СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДООП "Математический кадейдоскоп"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДООП "Математический кадейдоскоп"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН»





Рассмотрена и принята на заседании Утверждаю

педагогического совета МБУДО ЦРТДЮ Директор МБУДО ЦРТДЮ

Протокол № _____ __________ Белянина О.Ю.

от ___________20______ Приказ № ___ от_______






Дополнительная

общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Математический калейдоскоп»






Уровень программы - базовый

Срок реализации программы – 1 год

Возраст обучающихся: 7 – 11 лет




Автор - разработчик:

методист МБУДО ЦРТДЮ МО «Павловский район»

Михайлова Марина Михайловна





р.п. Павловка

2021г.


I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Математический калейдоскоп» разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;

- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);

-Письма Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Устав МБУДО Центра развития творчества детей и юношества МО «Павловский район» (Постановление администрации МО «Павловский район» №503 от 06.12 2017г);

- Локальные акты МБУДО ЦРТДЮ:

- Правила приёма, перевода и отчисления обучающихся в МБУДО ЦРТДЮ (2018 г.);

- Положение о разработке и утверждении дополнительных общеобразовательных программ в МБУДО ЦРТДЮ (2018г.);

- Положение о кружковых объединениях МБУДО ЦРТДЮ (2018 г.);

- Положение о педагогическом мониторинге в МБУДО ЦРТДЮ (2018 г.);

- Правила внутреннего распорядка для обучающихся в МБУДО ЦРТДЮ (2018г.).

Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.

Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.

Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет детям ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам дополнительной образовательной программы. Одним из главных лозунгов является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Развитие умения учиться обеспечивает переход к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию, развитие интеллектуальной инициативы, любознательности, способности к организации познавательной деятельности.

Содержание занятий детского объединения представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия по данной программе должны содействовать развитию у детей математического образа мышления:

  • краткости речи,

  • умелому использованию символики,

  • правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружкового объединения, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работы кружкового объединения желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Инновационность программы заключается в использовании принципа интеграции современных игровых технологий, развивающего обучения и ИКТ технологий. Программа включает в себя занятия, создающие условия для поисково-творческой деятельности, что позволяет сформировать позитивный образ процесса школьного обучения и обеспечить развитие адаптационного ресурса детей младшего школьного возраста.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она, расширяет школьный курс по предмету математика.

Отличительные особенности программы:

- интеграция разных тем;

- практическая значимость для обучающихся;

- использование теоретического материала в электронной форме.

Адресат программы: дополнительная общеразвивающая программа «Математический калейдоскоп» предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет).

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья



Возрастные образовательные особенности детей 7-11 лет:

Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.

Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.

Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. Вот почему в этом возрасте малоэффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным. В этом возрасте дети очень общительны, они активно ищут контакты, и находят их, любят коллективную деятельность, хотя стремление к самореализации выражено у этих ребят также весьма ярко. Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной познавательной и практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Неуемная активность одновременно является плюсом и минусом этого возраста. Детскую энергию важно направить в нужное русло, ведь именно в 8-10 лет детям свойственно не задумываться о последствиях своих действий. Постарайтесь постоянно загружать этих детей разнообразной деятельностью. Для них подходят система ЧТП (чередования творческих поручений), интеллектуальные викторины, конкурсы, познавательные игры.

Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Программа «Математический калейдоскоп» рассчитана на обучающихся 8-10 лет, склонных к занятиям математикой и тех, кто желает повысить свой математический уровень.  В этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике. Данная программа является частью технического и интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования.

Особенности организации образовательного процесса: в дополнительной общеобразовательной программе «Математический калейдоскоп» реализуются 2 модуля. Каждый модуль является завершённым образовательным курсом. Обучение по 1-му модулю проходит с сентября по декабрь, первый модуль рассчитан на 64 часа; период обучения по 2-му – с января по май: второй модуль включает 80 часов. Обучающиеся по желанию могут пройти обучение по любому из модулей в отдельности, либо в совокупности.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части. Причём большее количество времени на занятии занимает практическое выполнение работ.

Объем программы и режим занятий: программа рассчитана на 144 часа, группа состоит из 12-15 человек. Занятия проводятся с периодичностью 2 раза в неделю и продолжительностью 2 часа по схеме 45-15-45-15 минут. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПин 2.3.3.3172-14 от 04.07.2014 №41.

Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с обязательным 10-минутным перерывом для отдыха детей и проветривания помещений.

Направленность (профиль) программы - естественнонаучная.

Срок освоения программы — 1 год, 144 часа.

Уровень освоения программы – базовый.

Формы проведения занятий — комплексные, практические, комбинированные.

Форма обучения – базовая форма обучения данной программы – очная, но в случае невозможности проведения занятий в очном режиме, программа реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий. Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype - общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.).

Виды занятий при очном обучении.

Занятия по программе включают:

• теоретические,

• практические,

• контрольные часы.

А также занятие-наблюдение, занятие-исследование, занятие-практикум, праздник, викторина, виртуальная экскурсия.

Виды занятий при дистанционном обучении:

• Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий;

• Веб-занятия, телеконференции – дистанционные уроки с использованием средств телекоммуникаций и других возможностей Интернет;

• Видеозанятия - занятия для детей записанные на видео;

• Мультимедиа занятия - самостоятельная работа над материалом через интерактивные компьютерные обучающие программы;

• off-line консультации - проводятся с помощью электронной почты;

• on-line консультации - в режиме телеконференции.

Формы сетевого взаимодействия: программа построена по принципу сетевой формы реализации общеразвивающей программы. Использование сетевой формы реализации программы осуществляется на основании договора между организациями.

Сетевая форма реализации общеразвивающей программы обеспечивает:

- возможность освоения обучающимся общеразвивающей программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

- создание условий, обеспечивающих доступность образования и повышение образовательного уровня детей;

- увеличение доли детей, принимающих участие в творческих, интеллектуальных, исследовательских конкурсах разного уровня.

Сторонами образовательного процесса являются:

  1. МКОУ Павловская ОШ №2;

  2. МБОУ Холстовская СШ;

  3. МБУДО Центр развития творчества детей и юношества МО «Павловский район».

1.2 Цель и задачи программы

Цель: cоздание условий для интеллектуального развития обучающихся и формирования ценностно-смысловых компетенций, с ориентацией на построение индивидуального образовательного маршрута.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса,

  • знакомство детей с математическими понятиями, которые выходят за рамки программы,

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,

  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,

  • сформировать умение учиться,

  • научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами,

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,

  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,

  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,

  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету «Математика»,

  • расширение коммуникативных способностей детей,

  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков,

  • воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.


















1.3 Содержание программы

Учебный план


п/п


Разделы и темы

Количество часов

Форма контроля

всего

из них

теория

практика

1 модуль

1.

Занимательная арифметика

10

4

6

Анализ выполненных заданий

1.1.

Как люди научились считать. Запись цифр и чисел у других народов. Числовые головоломки.

2

1

1

1.2

Арабская и римская запись чисел. Системы счисления. Игра «У кого какая цифра»

2

1

1

1.3

Приёмы быстрого счёта. Математические фокусы.

2

1

1

1.4.

Математические квадраты.

2

1

1

1.5.

Головоломки с числами.

Игра « Крестики-нолики».

2


2

2.

Числа, которые больше 1000

18

6

12

Использование тестовых заданий, различного уровня сложности

2.1.

Нумерация больше 1000. Числа-великаны. Отработка на компьютере навыков сравнения чисел в пределах 1000 000 с использованием программ-тренажеров

2



2.2.

Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр. Ар. Гектар

Единицы массы. Тонна. Центнер

2



2.3.

Единицы времени. Секунда. Век

Арифметические действия с величинами

2



2.4.

Деловая игра. Величины

Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел

2



2.5.

Использование графических возможностей

компьютера. Луч. Диагонали прямоугольника (квадрата). Задачи-смекалки. Подготовка к «Неделе математики»

2



2.6.

Числовые ребусы и кроссворды. Выпуск газеты «Кенгуру»

2



2.7.

Умножение на 0 и 1. Логические упражнения

2



2.8.

Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число

2



2.9.

Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное число

2



3.

Занимательная геометрия

14

4

10

тестовые задания различного уровня сложности

3.1.

Задачи на разрезание, на клетчатой бумаге.

2

1

1

3.2.

Комбинированные задачи с квадратом.

4

1

3

3.3.

Веселая симметрия.

4

1

3

3.4.

Задачи со спичками.

Мы создаём журнал «Занимательная геометрия»

4

1

3

4.

Занимательные задачи на все темы

22

4

18

анализ выполненных работ

4.1.

Решение занимательных задач в стихах.

2

1

1

4.2.

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

2

1

1

4.3.

Учимся отгадывать ребусы.

2


2

4.4.

Числа-великаны. Коллективный счёт.

2


2

4.5.

Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

2

1

1

4.6.

Решение ребусов и логических задач.

2


2

4.7.

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

2

1

1

4.8.

Математические фокусы.

2


2

4.9.

Математические ребусы и софизмы.

2


2

4.10.

Задачи шутки и задачи загадки.

2


2

4.11.

Задачи сказки.

2


2

4.12.

Старинные задачи.

2


2

Всего:

64

18

46

2 модуль

5.

Логические задачи

20

6

14

анализ работ

5.1

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

2

1

1

5.2.

Загадки- смекалки.

Игра «Знай свой разряд».

2

1

1

5.3.

Обратные задачи.

4

1

3

5.4.

Практикум «Подумай и реши».

4

1

3

5.5.

Задачи с изменением вопроса.

2

1

1

5.6.

«Газета любознательных».

2


2

5.7.

Решение нестандартных задач.

4

1

3


6.

Задачи повышенной сложности

16

4

12

Наблюдение

6.1.

Решение олимпиадных задач.

4

1

3

6.2.

Решение задач международной игры «Кенгуру»

4

1

3

6.3.

Школьная олимпиада

4

1

3

6.4.

Задачи на переливания и взвешивания.

2

2


6.5.

Игра «Работа над ошибками»

Знакомьтесь: Архимед!

2

1

1

7.

Решение занимательных задач по всему курсу математики

10

2

8

Тестовые задания различного уровня сложности

7.1.

Решение занимательных задач на дроби.

4

1

3

7.2.

Решение занимательных задач на движение.

4

1

3

7.3.

Математическая викторина.

2


2

8.

Проектная деятельность «Великие математики»

4


4

Наблюдение

9.

Геометрические фигуры.

16

4

12

тест

9.1.

Симметрия фигур. Создание мини-альбома «Узоры геометрии»

4

1

3

9.2.

Соединение и пересечение фигур.

Познавательная игра «Семь вёрст…»

2

1

1

9.3.

Вычисление площади фигур.

2

1

1

9.4.

Объём фигур.

2

1

1

9.5.

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

Конструирование предметов из геометрических фигур.

2


2

9.6.

Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата».

2


2

9.7.

Международная игра «Кенгуру»

2


2

10.

Компьютерные математические игры.

6

2

4

анализ работ

10.1.

Открытие нуля.

Экскурсия в компьютерный класс.

2

1

1

10.2.

Компьютерные математические игры. Участие в дистанционных олимпиадах (бесплатных) .Учи.ру; Фоксфорд.

2

1

1

10.3.

Конкурс знатоков

2


2

11.

Задачи с многовариантными решениями.

8

2

6

анализ работ

11.1.

Учимся комбинировать элементы знаковых систем. Составление суперпримеров.

2

1

1

11.2.

Учимся разрешать задачи на противоречия.

2

1

1

11.3.

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» решение нестандартных заданий на меры длины. Математический КВН

2


2

11.4.

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились»

2


2

Итого:

80

20

60



1. Занимательная арифметика (10 часов)

Теория: Нумерация древних римлян. Упражнение в записи чисел римскими цифрами. Из истории учебника «Арифметика». Из истории счета и десятичной системы счисления. Из истории одной копейки. Русские счеты. Арабская запись чисел. Системы счисления. Математические квадраты.

Практика: Приёмы быстрого счёта, числовые головоломки, Игра «У кого какая цифра», «Крестики нолики».

Контроль: Входящая диагностика на определение уровня подготовки ребенка.


2. Числа, которые больше 1000 (18 часов)

Теория: Числа от 1 до 1000 000: нумерация чисел, арифметические действия в пределах 1000 000 (сложение, вычитание; умножение и деление многозначного числа на двузначное (трехзначное) чис­ло). Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения и их использование для рационализации вычислений. Способы проверки сложения и вычитания, умножения и деления. Задачи в 2 - 4 действия. Текстовые задачи на нахождение четвертого пропорциональ­ного, на нахождение неизвестного по двум разностям; задачи на одновременное движение в противоположных направлениях и навстречу друг другу и др. Составление текстовых задач. Арифметические действия с величинами.

Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.

Практика: Составление текстовых задач. Приемы устного счета и быстрого умножения. Приемы вычислений.

Контроль: Промежуточная диагностика.


3. Занимательная геометрия (14 часов)

Теория: Задачи на нахождение периметра, площади и объёма, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием. Единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный миллиметр, ар, гектар. Соотношения между единицами площади. Нахождение стороны прямоугольника по заданной площади и длине сторо­ны. Таблицы измерения изученных величин (длины, площади). Луч. Угол. Виды треугольников. Диагонали прямоугольника. Решение задач геометричес­кого содержания. Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра “Пентамимо”. Задачи на разрезание. Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на две равные части. Разрезание прямоугольника 3х4 на две равные части. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на две равные части. Фигуры домино. Веселая симметрия. Задачи со спичками. Геометрические головоломки.

Основная цель – развивать комбинаторные навыки (рассмотреть различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения), развивать представления о симметрии.

Практика: Решение задач геометричес­кого содержания.

Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Задачи головоломки со спичками.

Контроль: Промежуточная диагностика.


4. Занимательные задачи на все темы (12 часов)

Теория: Сохраняется акцент на развитие мышления учащихся при од­новременном внимании к развитию всех познавательных процес­сов на более сложном материале: задания на выявление зако­номерностей на основе наблюдений, анализа, сравнения с по­следующим использованием подмеченной закономерности для выполнения упражнения; прямое и косвенное применение изу­ченных свойств (правил), требующее определенной сообразитель­ности, например: «Можно ли сказать, не вычисляя, будет ли одинаковым значение следующих выражений: (4+6) +16, (4+16)+6, (6+16)+4? Ответ обоснуйте»; на выявление причин­но-следственных связей, требующих четкого оформления выска­зываемых мыслей в математических терминах; на построение це­почки взаимозависимых и взаимосвязанных логичных рассуж­дений при решении задач, например: «На аэродроме было 5 са­молетов и 7 вертолетов. 6 авио машин поднялись в воздух. Можно ли утверждать, что в воздух поднялся: а) хотя бы один вертолет; б) хотя бы один самолет? Ответ обоснуйте»; задания на распознавание плоскостных геометрических фигур в объем­ных телах и объектах; элементарные комбинаторные задачи, ре­шаемые без формул комбинаторики, но несколько усложненные по сравнению с задачами, предлагаемыми в предыдущих годах обучения; задания на построение бордюров, восстановление части паркета и др. Математические софизмы. Понятие софизма. Примеры софизмов.

Практика: Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи – шутки. Решение шуточных задач в форме загадок.

Контроль: Анализ выполненных работ.


5. Логические задачи (18 часов)

Теория: Задачи, решаемые с конца. Решение сюжетных, текстовых задач методом “с конца”. Простейшие графы. Понятие графа. Решение простейших задач на графы. Текстовые задачи на переливания и взвешивания. Решение задач на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь. Комбинаторные задачи, решаемые перебором.

Основная цель – развивать логическое мышление, формировать умение составлять таблицы, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач.

Практика: Задачи с неполными данными или лишними. Загадки-смекалки. Решение нестандартных задач. «Подумай и реши». Игра «Знай свой ряд».

Контроль: Анализ работ.


6. Задачи повышенной сложности (16 часов)

Теория: Основная цель – подготовить учащихся к участию в олимпиадах и математических конкурсах, конкурсе “Кенгуру. Решение задач математического конкурса “Кенгуру”. Подготовка к школьному туру всероссийской олимпиады по математике.

Практика: Решение конкурсных задач олимпиад и математических конкурсов прошлых лет.

Контроль: Наблюдение, анализ работ.


7. Решение занимательных задач по всему курсу математики (10 часов)

Теория: Магические квадраты. Отгадывание и составление магических квадратов. Математические фокусы. Математические фокусы с “угадыванием чисел”. Примеры математических фокусов. Математические ребусы. Решение заданий на восстановление записей вычислений. Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр.

Практика: Решение задач на дроби. Решение занимательных задач на движение. Математическая викторина.

Контроль: Тестовые задания различного уровня сложности.


8. Проектная деятельность «Великие математики» (4 часа)

Теория: Выбор тем и выполнение проектных работ. Обучение использованию литературы и других источников информации по предмету. Самостоятельное (сопровождающееся консультациями учителя), подробное изучение отдельных вопросов математики, не относящихся напрямую к школьной программе, или углубленное изучение отдельных вопросов школьной программы по математике. Приобретение умения устно и письменно излагать изученный материал, наглядно представлять результаты работы, отвечать на вопросы по изученной теме. Примерные темы проектов:

  • Системы счисления.

  • Математика и искусство.

  • Математика и музыка.

  • Четыре действия математики.

  • Древние меры длины.

  • Возникновение чисел.

  • Счёты.

  • Жизнь великого математика.

Контроль: Наблюдение

9. Геометрические фигуры (16 часов)

Теория: Симметрия фигур. Вычисление площади и объёма фигуры. Соединение и пересечение фигур. Показать возможности конструирования предметов из геометрических фигур.

Практика: Создание мини-альбома «Узоры геометрии». Познавательная игра «Семь верст…». Конструирование их геометрических фигур.





10. Компьютерные математические игры (6 часов)

Теория: Отработка алгоритмов письменного умножения и деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число; отра­ботка умений применять правила о порядке выполнения дейст­вий в числовом выражении.

Практика: Решение текстовых задач. Создание презентаций. Компьютерные математические игры.

Контроль: Текущий контроль

11. Задачи с многовариантными решениями (8 часов)

Теория: Обучение младших школьников решению задач разными методами и приёмами для нахождения нескольких способов решения стандартных (включенных в программу) закладывает основу решению нестандартных (на смекалку, логических, занимательных, комбинаторных и др.) задач. Формирование у учеников таких умений – одна из центральных целей обучения математике. Владение младших школьников разными методами и приёмами решения задач создаёт условия для успешности их последующего обучения, готовит учеников к «взрослой» жизни, к разрешению возникающих в жизни ситуаций.

Практика: Решение задач на противоречие. Математический КВН

Контроль: Итоговая диагностика.

1.4. Планируемые результаты

В процессе реализации программы создаются условия для формирования универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • умение адекватно оценивать результаты своей работы;

  • понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

  • представление об основных моральных нормах.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

  • анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

  • различать способы и результат действия;

  • адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.

Познавательные УУД:

  • анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

  • анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

  • находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

  • классифицировать объекты по заданным критериям;

  • выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

  • формулировать проблему;

  • строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;

- различать обоснованные и необоснованные суждения;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

  • принимать участие в совместной работе коллектива;

  • вести диалог, работая в парах, группах;

  • допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

  • корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

  • задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль совместных действий;

  • совершенствовать математическую речь;

Обучающийся получит возможность научиться:

- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- принимать самостоятельно решения;

- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.



II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО –ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


2.1 Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол – во часов

Темя занятия

Место проведения занятий

Форма контроля

Модуль 1




Индивидуально-групповая

2

Как люди научились считать. Запись цифр и чисел у других народов. Числовые головоломки.

МБУДО ЦРТДЮ

входное тестирование




Индивидуально-групповая

2

Арабская и римская запись чисел. Системы счисления. Игра «У кого какая цифра»

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Приёмы быстрого счёта. Математические фокусы.

МБУДО ЦРТДЮ

тестирование




Индивидуально-групповая

2

Математические квадраты.

МБУДО ЦРТДЮ

опрос




Индивидуально-групповая

2

Головоломки с числами.

Игра « Крестики-нолики»

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Нумерация больше 1000. Числа-великаны Отработка на компьютере навыков сравнения чисел в пределах 1000 000 с использованием программ-тренажеров

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр. Ар. Гектар

Единицы массы. Тонна. Центнер

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Единицы времени. Секунда. Век.

Арифметические действия с величинами

МБУДО ЦРТДЮ

практическая работа




Индивидуально-групповая

2

Деловая игра. Величины

Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел

МБУДО ЦРТДЮ

Викторина




Индивидуально-групповая

2

Использование графических возможностей

компьютера. Луч. Диагонали прямоугольника (квадрата) Задачи-смекалки. Подготовка к «Неделе математики»

МБУДО ЦРТДЮ

практическая работа




Индивидуально-групповая

2

Числовые ребусы и кроссворды. Выпуск газеты «Кенгуру»

МБУДО ЦРТДЮ

Мини-выставка газет.




Индивидуально-групповая

2

Умножение на 0 и 1. Логические упражнения

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное число

МБУДО ЦРТДЮ

практическая работа




Индивидуально-групповая

2

Задачи на разрезание на клетчатой бумаге.

МБУДО ЦРТДЮ

практическая работа




Индивидуально-групповая

2

Комбинированные задачи с квадратом.

МБУДО ЦРТДЮ





Индивидуально-групповая

2

Комбинированные задачи с квадратом.

МБУДО ЦРТДЮ





Индивидуально-групповая

2

Веселая симметрия.

МБУДО ЦРТДЮ

Выпуск журнала «Занимательная геометрия»




Индивидуально-групповая

2

Веселая симметрия.

МБУДО ЦРТДЮ

Выпуск журнала «Занимательная геометрия»




Индивидуально-групповая

2

Задачи со спичками.

Мы создаём журнал «Занимательная геометрия»

МБУДО ЦРТДЮ

Выпуск журнала «Занимательная геометрия»




Индивидуально-групповая

2

Задачи со спичками.

Мы создаём журнал «Занимательная геометрия»

МБУДО ЦРТДЮ

Выпуск журнала «Занимательная геометрия»




Индивидуально-групповая

2

Решение занимательных задач в стихах.

МБУДО ЦРТДЮ

практическая работа




Индивидуально-групповая

2

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

МБУДО ЦРТДЮ

практическая работа




Индивидуально-групповая

2

Учимся отгадывать ребусы.

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Числа-великаны. Коллективный счёт.

МБУДО ЦРТДЮ

опрос




Индивидуально-групповая

2

Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Решение ребусов и логических задач.

МБУДО ЦРТДЮ

Конкурс ребусов.




Индивидуально-групповая

2

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Математические фокусы.

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Математические ребусы и софизмы.

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Задачи шутки и задачи загадки.

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Задачи сказки.

МБУДО ЦРТДЮ

Текущий контроль




Индивидуально-групповая

2

Старинные задачи.

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Загадки- смекалки.

Игра «Знай свой разряд».

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Обратные задачи.

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Обратные задачи.

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Практикум «Подумай и реши».

МБУДО ЦРТДЮ

анализ




Индивидуально-групповая

2

Задачи с изменением вопроса.

МБУДО ЦРТДЮ

анализ




Индивидуально-групповая

2

«Газета любознательных».

МБУДО ЦРТДЮ

Выпуск газеты.




Индивидуально-групповая

2

Решение нестандартных задач.

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Решение нестандартных задач.

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Решение олимпиадных задач.

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Решение олимпиадных задач.

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Решение задач международной игры «Кенгуру»

МБУДО ЦРТДЮ

Участие в международной игре «Кенгуру»




Индивидуально-групповая

2

Решение задач международной игры «Кенгуру»

МБУДО ЦРТДЮ

Участие в международной игре «Кенгуру»




Индивидуально-групповая

2

Школьная олимпиада

МБУДО ЦРТДЮ

анализ работ




Индивидуально-групповая

2

Школьная олимпиада

МБУДО ЦРТДЮ

анализ работ




Индивидуально-групповая

2

Задачи на переливания и взвешивания.

МБУДО ЦРТДЮ

анализ работ




Индивидуально-групповая

2

Игра «Работа над ошибками»

Знакомьтесь: Архимед!

МБУДО ЦРТДЮ

анализ работ




Индивидуально-групповая

2

Решение занимательных задач на дроби.

МБУДО ЦРТДЮ

анализ работ




Индивидуально-групповая

2

Решение занимательных задач на дроби.

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Решение занимательных задач на движение.

МБУДО ЦРТДЮ

опрос




Индивидуально-групповая

2

Решение занимательных задач на движение.

МБУДО ЦРТДЮ

опрос




Индивидуально-групповая

2

Математическая викторина.

МБУДО ЦРТДЮ





Индивидуально-групповая

2

Выпуск математической газеты

(организация мини выставки, посещение школьной библиотеки.)

МБУДО ЦРТДЮ

организация мини выставки




Индивидуально-групповая

2

Выпуск математической газеты

(организация мини выставки, посещение школьной библиотеки.)

МБУДО ЦРТДЮ

организация мини выставки




Индивидуально-групповая

2

Симметрия фигур.

МБУДО ЦРТДЮ

Создание мини-альбома «Узоры геометрии»




Индивидуально-групповая

2

Симметрия фигур.

МБУДО ЦРТДЮ

Создание мини-альбома «Узоры геометрии»




Индивидуально-групповая

2

Соединение и пересечение фигур.

Познавательная игра «Семь вёрст…»

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Вычисление площади фигур.

МБУДО ЦРТДЮ

тест




Индивидуально-групповая

2

Объём фигур.

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

Конструирование предметов из геометрических фигур.

МБУДО ЦРТДЮ





Индивидуально-групповая

2

Проектная деятельность

МБУДО ЦРТДЮ

Защита проекта




Индивидуально-групповая

2

Международная игра «Кенгуру»

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Открытие нуля.

Экскурсия в компьютерный класс.

МБУДО ЦРТДЮ

опрос




Индивидуально-групповая

2

Компьютерные математические игры. Участие в дистанционных олимпиадах (бесплатных) Учи.ру; Фоксфорд.

МБУДО ЦРТДЮ

Грамоты, сертификаты.




Индивидуально-групповая

2

Конкурс знатоков

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Учимся комбинировать элементы знаковых систем. Составление примеров.

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Учимся решать задачи на противоречия.

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» решение нестандартных заданий на меры длины. Математический КВН.

МБУДО ЦРТДЮ

наблюдение




Индивидуально-групповая

2

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились»

МБУДО ЦРТДЮ

итоговая диагностика

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для проведения теоретических и практических занятий используется учебная аудитория, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

Печатные пособия:

демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы.

Технические средства обучения:

- Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок;

- Мультимедийный проектор;

- Компьютер;

- Принтер лазерный;

- Игры и игрушки;

- Настольные развивающие игры.

Оборудование учебной аудитории:

- Ученические столы двухместные с комплектом стульев;

- Стол учительский с тумбой;

- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.


Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype - общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.)


Информационное обеспечение

- Планы-конспекты занятий по всем темам;

- Дидактический материал для проведения занятий;

- Дидактический материал для проверки знаний: тестовые задания и упражнения по всем разделам программы;

- Наглядные пособия, схемы и таблицы для учебных занятий;

- Раздаточный материал (карточки, бланки тестовых заданий);

- Методические разработки.


Кадровое обеспечение

Дополнительная общеразвивающая программа реализуется педагогом дополнительного образования. Педагогом дополнительного образования могут быть лица, имеющие высшее педагогическое образование или среднее педагогическое образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика», имеющие курсы повышения квалификации по своему предмету, без предъявления требований к стажу работы, не имеющие запретов на занятие педагогической деятельностью, предусмотренных ст. 331 ТК РФ.


2.3. Формы аттестации

Диагностика уровня подготовки проводится в различных формах (зачет, викторина, тест, контрольная или практическая работа и т.п.) педагогом, ведущим занятия в кружковом объединении.

Для определения успешности освоения материала и качества учебного процесса программой предусмотрен регулярный контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Предполагаются следующие виды диагностических исследований: входящая, текущая и итоговая диагностика.

1.Входящая диагностика осуществляется при наборе группы в виде тестовых заданий, анкетирования или беседы, где определяется глубина знаний обучающихся по естественнонаучным дисциплинам.

2.Текущая диагностика осуществляется как при помощи контроля на каждом занятии, так и после каждой темы программы.

3.Итоговая диагностика проводится в конце каждого года на заключительном занятии, где обучающиеся демонстрируют свои умения и навыки в форме защиты проекта, сообщают о результатах участия в творческих конкурсах.

Результаты работы обучающихся будет отражать рейтинговая система результатов (количественных и качественных) участия в викторинах, конкурсах, играх, акциях и т.д. Педагог ведёт учёт всех достижений обучающихся, фиксирует их в своём журнале. В качестве поощрения дети получат сертификаты и грамоты.


2.4 Оценочные материалы

Мониторинг результатов обучения ребёнка

по дополнительной ощеобразовательной программе



Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное число баллов

Методы диагностики


1. Теоретическая подготовка ребёнка




1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям

Минимальный уровень – ребёнок овладел менее, чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой

1

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.


Средний уровень – объём усвоенных знаний составляет более ½.

5


Максимальный уровень – освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой в конкретный период

10


1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень – ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины

1

Собеседование


Средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой

5




Максимальный уровень – специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием

10



2. Практическая подготовка ребёнка


2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебнотематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Минимальный уровень – ребёнок овладел менее, чем ½

предусмотренных умений и навыков


1

Контрольное задание

Средний уровень – объём усвоенных умений и навыков составляет более ½.


5

Максимальный уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой в конкретный период.


10

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием.


1

Контрольное задание

Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога.


5

Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений.



10

2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Начальный (элементарный) уровень развития креативности – ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога


1

Контрольное задание

Репродуктивный уровень – в основном выполняет задания на основе образца


5

Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества.



10

3. Общеучебные умения и навыки ребёнка


3.1. Учебно - интеллектуальные умения:


3.1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в выборе и анализе литературы

Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе со специальной литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.


1

Анализ исследовательс кой работы

Средний уровень – работает со специальной литературой с помощью педагога или родителей.


5

Максимальный уровень – работает со специальной литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.


10

3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.


1

Анализ исследовательс кой работы

Средний уровень – работает с

компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей.

5

Максимальный уровень – работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей.

10

3.1.3. Умение осуществлять учебноисследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования


Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при проведении исследовательской работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

1

Анализ исследовательс кой работы

Средний уровень – занимается исследовательской работой с помощью педагога или родителей.

5

Максимальный уровень – осуществляет исследовательскую работу самостоятельно, не испытывает особых трудностей.

10


3.2. Учебно - коммуникативные умения:



3.2.1 Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1.

1

Наблюдение

Средний уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

5

Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1.

10

3.2.2. Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1.

1

Наблюдение

Средний уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

5

Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1.

10

3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств.

Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1.

1

Наблюдение

Средний уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

5

Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1.

10


3.3. Учебно-организационные умения и навыки:



3.3.1. Умение организовать своё рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1.

1

Наблюдение

Средний уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

5

Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1.

10

3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1.

1

Наблюдение

Средний уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

5

Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1.

10

3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1.

1

Наблюдение

Средний уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

5

Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1.

10
















































Мониторинг личностного развития ребёнка

в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

Возможное число баллов

Методы диагностики


1. Организационно-волевые качества



1.1. Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности

Терпения хватает менее, чем на 0,5 занятия

1

Наблюдение

Более, чем на 0,5 занятия

5

На всё занятие

10

1.2. Воля

Способность активно

Волевые усилия

1

Наблюдение


побуждать себя к практическим действиям

ребёнка побуждаются извне



Иногда – самим ребёнком

5

Всегда – самим ребёнком

10

1.3.

Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

Ребёнок постоянно действует под воздействием контроля извне

1

Наблюдение

Периодически контролирует себя сам

5

Постоянно контролирует себя сам

10

2. Ориентационные качества


2.1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

Завышенная

1

Анкетирование

Заниженная

5

Нормально развитая

10

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы

Продиктован ребёнку извне

1

Тестирование

Периодически поддерживается самим ребёнком

5

Постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно

10

3. Поведенческие качества


3.1.

Конфликтность (отношение ребёнка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации

Периодически провоцирует конфликты

0


Тестирование, метод незаконченного предложения. Наблюдение

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

5


Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

10


3.2. Тип сотрудничества (отношение ребёнка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

Избегает участия в общих делах

0


Тестирование, метод незаконченного предложения. Наблюдение

Участвует при побуждении извне

5


Инициативен в общих делах

10








































Индивидуальная карточка учёта результатов обучения ребёнка

по дополнительной общеобразовательной программе

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ребёнка _______________________________________________________________

Возраст ребёнка ____________________________________________________________________

Вид и название детского объединения __________________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога ______________________________________________________ Дата начала наблюдения _____________________________________________________________


Показатели


Сроки диагностики

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Конец

1 полугодия

Конец уч.года

Конец

1 полугодия

Конец уч.года

Конец

1 полугодия

Конец уч.года

1. Теоретическая подготовка ребёнка

1.1 Теоретические знания:

а)

б)

в) и т.д.

1.2. Владение специальной терминологией

2. Практическая подготовка ребёнка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой:

а)

б)

в) и т.д.

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением.

2.3. Творческие навыки.

3. Общеучебные умения и навыки ребёнка

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

а) подбирать и анализировать специальную литературу;

б) пользоваться компьютерными источниками информации;

в) осуществлять учебноисследовательскую работу

3.2. Учебно-коммуникативные умения:

а) слушать и слышать педагога

б) выступать перед аудиторией

в) вести полемику, участвовать в дискуссии

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:

а) умение организовать своё рабочее (учебное) место;

б) навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности;

в) умение аккуратно выполнять работу

4.Предметные достижения учащегося:

4.1. На уровне детского объединения

4.2. На уровне образовательного учреждения

4.3. На уровне района, города

4.4. На всероссийском, международном уровне


Индивидуальная карточка учёта динамики личностного развития ребёнка

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ребёнка _________________________________________________________

Возраст ребёнка _________________________________________________________________

Вид и название кружковго объединения _____________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога __________________________________________________



Показатели

Сроки диагностики

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1. Организационно-волевые качества

1. Терпение







2. Воля







3.Самоконтроль







2. Ориентационные качества

1. Самооценка







2. Интерес к занятиям в детском объединении







3. Поведенческие качества

1. Конфликтность







2. Тип сотрудничества







4. Личностные достижения обучающегося

(Этот блок вводится в карточку по усмотрению педагога для того, чтобы отметить особые успехи ребёнка в осознанной работе над изменением личностных качеств)















Дата начала наблюдения ______________________________________________________________



Схема самооценки учебных достижений воспитанника

Тема, раздел

Что мною сделано?

Мои успехи и достижения

Над чем мне надо работать?






2.5. Методические материалы

Методы обучения и воспитания

В процессе реализации программы используются различные методы обучения и воспитания.

Методы обучения: словесный (рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа с печатным материалом); наглядный практический (иллюстрации, презентации, схемы, рисунки); практический (упражнения, тесты); объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; проблемный; игровой и др.

Методы воспитания: методы формирования качеств сознания (убеждение, дискуссия, положительный пример); метод организации практической деятельности (упражнение, создание воспитательных ситуаций); метод стимулирования (поощрение).

Форма организации образовательного процесса

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая; парная;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, дискуссия;

  • дидактическая игра;

  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний;

  • практические занятия, комбинированные формы занятий.

Формы организации деятельности обучающихся:

  • индивидуальная самостоятельная работа учащихся;

  • работа в парах;

  • групповые формы работы;

  • дифференцированная;

  • фронтальная проверка и контроль;

  • самооценка выполненной работы;

  • дидактическая игра;

  • соревнование;

  • конкурсы.

Формы проведения занятий

Очная, состав группы – постоянный.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математический калейдоскоп» может реализоваться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Занятия проводятся в онлайн- режиме через программы Zoom, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом (через программное обеспечение Skype , приложения Viber, WhatsApp, e- mail).

Методы проведения занятий:

  • словесные: беседа, дискуссия, рассказ, объяснение, работа с книгой;

  • наглядные: таблица, демонстрация, рисунки, технические и интерактивные средства;

  • обучения, Интернет-ресурсы;

  • практические: упражнения, индивидуальная самостоятельная работа по заданиям;

  • метод программированного обучения;

  • индуктивный и дедуктивный методы;

  • частично- поисковый или эвристический метод;

  • исследовательский метод.

Педагогические технологии

Наиболее эффективны при обучении по программе следующие технологии: разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии и технологии игры.

Алгоритм учебного занятия

Примерная структура и возможные этапы учебного занятия по теме представлены в таблице 1.

Блок

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Подготовительный

Организационный

Обеспечение мотивации к занятию, подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Проверочный

Установление правильности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция

Актуализация базовых знаний

Основной

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Создание ситуации (эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание и др.), в которой дети сами сформулируют цель учебного занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей

Первичная проверка понимания изученного


Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием


Закрепление новых знаний, способов действий и их применение


Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности

Заключительный

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Информационный

Обеспечение понимания роли и места занятия к системе


Информация о значении занятия для последующих тем раздела и содержания программы в целом

В зависимости от типа конкретного занятия (сообщения и усвоения новых знаний; повторения и обобщения полученных знаний; применения знаний, умений и навыков; закрепления знаний, выработки умений и навыков; комбинированное) изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места.

Принципы программы:

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий детского объединения направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на занятиях и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 144 часа.

    • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес обучающихся к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • участие в дистанционных бесплатных олимпиадах;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • самостоятельная работа.


2.6 Список литературы

Список литературы для педагога:

1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.Математические олимпиады в школе, 5-11кл., Фарков А.В., М.: Айрис-пресс,2004г.

7. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

8.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

9. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

10.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

11.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

Список литературы для обучающихся:

1.Беденко М.В. Сборник текстовых задач по математике:1-4класс.-М.: ВАКО, 2006.-272с.- (Мастерская учителя).

2.Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4классы. – М.: Айрис – Пресс, 2007.- 128с.

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

ЭКСМО, 2004.

4. Нестандартные задачи по математике в 3 классе. – М.: Илекса, 2002.

5. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1984.- 160с.

6.Никольская И.Л., Тигранова Л.И. «Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов» - М.: Издательство «Экзамен», 2007 г.

7. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: книга для учителя.- М.: Просвещение,2005. -176с.


Список литературы для родителей:

1. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.

Просвещение, 2003.

2.Клименко С.Ф. Развитие творческого потенциала учащихся в предметной деятельности (математика): библиотека учителя начальной школы. - Армавир: АФ ГОУ ДО Краснодарского края «ККИДППО», 2008.

3. Левитас Г.Г. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. – М.:

4. Логическая математика для младших школьников.– М.: ПОМАТУР, 2006. 5. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления.–М,: Дрофа, 2002.

6. Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя.- М.:

Просвещение, 2003.-190с.

10. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1984.- 160с.


Интернет-ресурсы

  1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

  2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

  3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

  4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

  5. http://puzzle-ru.blogspot.com



















21