Управление образования администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
детский юношеский центр г. Вяземского
Вяземского муниципального района Хабаровского края
Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол от _________2022г | Утверждаю директор МБУ ДО ДЮЦ г. Вяземского Латошина М.А. ___________________ 2022г |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
профильного отряда «Матрешки» летнего
оздоровительного лагеря «Вяземские зори»
Смена «Мозаика русских традиций»
Вид программы: краткосрочная
Срок реализации: 18 дней
Возраст обучающихся 7-14 лет
Составитель: Кавцевич Светлана Викторовна
педагог дополнительного образования
г. Вяземский , 2022
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы ДООП | 3 |
Пояснительная записка | 3 |
Цель, задачи, предполагаемый результат | 4 |
Учебный план | 5 |
2. Комплекс организационно-педагогических условий. Условия реализации. | 8 |
Материально-техническое обеспечение | 8 |
Список источников | 10 |
Приложения | 11 |
1. Комплекс основных характеристик ДООП
Пояснительная записка
Вид программы: краткосрочная
Нормативно-правовая база:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления Российской Федерации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года);
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными 28.09.2020 г. № 28 (регистрационный номер 61573 от 18.12.2020 г.);
-Приказ КГАОУ ДО РМЦ от 26.09.2019 № 383П «Об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе в Хабаровском крае»;
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.(утверждена
распоряжением Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р)
-Устав и локальные нормативные акты МБУ ДО ДЮЦ.
Программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Программа социально-педагогической направленности реализуется на базе МБУ ДО ДЮЦ г. Вяземского.
Актуальность программы.
Важность организации летнего отдыха детей обусловлена особенностью современной ситуации в России, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, организации досуга.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 7-14 лет.
Основными принципами в организации воспитательной деятельности отряда являются:
-безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства;
- создания разнообразных образовательных пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатывают сами члены группы;
- приоритета индивидуальных интересов, свободы выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимых условий творческого развития и самореализации ребёнка;
-личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением социальных нор и правил лагеря
Основные направления деятельности отряда
Основные направления деятельности | Формы и методы |
Патриотическое | Посещение музея, библиотеки, участие в общих мероприятиях лагеря, разучивание песен,частушек,поговорок,беседы,викторины, связанных с традициями ,обычаями русского народа |
Спортивно-оздоровительное | Ежедневная утренняя зарядка. Участие в спортивных эстафетах и соревнованиях, играх на свежем воздухе. |
Художественно-творческое | Подготовка творческих продуктов, участие в конкурсах, изготовление атрибутики и поделок. |
Трудовое | Самообслуживание, участие в уборке кабинета, дежурство в отрядах. |
Ценностно-ориентационное | Подготовка выступлений отрядов по общей теме смены, изготовление отрядных газет и уголков. |
Познавательное | Экскурсия в музей, беседы, исторические квесты, викторины. |
Цель и задачи программы
Цель: создание оптимальных условий , обеспечивающих полноценный отдых и развитие детей, оздоровление обучающихся в летний период.
Задачи:
1.Познакомить обучающихсяс культурным наследием нашей страны
2.Познакомить участников смены со страницами истории своего города.
3.Способствовать раскрытию творческого потенциала и креативного мышления у обучающихсячерез проводимые мероприятия в смене.
4.Создать условия для укрепления здоровья, содействовать гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности.
5.Развивать у школьников аналитическое мышления, через определение жизненных перспектив, своей жизненной позиции.
6.Воспитывать толерантность и ответственность
Предполагаемый результат
- получат знания о русской культуре ,обычаях и традициях, истории своего города.
-приобретут опыт общения со сверстниками;
-получат опыт участия в конкурсах, показательных выступлениях, коллективных творческих делах;
-получат навыки самообслуживание, знания о культуре поведения
План мероприятий профильного отряда«Матрешки»
«Ах, лето, чудная пора!»
Дата | Символы дня | Мероприятия | Местопроведения,ответственный | Время проведения |
среда 01.06. | 1 день ««Здравствуй лагерь, здравствуй лето!» День Защиты детей» Мастер-класс | Праздник«Радуга Дружбы». 1.Инструктаж по технике безопасности 2.Знакомство с правилами внутреннего распорядка, программой и планом экипажа, с законами и традициями лагеря. 3.Выборы командира отряда, распределение поручений 4.Подготовка к открытию смены: разучивание девиза ,речевки, песни « Матрешки». «Дорогою добра» 5..Выход в кинотеатр «Космос»: просмотр мультфильмов. 6. Игры на свежем воздухе по желанию детей . Русские п/и :Ручеек, Млечина –калечина. Игры по интересам, настольные игры | Городской парк РДК Городской парк. | 1.и 2. 5. После завтрака 3.4 ..После обеда 6.В свободное время |
Четверг 02.06. | 2 день «Планета солнца и тепла» | 1.Подготовка к открытию смены: разучивание девиза ,речевки, песни « Матрешки», «Дорогою добра» 2.Оформление уголка. Изготовление эмблемы отряда 3.Игры на свежем воздухе по желанию детей . Русские п/и «Ручеек». Млечина–калечина.Игры по интересам, настольные игры | ДЮЦ Городской парк. | 1. После завтрака 2.После обеда 3.В свободное время |
Пятница 03.06 | 3 день | 1. Открытие смены 2.Просмотр сказок 3.Разучивание кричалок 4.Игры на свежем воздухе по желанию детей Русские п/и «Ручеек». Млечина–калечина.Игры по интересам, настольные игры | ДЮц Еркина Е.Ф РДК «Радуга» | 1.2. После завтрака 3.В свободное время |
Суббота 04.06 | 4 день Веселые нотки | 1.Подготовка к « Шляпному сражению» 2.Дискотека «На веселой волне» 3.Подготовка к конкурсу «Золотая маска» 4.Подготовка к музыкальному конкурсу «Весёлые нотки»: песенка «Антошка» 5..Игры на свежем воздухе по желанию детей Русские п/и :Ручеек, Млечина –калечина, Золотые ворота . Игры с мячом | ДЮЦ Городской парк. | 3.4.после завтрака 1. 2.3.после обеда 5.в свободное время |
Понедельник 06.06 | 5 день Пушкинский день | 1. Стихи ,викторина по сказкам Пушкина 2. Подготовка к конкурсу «Золотая маска»-инсценировка сказки 3.Игры на свежем воздухе :Русские п/и :Ручеек, Золотые ворота, Жмурки..Игры по интересам, настольные игры | ДЮЦ Городской парк. | 1. после завтрака 2.после обеда 3.в свободное время |
Вторник 07.06. | 6 день | 1.Поход в библиотеку. «150 лет со дня рождения Арсеньева Владимира Клавдиевича» 2. Тренинг по актерскому мастерству 3. Подготовка к танцевальному марафону 4.Игры на свежем воздухе по желанию детей.Русские п/и :Ручеек, Золотые ворота .прил №6 Игры по интересам, настольные игры | Библиотека ДЮЦ Городской парк. | 1.2.после завтрака 3. после обеда 4. в свободное время |
Среда 08.06 | 7 день | 1. «Золотая маска»-инсценировка сказки 2.Тренинг по актерскому мастерству 3.Старинные русские загадки, прил№7 4.Игры на свежем воздухе :Игры по интересам, настольные игры . Русские п/и :Ручеек, Золотые ворота | ДЮЦ Городской парк. | 1. 2.после завтрака 3..после обеда 4. в свободное время |
Четверг 09.06 | 8 день День сказок | 1.Подготовка к сказке «Петушок золотой гребешок»- пальчиковый театр 2.Посещение кинотеатра 3. Тренинг по актерскому мастерству 4.Разучивание кричалок, движения. Поговорки прил №9 4. Игры на свежем воздухе : Игры малой подвижности : «Мы веселые ребята» Русские п/и :Ручеек, Золотые ворота.Жмурки.Игры по интересам, настольные игры . | ДЮЦ РДК «Радуга» Еркина Е.Ф Городской парк | 1.2. после завтрака 2.3. 4.после обеда 4. в свободное время |
Пятница 10.06 | 9 день Праздник «Троица» | 1 .Фестивально – творческая игра «Русские символы» 2.Подготовка к танцевальному марафону 3.Игры на свежем воздухе :Русские п/и :Ручеек,.Жмурки.Гуси –лебеди..Игры по интересам, настольные игры | Королева И.А Городской парк. | 1.после завтрака 2. .после обеда 3. в свободное время |
Суббота11.06 | 10 день День России | 1.Участие в конкурсно-игровой программе,посвящёном дню России. 2.Подготовка к танцевальному марафону 3.Культура русского чаепития прил №8 4.Игры на свежем воздухе. Русские п/и :Ручеек,.Жмурки.Гуси -лебеди..Ловишкипарами..Игры по интересам, настольные игры . | Площадь «Победы» Городской парк. | 1..после завтрака 2. после обеда 3.в свободное время |
Вторник 14.06 | 11 день Танцевальный марафон | 1. Познавательно-развлекательная программа « В гостях у мастеров народных 3. Танцевальный марафон 2.История создания русских изб .прил №5 4..Игры на свежем воздухе. Русские п/и :Ручеек,.Жмурки.Гуси -лебеди..Выжигало. Игры по интересам, настольные игры . | Музей Кавцевич С.В ДЮЦ Городской парк. | 1..2После завтрака 2.После обеда 4.В свободное время |
Среда 15.06 | 12день Спортивный праздник | 1. Князь Александр Невский – великий русский правитель, полководец. Семь его подвигов.прил.№3 2. «Русские забавы» спортивные игры и состязания 3.Какими игрушками играли дети.прил.№4 4. .Игры на свежем воздухе . Русские п/и «Ручеек». Млечина–калечина.Удочка Игры с мячом..Игры по интересам, настольные игры | ДЮЦ Беляй Е,С Городской парк. | 1.2.После завтрака 3.После обеда 4.В свободное время |
Четверг 16.06 | 13 день | 1.Игра –путешествие «Мир русских былин» . прил.№15 2.Мастер –класс: «Кукла мотанка» 3.Игры на свежем воздухе. Русские п/и «Ручеек». Млечина–калечина.УдочкаЦепи.Игры с мячом. Игры по интересам, настольные игры | ДЮЦ Городской парк. | 1. .После завтрака .2.После обеда .3.В свободное время |
Пятница 17.06 | 14 день Исторические свитки | 1.Экскурсия к ЖД вокзалу по памятным местам 2. Подготовка к конкурсу «Битва хоров» - песня «Во поле береза стояла» 3. Подготовкак закрытию смены:разучивание стихи .песни 4.Игры на свежем воздухеРусские п/и «Ручеек». Млечина–калечина. Жмурки.Ловишки парами Игры по интересам, настольные игры | ЖД вокзал,20 школа Кавцевич С.В. Городской парк | 1.после завтрака 2.3.после обеда 4.всвободное время |
Суббота 18.06 | 15 день Битва хоров | .1. Конкурс «Битва хоров» 2.Подготовка к закрытию смены- разучивание хороводов, песен, частушек .Подготовка к сказке «Петушок, золотой гребешок»- пальчиковый театр 3.Русские игры на свежем воздухе:Удочка.Колечки -колечки Лохматый пес, .Игры по интересам, настольные игры | Еркина Е.Ф Городской парк. | 1.2. после завтрака 3..после обеда |
Понедельник 20.06 | 16 день | 1.Беседа – игра «Русь,Россия, Родина моя» прил.№11 2. Подготовка Гала -концерту 3.Конкурс на асфальте «Юные художники» 4. Игры на свежем воздухе: п\и игра Лохматый пес, Удочка .Игры по интересам, настольные игры | ДЮЦ Городской парк. | 1.После завтрака 3.свободное время 2.после обеда |
Вторник 21.06 | 17день | 1 .Гала - концерт 2. Игры на свежем воздухе., Удочка .Игры по интересам, настольные игры | ДЮЦ | 1.2.После завтрака 3.после обеда |
Вторник 22.06 | 18 деньДень памяти и скорби | 1. Участие в акции «Мы памяти этой верны». 2. Просмотр театрализованного представления 3.Операция «Нас здесь не было» -закрытие смены. | Площадь «Славы» РДК «Радуга ДЮЦ | 1.2.После завтрака 3.после обеда |
2. Комплекс организационно-педагогических условий. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:
-цифровой фотоаппарат;
-музыкальное оборудование;
-компьютер, интернет-ресурсы;
-спортивно-игровой инвентарь;
-развивающие, настольные игры;
-набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи;
-канцелярские товары;
-призовой фонд, грамоты, дипломы;
-методическая литература: (игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и т.д.).
Место проведения | Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные |
Кабинеты | Комната отдыха, игровые комнаты, | Материальная база ДЮЦ. Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов. | Начальник лагеря, педагоги, технический персонал |
Спортивная площадка на базе ДЮСШ | Площадка для проведения общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база ДЮЦ | Начальник лагеря, педагоги |
Двор ДЮЦ | Отрядные дела, игры- путешествия | Материальная база ДЮЦ | Начальник лагеря, педагоги |
Актовый зал | Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской | Материальная база ДЮЦ | Начальник лагеря, педагоги |
Городская библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря; мероприятия | Материальная база библиотеки | Библиотекарь |
Музей | Экскурсии | Материальная база музея | Экскурсовод |
Школьная столовая СОШ №2 | Завтрак, обед | Фонд социального страхования | Заведующая пищеблоком СОШ №2 |
Методический кабинет | Творческая мастерская вожатых, педагогов, руководителей кружков | Материальная база ДЮЦ | Методист, начальник лагеря, педагоги |
Комнаты гигиены | Туалеты, умывальники | Материальная база ДЮЦ | Начальник лагеря, педагоги, технический персонал |
Кадровое обеспечение: Кавцевич С.В. - педагог дополнительного образования, среднее педагогическое образование, курсы по профессиональной переподготовке КГБОУ ДПО ХК ИРО.
Для организации работы по реализации программы смены
1. Проводятся ежедневные планерки воспитателей (педагогов); на планёрках, ответственные за мероприятие, предоставляют информацию о ходе подготовки и проведении мероприятия, дают задания.
2. Составляются планы работы отрядов, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
3. Проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены (например «Лента событий»);
4. Совместный анализ проведённых мероприятий с целью выявления положительных и отрицательных сторон.
5. Учёт пожеланий воспитателей по проведению мероприятий для детей.
Список источников
1. «Школьные игры и конкурсы» № 10 (142) 2017г.- газета для внеклассных занятий, стр. 28-29
2. «Школьные игры и конкурсы» № 6 2017г.- газета для внеклассных занятий
3. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
4.«Школьные игры и конкурсы» № 6 2017г.- газета для внеклассных занятии
5. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
6. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
7. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
8. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
9. Титов С.В. - Волгоград: Учитель, 2004. - 132 с..Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере.
10. Бузырева Л.М. - Изд-во ЦГЛ, 2003. - 128 с.Копилка вожатских премудростей: Методическое пособие..
11. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. - М.: ТЦ "Сфера", 1998. - 138 с.Летние праздники, игры и забавы для детей.
12. Автор Елжова Н.В. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 448 с. - (Школа радости). Праздник круглый год: Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов-организаторов.
13. Интернет ресурсы:
1. https://summercamp.ru/ Подвижные_игры_на_свежем_воздухе
2.https://gostika.ru/magazine.php?mn=3&form=24&mat=12&sob=17&sort=0&page=1
Игры-розыгрыши
3.https://lifehacker.ru/20-games/20 игр на свежем воздухе для всей семьи
4.https://ped-kopilka.ru/letnii-lager/igry-na-vyjavlenie-lidera-v-letnem-lagere.html.
Игры на выявление лидера в лагере
5.https://rosuchebnik.ru/material/viktor-mikhaylovich-vasnetsov-skazochnik-s-kistyu-v-rukakh/ о Васнецове детям