СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Жизнь, культура, традиции Донских казаков»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

(На экране карта Ростовской области, звучит гимн)

Вед. 1. Край Донской – это наша с вами малая Родина. Если ты родился и вырос в Донском крае, то никогда не перестанешь любить его и гордиться им. Вед.2. Мы – потомки славного, сильного, свободного племени – казачества. Разнообразна их культура. Много обычаев и обрядов было у донских казаков. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от сына к внукам. Сегодня мы хотим, чтобы вы ближе познакомились с некоторыми из них.  

Просмотр содержимого документа
««Жизнь, культура, традиции Донских казаков»»

«Жизнь, культура, традиции Донских казаков»


(На экране карта Ростовской области, звучит гимн)


Вед. 1. Край Донской – это наша с вами малая Родина. Если ты родился и вырос в Донском крае, то никогда не перестанешь любить его и гордиться им.

Вед.2. Мы – потомки славного, сильного, свободного племени – казачества. Разнообразна их культура. Много обычаев и обрядов было у донских казаков. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от сына к внукам. Сегодня мы хотим, чтобы вы ближе познакомились с некоторыми из них.


(Выходят 2 чтеца и под фонограмму читают стихотворение)

  1. Откуда я? С Дона!

Донская волна,

У самого дома грохочет вольна.

И дом на крутом на открытом яру,

Гудит на степном, на раскосом ветру.

  1. Откуда я? С Дона!

Над гордой рекой

Всегда неуёмно гремит непокой.

То тучей сыпучей восток набежит,

То тучей гремучей запад грозит.

  1. А сколько здесь было сражений, атак,

Здесь каждый мальчишка с рожденья казак!

  1. Здесь пашут, так пашут,

Куют, так куют,

А пляшут, так пляшут,

Поют, так поют.

(На экране донские пейзажи)


Вед.1. Земля Донская! Почти на 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Когда в южных районах нашей области уже идёт сев, то на севере – поля ещё покрыты снегом.

Вед.2. В разные времена край Донской назывался по-разному. Русские люди в старину называли его Диким Полем, или Великим Лугом. Да, наши корни глубоко уходят в прошлое. Казаки пришли на эту землю давно. Удивительные края, нетронутые, безлюдные, дремучие леса и широкие степи. Здесь было полное раздолье зверю и птице. Вот в этот райский уголок и бежали от гнёта помещиков вольнолюбивые люди. И всех Дон принимал, и всем находил место. Свободно, но тяжело жилось казакам.

(Слайды – река Дон)

Вед.1. Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон, одна из крупнейших рек нашей Родины.

«Ой, ты батюшка, славный Тихий Дон,

Ты кормилец наш, Дон Иванович!»

Так величали его донские казаки. Таким его веками знали русские люди.


(Выходят чтецы)

1. Откуда Дон берёт начало?

Где скрыта вечная струя,

Что вниз, по руслу величаво

Уходит в дальние края!

Под невысокою берёзкой

Начало Дон своё берёт:

Из-под травы земли московской

С Ивана-озера течёт!

2. Века идут… но не мелеет

Донское русло на пути.

И всё мужает, всё смелеет

Казачье воинство в степи.


Вед.1. «Без прошлого нет будущего» - так сказал генерал П.Н.Краснов. А прошлое казачества имеет долгую и большую историю, даёт нам право на существование и в далёком будущем.

Вед.2. Казаки всегда служили родной земле – святой Руси, своему народу и своему государству.

Казачи – народ, имеющий свою культуру, историю и память.


(Ф-ма. Звучит раздольная казачья музыка, без слов)

Выходят старик и 2 казачонка, присаживаются на завалинку (скамейка, накрытая полотном).

1 казачок. Дедушка, а почему ты всегда носишь эту фуражку?

Дед. Ношу, внучата, потому, что казак, и горжусь этим.

2 казачок. Казак? А что это значит? Он что, отличается от обычных людей?

1 казачок. Дед, а дед, ты откроешь нам секрет?

Почему молва идёт,

Все, кто на Дону живёт,

2 казачок. Человек – не просто так –

А лихой донской казак!

Дед. Ну, не всякий кто донской

Обязательно лихой

Да и звание казак, не давалось просто так.

Чтоб в строю казачьем быть,

Надо было послужить,

Шашкой острою владеть,

Холод, голод – всё терпеть!

Воевать всегда с удачей,

Был нелёгким хлеб казачий!

За царя, Россию-мать

Казаки шли воевать.

Вот тогда весь белый свет

Главный наш узнал секрет.

Казаки коль в наступленье,

Смерть врагу и нет спасенья!

Удалой казак, лихой

И не просто, а герой!

1 казачок. Но это же не просто стать удалым, лихим казаком.

2 казачок. Расскажи, нам про казаков побольше, чтобы мы знали и своим детям и внукам рассказали.

Дед. Конечно, непросто. Очень важным в жизни казаков была семья. Когда в семье рождался ребёнок, то атмосфера добра была обязательна, казаки старались не бить своих детей, наказывали – ставя на сало и горох. Первые шаги в обучении и воспитании казака происходили в семье. Давайте послушаем и посмотрим как это было.

(Слайд рождение мальчика. Затем оружие)


Вед.1. Рождение мальчика - будущего казака, считалось большим счастьем, покупали коня. С этого момента начиналась его военная школа. В семье его называли не мальчиком, а казачьим сыном. Новорождённому, друзья и родственники приносили подарки только военные: стрелу, патрон с порохом, лук. Дед дарил шашку или ружьё. Сабля сохранялась из рода в род, переходила от отца к сыну, потом к внуку. Её украшали золотом или серебром, вешали под образами, давали почётное место. Все подарки развешивались на стене, и, пока казак рос, были перед его глазами, и напоминали: ты – воин.

Вед. 2. Впервые казачонка стригли, когда ему исполнялся год. Это был национальный воинский ритуал. Крёстная срезала первые пряди волос, которые хранились всю жизнь за именной иконой. Подстриженного мальчишку передавали взрослым казакам, и те несли его к церкви. Там казачонка сажали верхом на коня, на расстеленный шёлковый платок и глядели, как он будет себя вести. Коль схватится за гриву – считали, выйдет живым из боя, если заплачет, свалится – быть ему убитым. Коня обводили вокруг церкви. Отец брал сына на руки, а крёстный одевал на обоих портупею.

Вед.1. Когда у нового казака прорезался первый зуб, отец и мать сажали его вновь на коня и везли в церковь, служить молебен Ивану-воину.

Вед.2. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочек. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле. В семь лет мальчика стригли ритуально во второй раз. Тогда же он шёл в первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой церковной исповеди. После праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, он собирал свою постель и переходил из детской комнаты в комнату братьев. Старшие братья придирчиво рассматривали его одежонку и выбрасывали, что считали слишком тёплым или мягким. «Всё!» - говорили они. – Учись служить. Чай теперь ты не дитё, а полказака.

Вед.1. С этой минуты, мальчика могли наказывать только мужчины. Когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. «Смотри, - говорил отец, - на тебе дом и женщины». В 10 лет казачок полностью понимал меру ответственности и был опорой дома и семьи.

Вед.2. До 8 лет воспитание казачка велось и от женской части семьи и от мужской. Главным в воспитании был личный пример старших. Именно с этого возраста начиналось приобщение детей к рассказам о боевых подвигах казаков. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ними. «Не портье, баба, казака!» Если мальчик где-то падал и плакал, его поучали «Не плачь, ты же казак, а казак не плачет».

Вед.1. С 8-ми лет казачонок учился владеть нагайкой, и главная роль в воспитании мальчика принадлежала крёстному. Он обучал мальчика рукопашному бою, верховой езде, стрельбе. Считалось, что отец может быть излишне строг, а крёстный отец хоть строг, но справедлив. Основным в воспитании казака в этот момент являлось учение его справляться со страхом «Не бойся казак, ничего не бойся!», «Терпи казак, атаманом будешь». В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Серьга в ухе казака означала его роль и место в роду. Если она была в левом ухе, то это указывало на то, что он единственный сын у матери, в правом, что у него нет наследников по мужской линии. Порой, исходя из этого, командир принимал решение, кого следует беречь в бою. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию и умению ездить на лошадях.

(Слайды лошади, слайды оружия)


Вед.2. На Дону отношение к коню было особенным. С рождения до смерти, конь сопутствовал казаку во всех земных делах. Конь, по мнению казаков, находился в тесной связи со своим хозяином. Существовала поговорка: «Казак без коня, что солдат без оружия», «Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой».

По многим историческим записям Х.И.Попова, в старину часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары, а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звёздам, пробирался на Дон, прямо во двор своего хозяина, и тут то и начинались над ним слёзные причитания престарелой матери или молодой жены.

Вед.2. Конь являлся основным участником многих обрядов, событий, в том числе и состязаний. Конные игры являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Одним из распространённых видов казачьих игр, являлась джигитовка.

Вед.1. Джигитовка существовала давно, но в те времена она не была развлечением, а способом ведения боя на лошади, которым владели казаки. Казак мог встать на лошадь в полный рост, что давало ему превосходство над другими всадниками. Они могли отстреливаться от врагов, сидя на лошади задом наперёд, или подобрать саблю с земли, когда конь скакал галопом. При необходимости казак мог спрыгнуть с лошади и тут же на неё заскочить, таким образом можно было сохранить голову на плечах.

Вед.2. Наполеон Бонапарт говорил о казаках: «Надо отдать справедливость казакам, казаки это самые лучшие лёгкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я бы прошёл с ними весь мир».

Предлагаем вам полюбоваться мастерством джигитовки, которая сегодня используется только ради развлечения.

(Видео джигитовка)

(Выходят чтецы, Дед и казачата 5 человек)

3. Средь донских степных полей

И средь серых ковылей,

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почёт;

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несёт.

4. Честью с детства дорожат,

Любят, холят жеребят,

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

Дед. Память предков охраняют,

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

1. Всех обычаев не счесть:

Казаку превыше честь,

Сабля – гордость казака,

Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,

Уж такой у них обычай.

2. И готов любой казак

За Россию постоять.

Нет на свете плясок краше,

Если вдруг казак запляшет,

Если хором запоёт –

Удивит любой народ.

(Видео «Казачий круг»)

(Переход к песенной части Измайлова, затем Горностаева)

(Слайды станиц, городов, людей)


Вед.1. Идёт время. На наших глазах меняется наш Донской край. Ныне Дон стал рекой бурной и оживлённой. Пассажиры катеров и теплоходов любуются живописными берегами, обновлёнными хуторами, станицами, городами, в которых хранят и чтут до сих пор обычаи, традиции, преумножают культуру донских казаков, распевая раздольные казачьи песни, танцуя лихие казачьи пляски, показывая свою удаль.

(Песня - хор, пляска – видео)

Наша встреча заканчивается, но мы надеемся что ещё встретимся, чтобы рассказать вам то, что не успели сегодня.


Слайд: Красота Донской земли уникальна и неповторима и наша задача сохранить всю эту красоту будущим поколениям






7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!