СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДООП "Кукляндия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДООП "Кукляндия"»


с. Куприяновка, 2023





Содержание


Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы» 3

1.1. Пояснительная записка .....................................................3

1.2. Цель и задачи 6

1.3. Содержание программы 7

1.4. Планируемые результаты 10

Раздел №2. «Комплекс организационно - педагогических условий» 12

2.1. Календарный учебный график 12

2.2. Условия реализации программы 17

2.3.Формы аттестации 17

2.4.Оценочные материалы 18

2.5. Методические материалы 18

2.6.Рабочая программа воспитания…………………………………………...20

2.7.Календарный план воспитательной работы…………………………...…22

Список литературы ….23

Приложения 24




























Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукляндия» реализуется в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении – средней общеобразовательной школе с. Куприяновка Завитинского муниципального округа Амурской области.

Программа  разработана с учётом современных требований к программам дополнительного образования на основании следующих нормативных документов:  

 —Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».   

—Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».                                               

—Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

—Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

—Письмо от 18.08.2017 №09-1672 Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерство образования и науки РФ, которым утверждены Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности.

— Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 года № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года».

Направленность программы: художественная

Актуальность программы

Кукольный театр, как вид искусства, возник в глубокой древности. Он помогал реализовать потребность отражения в художественных образах действительность, воплощённую в театральном искусстве. Сегодня данный вид искусства очень актуален и значим для гуманизации образования и воспитания.

Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом
воспитании подрастающего поколения. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается выразительность речи. В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них. Театрализованная деятельность помогает ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от какого–либо персонажа. Это помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Ребенок хочет быть похожим на его любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немного пожить их жизнью. На театрализованных занятиях дети играют, творят, создают. Здесь они знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательной, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

В связи с этим была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукляндия». Актуальность программы не вызывает сомнения и в связи с запросом обучающихся школы и их родителей на программы художественно - эстетического развития.

Отличительными особенностями программы являются деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где учащиеся сами выступают в роли художника, исполнителя, режиссера и композитора спектакля; системный и комплексный подход к театральному образованию школьников через взаимодействие познавательной, творческой и художественной сфер деятельности. Интеграция предметов художественно-эстетического цикла, заложенная в программе, формирует в единстве содержательные и мотивационные компоненты учебной и творческой деятельности.

Новизна программы в том, что она не рассчитана на копирование взрослого театра. Это и невозможно, и не нужно. Учить детей сложной актёрской технике в младшем школьном возрасте неоправданно. Детская игра для ребёнка должна быть игрой. В нашем театре кукол мы играем в театр. В творческом коллективе основной деятельностью является работа с куклой: постановка этюдов, кукольных спектаклей, больших и маленьких. Работа театра включает в себя выступления на концертах, подготовку художественных номеров с использованием кукол. Здесь проявляется самостоятельность ребят, их творчество.

Педагогическая целесообразность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукляндия» педагогически целесообразна, т.к. направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом обучающемся, на выражение его личного «Я» через коллективную творческую деятельность. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества: художественно-речевого, музыкально-игрового, сценического в жизни школьника. Занятия в кукольном театре развивают у детей моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность. Одновременно способствуют сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников, повышению культуры поведения.

Практическая значимость

Учащиеся научатся работать с голосом и речью, освоят технику перевоплощения, получат практические навыки их применения, научатся понимать принципы работы в коллективе и на сцене. Содержание данной программы построено таким образом, что учащиеся под руководством педагога смогут не только декламировать стихи и прозу со сцены, работать с текстом произведения, исполнять роли и конструировать реквизит и декорации, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но и, знакомясь с театральным искусством, узнавать новое об окружающем их мире.

В результате освоения программы, обучающиеся освоят практические навыки работы на сцене, научатся понимать принцип работы актёра, режиссёра и театрального коллектива в целом.

Адресат программы

Программа адресована детям от 9 до 12 лет.

Данный возраст – возраст активного формирования произвольности во всех сферах психической жизни ребенка.

Ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Подросток считает себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Активно начинают развиваться творческие способности. Появляются критичность мышления, формируется самоанализ. Его восприятие становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Этот возраст наиболее благоприятный для развития памяти и интенсивного роста словарного состава речи. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий

Условия набора обучающихся: принимаются дети разной степени подготовки без специального отбора, по принципу добровольности, на основании письменного заявления родителей. Главный критерий при приеме в объединение – желание приобщиться к искусству кукольного театра, желание быть активным участником коллектива.

Программа рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности, в том числе на детей с ограниченными возможностями здоровья.

Количество обучающихся: 25 человек.

Доступ к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа правил поведения на занятиях.

Объём и срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общее количество учебных часов- 68.

Форма обучения- очная.

Уровень программы- базовый

Особенности организации образовательного процесса

Форма реализации образовательной программы – традиционная.

При организации образовательного процесса сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, проведение занятий со всем составом.

Состав группы – постоянный, разновозрастной.

Режим занятий, периодичность и продолжительность

Общее количество часов в неделю - 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 час. Продолжительность одного академического часа- 40 минут.


1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: создание образовательной среды, способствующей формированию интереса к театрально- игровой деятельности, творческой самореализации обучающихся средствами кукольного театрального искусства.

Для достижения поставленной цели решается ряд задач образовательной, развивающей и воспитательной направленности.

Задачи программы

образовательные:

  • познакомить с основными понятиями по теории и истории кукольного театра, с основами театрализации;

  • обучить технике актёрского мастерства, навыкам сценического мастерства в работе с куклой;

  • формировать умения анализировать пьесу, давать характеристику героям, навыки выразительного чтения и пересказа;

  • освоить постановочную и исполнительскую работу над спектаклем.

развивающие:

  • развивать познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление, наблюдательность;

  • развивать творческие и организаторские способности, активность и инициативность;

  • формировать аналитическое мышление, умение объективно оценивать свою деятельность;

  • формировать коммуникативные качества: умение общаться и сотрудничать со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание.

воспитательные:

  • приобщать к духовным и культурным ценностям национальной культуры;

  • прививать детям любовь к кукольному театру;

  • воспитывать нравственные качества, гуманистическую личностную позицию, позитивное отношение к жизни;

  • воспитывать потребность в саморазвитии, самовыражении, самостоятельности, ответственности, активности при реализации творческих идей;

  • воспитывать стремление использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности.


1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

Название раздела, занятия

Количество часов

Форма промежуточной аттестации/

контроля

всего


теория


практика


Вводное занятие. Культура и техника речи

10




2

Культура и техника речи


2


устный опрос

3

Миниатюры.



2

наблюдение

4

Развитие связной образной речи.



2

наблюдение

5

Развитие внимания



2

наблюдение

6

Смешенное дыхание



2

наблюдение


Ритмопластика

10




7

Ритмопластика. Подготовка к этюдам.



2

устный опрос наблюдение

8

Координация и ритмичность движений



2

наблюдение

9

Пантомимические этюды



2

наблюдение

10

Сценический этюд



2

наблюдение

11

Совершенствование осанки и походки



2

наблюдение


Этика и этикет




12

Нормы общения и поведения.

Речевой этикет Создание сценических этюдов.



6

устный опрос, диагностика (приложение-2)наблюдение

13

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах».



2

обсуждение, наблюдение


Театральная игра

40ч




14

Основа актерского творчества.


2


устный опрос

15

Чтение сценария по ролям.



2

наблюдение

16

Отработка ролей.



2

наблюдение

17

Репетиция отдельных сцен.



8

наблюдение

18

Репетиция спектакля.



8

наблюдение

19

Оформление сцены.



4

оценка качества изделий

20

Техника грима.



4

оценка качества изделий

21

Изготовление костюмов



4

оценка качества изделий

22

Генеральная репетиция в костюмах.



2

наблюдение

23

Премьера спектакля (Перед учащимися начальных классов)



2

наблюдение

24

Итоговое занятие



2

анализ выступления, тестирование







Содержание учебного плана

1. Вводное занятие. Культура и техника речи-10ч

Теория. Знакомство с особенностями театрального искусства. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

Практика. Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»). Игры по развитию внимания. Чувствование слова и умение мыслить нестандартно («Имена», «Цвета», «Краски»). Смешенное дыхание. Работа над стихотворным текстом.

Формы контроля. Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста.

2 Ритмопластика-10ч

Теория. Ритмопластика. Испытание пантомимой.

Практика. Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Тренинг, игра. Развитие координации движений. Тренировка ритмичности движений Пантомимические этюды («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог», «Картинная галерея»). Отработка сценического этюда («Обращение», «Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»)

Формы контроля. Тренинг. Игра. Совершенствование осанки и походки.

3Этика и этикет-8ч

Теория. Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине.

Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи.

Практика. Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)

Формы контроля. Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей)

4 Театральная игра-40ч

Теория. Основа актерского творчества – действие. Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Знакомство со сценарием.

Практика. Подготовка спектакля Знакомство со сценарием. Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей. Чтение сценария по ролям. Отработка ролей. Работа с текстом. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Репетиция отдельных сцен. Работа с текстом. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Репетиция спектакля. Работа с текстом. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Оформление сцены. Изготовление декораций. Знакомство с техникой грима. Светотень. Подготовка и частичное изготовление масок, костюмов для спектакля. Генеральная репетиция в костюмах спектакля на сцене.

Формы контроля. Премьера спектакля

Практика. Анализ выступления. Работа над ошибками. Подведение итогов работы.

Формы контроля. Тестирование.


1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

  • приобщение к духовным и культурным ценностям национальной культуры;

  • привитие любви к кукольному театру, осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;

  • формирование нравственных качеств и нравственного поведения, гуманистической личностной позиции;

  • формирование потребности в саморазвитии, самовыражении, самостоятельности, ответственности, активности при реализации творческих идей;

  • формирование стремления использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности.

Метапредметные результаты

  • умение организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  • включение в диалог, в коллективное обсуждение, проявление инициативы и активности;

  • планирование своих действий на отдельных этапах работы над выступлением, пьесой;

  • осуществление контроля, коррекции и объективной оценки результатов своей деятельности;

  • проявление индивидуальных творческих способностей, воображения, образного и логического мышления, наблюдательности при работе над спектаклем;

  • использование приёмов анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, сравнения и анализа поведения героя;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

  • умение общаться и сотрудничать со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Предметные результаты

  • освоение системой знаний об основных понятиях по теории и истории кукольного театра, основам театрализации;

  • овладение техникой актёрского мастерства, навыкам сценического мастерства в работе с куклой;

  • приобретение умений строить этюд, анализировать пьесу, давать характеристику героям, навыков выразительного чтения и пересказа;

  • освоение постановочной и исполнительской работы над спектаклем.


Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕДНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля


Вводное занятие. Культура и техника речи - 10ч

1

Январь

11

15.00-16.40

беседа

2

Вводная беседа. Культура и техника речи

Кабинет технологии

опрос

2

18

15.00-16.40

миниатюры

тренинг

2

Миниатюры.

Кабинет технологии

наблюдение

3

25

15.00-16.40

театральные игры

2

Развитие связной образной речи.

Спортивный зал.

наблюдение

4

Февраль

1

15.00-16.40

театральные игры

2

Развитие внимания

Спортивный зал.

наблюдение

5

8

15.00-16.40

театральные игры


Смешенное дыхание

Спортивный зал.

наблюдение


Ритмопластика - 10ч

6

Февраль

15

15.00-16.40

Беседа, практическая работа

2

Ритмопластика

Подготовка к этюдам.

Спортивный зал.

опрос наблюдение

7

22

15.00-16.40

Тренинг игра

2

Координация и ритмичность движений

Спортивный зал.

наблюдение

8

Март

1

15.00-16.40

Игра, тренинг

2

Пантомимические этюды

Спортивный зал.

Наблюдение

9

15

15.00-16.40

этюды

2

Сценический этюд

Спортивный зал.

наблюдение

10

22

15.00-16.40

этюды

2

Совершенствование осанки и походки

Спортивный зал.

наблюдение

Этика и этикет - 8ч

11

Март

29

15.00-16.40

беседа, этюды

2

Нормы общения и поведения.

Речевой этикет. Создание сценических этюдов.

Спортивный зал.

наблюдение опрос

12

Апрель

5


15.00-16.40

беседа, тренинг

2

Создание сценических этюдов.

Спортивный зал.

наблюдение

13

12

15.00-16.40

этюды

2

Создание сценических этюдов.

Спортивный зал.

наблюдение

14

19

15.00-16.40

выпуск газеты

2

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах».

Кабинет технологии

Обсуждение, наблюдение

Театральная игра - 40ч

15

Апрель

26

15.00-16.40

беседа

2

Основа актерского творчества.

Кабинет технологии

Опрос

16

Май



3

15.00-16.40

Репетиция

2

Чтение сценария по ролям.

Кабинет технологии

наблюдение

17

10

15.00-16.40

работа с текстом

2

Отработка ролей.

Кабинет технологии

наблюдение

18

17

15.00-16.40

игра тренинг

2

Репетиция отдельных сцен.

Кабинет технологии

наблюдение

19

24

15.00-16.40

игра тренинг

2

Репетиция отдельных сцен.

Кабинет технологии

наблюдение

20

31

15.00-16.40

игра тренинг

2

Репетиция отдельных сцен.

Кабинет технологии

наблюдение

Каникулы 01.06.2023 – 31.08.2023

21

Сентябрь

13

15.00-16.40

игра тренинг

2

Репетиция отдельных сцен.

Кабинет технологии

наблюдение

22

20

15.00-16.40

игра, тренинг

2

Репетиция спектакля.

Кабинет технологии

наблюдение

23

27

15.00-16.40

игра, тренинг

2

Репетиция спектакля.

Кабинет технологии

наблюдение

24

Октябрь

4

15.00-16.40

игра, тренинг

2

Репетиция спектакля.

Кабинет технологии

наблюдение

25

11

15.00-16.40

игра, тренинг

2

Репетиция спектакля.

Кабинет технологии

наблюдение

26

18

15.00-16.40

практическое

2

Оформление сцены.

Спортивный зал

Анализ изделий

27

25

15.00-16.40

практическое

2

Оформление сцены.

Спортивный зал

анализ изделий

Каникулы 27.10.2027 – 05.11.2023

28

Ноябрь

8

15.00-16.40

практическое

2

Техника грима.

Кабинет технологии

наблюдение

29

15

15.00-16.40

практическое

2

Техника грима

Кабинет технологии

наблюдение

30

22

15.00-16.40

практическое

2

Изготовление костюмов

Кабинет технологии

анализ изделий

31

29

15.00-16.40

практическое

2

Изготовление костюмов

Кабинет технологии

анализ изделий

32

Декабрь

6

15.00-16.40

репетиция.

2

Генеральная репетиция в костюмах.

Кабинет технологии

наблюдение

33

13

15.00-16.40

показ спектакля

2

Премьера спектакля (Перед учащимися начальных классов)

Спортивный зал

наблюдение

34

20

15.00-16.40

беседа,

тестирование

2

Итоговое занятие

Кабинет технологии

анализ выступления, тестирование

2.2 условия реализации программы

Материально – техническое и дидактическое обеспечение:

 Все условия для проведения занятий по программе созданы в соответствии утверждёнными Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Помещение для занятий предусматривается из расчёта не менее 2м² на одного человека.

Уровень естественного и искусственного освещения в помещении соответствует гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совместному освещению жилых и общественных зданий и настоящим санитарным нормам. Температура воздуха в кабинете объединения соответствует параметрам СанПиН -20-22 С° и оснащено бытовым термометром. Кабинет для теоретических занятий оборудован всем необходимым (столами, стульями, шкафами для хранения материалов, компьютером, телевизором.). Актовый зал для репетиционных занятий, оборудован стульями, столами, мультимедийным оборудованием, ноутбуком, экраном.

Информационное обеспечение:

  • в печатном виде (рабочие листы);

  • в виде моделей и живых объектов;

  • фото и видеоматериалы.

  • Библиотечный фонд:

  • научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

  • детская справочная литература (справочники, энциклопедии).

Интернет-ресурсы:

  1. http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_o_w/

  2. http://www.rukukla.ru/article/idea/kukolnyi_teatr.htm

  3. http://jollity.narod.ru/dolls.html

Кадровое обеспечение

Реализация программы осуществляется Бобровник Максимом Дмитриевичем имеющим среднее профессиональное образование, уровень подготовки по специальности «учитель технологии и музыки».


2.3. Формы аттестации

Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с прогнозируемым результатом.

Контроль качества освоения программы проводится через вводный, текущий, промежуточный и итоговый мониторинг.

Основные методы контроля:

–педагогическое наблюдение активности на занятии;

–опрос;

–творческие работы;

–практическое задание;

–участие в концертах (выступление);

–тестирование.

После каждой темы программы с целью подведения итогов и поощрения воспитанников организуется выступление. Цель выступления – стимулирование творческого потенциала и активности воспитанников, привлечение внимания родителей к творчеству их детей. Непременное условие – участие каждого воспитанника.

Выступление детского коллектива позволяют проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям: качество исполнения, соответствие возрасту ребенка, оригинальность идеи.

Предполагается использование личных наблюдений педагога, отслеживания результатов работ каждого ребёнка на занятии, самоконтроль.

Диагностировать полученные знания и умения позволяют наблюдения.

На протяжении процесса обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность детей самостоятельно выполнить практические задания.

Работы воспитанников оцениваются педагогом по соответственно поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения. Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей.

Заключительным этапом занятий является выпуск кукольного спектакля с афишей, программой, в котором дети демонстрируют полученные навыки.


2.4. Оценочные материалы

Оценка уровня обученности осуществляется посредством проведения диагностики. Критерии оценки предметных, метапредметных, личностных результатов определяются исходя из планируемых результатов.
Листы диагностики представлены в приложении к программе.

В течение учебного года в ходе реализация программы «Театр кукол» осуществляется отслеживание результатов по следующим критериям:

Формой отчётности по педагогической диагностике является диагностическая карта.


2.5. Методические материалы

Формы организации учебного занятия

Основной формой обучения является занятие. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изучения. Практические работы включают себя проведение этюдных тренажей, упражнений, ролевые игры, творческие показы. При постановке какого-то спектакля, сценок отводится время на репетиции, прогоны, сдачу и саму премьеру выступления.

Структурные компоненты тематического (традиционного) занятия:

  • беседа по изучаемой теме;

  • творческое задание;

  • упражнения;

  • дикционные упражнения (скороговорки);

  • разучивание, повторение, исполнение;

  • подведение итогов, обобщение.

Очерёдность видов деятельности может меняться в зависимости от тематики и поставленных задач на учебном занятии.

Содержанием дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кукляндия» определены следующие виды занятий:                                                                               

  • Лекция - проводится с использованием иллюстрированного материала, фильмов, слайдов, с целью получения информации о театральном искусстве.

  • Беседа - осуществляется с целью формирования навыка коллективной работы и навыка общения.

  • Этюд - предполагает выполнение упражнений с анализом пластической
    реакции, развитие мимических, жестовых навыков.

  • Игра - драматизация проводится с целью развития речи воспитанников и их двигательной культуры.

  • Спектакль- совершенствует технику сценической речи, формирует
    навык коллективной работы и творческой дисциплины.

  • Путешествие- осуществляет развитие творческих способностей, фантазии и воображения у детей.

  • Представление- осуществляет формирование навыка согласованности действий.

  • Творческая мастерская- предполагает приобретение или совершенствование навыков работы по оформлению спектакля.

  • Конкурс - развивает и совершенствует навыки театрально-исполнительской деятельности.

  • Творческий отчет - осуществляет обобщение опыта коллективной работы.

Для реализации программы «Кукляндия» используются следующие методы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);

  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом);

  • практический (игра по сценарию).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой – организация работы в группах;

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ведущие педагогические технологии:

  • технология диалогового обучения;

  • игровые технологии;

  • технологии развивающего обучения;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникативные технологии.

Дидактический материал  соответствует тематике занятий, подбирается педагогом индивидуально в соответствии с целями и задачами занятия: раздаточные материалы, схемы, таблицы, предметные картинки, альбомы.


2.6.Рабочая программа воспитания

Рабочая программа воспитания для обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Кукляндия» разработана руководителем программы согласно требованиям следующих документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р;

  • Программа воспитания МБОУ СОШ с. Куприяновка на 2021-2026 годы, утвержденная приказом учреждения от 25.06.2021 №79.

Цель воспитания обучающихся по программе «Кукляндия» - воспитание ответственного отношения бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии с возрастными особенностями школьников в общей цели воспитания выделяются наиболее важные для реализации рабочей программы воспитания целевые приоритеты в воспитании среднего и старшего школьного возраста:

  • принимать судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. 

  • развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Задачи воспитания обучающихся:

  • усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

  • формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

  • приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;


Формы и содержание деятельности

Учебное занятие в системе дополнительного образования является основной формой учебно-воспитательного процесса и организации свободного времени учащихся. Воспитание на занятиях осуществляется преимущественно через: вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; формирование в объединениях детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; поддержку обучающихся с установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций.

Реализация воспитательного потенциала учебного занятия по программе «альманах истории» происходит в рамках следующих ее видов:

Познавательная деятельность. Передача обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к истории семьи, родного края, страны, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

Художественное творчество. Создание благоприятных условий для самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.

Игровая деятельность. Раскрытие творческого, умственного и физического потенциала, развитие навыков конструктивного общения, умений работать в команде.

Для практической реализации поставленных цели и задач воспитания используются следующие формы работы: КТД, акция, выставка рисунков, викторина, игра-путешествие, народный праздник, экскурсия.


Планируемые результаты реализации рабочей программы воспитания

  • Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру.

  • Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.

  • Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. 

  • Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. 

  • Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.


2.7.Календарный план воспитательной работы


№ п/п

Название мероприятия, события

Форма проведения

Сроки проведения

1

«Подарок младшему другу»

Акция

07.04.2023

2

Торжественная линейка «Последний Звонок 2023»

Мини-представление

22.05.2023

3

Классные часы и беседы ЗОЖ

Мини представление

18.10.2023

4

«День матери в России». Мероприятия ко дню матери

Мини-представление

26.11.2023

5

Новогоднее мероприятие

Поздравление учителей

29.12.2023







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога

  1. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

  2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

  3. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. - СПб: Прайм-Еврознак, 2013.

  4. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов - на – Дону, 2003.

  5. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.

  6. Кох И.Э. Основы сценического движения.- М.: Просвещение, 2016.

  7. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.-153с.

  8. Никитина А.А. Театр, где играют дети.- М: Владос, 2017.

  9. Петрова А. Н. Сценическая речь. Техника сценической речи.- М.: ВЦХТ.- 2010.

  10. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

  11. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.


Литература для учащихся

  1. Алянский Ю.Л., Азбука театра. 50 маленьких рассказов о театре. СПб: Детское время, 2020.-160с.

  2. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.

  3. Дюпре В.  Как стать актером. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 192 с.

  4. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота –подросткам. -М.: Просвещение, 2012.-246с.


Литература для родителей

  1. Алянский Ю.Л., Азбука театра. 50 маленьких рассказов о театре. СПб: Детское время, 2020.-160с.

  2. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.

  3. Трофимова Н. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001.












Приложения

Приложение 1

Пример входной диагностики

ФИ ученика

возраст

класс

общительность

внимание

усидчивость

эрудиция

уровень исполнительства

примечание




















































где:

0 – неизвестно

1 – низкий уровень

2 – слабый уровень

3 – средний уровень

4 – хороший уровень

5 – высокий уровень


Индивидуальная карта

Уровень знаний умений, навыков (начальный контроль)

ФИО _____________________________________________________________


Критерии

Оценка

Умение распределять дыхание


Интонация


Воображение и фантазия


Внимание


Знания о жанре театрального искусства


Средний балл «актёрских задатков» и знаний




Приложение 2


Параметры и критерии оценивания обучающихся:

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Формы контроля


I. Теоретическая подготовка:

1.1.Владение специальной терминологией

- осмысленное и правильное использование специальной терминологии

Высокий уровень:

Чёткие ответы на вопросы по пройденным темам.


Средний уровень:

В ответе нет точного определения, формулировка своими словами

5

Наблюдение, контрольный опрос

1.2.Теоретические знания по технике актёра, знания по работе над созданием сценического образа

-теоретические знания по технике актёра, знания по работе над созданием сценического выразительными средствами актёра;

4

II. Практическая подготовка:

2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана)

- артистичность;

Высокий уровень:

Активное владение вниманием, воображением и фантазией, мышечная свобода.

Свободное владение мимикой, пластикой и жестами.

Чёткое выполнение исполнительской задачи. Чёткое владение темпоритмом.

Отличное исполнение роли.



Средний уровень:

Правильные владение вниманием воображением и фантазией. Мышечная свобода. Небольшие погрешности в выполнении исполнительской задачи. Хорошее воспроизведение характера роли. Небольшие темпоритмические трудности. Недостаточная артистичность.

5

Прослушивание, просмотр работы на контрольных уроках, в спектаклях и творческих показах.

-темперамент, эмоциональная выразительность;

способность к «лучеиспусканию» (обаянию), голосовые данные;

-сценическое внимание;

-владение творческим воображением и фантазией;

-актёрские способности (способности к аккумулированию жизненных впечатлений);

-понимание исполнительской задачи;

-умение выполнять сценическую задачу/ сверхзадачу;

-умение правильно владеть мимикой и жестами;

-умение взаимодействовать с партнёром на сцене;

4

-понимание авторского замысла;

-понимание характера роли и стиля произведения;

- выразительность исполнения роли (законченность действия, сценическая выразительность, владение приёмами приспособлений и актёрских пристроек)



Приложение 3


Тестовые задания


С чего начинается театр?

- с вешалки

- с покупки билета

- с тапочек


Руководит постановкой спектакля, осуществляет весь комплекс работ по организации как творческого, так и технического процесса подготовки спектакля

- актёр

- режиссёр

- директор


Творческая профессия, связанная с созданием звуковых художественных образов, формированием драматургии звука, концепции звука, созданием новых звуков и их обработкой

- звукорежиссёр

- осветитель

- ди-джей


Писатель, который пишет драматические произведения, автор пьес

- поэт

- драматург

- журналист


Специалист по изготовлению предметов, употребляемых вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения)

- бутафор

- гримёр

- декоратор


Работник театра, подсказывающий, в случае необходимости, артистам слова роли

- режиссёр

- актёр

- суфлёр



Тест на эмоции


Радость


+

Страх


=


Удивление


Отвращение




Печаль


+

Гнев


=


Страх


Удивление




Удивление


+

Печаль


=


Гнев




Страх


+

Отвращение


=


Радость


Печаль




Гнев


+

Удивление


=


Печаль




Определи эмоцию


Приложение 4

Творческие задания


Примерные задания и темы этюдов:

Этюды и упражнения на физическое действие – (с предметами). Чёткое и подробное исполнение конкретного задания, поиск логики поведения в заданном действии с предметами.

а) логичный подбор предметов – выполнить с ними действие:

- швабра – тряпка – ведро,

- карандаш – бумага – ластик,

- ножницы – бинт – плюшевый заяц;

б) хаотичный подбор предметов – придумать логичное действие, используя данные предметы:

- ведро – бумага - плюшевый заяц,

- тряпка - карандаш – ножницы,

- швабра – бинт – ластик.


Этюды и упражнения на память физических действий (ПФД). Физическое действие с воображаемым предметом. Важно каждый этюд максимально приблизить к правде жизни:

- умываться, чистить зубы,

- вышивать, подметать,

- играть с куклой (машинкой),

- рисовать и т.д.


Этюды на фантазию. Я неодушевлённый предмет, вещь, мебель: история жизни предмета, вещи, мебели.


Этюды и упражнения на движение:

- походка на пружинных ногах,

- хромота,

- не разбудить (пройтись по комнате, взять предмет и тихонько выйти из комнаты),

- вор (пройтись крадучись, с опаской оглядываясь, схватить предмет и скрыться).


Этюды на события:

- впервые в жизни,

- записка,

- находка,

- сломал...


Этюды на рождение слова

- не хочу!,

- прости,

- надоело


Этюды на органическое молчание для двоих:

- на контрольной попытаться списать ответы у очень вредного соседа по парте,

- девочка хочет сказать свой подружке очень неприятную новость, но не решается,

- на остановке встретили два человека, которые когда-то были знакомы, каждый не хочет подать виду, что узнал другого, и боится, что тот его узнает,

- два друга поругались. Оба хотят помириться, но не решаются сделать первыми шаг на примирение.


Этюды на органическое молчание для нескольких человек:

- в коридоре больницы, у кабинета к зубному врачу очередь,

- каждый знает, что среди них, есть вор, каждому хочется узнать, кто он,

- все сдали экзамен, ждут результатов,

- большая очередь в магазине, касса сломалась.


Этюды на общение:

- в школе девочка обвиняет другую за то, что из-за неё она получила двойку,

- в автобусе. Кондуктор и пассажир,

- занять деньги. Один просит в долг, другой сомневается в том, отдаст он или нет,

- двойка. Ребёнок получил двойку, оправдывается, родители ругают,

- телефонный разговор. Ошиблись номером, завязывается разговор,

- в магазине. Продавец покупателю продал испорченный продукт.


Музыкальные этюды. Музыка помогает фантазировать, думать, размышлять. Задаём вопросы - Кто? Когда? Где? Для чего? Почему? Что делает? Придумать маленький сюжет на заданную музыку и воплотить его на сцене.


Этюды «действие ради чего-нибудь»:

Сидеть:

- чтобы отдохнуть,

- чтобы спрятаться, притаиться, чтоб не нашли,

- чтобы слушать, что делается в соседней комнате,

- чтобы смотреть, что делается на улице,

- ожидать своей очереди к доктору,

- читать газету,

- чтобы умножить 268 на 47,

- что-то вспоминать.


Войти в дверь:

- встретиться с близкими,

- чтобы испугать,

- подсмотреть.


Ходить:

- обдумывать или вспоминать что-нибудь,

- считать шаги, измеряя помещение,

- ожидая кого-то,

- караулить,

- умерить свой гнев, волнение, попробовать успокоится,

- чтобы согреться,

- взбодриться и не заснуть.


Стоять:

- чтобы притаиться и не обращать на себя внимание,

- ожидать очереди,

- никого не пропускать,

- чтобы лучше видеть.


Приложение 5

Анкета для родителей обучающихся

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на ниже перечисленные вопросы. Среди данных вариантов

ответов подчеркните тот, который более всего характерен для вашего ребенка.

  1. Фамилия, имя ребенка___________________________________________________



  1. Какая основная причина выбора данного кружка?

  • развитие творческих способностей;

  • проблема свободного времени;

  • расширение кругозора;



  1. Интересуетесь ли вы успехами вашего ребенка, посещающего кружок __________________________________________________________________

  • постоянно;

  • иногда;

  • никогда не интересуюсь;



  1. С каким настроением ваш ребенок идет на кружок?

  • с радостью;

  • неохотно;

  • по вашему желанию;



  1. Часто ли ребенок делится с вами впечатлениями от посещения кружка?

  • практически некогда;

  • делится иногда;

  • делится всегда;



  1. Появляется ли у ребенка желание дома продолжить работу, начатую на

занятиях кружка?

  • довольно часто;

  • появляется иногда;

  • никогда;