Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно- спортивной направленности «Таэквон-до»
(в летнем оздоровительном лагере при школе)
Предназначена для детей 7- 16 лет.
Срок реализации программы – 21 день
Разработчики программы: Ким Р.И. учитель ФК,
Ким О.И. учитель ФК
г. Выборг , 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Таэквон – до - вид боевого искусства, не знающий равных по мощности и эффективности техники. Составляющие этого искусства дисциплина, техника и дух являются средствами развития у занимающихся чувства справедливости, твердости, гуманизма и целеустремленности.
Таэквон-до научно обоснованный способ использования своего тела в целях самообороны, позволяющий в результате интенсивных физических и духовных тренировок необычайно расширить диапазон индивидуальных возможностей человека.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Таэквон-до» предназначена для детей младшего, среднего, старшего школьного возраста и призвана развить в детях физическую силу и устойчивость, концентрацию внимания, психическое здоровье. В условиях, когда падает физическая активность у детей, данная программа имеет особую актуальность. Воспитание и развитие целеустремленности, твердости очень важно в педагогическом плане, дети обучаются через овладение искусством таэквон-до преодолевать трудности, в том числе, возникающие в 4 учебном процессе.
Направленность.
Программа относится к физкультурно-спортивной направленности. Уровень программы — общекультурный.
Программа разработана на основе:
« Энциклопедия таэквон-до», автором которой является генерал Чой Хонг Хи.
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 201 З года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательными программам»,
Устава ОУ
Цель программы: сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
Обучать занимающихся приемам самоконтроля и элементам закаливания организма; технике рационального дыхания.
Формировать умения и навыки правильного выполнения движений.
Развивающие:
Воспитательные:
Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа реализуется для детей одной смены детского оздоровительного лагеря, возраст детей от 7 до 16 лет. Ограничений по здоровью нет. Количество человек в группе — 10-12 человек.
Сроки реализации программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Таэквон-до» рассчитана на 1 смену — 21 день. Программа включает в себя теоретические и практические занятия.
Программа предусматривает следующее количество часов в неделю:
Группа 7-8 лет- 5 часов в неделю (5 дней по часу в день), всего 15 часов в смену.
Группа 9-10 лет - 5 часов в неделю (5 дней по 1 часу в день), всего 15 часов в смену.
Группа 11-13 лет- 4 часа в неделю (4 дня по 1 часу в день или 2 дня по 2 часа), всего 12 часов в смену.
Группа 14-16 лет- 4 часа в неделю (4 дня по 1 часу в день или 2 дня по 2 часа), всего 12 часов в смену.
Формы и режим работы.
Форма обучения по программе — очная. Формы проведения занятий — тренировки. Форма организации занятий — групповая. Возрастных ограничений нет. Могут заниматься как мальчики, так и девочки.
При планировании занятий учитывается возраст и уровень спортивного мастерства учеников и в соответствии с этим составляется специальный комплекс упражнений.
Лучшим вариантом развития физических качеств начинающих спортсменов являются игры. Они развивают скоростные данные, координацию, игровое мышление и реакцию детей на быстро меняющуюся обстановку в ходе игры.
Постепенно в комплекс физических упражнений вводятся технические приёмы базовой техники. Нельзя форсировать техническое мастерство, тем более на начальной стадии. Основной принцип — постепенность, повторение пройденного.
Разучивание технических приёмов должно сочетаться с упражнениями на расслабление. Занятия необходимо проводить в интересной доступной форме. Многое здесь зависит от той психологической атмосферы, которая царит внутри коллектива, от личности педагога. Именно педагог обязан уже в раннем возрасте сформировать у детей товарищеское отношение друг к другу, уважение к залу, к спортивной форме, старшему по званию.
Система занятий представляет собой условную схему. Обязанностью педагога является составление детально проработанного плана подготовки детей и методики каждого занятия.
Отличительная особенность программы.
Данная программа предусмотрена для разных возрастных групп: 7-8 лет, 9-10 лет, 11-13 лет, 14-16 лет. Поскольку программа рассчитана на одну лагерную смену, основной упор делается на освоение детьми начальных умений и навыков работы Содержательная часть программы общая для всех групп. Отличие в различной степени сложности тем программы, соответственно возрастным особенностям детей. В программе присутствует тематический принцип планирования учебного материала. В соответствии с каждой темой разработана теоретическая часть и набор творческих заданий. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий, исходя из опыта детей, их возраста и степени усвоения ими учебного материала.
Предполагаемые результаты освоения программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах детей, которые ими приобретаются, формируются и закрепляются в процессе освоения программы.
внимательность, аккуратность, целеустремленность, самодисциплина;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к самооценке;
укрепление природных качеств личности: твердости духа, самодисциплины, ответственности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Умение внимательно относиться к сообщениям педагога,
Наличие целеустремленности, самодисциплины при работе.
Способность расчленять выполнение задачи на отдельные последовательные этапы.
Воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
Нацеленность на решение задачи, поставленной педагогом;
Коммуникативные УУД:
Навыки работы в группе, доброжелательное отношение друг к другу. Предусмотрительность.
Умение формулировать собственное мнение и позицию;
Умение задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами работы по данной программе являются формирование следующих умений:
Знание основных приемов Таэквон-до;
знание правил техники безопасности при работе
Формы оценивания приобретенных умений
состязания
Условия реализации программы
Организация рабочего места, соответствующая нормам СанПиНа.
Соблюдение педагогических принципов: гуманности, наглядности, последовательности изложения материала (от простого к сложному), индивидуальный и дифференцированный подход. З. Дифференциация процесса обучения
При организации учебного процесса учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности и т.д.).
4.Комплексный подход к содержанию.
5.Методическое обеспечение программы.
6. Кадровый состав: педагог с высшим или со средним специальным образованием, дополнительным образованием и опытом работы
П. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В- всего, Т-теория, П-практика
№ п/п | Содержание обучения | 7-8 лет | 9-10 лет | 11-13 лет | 14-16 лет |
В | Т | П | В | Т | П | В | Т | П | В | Т | П |
1 | ОФП | 6 | | 6 | 6 | | 6 | 4 | | 4 | 4 | | 4 |
2 | Базовая техника | 9 | | 9 | 9 | | 9 | 8 | | 8 | 8 | | 8 |
| ИТОГО | 15 | | 15 | 15 | | 15 | 12 | | 12 | 12 | | 12 |
III. СОДЕРЖАНИЕ.
1. ОФП. Направлена на развитие подвижности суставов. Применяются специальные
упражнения, которые необходимо вводить в разминку выполнять в паузах при выполнении базовых элементов или формальных комплексов. Выполняется как самостоятельно, так и в парах.
Включает в себя:
Беговые упражения.
Прыжковые упражнения. (Прыжки со скакалкой).
Упражнения на перекладине, брусьях, канате.
Упражнения с отягощением.
Отжимание.
Формальные комплексы (тули).
Изучение формальных комплексов состоит из проработки известного уже материала, закрепление технических навыков и устранение имеющихся недостатков, а также изучение новых комплексов в соответствии с программой подготовки для данной группы обучающихся.
Спарринг.
Учебные поединки включают различные виды спарринга как с партнером, так и без него.
3. Базовая техника.
Отработка базовой техники включает повторение пройденных элементов, связок и комбинаций, разучивание новых приёмов:
а) стойки
б) приёмы, выполняемые руками
в) техника ударов ногами
Методика базовой техники:
Обучение по фразам
Отработка а) на месте
б) в движении
в) в парах
Комбинации ударов руками и ногами.
Совершенствование элемента. (Используются лапы, макивары).
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
№ пп | Раздел, тема | Форма занятий | методы | Дидактический и наглядный материал, средства обучения и воспитания | Формы диагностики |
1 | ОФП | Беседа, практическое занятие,. | Показ педагогом , рассказ, | Помещение для занятий. | Наблюдение, Обсуждение, |
2 | Базовая техника | Беседа, практическое занятие, | Показ педагогом Рассказ, показ | Наблюдение, обсуждение с соревнования |
V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Агеев ВС. Методические особенности повышения эффективности тренировочного процесса спортсменок при занятиях тхэквондо. М.: РГАФК, 2009. - 89 с.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Фис, 2008. - 331 с.
Гиль К. Таэквон-до. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 221 с.
Годик МА. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М. : Фис, 2010.-170с
Зубаревич Е.Н., Овчаров А.В. Современная система спортивной подготовки. - М.: Советский спорт, 2002. - 305 с.
Иванов Ю.И. ”Уступающий“ метод развития силы // Теория и практика физической культуры. 2006. - №12. - С. 23-25.
Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба: Учебник. - М.: Просвещение, 2003. - 240 с.
Калмыков ЕВ. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах. - М.: РГАФК, 2006. - 131 с.