СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОП "Легкая атлетика"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Легкая атлетика" длядетей школьного возраста

Просмотр содержимого документа
«ДОП "Легкая атлетика"»



1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с нормативными актами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    1. - Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

    2. - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

    3. Приказами Министерства спорта Российской Федерации:

- от 12.09.2013 № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта и срокам обучения по этим программам»;

  • от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа рассчитана на одногодичный период обучения.

Этап – спортивно-оздоровительный (6-10 лет). Занятия проводятся в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком, а также утвержденным расписанием.

Основой легкоатлетических упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания. Благодаря занятиям легкой атлетикой ребенок учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений. Кроме этого, занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечнососудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма.

Легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта.

Занятия легкой атлетикой общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.

Данная программа является актуальной и востребованной для детей и их родителей, поскольку занятия легкой атлетикой являются общедоступным видом спорта, раскрывающим себя для занимающихся в разнообразие дисциплин, т.е. видов спортивных упражнений: бега, прыжков, метания, и вовлекающего детей в соревновательную деятельность. Занятия легкой атлетикой способствуют положительному оздоровительному эффекту и повышению социального статуса ребенка.

Цель программы - создание системы педагогической работы, направленной на всестороннее физическое развитие детей, укрепление их здоровья, повышение функциональных возможностей организма.

Подготовка юных лёгкоатлетов ставит перед тренером-преподавателем сложные задачи. Многолетний спортивный опыт свидетельствует о том, что очень сложно на ранних этапах выявить способности и анатомические особенности. Известно, что существует большое количество детей имеющих слабое физическое развитие, но желающих заниматься физической культурой и спортом. Ввиду сложившегося положения данная категория детей не имеет возможности заниматься в спортивной школе в основных спортивных группах. Организация и введение в спортивной школе СОГ помогает решить эту задачу и привлечь к активным занятиям физической культурой и спортом дополнительные людские ресурсы, которые восполнят ряды позитивно ориентированных групп детей и подростков.

Основные задачи на спортивно-оздоровительном этапе:

–укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие;

–постепенное и неуклонное увеличение тренировочных нагрузок;

–повышение внутренней мотивации к спортивной специализации;

–воспитание специальных двигательных и координационных качеств;

–возрастание объема средств локального воздействия на мышечные группы, работа которых является решающей в избранном виде спорта;

–развитие физических качеств;

–повышение психической устойчивости спортсмена;

–овладение теоретическими знаниями в пределах осваиваемой программы.

При организации учебно-тренировочного процесса следует руководствоваться следующими принципами:

–целевой направленности по отношению к спортивной деятельности;

–соразмеренности в развитии основных физических качеств;

Реализация указанных принципов позволяет учитывать как возрастные особенности юных спортсменов, так и требования, которые будут предъявлены к ним в будущем на других этапах.

На спортивно-оздоровительном этапе формирование групп осуществляется на внеконкурсной основе из всех желающих, не имеющих медицинских противопоказаний.


Наполняемость учебных групп и режим

учебно-тренировочной работы

Периоды обучения

Минимальный возраст зачисления

Минимальная наполняемость групп (чел.)

Максимальный количественный состав групп (чел.)

Объём учебно-тренировочной нагрузки (час./нед.)

Спортивно-технические результаты

Спортивно-оздоровительный

1 год

6-10 лет

15

30

6

Выполнение нормативов ОФП



Согласно годового календарного учебного графика программа рассчитана на 46 недель в режиме учебно-тренировочных занятий -276 часов, 6 часов в неделю, 6 недель – 36 часов в режиме обучения по индивидуальному учебному плану, всего 312 часов в год. В связи с тем, что часть занятий приходятся на праздничные дни в соответствии с расписанием, то программный материал будет выполнен за счет сокращения часов следующим образом:


Тренер-преподаватель (Фамилия И.О.)

Расписание (дни нед.)

Число занятий в день

Праздничные дни

Кол-во часов в год по факту

Условие выполнения программы (сокращение количества часов)

Раздел

Кол-во сокращаемых часов

Обухова В.В.

понедельник

2


05.11;

07.01


294

Теоретическая подготовка

1


четверг

2

03.01.

02.05;

09.05

Общая физическая подготовка

13


пятница

2

04.01;

08.03;

03.05;

10.05

Специальная физическая подготовка

2



18 часов

Техническая подготовка

2

Афонина Л.Н.

понедельник

2

05.11;

07.01


296

Теоретическая подготовка

1

среда

2

02.01

01.05;

12.06

Общая физическая подготовка

11

четверг

2

03.01.

02.05;

09.05

Специальная физическая подготовка

2



16 часов

Техническая подготовка

2




2. Учебный план

№ п/п

Наименование разделов, тема

Часы

1

Теория

10

1.1

Вводное занятие. История развития легкой атлетики.

 

1.2

Гигиена, закаливание, режим тренировочных занятий и отдыха. Питание самоконтроль.

 

1.3

Правила организации учебного занятия, нормы безопасного поведения.

 

1.4

 Самоконтроль, врачебный контроль, понятие о травмах.

 

2

ОФП

181

2.1

Выносливость

22

2.2

Быстрота

22

2.3

Гибкость

22

2.4

Сила

22

2.5

Ловкость

22

2.6

Подвижные игры

71

3

СФП

58

3.1

Скоростно-силовая подготовка

19

3.2

Специальная выносливость

19

3.3

Специальная сила

20

4

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

58

4.1

Бег

20

4.2

Прыжки в длину, с места, с разбега.

20

4.3

Прыжки высоту

18

5

Контрольно переводные испытания

4

6

Участие в соревнованиях (кол-во)

1

 

Итого часов

312



Разделы подготовки

Месяцы


ИТОГО

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8


1

Теоретическая подготовка

1

1

1

1

 

 1

1

1

1

1


 1

10

2

Общая физическая подготовка

14

15

15

15

16

15

15

15

16

15

16

14

181

3

Специальная физическая подготовка

4

6

5

4

6

4

4

5

6

4

6

4

58

4

Техническая подготовка

5

6

5

4

5

4

4

5

5

4

6

5

58

5

Соревновательная подготовка

 

 




 

 




 

1

8

Контрольно-переводные испытания по ОФП



 

 2

 

 

 

 


 


 2

4

 

Общее количество часов

24

28

26

26

28

24

24

26

28

24

28

26

312

6 недель – 36 часов – в режиме обучения по индивидуальному учебному план

Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения(%)

Срок обучения

Этап подготовки

Средства подготовки

Общая физическая

Специальная физическая

Технико-тактическая

1 год

Спортивно-оздоровительный

58%

19%

19%


3. Методическая часть


3.1. Теоретическая подготовка

Тема: История развития легкой атлетики

- Легкая атлетика как важное средство физического развития и укрепления здоровья человека.

- История развития легкой атлетики.

- Легкая атлетика - как вид спорта.(история)

- Место и значение легкой атлетики в системе физического воспитания.

- Легкая атлетика - как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков.

- Легкая атлетика как важное средство физического развития и укрепления здоровья человека.

- Исторический очерк развития легкой атлетики

- Выдающиеся отечественные спортсмены (чемпионы и призеры Олимпийский игр, чемпионатов мира и Европы, рекордсмены мира и Европы, края, города)

Тема: Гигиена, закаливание, режим тренировочных занятий и отдыха, питание

-Понятие о гигиене и санитарии.

- Общие представления об основных системах энергообеспечения человека.

-Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма.

- Средства закаливания организма - солнце, воздух, вода.

-Понятие о гигиене и санитарии.

-Гигиеническое значение кожи. Уходза телом, полостью рта и зубами.

-Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.

-Значение закаливания, Основы и принципы. Средства закаливания - солнце, воздух, вода.

-Понятие о гигиене и санитарии.

-Режим и питание. Значениеправильного питания. Назначение жиров, белков, углеводов, минеральных солей, витаминов, микроэлементов, воды в жизнедеятельности.

-Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности.

-Режим - учебный, отдыха, питания, тренировки, сна. Распорядок спортсмена.

-Вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.

Тема: Правила организации учебного процесса , нормы безопасного поведения

- Санитарные требования к спортивному залу.

-Требования к инвентарю для проведения учебного процесса.

-Правильный отбор инвентаря

- Санитарные требования к спортивному залу.

-Требования к инвентарю для проведения учебного процесса.

-Правильный отбор инвентаря

- Санитарные требования к спортивному залу.

-Требования к инвентарю для проведения учебного процесса.

-Правильный отбор инвентаря

Тема:Самоконтроль

-Сущность самоконтроля и роль его при занятиях.

-Значение врачебного исследования оценки физического развития и степени тренированности.

-Понятие о тренированности, утомлении, перетренированности.

-Профилактика перетренированности и роль в этом врачебного контроля.

-Самоконтроль - важное средство, дополняющее врачебный контроль.

Тема: Оказание первой медицинской помощи.

- Понятие массажа и его влияние на кожу, связочно-суставной аппарат, мышцы, кровеносную, лимфатическую, дыхательную и нервную систему, обмен веществ.

-Понятие о травмах.


3.2. Общая и специальная физическая подготовка

Общефизическая подготовканаправлена на общее развитие и укрепление организма,специальная - на развитие всех органов и систем применительно к требованиям избранного вида легкой атлетики. Дляобщей физической подготовкииспользуют в большей мере упражнения, оказывающие общее воздействие, а для специальной- строго направленные.С каждым годом обучения доля общефизической подготовки уменьшается, а специальной - увеличивается.

Одной из главных задач как общей, так и специальной физической подготовки является развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости.

Под общей физической подготовленностью понимают физическое состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуются высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом. ОФП способствует укреплению здоровья, совершенствованию работы всех органов и систем организма человека, развитию основных двигательных качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы, ловкости).

Типичными средствами ОФП легкоатлета являются основная гимнастика, подвижные и спортивные игры, кроссы, упражнения с набивными мячами и другими предметами.

Развитие силы (силовая подготовка)

Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использованием собственного веса /подтягивание, отжимание в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений, упражнения с отягощениями /штанга, гантели, набивные мячи, вес партнера.

·Упражнения на снарядах и со снарядами

·Упражнения из других видов спорта

·Подвижные и спортивные игры

Развитие быстроты (скоростная подготовка)

Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный отрезок времени

Подвижные и спортивные игры

Развитие выносливости

Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время

упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время /лыжи, коньки, плавание, ходьба.Подвижные спортивные игры

Развитие ловкости (координационная подготовка)

Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений

Выполнение упражнений из непривычного /неудобного/ положения

Подвижные и спортивные игры

Развитие гибкости

Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды /степени подвижности/ в суставах, упражнение из других видов спорта /гимнастика, акробатика.

Специальная физическая подготовка используется для целенаправленного развития физических качеств, которые определяют подготовленность спортсменов в избранном виде легкой атлетики. Физические качества (сила, выносливость, ловкость и гибкость) развиваются в тесной взаимосвязи. Специальные упражнения для бегунов (бег свысоким поднимаем бедра, семенящий бег, движения руками - как при беге, беговые движения ногами, лежа на спине и «стоя на лопатках», прыжковый бег, прыжки на одной и двух ногах и др.). Специальные упражнениядля прыгуна в высотус разбега (выпрыгивания, полуприседания с отягощением, наклоны назад с поворотом влево и вправо, спрыгивания и запрыгивание на возвышение в 40-60 см, прыжки через препятствия 5-6 штук, подпрыгивание на двух ногах в песке и др.). Специальные упражнения прыгуна в длину( подпрыгивание на двух ногах, многократные прыжки с одной ноги на другую, многократные прыжки на двух ногах через препятствия, выпрыгивания из глубокого приседа и полуприседа, выпрыгивания вверх из положения стоя на одной ноге на гимнастической скамейке, мах согнутой ногой из положения стоя и др.). В специально физическую подготовку входит развитие специальных качеств как : скоростно-силовые качества, специальная выносливость, специальная сила.

Скоростно-силовая подготовка- процесс воспитания и совершенствования способности учащегося выполнять упражнения, требующие проявления взрывной силы (способность проявлять наибольшую силу в наименьшее время.

Специальная выносливость-способность эффективно выполнять спортивную работу, несмотря на возникшее утомление.

Специальная сила- способность проявлять наибольшую силу в наименьшее время. Проявление силы с максимальным ускорением (например, сила, развиваемая при отталкивании прыгуна)


3.3. Техническая подготовка

В процессе тренировок юные спортсмены начинают знакомство с технической

стороной видов лёгкой атлетики:

- бег на короткие, средние и длинные дистанции

- прыжки в длину

- прыжки в высоту.

На этом этапе необходимо:

- создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им;

- научить частям (фазам или элементам) техники действия, не освоенным ранее;

- предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники.

Процесс обучение техники строится следующим образом:

- рассказ;

- показ;

- опробование.

Техническая подготовка- это процесс обучения основы техники действий выбранного вида в легкой атлетике.

Правильно организованный тренировочный процесс позволяет овладеть современной техникой легкоатлетических упражнений.

Техника - это наиболее рациональный, эффективный способ выполнения упражнений для достижения наилучшего результата. Сущность ее состоит в том, что спортсмен разумно использует свои способности для решения двигательной задачи. Техника проявляется как в форме, так и во внутреннем содержании движений. Форма характеризуется направлением движений, их амплитудой, скоростью, ритмом. Содержание - целью действий, деятельностью центральной нервной системы, напряжением и расслаблением мышц, волевыми усилиями и т.д.

Важным условием приобретения того или технического приема является сознательное отношение спортсмена к учебному процессу, осмысливание каждого движения. Не копируя технику чемпионов или рекордсменов, нужно уметь анализировать и научно обосновывать рациональность всех движений.

Совершенствование техники избранного вида легкой атлетики происходит тем успешнее, чем богаче запас двигательных навыков. Такой запас создается посредством широкого применения различных общеразвивающих и специальных упражнений, спортивных и подвижных игр, упражнений из других видов спорта.

Процесс овладения техникой и совершенствования в ней непрерывен. Ее изучают как новички, так и мастера спорта международного класса. С повышением уровня развития физических качеств изменяется и техника выполнения упражнения. Эти две стороны подготовленности спортсмена тесно взаимосвязан. В технической подготовке большую роль играют двигательные ощущения, которые позволяют вносить коррекцию в образование или совершенствование навыка. Для контроля за своими движениями можно выполнять упражнения перед зеркалом или использовать технические средства (просмотр кинокольцовок, видеомагнитофонных записей; анализ данных срочной информации о динамических и кинематических характеристиках движений).

Совершенствование техники проводится на учебных занятиях, где одновременно решаются и другие задачи. Упражнениям технического характера отдается предпочтение, но обычно они выполняются вначалезанятия, после разминки. Упражнения повторяют, пока изучаемое движение выполняется свободно, без излишних напряжений и искажений. При появлении усталости упражнения для совершенствования техники обычно прекращаются, хотя в некоторых случаях их следует продолжать, так как этого требует выполнение избранного вида легкой атлетики в соревновательных условиях. Интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления работоспособности. Упражнения для совершенствования техники отражены в заданиях для обучения техники бега, прыжков в высоту, в длину и методикибега, прыжков и метания мяч

Соревнования и прикидки (по календарю)

Первенства группы – 2 раза в год



  1. Система контроля и зачетные требования

Важнейшей функцией управления наряду с планированием является контроль, определяющий эффективность учебно-тренировочной работы с легкоатлетами на всех этапах подготовки. В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведётся учёт подготовленности путём:

- Текущей оценки усвоения изучаемого материала


- Выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке.

Цель:

Контроль над качеством специального и физического развития обучающихся 

Общеразвивающей группе.

 Задачи:

Определение уровня и учёт общей физической подготовленности обучающихся отделений за учебный год.

Программа тестирования:

  • Бег 30м.- с высокого старта, сек.

  • Челночный бег 3х10м., сек. Тест проводиться на ровной дорожке отмеряют 10 метровый участок, начало и конец, которого отмечают линей старта. За чертой два полукруга радиусом 50 см с центром на черте. На дальний круг за финишной чертой кладут кубик. Спортсмен становится за ближней чертой на стартовую линию и по команде « марш» начинает бежать в сторону финишной черты, берет кубик и возвращается к линии старта. Затем кладет кубик в полукруг на стартовой линии и снова бежит к дальней - финишнойчерте, пробегая ее.

  • Прыжок в длину с места, см- выполняется толчком двух ног от линии. Измерения дальности прыжка осуществляется рулеткой. Дается три попытки.

  • Складка за 30 сек., кол-во раз (девочки) - выполняющий упражнение лежит на спине. Руки находятся за головой. Ноги нужно поднять и незначительно согнуть в коленях, при этом бедра должны располагаться в вертикальном положении. Поднимаем туловище вертикально, при этом ноги не отрываем от поверхности.

  • Подтягивание (мальчики), кол-во раз- выполняется из положения вис хватом, руки на ширине плеч. Темп выполнения произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибание рук подборок выше перекладины.





ДЕВОЧКИ

п/п

Упражнения

ВОЗРАСТ

5-6

7-8

9

10

11

1

Бег 30 метров, сек

10,0

8,1

7,0

6,8

6,6

2

Прыжок в длину, см

126

130

140

150

170


3

Челночный бег

3 х 10 м, сек

11,1

9,4

9,2

8,8

8,5

4

Складка за 30 сек, кол-во раз

4

6

8

10

12


МАЛЬЧИКИ

п/п

Упражнения

ВОЗРАСТ

5-6

7-8

9

10

11

1

Бег 30 метров, сек

9,6

7,5

7,2

6,8

6,6

2

Прыжок в длину, см

130

140

150

160

170

3

Челночный бег

3 х 10 м, сек

10,9

8,8

8,7

8,5

8,3

4

Подтягивание, кол-во раз

1

2

4

6

8



  1. Перечень информационного обеспечения

  1. А.А. Ушаков, И.Ю. Радчич. Легкаяатлетика(многоборье) Примерная программа спортивной подготовки для дюсш, сдюшор «Советский спорт» Москва, 2005

  2. В.В. Ивочкин, Ю.Г.Травин и др. Легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба) Примерная программа спортивной подготовки для дюсш, сдюшор «Советский спорт» Москва, 2004

  3. В.Г. Никитушкин, В.Б. Зеличенок и др. Легкая атлетика (бег на короткие дистанции)Примерная программа спортивной подготовки для дюсш, сдюшор «Советский спорт» Москва, 2004

  4. И.С. Ильин, В.П. Черкашин. Легкая атлетика (барьерный бег) Примерная программа спортивной подготовки для дюсш, сдюшор «Советский спорт» Москва, 2004

  5. В.Н. Селуянов. Подготовка бегуна на средние дистанции «ТВТ Дивизион» Москва, 2007

  6. С.А. Локтев. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007

  7. А.И. Пьянзин. Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов «Теория и практика физической культуры» Москва, 2004

  8. В.Н. Селуянов. Подготовка бегуна на средние дистанции «ТВТ Дивизион» Москва, 2007

  9. С.А. Локтев. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007

  10. В.Г. Никитушкин, В.Б. Зеличенок и др. Легкая атлетика (бег на короткие дистанции)Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР «Советский спорт» Москва, 2004

  11. И.С. Ильин, В.П. Черкашин. Легкая атлетика (барьерный бег) Примерная программа

  12. В.И.Лахов, В.И.Коваль, В.Л.Сечкин. «Организация и судейство соревнований по легкой атлетике. Учебно-методическое пособие. Москва, «Советский спорт», 2004







15