководств. Последние широко использовали исследования Яниша, однако не отметили выдающихся заслуг русского мастера в изучении дебютной теории.
Об этом периоде развития шахмат в России (первая половина XIX века) можно сказать, что если шахматы не пользовались ещё большой популярностью в народе, то, во всяком случае, передовая теоретическая мысль виднейших русских шахматистов не только не отставала, но, несомненно, опережала западноевропейскую.
Первый в истории шахмат международный турнир, в котором приняли участие сильнейшие шахматисты различных стран, состоялся в Лондоне в 1851 году. С тех пор такие турниры начали устраиваться часто и в шахматах окончательно установились единые правила игры.
Первым из русских мастеров начал выступать в международных соревнованиях Михаил Иванович Чигорин - один из замечательнейших шахматистов в мировой шахматной истории.
Шахматные соревнования устраивались в дореволюционной России редко. Ряд небольших матчей происходил во времена Петрова. Больше их стало при Чигорине. При нём же начали устраиваться и более или менее крупные турниры. Всероссийские турниры происходили не часто (первый состоялся в 1899 году). Международных турниров было всего три - в 1895, 1909 и 1914 годах.
Не имея возможности в рассмотренный нами период развиваться ни в теоретическом, ни в практическом отношении, шахматы выдвигали лишь самородков, оставшихся безвестными талантливых любителей, удивлявших иностранцев при редких встречах с ними.
Подобное положение сохранялось до конца XVIII и начала XIX века, когда в России начали создаваться первые шахматные кружки и выходить первые русские шахматные книги.
XX век ознаменовал появление Чемпионов мира по шахматам из России. С 1948 по 1957 год лидерские позиции удерживал Михаил Ботвинник. В 1957-1958 чемпионом стал Василий Смыслов. Затем М.Ботвинник вернул себе титул чемпиона мира по шахматам. Однако в 1960-1961 году титул чемпиона выиграл Михаил Таль. Но в период 1961-1963 годах лидерство снова захватил М.Ботвинник. В 1963 году появился новый чемпион мира по шахматам – Тигран Петросян, который удерживал лидирующие позиции до 1969 года. В 1969 году чемпионом мира по шахматам стал Борис Спасский. Этот титул он носил до 1972 года. На следующие 3 года Россия упустила свои лидирующие позиции. Но в 1975 Анатолий Карпов вернул корону чемпиона в Россию и удерживал ее до 1985 года. В этом году (1985) Гарри Каспаров обыграл А.Карпова и стал новым чемпионом мира, оставив это звание в России.
В 1993 году была организована Профессиональная шахматная ассоциация (ПША), в которую вошли целый ряд гроссмейстеров, не согласных с политикой, проводимой ФИДЕ. По версии ПША чемпионом мира с 1963 по 2000 год был Гарри Каспаров. А затем эстафету чемпионства подхватил Владимир Крамник. До сих пор Россия считается страной чемпионов мира по шахматам.
Глава 2. В защиту Тульского мецената
Недавно в журнале "64-ШО" появилась статья не безвестного в шахматных кругах международного мастера Игоря Петровича Ягупова ("Мьянма Тульского разлива", "Позавидует ли Каспаров Владимиру Ильичу?", журнал "64-Шахматное обозрение" N 7 за 2001 год. В этой статье Игорь Петрович амбициозно высказывается в адрес единственного в Тульской области шахматного мецената Владимира Ильича Афромеева. Надо начать с того, что шахматы в Тульской области до прихода Владимира Ильича (до 1999 года) в этот вид спорта просто загибались (в прямом смысле этого слова). На небосклоне блистала лишь одна звезда в образе Игоря Петровича. Именно его одного спонсировал губернатор области Василий Александрович Стародубцев (как будто других лучших шахматистов не было тогда) для участия в заграничных турнирах, где он - Игорь Петрович тускло выступал. В 1996 году в своем родном городе Новомосковске Игорь Петрович не смог первенствовать в ранге чемпиона области, как впрочем, и в последующих первенствах области (Победители предыдущих первенств области: 1996 год - Олег Селин, 1997 год - Сергей Гавритенков, 1999 год - Сергей Гавритенков, 2000 год - Александр Чуйко). В 1998 году из-за нехватки денежных средств первенство по шахматам в области не проводилось. Именно тогда Игорь Петрович входил в состав шахматной федерации Тульской области. В этот - 1998 год Игорь Петрович ездил в Испанию на международный турнир. Чтобы информация была полной, надо упомянуть, что Игорь Петрович организовал пару международных турниров в с. Спасское Новомосковского района, где от Тульской области играл он один (от автора: афиша одного из турниров у меня до сих пор сохранилась). В одном из ежегодных командных турниров в городе Новомосковске Игорь Петрович даже позволил себе не спортивное поведение (от автора: невольным свидетелем и участником этих событий был и я).
Дело было так: В одной из заявок за команду Детского оздоровительного комплекса была заявлена на третью доску жена Игоря
Петровича - Лола. В этот день чета Ягуповых успела проспать начало турнира. И на игру с нашей командой с опозданием пришел Игорь Петрович. Он заявил, что не намерен играть на третьей доске (судьи турнира согласились включить его вместо жены), а будет играть на первой доске (когда он даже не был вообще заявлен за эту команду). Я, игравший за противную сторону, подал протест судьям турнира. Они приняли решение в нашу пользу (как и должно, быть). В других турнирах города Новомосковска Игорь Петрович неоднократно пытался обратить на его величество внимание (он же пуп земли).
Итак, в 90-х года тускло блистала на небосклоне Тульских шахмат лишь одна звезда, защитника попранных своих прав, Игоря Петровича. В 1999 году тульский шахматный мир приобрел мецената в лице Владимира Ильича Афромеева. Владимир Ильич дал толчок коммерцизации шахмат в области. Не только Туле, но и в области (г. Кимовске, Донском и Новомосковске) стали проводится турниры, где он выступал в качестве спонсора. Призовые суммы, которые он устанавливал, были довольно-таки солидные. Например, в 2000 году в г. Кимовске победитель первенства города получил приз из его рук в размере 1000 рублей (в коем веке такое было). И это еще не все его заслуги. Владимир Ильич помогал и находил спонсоров для других турниров.
В г. Туле, в большинстве случаев (за мизерным числом прочих турниров), обслуживали турниры свои судьи, потому что с иногородними всегда бывает много организационных хлопот. В 2000 году в несколько турниров, которые спонсировал Владимир Ильич, были приглашены и участвовали судьи из г. Кимовска, который далеко расположен от областного центра. Впрочем они, как показала практика, оказались ничем не хуже местных.
Владимир Ильич за последние три года помог оформить и получить звание мастеров ФИДЕ и Международных мастеров таким хорошим шахматистам, как: Петр Тишин (Тула), Александр Чуйко (Новомосковск), Олег Селин (Кимовск), Алексей Гусев (Донской), Эдуард Сосулин (Северо-Задонск) и т.д. Между ("звезда" тульских шахмат) Игорь Петрович неоднократно им проигрывал. Вот одна из партий.
Фестиваль "У истоков Дона" турнир мастеров (Донской), декабрь 2000 г.
Белые: Ягупов Игорь (2441, RUS) Черные: Тишин Петр (2423, RUS)
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 d6 5.c3 f5 6.ef5 Bf5 7.0-0 Bd3 8.Re1 Be7 9.Bc2 Bc2 10.Qc2 Nf6 11.d4 Qd7 12.de5 de5 13.Nbd2 0-0-0 14.Ne4 Rhf8 15.Bg5 Nd5 16.Be7 Qe7 17.Nfd2 Nf4 18.Re3 Qf7 19.Nb3 Qc4 20.Ned2 Qd5 21.Ne4 Ne7 22.Ree1 Nf5 23.Rad1 Qc6 24.Rd8+ Rd8 25.g3 Nh4 26.Re3 Nf3+ 27.Kh1 Qh6 {%02?'time'} 28.h4 Qh5 29.Nbd2 Qg4 30.Ng5 Rd2 31.Qb3 Ng5 32.gf4 Rd1+ 0-1
То, что Владимир Ильич "штампует" шахматистов, это даже может и к лучшему. А то, что он искусственно завышает свой рейтинг, то это сами знаете, что и у богатых людей бывают свои причуды. По крайней мере звание Международного гроссмейстера он получать не намерен. Плюсов в его в работе больше, чем минусов. А вот Игорь Петрович искусственно нагнетает вакуум и раздувает страсти. У него просто отбирают неофициальное первенство в области, а также Владимир Ильич его обидел, отказав в финансировании его "подвигов".
Глава 3.
Донская шахматная школа.
В 2010 году исполнится 54 года шахматному клубу города Донского. Для нашего города – это срок достаточно большой, позволяющий объективно оценить его деятельность. Но сначала немного об истории создания и развития шахмат.
До 1956 года никому и не приходило в голову, что Донская школа шахмат сможет занять достойное место не только в России, но и в СССР. И только в 1956 году двадцатисемилетний шахматист Селищев Николай Матвеевич смог организовать первый шахматный кружок, который располагался в Доме пионеров, и здесь же проходил набор мальчишек 1946 года рождения, учащихся общеобразовательных школ. Вот состав игроков: Политов М., Шуринов В., Ионов В. ,Фёдоров В., Кунцев В. и другие. Селищев Николай Матвеевич был очень обаятельным и коммуникабельным человеком, поэтому контакт с детворой он находил легко. В шахматном клубе стоял стол для игры в настольный теннис, ребята с удовольствием разминались там. Николай Матвеевич Селищев с располагающей улыбкой подходил и спрашивал у детей, какие у них оценки по математике. Имеющим пятёрку по данному предмету, давал решить задачку на сообразительность. Ребятам, быстро находившим ответ на вопрос, предлагал заниматься в шахматном кружке. Уже через три года был сформирован основной состав команды. В 60-е годы соревнования проводились только в командном первенстве. Представители нашей школы шахмат не принимали участие в турнирах 2 года .
Но успех не заставил себя долго ждать. В 1959 году сборная команда города Донского, в состав которой входило 5 человек (Селищев Н.Т., Ярыгин Ю., Руднев Ю., Кунцев В., Дудникова), стала победителем матчевых встреч среди городов Кимовска, Новомосковска, Узловой и завоевала право участвовать в первенстве области без отборочного тура. Дебют нашей команды имел серебряный свет, т.е. 2-ое призовое место. Располагался шахматный кружок в доме культуры имени Молодцова. Все желающие могли посещать кружок. Интерес к шахматам появился не только у детишек, люди разного возраста приходили играть. С каждым годом аудитория шахматистов росла.
Официально первый турнир по шахматам на первенство кружка проводился в 1956 году, победу одержал Злыгорев. Второе место- у Меньщикова , а замкнул тройку призёров Новгородский. В период с 1980 по 1987 годы шахматный клуб располагался в здании 3 школы, а затем переехал в городскую библиотеку. Руководителями кружка в разное время были Евтеев Владимир Васильевич и Насонов Игорь Борисович. Они имели звание кандидатов в мастера спорта СССР. С 1988 по 1993 годы эстафету руководства принял Осипов Николай Васильевич.
Будучи кандидатом в мастера спорта, он делился своими знаниями в решении шахматных задач и передавал мастерство игры ученикам.
Хочется рассказать ещё об одном шахматисте-руководителе клуба. Бакутин Алексей Иванович начал принимать участие в шахматных турнирах с 1974 года. Тогда он стал только четвертным в массовом первенстве на призы Донской газеты, но 1975 год принёс ему уже второе место. К сожалению, мы не знаем ,как складывалась карьера шахматиста в течение четырёх следующих лет, но достоверно известно, что в призёрах его не было. В 1979 году Алексей Иванович занял третье место в турнире за приз Донской газеты, 1980 – стал золотым. Ему удалось оформить дубль, стать чемпионом города, а также выиграть главный приз . 1981 год…И вновь победа! 3 года перерыва, и 1984 – второй в городе, 1985 – третий на приз Донской газеты, 1986 – вновь второй в городе и третий на приз Донской газеты.1987 год. В чемпионате города принимают участие сильнейшие игроки Бакутин А.И.становится чемпионом и серебряным призёром на приз Донской газеты., а Кунцев В.И. и Насонов И. имеют соответственно второй и третий результат. В 1988 году шахматист стал только третьим в турнире. Следующие 2 года не принесли значительных результатов, а в период с 1990 по 1993 годы клуб не имел места для проведения не только шахматных турниров, но и для систематических занятий по шахматам. И всё-таки любители шахмат победили! Клуб возобновил свою работу. Бакутин Алексей Иванович в 1994, 1995 и 2000 годах вновь- чемпион города. 1998 год принёс победу в турнире на приз Донской газеты.
Клейн Александр Эдуардович
возглавил шахматный клуб 1 октября 2007 года. В то время занятия проходили в неуютном помещении под трибунами городского стадиона. Александр Эдуардович много времени проводил в администрации города, просил подобрать постоянное капитальное помещение для нормальной работы шахматного клуба. В результате переговоров администрация города определила место для функционирования городского спортивного комплекса. Произошло это в 2008 году .
Теперь шахматный клуб располагается по улице Новая, дом 40а.– это Комсомольский парк. Здесь же предусматривалось разместить лыжную базу и секцию настольного тенниса.
Однако, работать в отведенных помещениях было нельзя, требовался капитальный ремонт всех комнат, инженерных сетей, фасада. Денег не было, ремонт затянулся, а клубу надо было работать. Выход был найден. Подключились депутаты городского совета Добжинская Т.Д., Советова Т.А..Они решили вопрос о временном размещении шахматного клуба в казармах бывшей воинской части, где он функционировал до начала 2010 года.
Немало сил было потрачено, чтобы ускорить капитальный ремонт спортивного комплекса. Неоценимую помощь, главную финансовую поддержку оказал в 2009 году депутат Тульской областной Думы Николай Кузьмич Попов. Межрегионгаз оплатил мебель, часть расходов взяла на себя администрация города Донского. В таком единстве родился спортивный комплекс, где прекрасно расположился шахматный клуб. Хочется пожелать, чтобы интерес к шахматам возрастал не только у взрослого населения, но у школьников и молодёжи. Для этого необходимо проводить соревнования для всех желающих: детей, подростков, молодёжи. Силами сильнейших шахматистов проводить сеансы одновременной игры, осуществлять выездные соревнования для повышения уровня игры.
Несколько слов хотелось бы сказать о сильнейших игроках города.
Николай Васильевич Осипов
начал заниматься в кружке городского Дома пионеров в 13,5 лет. Спустя 4 года, выполнил 1 разряд на первенстве областного совета ДСО «Спартак», а в 1976 году стал первым кандидатом в мастера спорта по шахматам.
Достижения:
Чемпион Тульской области среди юношей 1965 года.
Призёр первенства облсовета ДСО «Спартак» в составе команды городского совета (1 – 2 е места).
Чемпион города Донского 1965, 1973, 1975, 1989 года.
Неоднократный чемпион города в составе команды Донского завода радиодеталей.
Неоднократный призёр первенства области в командных соревнованиях.
Многократный победитель полуфиналов первенства области и призёр Тульской области (играл в составе Тульской области).Победитель традиционных турниров на приз Донской газеты.
Сосулин Эдуард
Полюбил шахматы, учась во 2ом классе средней общеобразовательной школы №5 города Северо – Задонска. Будучи учеником 6-его класса стал вторым в первенстве школы по шахматам. После этого его шахматная карьера поднималась только вверх.
Достижения:
Одержал победу в сеансе
одновременной игры
будучи
учащимся 7 класса средней школы №5 над КМС.
Сильнейший на 1-ой доске.
Победа в соревнованиях по шахматам среди пионерских дружин город Тула. 1981 год
Командное первенство Тулоблоно среди ДЮСШ и ДПШ на первой доске 1983 год
Зональные соревнования среди учащихся ДЮСШ
Минпроса РСФСР г. Тамбов 1982 год.
1-ая доска - победная
Финальные соревнования 2-ой областной спартакиады школьников 1982г
III место во Всесоюзном шахматном турнире–на 1-ой
(сильнейшей) доске 1983 год
Финальные соревнования 2-ой областной спартакиады школьников
вновь на первой доске 1982 г
Первый в Тульской области среди юношей 1984 г
«У истоков Дона» на призы Донской газеты – победитель 2000г
Чемпионат города Новомосковска среди мужчин 2000 г
Блиц – турнир на приз Донской газеты среди сильнейших
шахматистов г. Донского 2008 г
Блиц – турнир по шахматам среди мужчин 2009г
Признанный мастер ФИДЕ по шахматам 2000г
К сожалению, женщины неохотно играют в шахматы, но всё - таки и в этой категории есть играющая шахматистка Любимцева Алла Николаевна. Алла Николаевна имеет 1 разряд по переписке ещё при СССР. Конечно, Советский Союз многонационален. И в те недалёкие времена у самих шахмат был рейтинг выше нежели сейчас. Однако, Алла Николаевна оказалась не робкого десятка и принимала участие в чемпионатах. Как уже было сказано, ею был выполнен 1 разряд. В настоящее время Любимцева принимает участие в шахматных турнирах не только в городе Донском, но и в городе Туле среди женщин и инвалидов. В одном из таких турниров ёю была одержана победа.
В настоящее время сильнейшие и признанные игроки есть и среди молодежи. В мужской категории им является Жучков Александр Геннадьевич, учащийся 9 класса, муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4.» Заниматься шахматами он начал с шестилетнего возраста. Является капитаном команды на протяжении пяти лет. С его помощью школа уже третий год подряд завоёвывает 1 место среди общебразовательных учреждений. Александру присвоен 1 разряд по шахматам в 2007 году. Школьник выигрывает чемпионат города Донского среди сильнейших мужчин в 2009 году. С января 2010 года он является стипендиатом администрации муниципального образования города Донского в номинации: «За спортивные достижения».
В женской категории первую строчку в рейтинге игроков занимает Гулынина Надежда Олеговна. Надежде присвоен КМС ещё в школе. Она является учащейся школы №13. Победные шествия шахматистка начала с 2004 года. Четырёхкратная чемпионка Тульской области среди девушек 2005, 2006, 2007, 2008 годов. Однако, 2004 год ей приносит победу уже среди женщин. Надежда стала победительницей среди женщин и в 2007, и в 2008 годах. Наиболее успешным для девушки становится 2007 год. Она -бронзовый призёр среди женщин в чемпионате по шахматам Центрального Федерального округа. К великому сожалению, в настоящее время, будучи студенткой Тульского государственного университета, она прекратила выезжать на турниры, но хотелось бы верить, что после окончания университета Надежда продолжит свою победную серию на различных уровнях.
Шахматы и их влияние на здоровье человека.
Если говорить о прямом воздействии игры в шахматы на физическое здоровье человека, то положительное влияние они оказывают в комплексе с физическими упражнениями и правильным питанием.
Юлия Моисеева опубликовала в газете "Вечерний клуб" от 31.08.96 заметку о том, что шахматы не только укрепляют сердце и улучшают кровообращение, но даже сжигают калории.
Игру в шахматы как рецепт от детской гипертонии предлагал доктор медицинских наук Н.С. Заноздра. В одном из номеров журнала "64" - шахматное обозрение" (№3, 1984г) он пишет:
"Однажды, проводя исследования среди школьников Киева (за последние десятилетия гипертония значительно помолодела), мы увидели, что в одном из интернатов дело обстоит благополучней, чем в других. Из 360 ребят лишь один был с незначительным превышением артериального давления. Оказалось, что ученики в этом интернате систематически занимались физкультурой и шахматами. Так что могу рекомендовать игру в качестве одного из рецептов против детской гипертонии".
Обоснованием его высказывания может служить, тот факт что физическое здоровье неразрывно связано с психическим. Ведь не даром сердцу на Руси всегда приписывали свойство хранилища души. Поэтому у здорового человека должен быть здоровый дух и сильное сердце.
Мнительность, нерешительность, ослабленная память ослабляет сердце человека. Одно из условий продления долгой и здоровой жизни - душевное спокойствие.
Еще Библия учит, что душевное и физическое состояние взаимосвязаны. Ревность, гнев, озабоченность, раздражительность вредят сердцу человека. А шахматная игра способна выработать в человеке сдержанность, самообладание, настойчивость и массу черт характера, которые в свою очередь будут воспрепятствовать возникновению стрессов, которые сказываются на работе не только сердца, но и всего организма.
Неоспоримым является тот факт, что физическое здоровье тесно связано с психическим, а именно с сформированностью психических процессов присущих определенному возрасту.
На благополучное развитие ребенка влияет его духовный мир, нормы поведения, нормы жизни, а так же мотивация на сохранение и укрепления здоровья.
Нельзя однозначно сказать, что игра в шахматы способна прямо повлиять на мотивацию ребенка к ведению здорового образа жизни, но качества, которые формируются в процессе обучения и игры в шахматы, подведут ребенка к осознанию ценности саморазвития и смогут побудить его к самосовершенствованию, определению путей решения поставленной перед собой проблемы.
"Играя в шахматы" - говорил Б. Франклин - "мы приобретаем привычку не падать духом при современном состоянии наших дел, а надеяться на благоприятное изменение и упорно продолжать поиск новых возможностей".
Так как здоровье ребенка это не только медицинское понятие, но и социальное, (Всемирная Организация ВОЗ рассматривает здоровье как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физического дефекта) формирование таких привычек, описанных Б. Франклином, оказалось бы очень ценным качеством характера для современной молодежи.
Наша страна, округ, район, и даже наш немногочисленный поселок в последние годы столкнулся с проблемой суицида среди молодежи.
В Саранпауле за прошедший год добровольно ушли из жизни 5 человек, не достигнувших двадцати пяти летнего возраста. Эту проблему рассматривали на педагогическом совете в Саранпаульской средней школе, одной из главных причин этого асоциального поступка является неумение адаптироваться в современном обществе.
Низкая самооценка, большое количество стрессовых ситуаций, тяжелая домашняя обстановка, трудности с учебой, колебания при выборе профессии, неудачные попытки найти свое место в обществе служат толчком на самоубийство.
Проблемы в семье, как экономические, так и социальные (пьющие родители, развод родителей, утрата взаимопонимания и т.д.) могут спровоцировать замкнутость, возникновение эмоциональной и социальная изоляция.
Человек чувствует свою беспомощность и неспособность повлиять на будущее, вследствие чего возникает депрессия и далее предрасположенность к суицидальным попыткам. В нашем селе мы сталкиваемся с этим очень часто.
Государство закладывает деньги, разрабатываются программы, ведется социальная поддержка, которая зачастую заключается в материальном обеспечении, но социальная работа заключается в предоставлении "удочки" а не "рыбы", и этой "удочкой" могли бы послужить шахматы, ведь игра в шахматы предоставляет возможность ребенку осознания своего "я", эмоционально обогащают, насыщают стиль поведения в обществе, прививают навыки совместной работы, выбора стратегии преодоления трудностей.
Конечно, шахматы не являются панацеей, но они могут использоваться в комплексе с социальной и психологической помощью. Нет вероятности, что шахматами можно помочь "оздоровить" все население села, но есть возможность корректировать жизненную позицию детей.
Уместным здесь было бы еще раз процитировать Б. Франклина:
"Игра в шахматы - не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни.
Жизнь - своего рода игра в шахматы, в которой мы часто имеем возможность выиграть и бороться с соперниками и противниками, в которой есть большое разнообразие хороших и дурных событий, являющихся в какой-то степени результатом благоразумия или отсутствием такового. Играя в шахматы, таким образом, вы можете научиться:
I. Предвидению, умению немного заглядывать в будущее и взвешивать последствия, которые могут сопровождать какое-либо действие; над этим постоянно размышляет шахматист:
"Если я продвину эту фигуру, каково будет преимущество моего нового положения? Какую пользу из этого извлечет мой противник, чтобы досадить мне? Какие другие ходы я могу сделать, чтобы укрепить свое положение и защититься от его нападений?"
II. Осмотрительности, умению изучать шахматную доску, или поле действия, взаимоотношения различных фигур и положений, опасность, которой подвергается каждая в отдельности фигура, возможность помощи одной фигуры другой; вероятность, что противник сделает тот или иной ход и нападет на эту или другую фигуру, и какие средства могут быть использованы, чтобы избежать его удара или обратить последствия удара против него.
III. Осторожности, умению делать свои ходы не очень поспешно. Это правило лучше всего подтверждается строгим выполнением законов игры, как, например:
"Если вы дотронулись до фигуры, вы должны ею ходить; если вы ее куда-нибудь поставили, то пусть она там стоит".
Поэтому очень хорошо, что эти правила должны выполняться, и игра поэтому становится отражением жизни и особенно войны, в которой, если вы неосторожно поставите себя в плохое или опасное положение, то вы не сможете добиться, чтобы противник дал вам возможность отвести войска в более безопасное место; вы должны нести все последствия вашего опрометчивого поведения".
Помимо описанных Франклином, шахматы наделены массой свойств, повышающих интеллектуально развитие человека. Развитие познавательной активности, внимания, памяти, а так же самостоятельности, ответственности, способности принимать оптимальные решения в самых различных (в том числе и экстремальных) ситуациях и силы воли.
А воля - это способность человека управлять своим поведением, способность преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели, способность организовать свой труд, быт, общение.
Игра в шахматы развивает привычку решения правильного хода, достижения цели - победа над соперником. Нечасто встретишь игрока в шахматы, который бы на полпути отказывался играть.
С запасом таких привычек ребенок чувствует себя уверенным не только в игре, но и по жизни. А уверенный в себе человек с силой воли стремится к самосовершенствованию, а следовательно и к самовоспитанию.
Самоконтроль как одно из составляющих самовоспитания, и как важное для успешной социализации качество не бывает врожденным, его нужно развивать.
Умение владеть своими чувствами, настроениями, желаниями - благодаря которым человек может владеть собой.
Правила игры в шахматы содержат в себе ряд требований от игрока:
1. Играть надо молча, не спеша.
2. Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить (если это возможно).
3. Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход.
4. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать нельзя.
5. Нельзя мешать партнеру думать.
6. Нельзя подсказывать игрокам.
7. Не следует вслух произносить "шах" и "мат" (впрочем, на первых порах мы это разрешаем).
8. Если какая-нибудь своя фигура или фигура противника расположена не в середине клетки, то при своем ходе можно сказать: "Поправляю" и поставить ее поаккуратнее.
9. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться.
10. Если проиграешь, не стоит расстраиваться - даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.
11. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку - это дань уважения партнеру.
12. Перед партией тоже принято рукопожатие (последние два правила относятся к серьезным турнирным партиям).
13. Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывая варианты.
Соблюдая правила в шахматной игре, эти процессы будут непроизвольно воспроизводиться в поведении ребенка. Шахматы это игра, а для детей правила игры значимы и нарушение их как в любой другой игре преследуются "законом" их "детской нравственности".
Поэтому главным здесь остается, только разъяснение этих правил и контроль соблюдения их в начале обучения.
Перечислив некоторые качества, было бы не лишним внедрение в учебно-воспитательный процесс школы программ, обучающих детей игре в шахматы.
Шахматы это игра, которая обеспечивает человеческий мозг практически полным потоком ощущений. Речь идет именно о настольной игре.
Не осмелюсь спорить с приверженцами игры в шахматы на компьютере, но хотелось бы привести доводы в пользу настольной игры.
Впечатления, которыми питается человеческий мозг набираются из внешней среды в виде света, цвета, звука, запахов, вкусов, температуры, прикосновений
И.М. Сеченов доказал, что для нормальной психической деятельности, для того чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым, необходим полноводный поток ощущений. Именно настольная игра способна передать информацию в мозг практически через все анализаторы.
Практикующие "шахматную терапию" в лечении детей с нарушением в развитии, отмечают, что пациенты становятся общительней, появляется связная речь, могут задавать правильно выстроенные вопросы. Это можно обосновать тем, что развитие руки ребенка и речь взаимосвязаны. Пальцы рук наделены огромным количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека.
Даже незначительные упражнения рук, значительно влияют на здоровье человека. Ведь не даром старая педагогическая мысль гласит "ум ребенка очень часто находится на кончиках его пальцев".
Работая с шахматным материалом ребенок воспринимает весь набор ощущений одновременно, воспринимает форму, цвет, пространство, направление, звук, чувствует соперника. Развивается объемное видение.
Таким образом, можно определённо сказать, что шахматы положительно влияют не только психическое но и физическое развитие, как это не парадоксально. Шахматы не только развивают интеллект здорового человека. Шахматные методики уже используются для реабилитации больных: укрепляют у больного чувство собственной интеллектуальной полноценности и способствуют восстановлению контактов с окружающими. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память. Как говорят, потеряв короля, по пешкам не плачут. Шахматист должен быть предельно внимателен, держать в голове сотни партий.
А самое главное, что дают шахматы, - это творческий процесс, который заставляет детей расти, развиваться! И именно в этот момент ребенка можно спасти от вина, наркотиков, преступлений. Вкусивший творческий процесс, испытавший на себе азарт, успех, не пойдет курить, пить, ему это будет уже не надо.
Выводы:
1. Проследив историю развития шахматной игры и место шахмат в настоящем времени, можно сделать вывод о том, что шахматы с самого начала приобрели широкое распространение и известность среди многого числа почитателей умственных игр. И, хотя шахматы не были похожи на современные, все же они не были забыты. В настоящее время шахматы занимают одну из лидирующих мест среди интеллектуальных игр во всем мире.
2. Шахматы в Тульской области до прихода Владимира Ильича Афромеева (до 1999 года) в этот вид спорта просто загибались (в прямом смысле этого слова), и с появлением мецената у шахмат в Тульской области открылось второе дыхание. Шахматная школа города Донского занимает достойное место в России, которая на протяжении 54 лет открывает всё новые имена в шахматах.
3. Нельзя однозначно сказать, что игра в шахматы способна прямо повлиять на мотивацию ребенка к ведению здорового образа жизни, но качества, которые формируются в процессе обучения и игры в шахматы, подведут ребенка к осознанию ценности саморазвития и смогут побудить его к самосовершенствованию, определению путей решения поставленной перед собой проблемы.
Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы М.: Просвещение 1991
Вениамин Франклин (1706-1790) "Избранные произведения".
Нравственность игры в шахматы Москва: Государственное издательство политической литературы, 1956, 632 с.
"Шахматы: наука, опыт, мастерство: Практическое пособие" / Под ред. Б.А. Злотника. - М.: Высшая школа, 1990, с.41-53).
"Шахматное обозрение - 64" 2004, №11, с.57.
http://www.newacropolis.ru/articles/? id=200 (с.569-572)
http://www.sd-forum.org.ua/files/ngarchive/arhiv/N02_91/page_11. htm)
.Г. Зак. “Пути совершенствования”. Издательство “Физкультура и спорт”, 2000
9. Е. М. Браун «Шахматы в Казахстане» (Алма – Ата, издательство «Казахстан», 1999 год).
10. А. Н. Костьев «Уроки шахмат» (Москва, издательство «Физкультура и спорт», 2001 год).
11. Е. Я. Пик «Беседы о шахматах» (Москва, 1995 год).
Приложения
Рейтинг
чемпионов города и призёров
г. Донской
на 01.01.2008 год
место | Фамилия и инициалы | Кол-во участий | 1 место | 2 место | 3 место | Сумма очков |
1. | Бакутин А.И. | 20 | 7/ 80,81,94, 95, 2000, 2004 г. | 7/84,86,96,97,98, 2002,2003 год | 2/ 89,2005 г. | 44 |
2. | Кунцев В.Ф. | 26 | 6/70,74,97,98, 2003,2008 г. | 5/76,87,99,2004, 2005 год | 7/71,72,73,85, 89,96,2007 г. | 41 |
3. | Осипов Н.В. | 10 | 5/65,73,75,85, 1989 год | 5/70,72,74,78,79 | ________
| 30 |
4. | Ярыгин Ю.В. | 10 | 5/57,58,63,66, 1969 год | 5/59,60,67,68,71 | ________ | 30 |
5. | Евтеев В.В. | 5 | 4/77,78,79,82 | 1/1980 год | _______ | 18 |
6. | Руднев | 18 | 2/62, 1964 год | 2/61, 1963 год | 2/58,1960 год | 14 |
7. | Селищев Н.Т. | 4 | 3/59,61,1968г. | 2/1958 год | _______ | 16 |
8. | Денисов И.В. | 13 | 3/84,2001,2009 | 1/ 1982 год | 1/1998 год | 15 |
9. | Харасахал В. | 7 | 3/67,71,72 год | _____ | 2/68,1970 год | 14 |
10. | Бровкин А. | 9 | 3/2002.2005, 2007 год | ______ | 1/2004 год | 13 |
11. | Рыжов В.И. | 6 | 2/1976,1986 | 1/1973 год | 1/1975 год | 11 |
12. | Шацкий | 6 | 1/1960 год | ______ | ______ | 7 |
13. | Брыков И. | 5 | 1/1996 год | 1/1989 год | 1/1994 год | 7 |
14. | Власенко Н. | 23 | _____ | 1/1985 год | 2/81, 2001 год | 4 |
15. | Любимцев В.А. | 2 | 1/1999 год | 1/1995 год | _______ | 6 |
16. | Злыгорёв | 5 | 1/1956 год | _______ | 1/1957 год | 5 |
17. | Ночёвкин Н. | 10 | 1/1983 год | _______ | 1/1982 год | 5 |
18. | Сафонов П.М. | 12 | ______ | 2/82,1983 год | ________ | 4 |
19. | Гусев В.В. | 5 | ______ | 1/1994 год | 1/2002 год | 3 |
20. | Сирискин В. | 10 | _______ | 1/2002 год | 1/1997 год | 3 |
21. | Насонов И. | 5 | _________ | _________ | 2/80, 1997 год | 2 |
22. | Огородников М.Г. | 15 | ________ | ________ | 2/84, 1999 год | 2 |
23. | Садыков З. | 21 | _________ | ________ | 2/67, 2000 год | 2 |
24. | Титов В. | 3 | -________ | 1/1975 год | ________ | 2 |
25. | Колесников К. | 5 | ________ | 1/1976 год | ________ | 2 |
26. | Шейн П. | 5 | _________ | 1/1981 год | ________ | 2 |
27. | Боев С. | 6 | _________ | 2/2007,2008 год | _________ | 4 |
28. | Островский Д.Ф. | 5 | _________ | ________ | 1/1962 год | 1 |
29. | Башаров В. | 2 | ________ | ________ | 1/1963 год | 1 |
30. | Трусов | 10 | _________ | ________ | 1/1965 год | 1 |
31. | Бекетов С. | 5 | _________ | _________ | 1/1975 год | 1 |
32. | Тарасов | 5 | _________ | _________ | 1/1964 год | 1 |
33. | Нафеев А.Т. | 8 | _________ | _________ | 1/1963 год | 1 |
34. | Безуглов В. | 8 | _________ | _________ | 1/2003 год | 1 |
35. | Картаков А. | 3 | _________ | _________ | 1/2008 год | 1 |
36. | Огарёв | 2 | _________ | _________ | 1/2009 год | 1 |
Турниры
№\№ п/п | Чемпионаты города (победители и призёры) | Год проведения | Примечания |
1 |
|
1956 | Массовые турниры на «Призы Донской газеты» не проводились до 1968 года |
2 |
|
1957 | Кроме чемпионатов города проводилось первенство шахматного кружка |
3
|
|
1958 | Кроме чемпионатов города проводилось командное первенство города |
4 |
|
1959 | Сильнейшие игроки города 1956-1964 г.г.: 1. Селищев Н.Т. - тренер |
5 |
|
1960 | 2. Ярыгин Ю.Н. 3. Руднев 4. Шацкий |
6 | 1. Селищев Н.Т. 2. Руднев 3. Шацкий |
1961 | Команда г. Донского (взрослые):
|
7
|
3. Островский Д.Ф. |
1962 | 3. Руднев - 3 доска 4. Кунцев В. - 4 доска 5.(девушка икс) - 5 доска |
8 |
3. Бошаров |
1963 | Первая победа в 1959 году между городами: Новомосковска,Узловая и Кимовска |
9 |
3. Тарасов |
1964 | И тем самым завоевала право играть в финальных соревнованиях команд на первенство области |
10 |
|
1965 | В финале 1959 года эта команда заняла второе место, первой стала команда города Тулы |
11 |
|
1966 | В финале 1960 года команда города Донского была допущена без отбора на область |
12 |
|
1967 | С мая 1968 года начали проводить традиционный турнир на призы «Донской газеты» |
№\№ п/п | Чемпионаты города (победители и призёры) | Год проведения | Массовые турниры на призы «Донской газеты» |
13 |
|
1968 | Май статистический техникум
3. Островский Д.В. |
14 |
|
1969 |
|
15 |
|
1970 |
3. Ярыгин Ю. |
16 |
|
1971 |
|
17 |
|
1972 |
|
18 |
|
1973 |
|
19 |
|
1974 |
|
20 |
|
1975 |
|
21 |
|
1976 |
|
22 |
|
1977 |
|
23 |
|
1978 |
|
24 |
|
1979 |
|
27 |
| 1980 |
|
28 |
|
1981 |
|
29 |
|
1982 |
|
30 |
3. Нафеев А. |
1983 |
2.Соколенво В.
|
31 | 1. Денисов И.В. 2. Бакутин А. 3. Огородников М. |
1984 |
2.Насонов И. 3.Сосулин Э. |
32 |
| 1985 |
|
33 |
| 1986 |
|
34 |
| 1987 |
|
35
| НЕ ПРОВОДИЛСЯ | 1988 |
|
36 |
| 1989 |
|
37 | НЕ ПРОВОДИЛСЯ | 1990 |
|
38 | НЕ ПРОВОДИЛСЯ | 1991 |
|
39 | НЕ ПРОВОДИЛСЯ | 1992 |
|
40 | НЕ ПРОВОДИЛСЯ
| 1993 | НЕ ПРОВОДИЛСЯ |
41 |
| 1994 |
|
42 |
| 1995 |
НЕ ПРОВОДИЛСЯ |
43 |
| 1996 |
|
44 |
| 1997 |
|
45 |
| 1998 |
|
46 |
| 1999 |
|
47 |
| 2000 Янв. – февр. |
|
48 |
| 2000 Ноябрь- дек |
|
49 |
| 2002 |
|
50 |
| 2001 |
|
51 |
| 2003 |
|
52 | 1.Бакутин А. 2.Кунцев В. 3.Бровкин И.А. | 2004 |
|
53 |
| 2005 |
|
54 | НЕ ПРОВОДИЛСЯ | 2006 |
|
55 |
| 2007 |
|
56 |
| 2008 |
|
57 |
| 2009 |
|
|
| 2010 | Информация отсутствует |
|
| 2011 | Информация отсутствует |
|
| 2012 | Информация отсутствует |
58. |
| 2014 |
|
59. |
| 2015 |
|
60. |
| 2016 |
|
31