Министерство образования Архангельской области
Частное общеобразовательное учреждение
«РЖД лицей № 1»
СОГЛАСОВАНО «__» _______ 20_____г. Подпись__________ | УТВЕРЖДАЮ ___________ ________________ подпись ФИО «__» _____________20_____г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мир в объективе»
(художественная направленность)
Для обучающихся 7 класса
Срок реализации программы 1 год
Составитель программы:
Бачина Алена Сергеевна,
учитель информатики
г. Котлас, 2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир в объективе» (далее программа) имеет художественную направленность и разработана для детей 13-14 лет, обучающихся в 7 классе. Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, связанных с умением видеть красоту в окружающей действительности и уметь запечатлевать её проявления с помощью камеры.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
Устав частного общеобразовательного учреждения «РЖД лицей № 1»;
и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях художественной направленности и спецификой работы учреждения
Разработка данной программы вызвана происходящими в современном обществе изменениями, связанными с популяризацией творческих профессий, ориентированных на работу с аппаратурой для фото- и видеосъёмки (блогеры, фотографы, видеографы).
В РЖД лицее № 1 имеется потребность в регулярной, качественной съёмке проходящих мероприятий, что может стать хорошей практикой для формирования необходимых для этих профессий навыков.
Анализ педагогического опыта показал необходимость развития творческой активности обучающихся.
Возможность использования программы в других образовательных системах
Программа реализуется в частном общеобразовательном учреждении «РЖД лицей № 1».
Цель программы:
Раскрытие и реализация личностного потенциала и творческой индивидуальности личности через обучение технологиям фото- и видеосъёмки.
Задачи программы:
Предметные/обучающие:
формирование базовых знаний и умений в области фото- и видеосъёмки;
знакомство с историей развития фотографии;
формирование представлений о разнообразии выразительных средств, применяемых фотографами, и о существующих фотожанрах;
обучение приемам работы в фото- и видеоредакторах (в том числе мобильных приложениях);
Метапредметные/развивающие:
развитие познавательных умений (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера и другое);
развитие регулятивных умений (ставить цели, планировать собственную деятельность и способы достижения результата, осуществлять контроль и коррекцию деятельности и другое);
развитие коммуникативных умений (планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, умения в разрешении конфликтов и другое)
Личностные/воспитательные:
воспитание и развитие личностных качеств (трудолюбия, ответственности, коммуникабельности, целеустремленности и другое).
Отличительные особенности программы
Программа предполагает:
Индивидуальный подход (ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию);
Возможность индивидуального образовательного маршрута;
Тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта;
Возможность проектной и/или исследовательской деятельности.
Характеристика обучающихся по программе
В 13-14 лет ведущим видом деятельности становится общение (со сверстниками), характерным является стремление найти свое место среди сверстников, подростки пытаются утвердиться в новой социальной роли, стараются выйти за рамки школы в другую сферу, имеющую социальную значимость. Поэтому данная программа может стать опорой для них в вопросе самоопределения. Наполняемость групп до 13 обучающихся.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения, разделена на 7 разделов и основана на изложении материала в доступной и увлекательной форме.
Один год обучения – 34 часа.
1 раздел История фотографии – 5 недель, 5 ч.
2 раздел Основные настройки фотоаппарата – 4 недели, 4 ч.
3 раздел Выразительные средства – 7 недель, 7 ч.
4 раздел Фотожанры – 7 недель, 7 ч.
5 раздел Работа в графических редакторах – 4 недели, 4 ч.
6 раздел Основы видеосъёмки – 3 недели, 3 ч.
7 раздел Работа в программах монтирования видео – 4 недели, 4 ч.
Формы и режим занятий по программе
В соответствии с нормами СанПин 2.4.4.3172-14 занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 1 академический час. Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (всей группой 10-13 человек). Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, проектная и исследовательская деятельность.
Ожидаемые результаты и форма их проверки
В рамках данного курса учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:
как сделать отличную фотографию;
какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект;
что такое светочувствительность, баланс белого, диафрагма и т.д.
методы и схемы фото и видеосъемки;
способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
Монтировать редактировать изображения в растровом графическом редакторе:
выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов
перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
сохранять выделенные области для последующего использования.
В конце изучаемого курса учащиеся могут:
защитить реферат, доклад;
представить свои портфолио;
представить обработанные фотографии.
В результате обучения учащиеся смогут получить опыт
проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных цифровых средств;
коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в цифровых программах, раскрытие основ фото и видеосъемки, закрепление материала на практике.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы
Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются представление и защита портфолио.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН, УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
теория | практика | всего |
| Раздел 1. История фотографии | 4 | 1 | 5 | |
1. | Свойства света. | 1 | - | 1 | |
2. | Камера – обскура. | 1 | - | 1 | |
3. | История открытия фотографии. | 1 | - | 1 | |
4. | Фотография сегодня. | 1 | - | 1 | |
5. | Цифровая фотография. | - | 1 | 1 | |
| Раздел 2. Основные настройки фотоаппарата | - | 4 | 4 | |
1. | Устройство цифрового фотоаппарата. | - | 1 | 1 | |
2. | Фотооптика. Экспозиционная автоматика. Фотовспышки. Установка цвета и света. | - | 1 | 1 | |
3. | Определение экспозиции. Диафрагма. Выдержка. ISO. | - | 1 | 1 | |
4. | Первая съемка. | - | 1 | 1 | |
| Раздел 3. Выразительные средства | 2 | 5 | 7 | |
1. | Композиция. | 1 | - | 1 | |
2. | Перспектива. | - | 1 | 1 | |
3. | Ракурс. | - | 1 | 1 | |
4. | Светотень. Освещение. | - | 1 | 1 | |
5. | Смысловой центр. | - | 1 | 1 | |
6. | Колорит. | 1 | - | 1 | |
7. | Контрасты. | - | 1 | 1 | |
| Раздел 4. Фотожанры | 3 | 4 | 7 | |
1. | Пейзаж и архитектура. | 1 | - | 1 | |
2. | Репортаж. | - | 1 | 1 | |
3. | Портрет. | - | 1 | 1 | |
4. | Спортивный. | - | 1 | 1 | |
5. | Фотонатюрморт. | - | 1 | 1 | |
6. | Фотоэтюд. | 1 | - | 1 | |
7. | Специальные виды съемки. | 1 | - | 1 | |
| Раздел 5. Работа в графических редакторах | 2 | 2 | 4 | |
1. | Основы компьютерной графики. | 1 | - | 1 | |
2. | Обзор программ по обработке фотографий. Программа GIMP. | - | 1 | 1 | |
3. | Мобильные приложения для обработки фотографий. Приложение Picsart. | - | 1 | 1 | |
4. | Обсуждение, просмотр снимков. | 1 | - | 1 | |
| Раздел 6. Основы видеосъемки | 1 | 2 | 3 | |
1. | Основные настройки камеры. Базовые творческие приемы. | 1 | - | 1 | |
2. | Продумывание сценария видеоролика. | - | 1 | 1 | |
3. | Съемка видеоролика. | - | 1 | 1 | |
| Раздел 7. Работа в программах монтирования видео | 2 | 2 | 4 | |
1. | Обзор программ для монтирования видео, в том числе мобильных приложений. | 1 | - | 1 | |
2. | Монтирование видеоролика по авторской задумке. | - | 1 | 1 | |
3. | Монтирование видеоролика по авторской задумке. | - | 1 | 1 | |
4. | Защита портфолио. | 1 | - | 1 | Итоговая диагностика |
Итого | 14 | 20 | 34 | |
Календарный учебный график
№ урока п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
| История фотографии | 5 | | |
1. | Свойства света. | 1 | | |
2. | Камера – обскура. | 1 | | |
3. | История открытия фотографии. | 1 | | |
4. | Фотография сегодня. | 1 | | |
5. | Цифровая фотография. | 1 | | |
| Основные настройки фотоаппарата | 4 | | |
6. | Устройство цифрового фотоаппарата. | 1 | | |
7. | Фотооптика. Экспозиционная автоматика. Фотовспышки. Установка цвета и света. | 1 | | |
8. | Определение экспозиции. Диафрагма. Выдержка. ISO. | 1 | | |
9. | Первая съемка. | 1 | | |
| Выразительные средства | 7 | | |
10. | Композиция. | 1 | | |
11. | Перспектива. | 1 | | |
12. | Ракурс. | 1 | | |
13. | Светотень. Освещение. | 1 | | |
14. | Смысловой центр. | 1 | | |
15. | Колорит. | 1 | | |
16. | Контрасты. | 1 | | |
| Фотожанры | 7 | | |
17. | Пейзаж и архитектура. | 1 | | |
18. | Репортаж. | 1 | | |
19. | Портрет. | 1 | | |
20. | Спортивный. | 1 | | |
21. | Фотонатюрморт. | 1 | | |
22. | Фотоэтюд. | 1 | | |
23. | Специальные виды съемки. | 1 | | |
| Работа в графических редакторах | 4 | | |
24. | Основы компьютерной графики. | 1 | | |
25. | Обзор программ по обработке фотографий. Программа GIMP. | 1 | | |
26. | Мобильные приложения для обработки фотографий. Приложение Picsart. | 1 | | |
27. | Обсуждение, просмотр снимков. | 1 | | |
| Основы видеосъемки | 3 | | |
28. | Основные настройки камеры. Базовые творческие приемы. | 1 | | |
29. | Продумывание сценария видеоролика. | 1 | | |
30. | Съемка видеоролика. | 1 | | |
| Работа в программах монтирования видео | 4 | | |
31. | Обзор программ для монтирования видео, в том числе мобильных приложений. | 1 | | |
32. | Монтирование видеоролика по авторской задумке. | 1 | | |
33. | Монтирование видеоролика по авторской задумке. | 1 | | |
34. | Обсуждение, просмотр видеороликов. | 1 | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
История фотографии (5 часов)
Основные настройки фотоаппарата (4 часа)
Выразительные средства (7 часов)
Фотожанры (7 часов)
Работа в графических редакторах (4 часа)
Основы видеосъемки (3 часа)
Работа в программах монтирования видео (4 часа)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
2. Оборудование: персональные компьютеры для каждого обучающегося и для педагога с установленными программами GIMP, ShotCut; интерактивная доска; мобильные телефоны обучающихся с установленными приложениями Picsart, Inshot; фотоаппараты (из расчета один на 3 человека, вместо фотоаппаратов может быть использована камера телефона).
3. Инструменты и расходные материалы: реквизит для съёмок (исходя из творческих идей обучающихся)
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Формы реализации: очная.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Список литературы для педагогов
А. Соколов «Монтаж изображения (простейшие принципы)».
Е. Карташов «Все основы фотографии для новичков».
Электронные образовательные ресурсы
Видеоуроки, опубликованные на аккаунте «Фотошкола Анны Никоноровой» в RUTUBE.
Нормативные документы и методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 13.07.2015).
Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых от 22.09.2021 № 652н
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242).
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09).
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн).
Порядок организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391).
Распоряжение Министерства образования и науки Архангельской области от 6.02.2020 № 202 «Об организации независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ».