Содержание
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы……………..3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………...3-5
1.2. Цели и задачи программы …………………………………………….5
1.3. Содержание программы ………………………………………………6-8
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий………9
2.1. Календарный учебный график………………………………………..9-11
2.2. Условия реализации программы ……………………………………..12
2.3. Формы аттестации (контроля)……………………………………… 12-13
2.4. Оценочные материалы ……………………………………………… .13
2.5. Методические материалы…………………………………………… 14
2.6. Рабочая программа воспитания………………………………………14-16
2.7. Календарный план воспитательной работы…………………………16
Список литературы………… ………….……………..................................17
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажные фантазии» имеет художественную направленность. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
—Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
—Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
—Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г., №196);
— Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленные Письмом Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 года №09-3242;
— СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Актуальность программы, заключается в том, что она дает возможность современному ребенку, используя ручной труд, прикоснуться к творчеству, создавая собственные продукты из различных материалов.
Осваивая программу, дети открывают для себя волшебный мир листа бумаги, постигают его свойства, структуру, знакомятся со множеством видов данного материала.
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. бумага даёт возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся от самых простых поделок из бумаги до более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Отличительная особенность программы. Новизна
Новизна программы состоит в том, что:
* разработка, изготовление и применение дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка;
* вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность (нахождение информационного материала с помощью библиотеки, интернета).
Отличительная особенность программы заключаются в том, что программа даёт возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребёнка для более успешного творческого развития.
Программа «Бумажные фантазии» построена по принципу «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном; нитками, кожей, природным материалом.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Бумажные фантазии» заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся. Занятия с бумагой в разных техниках помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Адресат программы:
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6-8 лет. Принимаются все учащиеся без ограничений по уровню подготовки, в том числе дети с ОВЗ. Программа рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых задач и уровня активности и заинтересованности в ней воспитанников.
Количество детей в объединении 25 человек.
Условия набора детей в коллектив: набор проводится по желанию ребенка и с согласия родителей, без ограничений по уровню подготовки, в том числе дети с ОВЗ и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. При приёме в группу учитывается интерес и мотивация к данному направлению деятельности.
Структура программы разработана с учетом возрастной психологии детей и их интересов. Характерная особенность этого возраста — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими руками. Аналитическая деятельность находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предмета, наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление. Дети еще не могут всесторонне обдумывать свои решения, принимают их торопливо, наспех, импульсивно, поэтому педагог берет на себя роль наставника. К возрастным особенностям внимания также относится его сравнительно небольшая устойчивость, поэтому во время занятий необходимы небольшие паузы для отдыха (физкультминутки и релаксирующие паузы).
В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Объем и срок освоения программы
Данная программа реализуется в течение четырех месяцев в объеме – 16 часов (16 недели обучения). Период обучения с 01.09.2022-31.12.2022 г.
Форма обучения - очная.
Уровень программы - по целевому ориентированию и уровню сложности данная общеразвивающая программа является программой ознакомительного (стартового) уровня.
Особенности организации образовательного процесса
Формы организации деятельности детей на занятии: групповые – для всей группы при изучении общих и теоретических вопросов, индивидуально-групповые на практических занятиях. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Режим занятий, периодичность и продолжительность
Обучающиеся по данной программе могут заниматься 1 час в неделю, занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу, продолжительность занятия составляет 40 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей обучающихся через освоение различных техник работы с бумагой.
Задачи:
обучающие:
обучать различным приемам работы с бумагой;
формировать умение следовать устным инструкциям, читать и
зарисовывать схемы изделий;
воспитательные:
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
формировать культуру труда;
расширять коммуникативные способности;
развивающие:
формировать художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию;
развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление,
пространственное воображение;
развивать мелкую моторику рук и глазомера.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№п/п | Тема | Количество часов | Формы аттестации/контроля | | | |
Всего | Теория | Практика | | | |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Беседа, устный опрос | | | |
2 | Аппликация | 3 | 1 | 2 | Беседа, обсуждение, самостоятельная работа | | | |
3 | Вырезание | 1 | 0,5 | 0,5 | | | |
4 | Оригами | 2 | 1 | 1 | | | |
5 | Изготовление открыток | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, устный опрос, творческое задание | | | |
6 | Торцевание | 3 | 1 | 2 | Беседа, устный опрос, творческое задание | | | |
7 | Моделирование | 4 | 1 | 3 | Беседа, устный опрос, творческое задание | | | |
8 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Беседа, выставка | | | |
| ИТОГО | 16 | 6 | 10 | | | | |
Содержание учебного плана
Раздел №1. Вводное занятие- 1 час
Теория. Знакомство с видами бумаги, основными инструментами, необходимыми для обработки бумаги. Инструктаж по технике безопасности при работе с режущими инструментами. Беседа «Превращение бумажного листа», дающая ответ на вопрос «что можно сделать с бумажным листом?».
Формы контроля. Устный опрос
Раздел 2. Аппликация (3 ч.)
Теория. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы.
Практика. Собачки из кругов. Аквариум; Панно «Осенние деревья»; Аппликация из круглых салфеток.
Формы контроля. Устный опрос
Раздел 3. Вырезание (1 ч.)
Теория. Понятия «симметрия», «симметричное вырезание»;
Практика. Вырезание бабочки. Майский жук. Новогодняя гирлянда.
Формы контроля. Самостоятельная работа
Раздел 4. Оригами (2 ч.)
Теория. Знакомство с термином «оригами» и краткой исторической справкой по истории искусства оригами.
Практика. Складываем динозавра.
Формы контроля. Самостоятельная работа
Раздел 5. Изготовление открыток (1 ч.)
Теория: Знакомство с термином «открытка»
Практика. Изготовление открыток на тему «День рождения», «С Новым годом», «С Днём защитника Отечества», «С 8 Марта» с применением ранее изученных приёмов.
Формы контроля. Устный опрос, творческое задание.
Раздел 6. Торцевание (3 ч.)
Теория. Знакомство с понятием «Торцевание». Техника «Торцевание».
Виды торцевания.
Практика. Изготовление коврика «Дары осени»; Изготовление игрушки «Тигрёнок».
Формы контроля. Устный опрос, творческое задание.
Раздел 7. Моделирование (4 ч.)
Теория: История возникновения бумажных салфеток. Производство
бумажных салфеток. Применение и виды бумажных салфеток.
Практика. Изготовление магнита «Рыбка» из гофрополосок; Изготовление рамочки для фотографии; Цветок из фольги.
Формы контроля. Устный опрос, творческое задание.
Раздел 8. Итоговое занятие (1ч.)
Выставка творческих работ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения программы будут достигнуты следующие результаты:
Личностные результаты:
- сформированность мотивации к творческому труду, работе на конечный результат;
- имеют навыки самостоятельности и личной ответственности за собственные поступки;
- имеют навыки коммуникации (доброжелательность, соопреживание, эмоциональное восприятие и т.п.).
Метапредметными результаты:
развитие эмоциональной сферы, пространственного и логического мышления, художественно-эстетического вкуса, творческого воображения, сформированность оценочных и рефлексивных умений в декоративно-прикладной деятельности (понимание и осознание причин ее успеха или неуспеха);
использование в работе сформированных в процессе обучения навыков пространственного и логического мышления, демонстрация в выполненных заданиях творческого воображения и фантазии.
Предметные результаты:
- используют приобретенные знания и умения для изготовления не сложных творческих работ по бумагопластике и декоративно-прикладному творчеству;
- знать правила техники безопасности;
- знать термины основных изучаемых понятий техники торцевания, назначение и свойства материалов, назначение применяемых ручных инструментов, виды, приемы и последовательность выполнения операций;
- знать различные техники работы с бумагой и последовательности изготовления изделий;
- знать о материалах и инструментах, применяемых в этом виде прикладного искусства, правилами безопасной работы с ними;
- уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- уметь работать с различными инструментами и приспособлениями с соблюдением техники безопасности;
- уметь применять выразительные средства различных видов декоративного творчества для изготовления собственных продуктов;
- уметь воплощать свои творческие идеи в изделиях;
- уметь оформлять готовые изделия.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | С Е Н Т Я Б Р Ь | 5 | 13.00-13.40 | Лекция с элементами беседы | 1 | Вводное занятие. Цели и задачи занятий, техника безопасности на занятиях | Кабинет начальных классов | устный опрос |
2 | 12 | 13.00-13.40 | Лекция с элементами беседы | 1 | Основы аппликации. | Кабинет начальных классов | устный опрос |
3 | 19 | 13.00-13.40 | Лекция, Практическое занятие | 1 | Аппликация из геометрических фигур | Кабинет начальных классов | Творческое задание |
4 | 26 | 13.00-13.40 | Практическое занятие | 1 | Аппликация из круглых салфеток | Кабинет начальных классов | Творческое задание |
5 | О К Т Я Б Р Ь | 3 | 13.00-13.40 | Лекция с элементами беседы | 1 | Симметричное вырезание. Составление композиции. | Кабинет начальных классов | Самостоятельная работа |
6 | 10 | 13.00-13.40 | Лекция с элементами беседы | 1 | Искусство и базовые формы оригами | Кабинет начальных классов | устный опрос |
7 | 17 | 13.00-13.40 | | 1 | Складывание из квадрата динамических игрушек | Кабинет начальных классов | Творческое задание |
8 | 24 | 13.00-13.40 | Практическое занятие | 1 | Открытка | Кабинет начальных классов | Творческое задание |
9 | 31 | 13.00-13.40 | Лекция с элементами беседы | 1 | Объёмное торцевание. | Кабинет начальных классов | устный опрос |
10 | Н О Я Б Р Ь | 7 | 13.00-13.40 | Практическое занятие | 1 | Коврик в технике «торцевание» | Кабинет начальных классов | Творческое задание |
11 | 14 | 13.00-13.40 | Практическое занятие | 1 | Игрушка в технике «торцевание» | Кабинет начальных классов | Творческое задание |
12 | 21 | 13.00-13.40 | Лекция с элементами беседы | 1 | Моделирование из бумажных салфеток | Кабинет начальных классов | устный опрос |
13 | 28 | 13.00-13.40 | Лекция с элементами беседы | 1 | Моделирование из гофрированной бумаги | Кабинет начальных классов | Творческое задание |
14 | Д Е К А Б Р Ь | 5 | 13.00-13.40 | Практическое занятие | 1 | Моделирование из картона | Кабинет начальных классов | Творческое задание |
15 | 12 | 13.00-13.40 | Практическое занятие | 1 | Моделирование из фольги | Кабинет начальных классов | Творческое задание |
16 | 19 | 13.00-13.40 | Творческая мастерская | 1 | Итоговое занятие | Кабинет начальных классов | Выставка |
| | | | | | | | |
2.2. Условия реализации программы
К условиям реализации программы относятся следующие аспекты:
Материально- техническое обеспечение
учебный кабинет с оборудованными партами (столами);
классная доска, интерактивная доска с программным обеспечением;
шкаф для хранения оборудования, учебных пособий и документации
персональный компьютер с доступом в Интернет;
мультимедийный проектор;
образцы работ, выполненных в технике квиллинг, оригами, торцевание;
плакаты, рисунки, наглядный материал, схемы, пошаговые инструкции по выполнению заданий;
канцелярские товары (ножницы, линейка, цветная бумага, картон, офисная белая и цветная бумага, краски, ватман, клей);
настольно – дидактические, развивающие игры.
Информационное обеспечение
Интернет- ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/–«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»;
http://video.edu-lib.net- учебные фильмы
http://stranamasterov.ru/- страна мастеров (творчество для детей и взрослых);
http://www.soido.ru/Pr_HudTvor.pdf- «Художественное творчество».
http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/
http://lensut.narod.ru/brosovyi.ht
Кадровое обеспечение осуществляется за счет штатных педагогических работников базовой образовательной организации (учителем начальных классов).
2.3. Формы аттестации (контроля)
Процесс обучения и освоения данной общеобразовательной программы предусматривает следующие виды контроля:
Входной контроль проводится в начале обучения. С обучающимися проводится беседа с целью выявления уровня знаний о возможностях работы с бумагой.
Текущий контроль проводится через опрос, выполнение практических заданий.
Итоговый контроль проводится через организацию выставки творческих работ.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: устный опрос, наблюдение, самоанализ и самооценка. На занятиях также используются такие формы контроля, выставка работ, творческое задание.
2.4. Оценочные материалы
Образовательный процесс проходит в очной форме, построен по двум основным видам деятельности:
- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом на основе современных педагогических технологий (в том числе кейс-технологий, лекционные материалы);
- самостоятельная и практическая работа обучающихся (научатся работать нужными инструментами и приспособлениями при выкладке мозаики).
В программе реализуются теоретические и практические блоки, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, сформировать практические навыки в области алмазной вышивки. Таким образом, данная программа позволяет развить у обучающихся творческий склад мышления, способности к самостоятельному поиску, решению поставленных проблем, и создать условия для творческого самовыражения личности.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Основная форма деятельности обучающихся — это самостоятельная и практическая деятельность, в сочетании с групповой.
Виды занятий: вводное занятие; ознакомительное занятие; мастер-класс; комбинированное занятие; итоговое занятие.
Уровни освоения программы учащимися
Высокий уровень: Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности.
Знают название материалов, их свойства, особенности обработки и применения, различные приёмы при работе с бумагой, правильно обращается с инструментами; умеет следовать устным инструкциям, создаёт изделия как по образцу, так и по собственному замыслу; умеет работать в коллективе.
Средний уровень: Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. В названии материалов и их свойствах допускает ошибки, путает инструменты для обработки, знает лишь основные приёмы работы с бумагой; может следовать письменным
инструкциям; для успешной работы в коллективе необходима помощь педагога.
Низкий уровень: Учащийся не заинтересован в учебной, познавательной и творческой деятельности. Слабо владеет материалом программы, не может принимать участие в коллективной работе.
2.5. Методические материалы
При обучении по данной программе используются следующие методы:
- словесные (рассказ, беседа, лекция);
наглядно-иллюстративные (наблюдение, показ, демонстрация);
практические (практические работы);
частично-поисковый,
творческий.
Методы обучения выбираются согласно дидактическим целям программы, соответствует характеру содержания занятий, с учетом уровня развития и знания учащихся.
Для изучения теоретического и практического материала данная программа предусматривает использование следующих форм занятий:
- практическое занятие;
- лекция с элементами беседы;
- творческая мастерская.
В рамках реализации данной программы используются педагогические технологии: здоровье-сберегающая, игровая, сотрудничества, индивидуализации и обучения, коллективной творческой деятельности, ИКТ, технология развития критического мышления.
Примерный алгоритм построения учебного занятия:
этап - постановка проблемы;
этап - конструирование решения;
этап - демонстрация результатов и рефлексия.
Дидактический материал соответствует тематике занятий, подбирается педагогом индивидуально в соответствии с целями и задачами занятия: раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, схемы, таблицы.
2.6. Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания для обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Бумажные фантазии» разработана в соответствии с основными положениями Программы воспитания МБОУ СОШ с. Куприяновка на 2021-2026 годы.
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого, общей целью воспитания является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Цель воспитания обучающихся по программе «Бумажные фантазии» направленные на раскрытие их творческих
способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
В соответствии с возрастными особенностями школьников в общей цели воспитания выделяются наиболее важные для реализации рабочей программы воспитания целевые приоритеты в воспитании младшего школьного возраста:
создание благоприятных условий для усвоения детьми социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут;
развитие умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов и накопление ими опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.
Среди знаний, умений и навыкам для этого уровня в настоящей рабочей программе воспитания выделены следующие:
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Задачи воспитания:
- воспитывать духовно-нравственные качества характера обучающихся.
- воспитывать быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
Формы и содержание деятельности
Учебное занятие в системе дополнительного образования является основной формой учебно-воспитательного процесса и организации свободного времени учащихся. Воспитание на занятиях осуществляется преимущественно через: вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; формирование в объединениях детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; поддержку обучающихся с установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций.
Реализация воспитательного потенциала учебного занятия по программе «Бумажные фантазии» происходит в рамках следующих ее видов:
Познавательная деятельность. Передача обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор.
Художественное творчество. Создание благоприятных условий для самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Игровая деятельность. Раскрытие творческого, умственного и физического потенциала, развитие навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Для практической реализации поставленных цели и задач воспитания используются следующие формы работы: КТД, акция, конкурс поделок, викторина, игра-путешествие.
Планируемые результаты реализации рабочей программы воспитания
- сформированность мотивации к творческому труду, работе на конечный результат;
- сформировать навыки самостоятельности и личной ответственности за собственные поступки;
- сформировать навыки коммуникации (доброжелательность, соопреживание, эмоциональное восприятие и т.п.).
2.7. Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия, события | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | «День учителя» | акция | октябрь |
2 | «7Я!» | конкурсная игра | ноябрь |
3 | «День матери» | акция | ноябрь |
4 | Новый год: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс поделок | конкурс | декабрь |
5 | «Рота подъем!» | акция | февраль |
6 | «8 Марта» | акция | март |
7 | «Спешите делать добрые дела». | конкурс | апрель |
8 | выставка детского творчества | КТД | апрель |
9 | «Окна Победы» | проект | май |
10 | «Подари подарок ветерану» | акция | май |
11 | "Мы не курим". | акция | май |
Список литературы
Литература для педагога
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1991.
Горский, В.А. Дополнительное образование детей: методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования / В.А. Горский - М.: Просвещение, 2003.
Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-Пресс книга, 2011.
Проснякова Т. Н. Книги серии: Любимый образ. - М.: АСТ- Пресс
книга, 2007.
Соколова, С. Игрушки из бумаги / С. Соколова - М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2003.
Уолтер, Х. Узоры из бумажных лент / Х. Уолтер – М.: Университет, 2000.
Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги / Д. Чиотти- Полигон С.-Петербург, 1998.
Литература для учащихся:
Данилова А.Ю. Объёмные игрушки из картона. Гофроквиллинг для
детей и родителей. - СПб: Питер, 2014г.
Данилова А.Ю. Объёмные игрушки из картона. Гофроквиллинг для
детей и родителей. - СПб: Питер, 2014г.
Дженкинс, Д. Поделки и сувениры из бумажных ленточек / Д. Дженкинс - М.: Просвещение, 1982.
Пашаев, А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: искусство в школе / А.А Пашаев, З.Н. Новлянский, - М.: Просвещение, 1995.
Уолтер, Х. Узоры из бумажных лент / Х. Уолтер – М.: Университет, 2000.
Соколова С.В. Оригами. Игрушки из бумаги. – СПб: Валери, 1999.
Литература для родителей:
1.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт- Петербург, «Литера», 1997
2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
3.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. Издательство:
Скрипторий,2007.