СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Донской край. Традиции казачества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило меня к углубленной краеведческой работе. В данном проекте возможно нравственное развитие патриотических чувств дошкольников посредствам приобщения их к культуре донского казачества. Дети, знающие историю и любящие свой родной край, вырастут настоящими патриотами своей Родины.  

Просмотр содержимого документа
««Донской край. Традиции казачества»»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Голубые дорожки» г. Волгодонска


Проектная деятельность


Тема проекта:

«Донской край. Традиции казачества»

группы № 1 «Зайчата»

на 2019 – 2020 учебный год

возрастная категория детей 5 – 6 лет

(группа общеразвивающей направленности)



воспитатели:

Надежда Александровна Ежова

Анастасия Алексеевна Черкес


Волгодонск 2019

Вид проекта:

Познавательно – творческий.

Срок реализации:

Длительный (ноябрь - май)

Формы и методы реализации проекта:

Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.

Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.

Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.



Цели: развитие у детей представлений о человеке в истории и культуре донского казачества;

- воспитание уважения к традициям и обычаям донского казачества, положительного отношения, толерантности ребенка к детям и взрослым разных национальностей, проживающих на Дону;

- развитие осознания детьми принадлежности к своему роду.

Задачи:

- способствовать воспитанию любви к своей семье, соотечественникам, осознанию ребенком себя как гражданина Донского края, своей страны, уважительно, с гордостью относящегося к символике РФ и донского казачества (флагу, гербу, гимну); достижений своего края, осознанию торжественности национальных праздников;

- развивать представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности, познавать их практическое назначение (свойства);

- развивать познавательные способности: находить причины и следствия событий, происходящих в историко – географическом пространстве, классифицировать материальные свидетельства в хронологическом и функциональном порядке;

- обогащать субъективный опыт ребенка на основе совместного проживания, познания, переживания, преобразования регионального содержания;

- развивать интерес к слову, умение называть существенные признаки, качества, действия с помощью эпитетов, сравнений, метафор (казак по характеру лихой, свободный, смелый, честный, отважный, добрый);

- составлять небольшие рассказы на основе жизненных впечатлений, связанных с родным краем;

- создавать условия для восприятия и понимания донского фольклора (колыбельные, песенки – потешки, пословицы, заклички, поговорки, сказки), отражающего взаимоотношения казаков с миром природы и друг с другом;

- отследить динамику формирования знаний об истории казачества у детей и родителей.

Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого казачества:

- формирование представлений о традиционной семье казака; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;

- знакомство детей с понятием «курень» – дом, избой - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;

- ознакомление с основными занятиями казачества: земледелием, пчеловодством, рыболовством, орудиями производства;

- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – ткачество, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т.д.

- знакомство детей с фольклором казачества. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;

- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;

- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;

- ознакомление детей с понятием «музей» и формирование представлений о том, какие бывают музеи.

Основные идеи проекта:

- чередование будней и праздников, объективно зависящее от смены природных циклов и духовно осмысленное в рамках того или иного мировоззрения – сезонные обряды и обычаи, приуроченные к духовным событиям православного календаря;

- цикл человеческой жизни от рождения до кончины, духовно осмысленный в обрядах и обычаях семейной традиции;

- исторический ход жизни края, села с древности и до наших дней, запечатленный в эпической традиции, в архитектуре, в системе государственных праздников и памятных дат, во вкладе наших земляков в кубанскую культуру.

В работе по гражданско-патриотическому воспитанию предлагается развитие нескольких направлений:

1. Нравственно- патриотическое;

2. Эмоционально- эстетическое;

3. Экологическое (краеведческое).

Основные принципы проекта:

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно- нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное воспитание.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и возможностями восприятия старшего дошкольника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии в школьный музей, храм для накопления чувственного опыта.

Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ), учет требований типовых программ, многоуровневость.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества




























«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,

наша любовь к Родине имеет своим истоком

тот «уголок земли», где мы родились и выросли »

(Н. Смирнов)

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящий период коренных социальных изменений, отмечаемых во многих сферах общества, особую актуальность приобретает воспитание у подрастающего поколения гражданской ответственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности к отечественной культуре и истории.

Возрождение казачества – свершившийся факт. Заслуги казачества перед Отечеством неоспоримы. Восстанавливается разорванная связь времен, потомки казаков начали активно интересоваться своей историей, изучать историко – культурное наследие казачества.

В дошкольное образование переживает этап преобразования, определения приоритетов и переосмысления системы ценностей.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается значимость «…разработки и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных, социально – экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации…».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что часть образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику национально – культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Поэтому одной из важнейших задач дошкольной организации является формирование у воспитанников интереса к истории, этнографии родного края, приобщение детей к духовному и культурному наследию жителей Дона.

Детство – это замечательный период времени, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте так важно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его истории и культуре, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Через народную культуру у детей развивается духовно – нравственная сфера и творческие способности.

Национально – региональный компонент, на наш взгляд, должен включаться во все виды и формы детской деятельности. Только так возможно духовно – нравственное развитие патриотических чувств дошкольников посредством приобщения их к культуре донского казачества. Дети, знающие историю и любящие свой родной край, вырастут настоящими патриотами своей Родины.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило нас к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, области, крае и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.

Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.

Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды.





































Этапы и сроки проведения проекта.

- 1-й этап. Замысел проекта и его разработка (ноябрь)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; анкетирование родителей (см. приложение); создание уголка прикладного искусства. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.

- 2-й этап. Реализация проекта (декабрь - апрель)

Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа воспитателей в режиме инновационной деятельности. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

- 3-й этап. Заключительный (май)

Обобщение результатов работы; анализ деятельности; презентация; удовлетворенность всех участников результатами.


Организация деятельности в ходе выполнения проекта

(перспективный план по месяцам)

п/п

Мероприятия

Срок

Ответственный

Подготовительный

1.

Выявление проблемы

Ноябрь


Воспитатели

2 .

Определение темы и цель проекта

Воспитатели

3.

Подборка материала по теме проекта

Воспитатели

4.

Составление плана совместной деятельности

Воспитатели

Анкетирование родителей: «Казачьему роду – нет переводу».

Цель: выявление семей, причастных к казачьему роду, их отношения к православию, осведомленности о традициях предков.

Воспитатели

Основной

1.

Беседа «Донской край – мой край» (рассматривание иллюстраций «Донские пейзажи)

Цель: сформировать представления о малой Родине, Донском крае.

Декабрь

Воспитатели

2.

Беседа: « Символы Ростовской области» (рассматривание герба, флага Ростовской области, рисование флага).

Цель: сформировать представление о том, что такое герб, флаг, гимн. Рассказать о символике цветов флага Ростовской области.

Воспитатели

3.

Беседа: «Дон – река» (рассматривание иллюстраций с изображением реки).

Цель: сформировать представление о реке Дон, о ее судоходстве, об использовании в народном хозяйстве.

Воспитатели

4.

Рассказывание сказа «Почему Дон Ивановичем зовут» В. Моложавенко.

Цель: сформировать представление о том, почему народ так душевно отзывается о реке Дон; проследить по карте Ростовской области течение реки Дон.

Воспитатели

Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции мини – музея культуры и быта.

Воспитатели

2.

Беседа: «Казачья семья» (рассматривание фотографий казачьих семей).

Цель: сформировать представление о том, как складывались семейные отношения на Дону.

Январь


Воспитатели

3.

Беседа: «Казачий костюм» (рассматривание фотографий казачьей одежды).

Цель: сформировать представление об одежде казака; воспитывать интерес к истории Донского края.

Воспитатели

4.

Беседа «Зимние забавы на Дону».

Цель: развивать умение детей строить снежные городки, изготовлять ледяные скульптуры и их раскрашивать.

Воспитатели

5.

Беседа «Раз, два, три, четыре, пять – мы собрались поиграть».

Цель: сформировать представление об играх и развлечениях казаков.

Воспитатели

Участие родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывание герба и девиза семьи.

Воспитатели

Родители

1.

Беседа: «Жилище казака» (конструирование куреня).

Цель: познакомить с жилищем донских казаков – куренем, обогащать представление детей о быте казаков.

Февраль


Воспитатели

2.

Беседа: «Символика войска Донского» (рассматривание иллюстраций герба, флага, пернача, булавы, бунчука, насеки, печатей войска Донского).

Цель: познакомить с символикой казаков – герб, печать; вызвать интерес к истории войска Донского, чувство гордости за своих земляков.

Воспитатели

3.

Физкультурный досуг «Казаки – защитники Отечества».

Цель: сформировать представление о казаках – защитниках Отечества (провести соревнования между командами казачат).

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

4.

Развлечение «Широкая Масленица».

Цель: продолжать знакомить с донскими традициями; сформировать представление о праздновании Масленицы на Дону.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Консультация для родителей: «Традиции казачества в воспитании казачат».

Воспитатели

1.

Беседа «Донской говор».

Цель: сформировать представление о том, что каждый народ имеет свой язык; познакомить с донским говором.

Март


Воспитатели

2.

«На казачьем кругу» (показ презентации).

Цель: сформировать представление о казачьем круге, кто принимал в нем участие, какие вопросы решались в кругу, как принималось какое-либо решение.

Воспитатели

3.

Рассказывание произведения П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».

Цель: знакомить детей с казачьими сказками, их особенностями, помочь детям понять их смысл.

Воспитатели

4.

Беседа «Донской народный театр» (настольный театр «Казак и лиса»).

Цель: сформировать представление о донском театре.

Воспитатели

Консультация для родителей: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора»

Воспитатели

1.

Беседа: «Весна на Дону».

Цель: познакомить детей с характерными признаками весны; воспитывать любовь к донской природе.

Апрель

Воспитатели

2.

Беседа: «Степное раздолье».

Цель: сформировать представление о степи, о том, как выращивают хлеб.

Воспитатели

3.

Беседа: «История вещей. Посуда» (рассматривание иллюстраций казачьей посуды, лепка из глины посуды)

Воспитатели

4.

Беседа: «Хороши привалы, где казаки запевалы».

Цель: сформировать представление о казачьей песне.

Воспитатели

5.

Музыкальное развлечение «Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать».

Цель: познакомить детей с особенностями казачьей песни, учить отличать ее от других песен; воспитывать любовь к народному творчеству.

Воспитатели

Консультация для родителей: «Растим детей патриотами».

Воспитатели

1.

Досуг «Игры донских казачат».

Цель: сформировать представление об играх и развлечениях донских казачат.

Май

Воспитатели

2.

Рисование «Казачок с казачкой».

Цель: закрепить знания детей об одежде казака и казачки.

Воспитатели

3.

Викторина «Донской край».

Цель: закрепить знания детей о Донском крае; развивать интеллектуальные способности детей, внимание, память, речь.

Воспитатели

4.

Развлечение «На завалинке».

Цель: систематизировать знания детей о донском крае, пословицах, поговорках, песнях донских казаков; воспитывать чувство гордости за родную культуру.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Консультация для родителей: «Без прошлого нет будущего».

Воспитатели

Заключительный




1.

Подготовка презентации проекта

апрель

Воспитатели

2.

Выступление на педсовете

май

Воспитатели

3.

Флеш – карта с накопленным материалом

май

Воспитатели

4.

Разучивание комплекса казачьих народных игр (картотека)

в течение проекта

Воспитатели



Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит:

- Сформировать у детей основы этнических инстанций, укрепить оптимальные черты личности детей, оптимизировать позитивное восприятие детьми друг друга и сформировать основы бескорыстности и благотворительности, снизить уровень проявления негативных эмоций, развивая тем самым элементы саморефлексии;

- Изучение истории развития родного края, обычаев православной казачьей семьи, воспитание уважения к прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствуют развитию социально – творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые были завещаны предками;

- Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, ее прошлому и настоящему;

- Воспитание гражданина, духовно-нравственной личности дошкольника.

- Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества и создать мини-музей.

- Выявить родителей, связанных с историей казачества;

- В результате осуществленной воспитательной деятельности родители станут активнее включаться в управление содержанием воспитания, отмечаться повышения их интереса к вопросам духовно – нравственного воспитания на основе казачьей семьи, к истории своей семьи;

- Систематизировать уровень работы педагогов по формированию у дошкольников патриотического воспитания (используя региональный компонент) .






Литература

  1. Н.В. Корчаловская, Н.Ш. Лебедева, И.П. Микаелян: Духовно – нравственное и патриотическое воспитание дошкольников на основе этнокультурного казачьего компонента. 1 – 2 части. Ростов – на – Дону издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО 2018г.

  2. Т.И. Агуреева: Казачий костюм: учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учетелей начальной школы, гувернеров, родителей. Москва 2011г.

  3. М.П. Астапенко: Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов – на – Дону 2004 г.

  4. Т.В. Земрах: Культура и быт донского казачества. Шахты 2005г.

  5. Н.В. Елжова: История Донского края. Волгодонск 2006г.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!