муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Голубые дорожки» г. Волгодонска
Проектная деятельность
Тема проекта:
«Донской край. Традиции казачества»
группы № 1 «Зайчата»
на 2019 – 2020 учебный год
возрастная категория детей 5 – 6 лет
(группа общеразвивающей направленности)
воспитатели:
Надежда Александровна Ежова
Анастасия Алексеевна Черкес
Волгодонск 2019
Вид проекта:
Познавательно – творческий.
Срок реализации:
Длительный (ноябрь - май)
Формы и методы реализации проекта:
Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Цели: – развитие у детей представлений о человеке в истории и культуре донского казачества;
- воспитание уважения к традициям и обычаям донского казачества, положительного отношения, толерантности ребенка к детям и взрослым разных национальностей, проживающих на Дону;
- развитие осознания детьми принадлежности к своему роду.
Задачи:
- способствовать воспитанию любви к своей семье, соотечественникам, осознанию ребенком себя как гражданина Донского края, своей страны, уважительно, с гордостью относящегося к символике РФ и донского казачества (флагу, гербу, гимну); достижений своего края, осознанию торжественности национальных праздников;
- развивать представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности, познавать их практическое назначение (свойства);
- развивать познавательные способности: находить причины и следствия событий, происходящих в историко – географическом пространстве, классифицировать материальные свидетельства в хронологическом и функциональном порядке;
- обогащать субъективный опыт ребенка на основе совместного проживания, познания, переживания, преобразования регионального содержания;
- развивать интерес к слову, умение называть существенные признаки, качества, действия с помощью эпитетов, сравнений, метафор (казак по характеру лихой, свободный, смелый, честный, отважный, добрый);
- составлять небольшие рассказы на основе жизненных впечатлений, связанных с родным краем;
- создавать условия для восприятия и понимания донского фольклора (колыбельные, песенки – потешки, пословицы, заклички, поговорки, сказки), отражающего взаимоотношения казаков с миром природы и друг с другом;
- отследить динамику формирования знаний об истории казачества у детей и родителей.
Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого казачества:
- формирование представлений о традиционной семье казака; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;
- знакомство детей с понятием «курень» – дом, избой - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;
- ознакомление с основными занятиями казачества: земледелием, пчеловодством, рыболовством, орудиями производства;
- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – ткачество, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т.д.
- знакомство детей с фольклором казачества. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;
- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;
- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;
- ознакомление детей с понятием «музей» и формирование представлений о том, какие бывают музеи.
Основные идеи проекта:
- чередование будней и праздников, объективно зависящее от смены природных циклов и духовно осмысленное в рамках того или иного мировоззрения – сезонные обряды и обычаи, приуроченные к духовным событиям православного календаря;
- цикл человеческой жизни от рождения до кончины, духовно осмысленный в обрядах и обычаях семейной традиции;
- исторический ход жизни края, села с древности и до наших дней, запечатленный в эпической традиции, в архитектуре, в системе государственных праздников и памятных дат, во вкладе наших земляков в кубанскую культуру.
В работе по гражданско-патриотическому воспитанию предлагается развитие нескольких направлений:
1. Нравственно- патриотическое;
2. Эмоционально- эстетическое;
3. Экологическое (краеведческое).
Основные принципы проекта:
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно- нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное воспитание.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и возможностями восприятия старшего дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии в школьный музей, храм для накопления чувственного опыта.
Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ), учет требований типовых программ, многоуровневость.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества
«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком
тот «уголок земли», где мы родились и выросли »
(Н. Смирнов)
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящий период коренных социальных изменений, отмечаемых во многих сферах общества, особую актуальность приобретает воспитание у подрастающего поколения гражданской ответственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности к отечественной культуре и истории.
Возрождение казачества – свершившийся факт. Заслуги казачества перед Отечеством неоспоримы. Восстанавливается разорванная связь времен, потомки казаков начали активно интересоваться своей историей, изучать историко – культурное наследие казачества.
В дошкольное образование переживает этап преобразования, определения приоритетов и переосмысления системы ценностей.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается значимость «…разработки и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных, социально – экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации…».
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что часть образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику национально – культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Поэтому одной из важнейших задач дошкольной организации является формирование у воспитанников интереса к истории, этнографии родного края, приобщение детей к духовному и культурному наследию жителей Дона.
Детство – это замечательный период времени, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте так важно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его истории и культуре, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Через народную культуру у детей развивается духовно – нравственная сфера и творческие способности.
Национально – региональный компонент, на наш взгляд, должен включаться во все виды и формы детской деятельности. Только так возможно духовно – нравственное развитие патриотических чувств дошкольников посредством приобщения их к культуре донского казачества. Дети, знающие историю и любящие свой родной край, вырастут настоящими патриотами своей Родины.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило нас к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, области, крае и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.
Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды.
Этапы и сроки проведения проекта.
- 1-й этап. Замысел проекта и его разработка (ноябрь)
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; анкетирование родителей (см. приложение); создание уголка прикладного искусства. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.
- 2-й этап. Реализация проекта (декабрь - апрель)
Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа воспитателей в режиме инновационной деятельности. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
- 3-й этап. Заключительный (май)
Обобщение результатов работы; анализ деятельности; презентация; удовлетворенность всех участников результатами.
Организация деятельности в ходе выполнения проекта
(перспективный план по месяцам)
№ п/п | Мероприятия | Срок | Ответственный |
Подготовительный |
1. | Выявление проблемы | Ноябрь | Воспитатели |
2 . | Определение темы и цель проекта | Воспитатели |
3. | Подборка материала по теме проекта | Воспитатели |
4. | Составление плана совместной деятельности | Воспитатели |
Анкетирование родителей: «Казачьему роду – нет переводу». Цель: выявление семей, причастных к казачьему роду, их отношения к православию, осведомленности о традициях предков. | Воспитатели |
Основной |
1. | Беседа «Донской край – мой край» (рассматривание иллюстраций «Донские пейзажи) Цель: сформировать представления о малой Родине, Донском крае. | Декабрь | Воспитатели |
2. | Беседа: « Символы Ростовской области» (рассматривание герба, флага Ростовской области, рисование флага). Цель: сформировать представление о том, что такое герб, флаг, гимн. Рассказать о символике цветов флага Ростовской области. | Воспитатели |
3. | Беседа: «Дон – река» (рассматривание иллюстраций с изображением реки). Цель: сформировать представление о реке Дон, о ее судоходстве, об использовании в народном хозяйстве. | Воспитатели |
4. | Рассказывание сказа «Почему Дон Ивановичем зовут» В. Моложавенко. Цель: сформировать представление о том, почему народ так душевно отзывается о реке Дон; проследить по карте Ростовской области течение реки Дон. | Воспитатели |
Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции мини – музея культуры и быта. | Воспитатели |
2. | Беседа: «Казачья семья» (рассматривание фотографий казачьих семей). Цель: сформировать представление о том, как складывались семейные отношения на Дону. | Январь | Воспитатели |
3. | Беседа: «Казачий костюм» (рассматривание фотографий казачьей одежды). Цель: сформировать представление об одежде казака; воспитывать интерес к истории Донского края. | Воспитатели |
4. | Беседа «Зимние забавы на Дону». Цель: развивать умение детей строить снежные городки, изготовлять ледяные скульптуры и их раскрашивать. | Воспитатели |
5. | Беседа «Раз, два, три, четыре, пять – мы собрались поиграть». Цель: сформировать представление об играх и развлечениях казаков. | Воспитатели |
Участие родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывание герба и девиза семьи. | Воспитатели Родители |
1. | Беседа: «Жилище казака» (конструирование куреня). Цель: познакомить с жилищем донских казаков – куренем, обогащать представление детей о быте казаков. | Февраль | Воспитатели |
2. | Беседа: «Символика войска Донского» (рассматривание иллюстраций герба, флага, пернача, булавы, бунчука, насеки, печатей войска Донского). Цель: познакомить с символикой казаков – герб, печать; вызвать интерес к истории войска Донского, чувство гордости за своих земляков. | Воспитатели |
3. | Физкультурный досуг «Казаки – защитники Отечества». Цель: сформировать представление о казаках – защитниках Отечества (провести соревнования между командами казачат). | Воспитатели Инструктор по физической культуре |
4. | Развлечение «Широкая Масленица». Цель: продолжать знакомить с донскими традициями; сформировать представление о праздновании Масленицы на Дону. | Воспитатели Музыкальный руководитель |
Консультация для родителей: «Традиции казачества в воспитании казачат». | Воспитатели |
1. | Беседа «Донской говор». Цель: сформировать представление о том, что каждый народ имеет свой язык; познакомить с донским говором. | Март | Воспитатели |
2. | «На казачьем кругу» (показ презентации). Цель: сформировать представление о казачьем круге, кто принимал в нем участие, какие вопросы решались в кругу, как принималось какое-либо решение. | Воспитатели |
3. | Рассказывание произведения П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона». Цель: знакомить детей с казачьими сказками, их особенностями, помочь детям понять их смысл. | Воспитатели |
4. | Беседа «Донской народный театр» (настольный театр «Казак и лиса»). Цель: сформировать представление о донском театре. | Воспитатели |
Консультация для родителей: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора» | Воспитатели |
1. | Беседа: «Весна на Дону». Цель: познакомить детей с характерными признаками весны; воспитывать любовь к донской природе. | Апрель | Воспитатели |
2. | Беседа: «Степное раздолье». Цель: сформировать представление о степи, о том, как выращивают хлеб. | Воспитатели |
3. | Беседа: «История вещей. Посуда» (рассматривание иллюстраций казачьей посуды, лепка из глины посуды) | Воспитатели |
4. | Беседа: «Хороши привалы, где казаки запевалы». Цель: сформировать представление о казачьей песне. | Воспитатели |
5. | Музыкальное развлечение «Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать». Цель: познакомить детей с особенностями казачьей песни, учить отличать ее от других песен; воспитывать любовь к народному творчеству. | Воспитатели |
Консультация для родителей: «Растим детей патриотами». | Воспитатели |
1. | Досуг «Игры донских казачат». Цель: сформировать представление об играх и развлечениях донских казачат. | Май | Воспитатели |
2. | Рисование «Казачок с казачкой». Цель: закрепить знания детей об одежде казака и казачки. | Воспитатели |
3. | Викторина «Донской край». Цель: закрепить знания детей о Донском крае; развивать интеллектуальные способности детей, внимание, память, речь. | Воспитатели |
4. | Развлечение «На завалинке». Цель: систематизировать знания детей о донском крае, пословицах, поговорках, песнях донских казаков; воспитывать чувство гордости за родную культуру. | Воспитатели Музыкальный руководитель |
Консультация для родителей: «Без прошлого нет будущего». | Воспитатели |
Заключительный | | | |
1. | Подготовка презентации проекта | апрель | Воспитатели |
2. | Выступление на педсовете | май | Воспитатели |
3. | Флеш – карта с накопленным материалом | май | Воспитатели |
4. | Разучивание комплекса казачьих народных игр (картотека) | в течение проекта | Воспитатели |
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта позволит:
- Сформировать у детей основы этнических инстанций, укрепить оптимальные черты личности детей, оптимизировать позитивное восприятие детьми друг друга и сформировать основы бескорыстности и благотворительности, снизить уровень проявления негативных эмоций, развивая тем самым элементы саморефлексии;
- Изучение истории развития родного края, обычаев православной казачьей семьи, воспитание уважения к прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствуют развитию социально – творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые были завещаны предками;
- Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, ее прошлому и настоящему;
- Воспитание гражданина, духовно-нравственной личности дошкольника.
- Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества и создать мини-музей.
- Выявить родителей, связанных с историей казачества;
- В результате осуществленной воспитательной деятельности родители станут активнее включаться в управление содержанием воспитания, отмечаться повышения их интереса к вопросам духовно – нравственного воспитания на основе казачьей семьи, к истории своей семьи;
- Систематизировать уровень работы педагогов по формированию у дошкольников патриотического воспитания (используя региональный компонент) .
Литература
Н.В. Корчаловская, Н.Ш. Лебедева, И.П. Микаелян: Духовно – нравственное и патриотическое воспитание дошкольников на основе этнокультурного казачьего компонента. 1 – 2 части. Ростов – на – Дону издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО 2018г.
Т.И. Агуреева: Казачий костюм: учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учетелей начальной школы, гувернеров, родителей. Москва 2011г.
М.П. Астапенко: Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов – на – Дону 2004 г.
Т.В. Земрах: Культура и быт донского казачества. Шахты 2005г.
Н.В. Елжова: История Донского края. Волгодонск 2006г.