Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Большеалабухская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района Воронежской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УР Директор МКОУ Большеалабухской СОШ
_____________Юрченко С.В. __________Крутоголовова И.М.
«___»_________2019г. Приказ №________от__________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЭТОТ РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»
Учитель начальных классов Краснокутская Е.С.,
I квалификационная категория
Направление: художественно-эстетическое
Тип программы: образовательная
Нормативный срок: от 7 до 12 лет, 3 года
Большие Алабухи, 2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.1. Цели и задачи 4
1.2. Сроки реализации программы 5
1.3. Способы проверки результатов 5
1.4. Предполагаемый результат реализации программы 6
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6
2.1. Задачи на 1 год обучения 7
2.2. Тематический план 7
2.3 Содержание программы (первый год обучения) 8
2.4. Оценка эффективности программы к концу 1 года обучения 11
2.5. Задачи на 2 год обучения 11
2.6. Тематический план 12
2.7. Содержание программы (второй год обучения) 12
2.8. Оценка эффективности программы к концу 2 года обучения 14
2.9. Задачи на 3 год обучения 15
2.10. Тематический план 15
2.11. Содержание программы (третий год обучения) 16
2.12. Оценка эффективности программы к концу 3 года обучения 17
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами, единственными и обязательными для всех.
Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования. Через рисунок дети выражают свои сокровенные мысли, чувства. Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая ребенку чувствовать красоту окружающего мира, учитель незаметно прикасается к этим уголкам.
Актуальность программы
Программа «Этот разноцветный мир» учит раскрывать души детей для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. Она тесно соприкасается с литературой, историей, религией, философией.
Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.
Отличительные особенности и новизна программы
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.
В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
Программа «Мир красок» помогает ребёнку ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений. При помощи красок, звуков, движений постигается действительность, постигается мир. Предметом исследования является сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.
На занятиях дети слушают эмоциональные рассказы учителя из жизни выдающихся художников, композиторов, музыкальных исполнителей, рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в духовном мире.
Для бесед об искусстве рекомендуются следующие произведения искусства: И.Бродский «Опавшие листья»; И.Грабарь «Мартовский снег»; Левитан «Весна. Большая вода», «Март», «Золотая осень»; В.Пластов «первый снег»; В.Серов «Осень»; А.Саврасов «Грачи прилетели»; И.Шишкин «На севере диком»; Ю.Васнецов «Три медведя». Знакомство воспитанников с произведениями народных мастеров – дымковской игрушкой, Городецкой росписью, гжельской керамикой, хохломской росписью.
Следует помнить, что огромное влияние на активизацию изобразительной деятельности детей, на их идейно – эстетическое воспитание оказывает прослушивание музыкальных произведений П.Чайковского, Л.Бетховена, Э.Грига, С.Прокофьева, Д.Кабалевского и других композиторов, что обеспечивает глубокое прочувствование художественных образов, создает соответствующий эмоционально – образный настрой.
Необходимо, чтобы каждое занятие пробуждало у детей чувство прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость, воспитывало любовь к Родине.
1.1. Цели и задачи
Главная цель программы «Этот разноцветный мир» – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, умению внимательно вглядываться в жизнь, в накапливании опыта понимания красоты.
Основными задачами являются:
стремление к совершенствованию и гармонии;
умение создавать красивые мысленные образы, радоваться воображаемой красоте;
способность чувствовать и воспринимать незримую красоту;
радоваться красоте во всех человеческих проявлениях;
способность восхищаться и наслаждаться высшими образцами рукотворной красоты, высшими духовными ценностями, проникать в их глубь, в суть;
способность видеть красоту во всех проявлениях природы и восхищаться ею;
воспитание честных и благородных чувств в сердцах детей, искренности.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно – творческой деятельности, художественно – эстетическая пространственно – предметная среда. Методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребят самостоятельность, инициативность, творческую активность, способствовать снижению напряженности, скованности. Тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его готовность включиться в художественно – творческую деятельность.
Учитывая психофизические особенности воспитанников, основным видом деятельности является игра: игра-занятие, игра-сказка, игра-путешествие. Особое место отводится сказке. Сказка на занятиях облегчает вхождение детей в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития образного и творческого воображения детей. Образ сказочных героев, продуманных детьми, становиться красочнее и конкретнее, характер разнообразнее, так как вся информация черпается из живописных полотен, стихотворных строк.
По форме занятия – групповые, преимущественно с разновозрастным составом.
Продолжительность занятий зависит то увлеченности детей. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный сменой различных видов деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания.
Программа также предусматривает оценку результатов творческой деятельности воспитанников: викторины, выставки, просмотры.
1.2. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей.
1 час в неделю – 36 часов год. Всего 108 часов. Возраст обучающихся: 7-12 лет.
Наполняемость учебной группы: в группе первого года обучения насчитывается, как правило, 12-15 чел., второго года обучения – 10-12. третьего года обучения – 10-12 чел.
Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.
Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся один раз в неделю с 5-10 минутным перерывом через пол часа.
1.3. Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Тестирование
Для итогового контроля разработаны тематические тестовые материалы по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашенными экспертами (ведущими педагогами студии):
0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;
от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».
Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся по годам обучения. (Приложение 1,2,3)
1.4. Предполагаемый результат реализации программы
Наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире:
понимание эмоций, отраженных в произведениях искусств;
развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
умение находить новые нестандартные решения творческих задач;
использование выразительных средств для создания художественного образа;
усвоение нравственно – эстетических ценностей и стремление ребят руководствоваться в повседневной жизни.
Программа «Этот разноцветны мир» - это начало систематического приобщения школьников к удивительному миру искусства, к миру прекрасного, это первый шаг на пути к познанию азов художественного творчества. Поэтому особое значение имеют знания и умения по данному курсу, которыми овладевают воспитанники.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Первый год обучения
7-12 лет
(1 час в неделю)
2.1. Задачи на 1 год обучения
Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.
Умение пользоваться кистью, красками, палитрой.
Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
Овладение начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси).
Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
Применение разных способов лепки (тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность).
Умение отличать технику исполнения.
2.2. Тематический план
Первый год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
Введение в программу | 2 | 0 | 2 |
1 | Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать. | 1 | 0 | 1 |
2 | Экскурсия | 1 | 0 | 1 |
Живопись | 1,5 | 5,5 | 7 |
3 | Королева Кисточка и волшебные превращения красок. Цветовые оттенки основных цветов. | 0,5 | 1,5 | 2 |
4 | Праздник теплых и холодных цветов. Твое настроение. Рисуем дождь, солнце и солнечные лучи. | 0,5 | 1,5 | 2 |
5 | Хоровод лесных растений | 0,5 | 2,5 | 3 |
Рисунок | 1 | 3 | 4 |
6 | Волшебная линия. Композиция. Выделение композиционного центра | 0,5 | 1,5 | 2 |
7 | Создаем красивые узоры из точек. Пятно. Удивительные узоры на крыльях у бабочек | 0,5 | 1,5 | 2 |
Декоративное рисование | 3 | 19 | 22 |
8 | Мир полон украшений. Как мазками нарисовать простые по форме цветы. | 0,5 | 1,5 | 2 |
9 | Декоративные узоры. Орнамент | 0,5 | 1,5 | 2 |
10 | Сказочная рыбка. | 0,5 | 2,5 | 3 |
11 | Птицы – наши друзья. Учимся рисовать птиц. | 0,5 | 4,5 | 5 |
12 | Веселый зоопарк. Учимся рисовать животных | 0,5 | 4,5 | 5 |
13 | Наш животный мир. | 0,5 | 4,5 | 5 |
14 | Урок любования. Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 |
| Итого | 8,5 | 27,5 | 36 |
2.3 Содержание программы (первый год обучения) Раздел. Введение в программу (2ч)
Тема 1. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Рисование простых предметов.
Тема 2. Экскурсия. Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).
Раздел. Живопись (7ч)
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.
Тема 3. Королева Кисточка и волшебные превращения красок. Цветовые оттенки основных цветов.
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звездочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, желтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».
Тема 4. Праздник теплых и холодных цветов. Твое настроение. Рисуем дождь, солнце и солнечные лучи.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности теплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приемы постепенного добавления в яркий цвет белой или черной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, легкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении черной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».
Тема 5. Хоровод лесных растений.
Работа с акварелью, гуашью.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочный букет», «Дремучий лес».
Раздел. Рисунок (4ч)
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углем, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Тема 6. Волшебная линия. Композиция. Выделение композиционного центра.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Выделение композиционного центра.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты». Рисование предметов природного мира.
Тема 7. Создаем красивые узоры из точек. Пятно. Удивительные узоры на крыльях у бабочек.
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: легкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».
Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Мои любимые игрушки».
Раздел. Декоративное рисование (22ч)
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.
Тема 8. Мир полон украшений. Как мазками нарисовать простые по форме цветы.
Рисование простых цветов.
Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-цветок», «Образ из пятна».
Тема 9. Декоративные узоры. Орнамент.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.
Орнамент – повторение рисунка через определенный интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчески, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пестрая черепашка».
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Веселые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».
Тема 10. Сказочная рыбка.
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Добрая сказка».
Тема 11. Птицы – наши друзья. Учимся рисовать птиц.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воробышек», «Птицы в полёте», «Сказочная птица».
Тема 12. Веселый зоопарк. Учимся рисовать животных.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Котофеи», «Собаки», «Сказочный конь».
Тема 13. Наш животный мир.
Практическое занятие. Выполнение заданий: дети сами выбираю какой животный мир они хотят нарисовать, выбирают сюжет своей картины.
Тема 14. Урок любования. Итоговое занятие (1ч)
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
2.4. Оценка эффективности программы к концу 1 года обучения
К концу первого года обучения дети будут знать:
основные и дополнительные цвета;
цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
понятие симметрии;
контрасты форм;
свойства красок и графических материалов;
азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);
уметь:
смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
умение организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;
трудолюбие;
самостоятельность;
уверенность в своих силах.
Второй год обучения
7 -12 лет
(1 час в неделю)
2.5. Задачи на 2 год обучения
Установление прочных связей с окружающим миром, с человеком (с самим собой), привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).
Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).
Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.
Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
Моделирование художественно выразительных форм, выполненных способом сминания, складывания, комбинирования бумаги и других материалов.
Формирование знаний о значении слов аппликация, оригами, симметрия, композиция.
2.6. Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
Основы художественной грамоты | 4 | 9.5 | 13.5 |
1. | Свойства живописных материалов, приемы работы с ними: акварель, гуашь. | 0.5 | 0.5 | 1 |
2. | Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе | 0.5 | 0.5 | 1 |
3. | Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. | 0.5 | 0 | 0.5 |
4. | Основы живописи. Цвет – язык живописи. | 0.5 | 2 | 2.5 |
5. | Основы композиции. | 0.5 | 1.5 | 2 |
6. | Основные композиционные схемы. | 0.5 | 0 | 0.5 |
7. | Создание творческих тематических композиций. | 0.5 | 1.5 | 2 |
8. | Иллюстрирование литературных произведений. | 0.5 | 3,5 | 4 |
Графика | 3.5 | 8 | 11.5 |
9. | Художественные материалы. | 0.5 | 1.5 | 2 |
10. | Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка. | 0.5 | 0.5 | 1 |
11. | Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. | 0.5 | 0.5 | 1 |
12. | Монотипия. | 0.5 | 1.5 | 2 |
13. | Гравюра на картоне. | 0.5 | 1.5 | 2 |
14. | Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт. | 0.5 | 1 | 1.5 |
15. | Связь с рисунком, композицией, живописью. | 0.5 | 1.5 | 2 |
16. | Выставки, экскурсии, рисование на воздухе. | 2 | 8 | 10 |
17. | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 10.5 | 25.5 | 36 |
2.7. Содержание программы (второй год обучения)
Раздел. Основы художественной грамоты (13.5ч)
Тема 1. Свойства живописных материалов, приемы работы с ними: акварель, гуашь.
Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. Натюрморт из трех предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Рисующий свет. Трансформация плоскости в объем. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.
Тема 2. Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. Теплые цвета. Стихия – огонь. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. Зарисовки растений с натуры. « Осенние листья».
Тема 3. Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности.
Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка. Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель.
Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.
«Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.
Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела.
«Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.
Тема 4. Основы живописи. Цвет – язык живописи.
Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. «Прогулка по весеннему саду».
Тема 5. Основы композиции.
Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
Тема 6. Основные композиционные схемы.
Создание творческих тематических композиций. Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.
Тема 7. Создание творческих тематических композиций.
Тема 8. Иллюстрирование литературных произведений.
Свободный выбор тем и материалов для исполнения.
Раздел. Графика(11.5ч)
Тема 9. Художественные материалы.
Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приемы работы с ними. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.
Тема 10. Рисунок как основа графики.
Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
«Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.
«Осенние листья» - композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо.
Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве.
Тема 11. Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
Свет и тень – падающая, собственная.
Тема 12. Монотипия.
Творческие композиции с применением приемов монотипии.
«Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.
Тема 13. Гравюра на картоне.
«Терема». Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала.
Тема 14. Прикладная графика.
Открытка, поздравление, шрифт. Связь с рисунком, композицией, живописью. Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного.
Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.
Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.
Тема 16. Выставки, экскурсии, рисование на воздухе (10ч)
Тема 17. Итоговое занятие (1ч)
2.8. Оценка эффективности программы к концу 2 года обучения
К концу второго года обучения дети будут знать:
контрасты цвета;
гармонию цвета;
азы композиции (статика, движение);
пропорции плоскостных и объёмных предметов;
уметь:
выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
работать с натуры;
работать в определённой гамме;
доводить работу от эскиза до композиции;
использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
работать с бумагой в технике объемной пластики;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
Третий год обучения
7 -10 лет
Задачи на 3 год обучения
(4 часа в неделю)
2.9. Задачи на 3 год обучения
Формирование на занятиях эмоциональной атмосферы, атмосферы любви и сотоварищества, постепенное втягивание детей в осознание темы, совместный диалог, рассуждения и т.д.
Использование метода оформления интерьера класса работами детей, оформление выставок.
Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).
Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
Решение художественно-творческих задач на сочетание различных приемов аппликации (обрывание, вырезание) для достижения выразительного образа.
Моделирование художественно выразительных форм, выполненных способом сминания, складывания, комбинирования бумаги и других материалов.
Применение разных способов лепки (тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность).
2.10. Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
Основы изобразительной грамоты | 2.5 | 17.5 | 20 |
1. | Композиция. | 0.5 | 3.5 | 4 |
2. | Графика. | 0.5 | 2.5 | 3 |
3. | Цветоведение. | 0.5 | 3.5 | 4 |
4. | Монотипия. | 0.5 | 5.5 | 6 |
5. | Линейная перспектива. | 0.5 | 2.5 | 3 |
Декоративно-прикладное искусство | 1.5 | 11.5 | 13 |
6. | Прикладная графика. | 0.5 | 4.5 | 5 |
7. | Батик. | 0.5 | 3.5 | 4 |
8. | Флористика. | 0.5 | 3.5 | 4 |
9. | Выставки, экскурсии | 2 | 0 | 2 |
10. | Итоговое занятие. | 1 | 0 | 1 |
Итого | 7 | 29 | 36 |
2.11. Содержание программы (третий год обучения)
Раздел. Основы изобразительной грамоты (20ч)
Тема 1. Композиция.
Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок – тест « Впечатление о лете». Фломастеры.
«Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива.
Форма, структура.
Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель.
Тема 2. Графика.
Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заостренной палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция.
Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма.
Гуашь, акварель.
Тема 3. Цветоведение.
Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт.
Тема 4. Монотипия.
«Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь черная, заостренные палочки.
«Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен.
Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь.
«Цветы и травы весны». Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.
«Скачущая лошадь». Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. «Улицы моего города».
Тема 5. Линейная перспектива.
Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам.
Оформление работ к выставке.
Раздел. Декоративно-прикладное искусство (13ч)
Тема 6. Прикладная графика.
Введение в тему. Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом.
«Цветы». Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приема - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели».
«Цветы и травы». Декоративная роспись. Ассиметричная композиция.
Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи.
«Цветы и бабочки» – декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа.
Плакат – вид прикладной графики. Поздравление ко Дню учителя.
Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах.
Новогодние поздравления. Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи.
Открытка – поздравление к 8 марта. Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа.
Тема 7. Батик.
Холодный батик – особенности его как вида декоративно-прикладного искусства. Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом.
«Осенние листья». Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок.
«Туманный день». Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией.
Кукольный антураж. Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом.
Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком.
Тема 8. Флористика.
Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий.
Тема 9. Выставки, экскурсии (2ч)
Тема 10. Итоговое занятие (1ч)
Оформление работ, выставки, посещение выставок.
2.12. Оценка эффективности программы к концу 3 года обучения
К концу третьего года обучения дети будут знать:
основы линейной перспективы;
основные законы композиции;
пропорции фигуры и головы человека;
различные виды графики;
основы цветоведения;
свойства различных художественных материалов;
основные жанры изобразительного искусства;
уметь:
работать в различных жанрах;
выделять главное в композиции;
передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
умение воспринимать конструктивную критику;
способность к адекватной самооценке;
умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
трудолюбие, упорство в достижении цели.
3. Методическое обеспечение
1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей младшего школьного и среднего возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации.
Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры на развитие фантазии и воображения.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, автором предложена методика структурирования занятий по ИЗО.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определенным заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приемов.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
Нередко игровая смена различных приемов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Детям предоставляется возможность углубить и расширить знания в процессе познания мира животных, птиц, человека, пейзажа и т.д.
В программе предусматривается три вида занятий: индивидуальные, групповые, коллективные, имеется возможность их сочетания.
Программа дает возможность ребятам приобщиться к достижениям культуры через беседы, просмотр видеофильмов, слайдов, репродукций, а также походов на выставки, музеи и выставки собственных работ.
У детей формируется умение сориентироваться в жизни, достигается постоянное приобретение умений и навыков в любимом деле, профориентация на будущее, а главное - становление характера, развитие нравственно-эстетических качеств в процессе занятием искусством.
Преемственность и согласованность данной программы со школьными позволяет расширить кругозор детей, воспитать в них хороший вкус, привить детям навыки и умения, которые будут способствовать успешному приобретению школьных знаний.
Данная программа основывается на последних разработках школьных программ и программ дополнительного образования, таких, как художников Неменского и Левина.
На занятиях присутствует сотворчество учителей и детей, объединенное общим содержанием, поддерживается интерес к совместным действиям, используется художественное слово (потешки, загадки и стихи). Все это вызывает у детей эмоциональный отклик и создает радостное настроение. Дети становятся духовно богаче, задумываются о смысле жизни, становятся быть добрыми и учатся сострадать. От искусства человек прозревает. Это есть то главное, чему учит кружок по изобразительному искусству «Мир красок».
Заключительная часть Литература
Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Москва «Педагогическое общество.России», 2014 г.
Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2012 г.
Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма-Пресс, 2003 г.
Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2016 г.
Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006 г.
Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2012 г.
Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2013 г.
Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2010 г.
Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2014 г.
Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2015.
.Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2012.
Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2012.
Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр». Москва «Росмэн» 2012.
Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008. «Тестопластика»
Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2013.
Блейк В. « Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2013.
Приложения
Тестовые материалы для итогового контрольного опроса обучающихся на выявление уровня знаний теоретического материала.
Приложение 1
Первый год обучения
ФИО | № п/п | Перечень вопросов | Ответы | Оценка |
Правильный ответ | Не во всем правильный ответ | Неверный ответ |
1 | Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? | | | | |
фиолетовый цвет? | | | | |
зеленый цвет? | | | | |
2 | Какие цвета относятся к теплой гамме? | | | | |
3 | Какие цвета относятся к холодной гамме? | | | | |
4 | Что такое симметрия? | | | | |
Какие предметы имеют симметричную форму? | | | | |
5 | Какие геометрические фигуры ты знаешь? | | | | |
6 | Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах? | | | | |
7 | Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа? | | | | |
8 | С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)? | | | | |
9. | Что такое орнамент? | | | | |
Приложение 2
Второй год обучения
ФИО | № п/п | Перечень вопросов | Ответы | Оценка |
Правильный ответ | Не во всем правильный ответ | Неверный ответ |
| 1. | Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт) | | | | |
2. | Чем отличается эскиз от композиции | | | | |
3. | Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение? | | | | |
4. | Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение? | | | | |
5. | Какие линии используются в рисунке? | | | | |
6. | Чем отличается плоская аппликация от объёмной? | | | | |
7. | Что такое линия горизонта? | | | | |
8. | Чем отличаются акварельные краски от гуаши? | | | | |
9. | Какие объёмные формы ты знаешь? | | | | |
10 | Какие цвета являются контрастными? | | | | |
Приложение 3
Третий год обучения
ФИО | № п/п | Перечень вопросов | Ответы (в баллах) | Оценка |
Правильный ответ | Не во всем правильный ответ | Неверный ответ |
| 1. | Назови известных русских художников, работавших в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт) | | | | |
2. | Что такое ритм в орнаменте? | | | | |
3. | Какие средства использует художник, чтобы выделить центр композиции? | | | | |
4. | Какие народные промыслы ты знаешь? | | | | |
5. | Что означает рефлекс в живописи? | | | | |
6. | Что означает тон в рисунке? | | | | |
7. | Какие графические материалы ты знаешь? | | | | |
8. | Что такое стилизация природных форм? | | | | |
9. | Какие виды изобразительного искусства ты знаешь? | | | | |
10. | Что означает техника «гризайль»? | | | | |