СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОП "Летние фантазии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОП "Летние фантазии"»




Содержание


Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы………………3

1.1. Пояснительная записка………………………………………………….3-4

1.2. Цели и задачи программы ………………………………………………5

1.3. Содержание программы ………………………………………………...5-7

Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий…………8

2.1. Календарный учебный график…………………………………………..8

2.2. Условия реализации программы ………………………………………...9

2.3. Формы аттестации (контроля)…………………………………………...9

2.4. Оценочные материалы ………………………………………………….10

2.5. Методические материалы……………………………………………….10-11

Список литературы………… ………….……………....................................12






























Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы


1.1. Пояснительная записка

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Летние фантазии» имеет художественную направленность. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

—Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

—Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

—Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г., №196);

— Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленные Письмом Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 года №09-3242;

— СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Актуальность  программы

Актуальность программы заключается в возможности в летний период самими обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия из бумаги. Занятия бумажной пластикой  позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Актуальность программы обусловлена тем, что предлагаемые темы занятий будут интересны детям именно в летний период обучения.

Данная программа дает возможность каждому ребенку познакомиться с различными видами работы с бумагой: бумажная пластика, плоская и объемная аппликация,  используя при этом разнообразную бумагу, картон, цветные салфетки. Это позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся, в результате не наступает переутомление, интерес к творчеству не угасает. 

Отличительная особенность программы. Новизна

Новизнадополнительной образовательной программы состоит в том, что в ней обучающиеся знакомятся с самыми несложными, но доступными способами и приемами работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, аппликация, использование цилиндрических, конусных форм, в ней объединены различные виды бумаги и бумажных изделий (бумажные салфетки). 

Адресат программы

Программа разработана для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Наполняемость учебной группы: 15 человек.

Структура программы разработана с учетом возрастной психологии детей и их интересов. В возрасте 7-11 лет отмечается наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации). В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Обеспечивается прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создаются необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. Занятия по программе развивают моторику рук и усиливают тактильные ощущения, помогают развитию конструкторского мышления.

Кроме того, наиболее характерная черта обучающихся – это особенности восприятия. Дети этого возраста отличаются остротой и свежестью восприятия, они с живым любопытством воспринимают окружающую среду, и с каждым днем раскрывают все новые и новые ее стороны. Восприятие на этом уровне психологического развития связано с практической деятельностью ребенка. Воспринимать предмет- значит что-то делать, что-то изменить в нем, произвести какие-либо действия.

Условия набора детей в коллектив: для обучения принимаются все дети по желанию, не имеющие предварительной подготовки и ограничений по здоровью, в том числе дети с ОВЗ и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. При приёме в группу учитывается интерес и мотивация к данному виду деятельности.

Объем и срок освоения программы

Данная программа реализуется в течение одного  месяца в летний период  – 8 часов.

Форма обучения- очная.

Уровень программы- базовый.

Особенности организации образовательного процесса

Форма реализации образовательной программытрадиционная.

В процессе обучения используются разные формы занятий:  индивидуальные, групповые (в группах одного возраста или разновозрастных группах). Занятия строятся таким образом, что теоретические и общие практические навыки даются  для всей группы, а дальнейшая работа ведется в индивидуальном порядке с учетом личностных качеств обучающихся.

Продолжительность обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Летние фантазии» составляет один месяц. Основной учебно-тематический план составлен на 8 академических часов. Обучающиеся по данной программе могут заниматься 2 часа в неделю, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, продолжительность занятия составляет 40 минут.


1.2. Цель и задачи программы

Цель: гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с историей возникновения бумаги;

  • обучать учащихся различным способам и приемам работы с бумагой, практическим навыкам выполнения различных видов изделий;

  • научить детей приёмам безопасной работы с различными материалами и инструментами.

Развивающие:

  • развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности;

  • развивать психические процессы личности учащегося: мышление, память, внимание, творческое воображение и фантазию;

  • развивать творческую активность, коммуникативные умения, навыки работы в команде.

Воспитывающие:

  • формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;

  • воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности;

  • воспитывать трудолюбие, интерес к коллективному творчеству;

  • удовлетворять индивидуальные потребности учащихся в художественной направленности.


1.3. Содержание программы

Учебный план

№ п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1.

Правила работы в художественной мастерской

1

0.5

0.5

устный опрос

2.

Объёмная аппликация

3

0.5

2.5

защита творческой работы, конкурс

3.

Симметричное вырезание из бумаги 

2

0.5

1.5

защита творческой работы

4.

Поделки из бумажных салфеток

2

0.5

1.5

защита творческой работы, выставка


Итого

8

2

6



Содержание учебного плана


Раздел № 1 «Правила работы в художественной мастерской»- 1 час

Тема № 1«Правила работы в художественной мастерской»

Теория. Цель, задачи, содержание программы обучения. Из истории бумаги. Приёмы работы с бумагой. Материалы и инструменты для работы с бумагой. Правила техники безопасности на занятиях.

Практика. Поделки из бумажной полосы.

Раздел № 2 «Объемная аппликация»- 3 часа

Тема № 2 Полевые цветы из гофрированной бумаги: маки

Теория. Виды аппликации. Технология вырезания деталей из гофрированной бумаги, сборка цветов.

Практика. Выполнение букета полевых цветов: маков из гофрированной бумаги.

Тема № 3 Полевые цветы из гофрированной бумаги: ромашки, васильки

Практика. Выполнение букета полевых цветов: ромашек, васильков из гофрированной бумаги.

Тема № 4 Объемная аппликация «Полевые цветы»

Практика. Выполнение корзиночки из картона. Оформление букета полевых цветов из гофрированной бумаги.

Раздел № 3 «Симметричное вырезание из бумаги»- 2 часа

Тема № 5 Поделка «Божья коровка»

Теория. Правила симметричного вырезания из бумаги.

Практика. Изготовление поделки – божья коровка.

Тема № 6 Поделка «Бабочка»

Практика. Изготовление поделки – божья коровка.

Раздел № 4 «Поделки из бумажных салфеток»- 2 часа

Тема № 7 Поделка «Розочка»

Теория. Правила складывания поделок из бумажных салфеток.

Практика. Изготовление из салфеток розочки.

Тема № 8 Сюжетная аппликация «Летняя поляна»

Практика. Изготовление сюжетной аппликации: проработка сюжета, вырезание деталей, выкладывание картинки, приклеивание на основание (фон), оформление работы.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Программа направлена на достижение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творчес­кой
    деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные­
    и внешние мотивы;

  • устойчивый познавательный интерес к новым видам
    прикладного творчества, новым способам исследования техно­логий
    и материалов, новым способам самовыражения, к коллективному творчеству.

Метапредметные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • умение организовывать самостоятельную творческую деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.

Предметные результаты

Учащиеся будут знать:

  • историю возникновения бумаги, её современные виды и области применения;

  • общие сведения о способах и приёмах работы с бумагой;

  • новые инструменты для обработки материалов или новые функции уже известных инстру­ментов;

  • правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми на занятиях.

Учащиеся научатся:

  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств отобранных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделки изделия; экономно расходовать используемые материалы;

  • создавать практичные изделия;

  • использовать ранее изученные приемы в новых комбина­циях
    и сочетаниях;

  • осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи.














Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Календарный учебный график


п/п

Месяц


Число


Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля


1

и

ю

н

ь


3

11.00-11.40

беседа

1

Правила работы в художественной мастерской

кабинет технологии

устный опрос


2

7

11.00-11.40

практическое занятие

1

Полевые цветы из гофрированной бумаги: маки

кабинет технологии

защита творческой работы


3

10

11.00-11.40

практическое занятие

1

Полевые цветы из гофрированной бумаги: ромашки, васильки

кабинет технологии

защита творческой работы


4

14

11.00-11.40

творческая мастерская

1

Объемная аппликация «Полевые цветы»

кабинет технологии

конкурс


5

17

11.00-11.40

практическое занятие

1

Поделка «Божья коровка»


кабинет технологии

защита творческой работы


6

21

11.00-11.40

практическое занятие

1

Поделка «Бабочка»

кабинет технологии

защита творческой работы


7

24

11.00-11.40

практическое занятие

1

Поделка «Розочка»

кабинет технологии

защита творческой работы


8

28

11.00-11.40

творческая мастерская

1

Сюжетная аппликация «Летняя поляна»


кабинет технологии

выставка




2.2. Условия реализации программы


Материально- техническое обеспечение

Для реализации данной программы необходимо иметь:

1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;

2. Столы для обучающихся – 10 шт.;

3. Стулья – 20 шт.;

4.Доска – 1 шт.

5.Шкаф для хранения изделий, дидактического и наглядного материала- 1 шт.

6.Компьютер, мультимедийный проектор.

Перечень инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: ножницы, клей, гофрированная бумага, картон, цветная бумага, цветные салфетки, цветные карандаши, акварельные краски.

Информационное обеспечение

При реализации программы целесообразно использование следующих ЭОР:

  1. http://stranamasterov.ru

  2. http://mastera-rukodeliya.ru/1135-osnovy-kvillinga.html

Кадровое обеспечение

Руководитель программы- учитель технологии и музыки.


2.3. Формы аттестации (контроля)

Результаты реализации программы «Летние фантазии», а также результативность совместной творческой деятельности педагога и обучающихся оцениваются в ходе реализации мероприятий входного, текущего и итогового контроля.

Входная диагностика осуществляется при комплектовании группы. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки –собеседование.

Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. Оценивание практической работы проводится в форме анализа практической деятельности ребенка, при этом используется защита творческой работы, конкурс. Педагог оценивает качество выполнения работы, умение применить знание технологии изученного вида декоративно-прикладного творчества.

Итоговый контроль осуществляется по окончании реализации программы, форма оценки- выставка.

Результаты аттестации обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребенком; полноту выполнения образовательной программы; результативность самостоятельной деятельности обучающегося.

2.4. Оценочные материалы

Программой предусмотрено применение устной и практической форм контроля. Для фиксирования результатов используется Лист контроля, в котором освещены ключевые вопросы теории и практики пройденного материала.

По итогам реализации программы проводится диагностика уровня развития творческого потенциала учащихся. Для диагностики воспитанников педагогом используется тест «Определение творческого потенциала учащихся».


2.5.Методические материалы

При обучении по данной программе используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • практический;

  • репродуктивный;

  • частично-поисковый;

  • проектный.

Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.

Практический метод основан на практической деятельности учащихся, формирует практические умения и навыки.

Репродуктивный метод применяется на практической части занятия -педагог показывает, учащийся старается повторить, применяется в основном для приобретения и освоения учащимися навыков и умений и обогащения знаний.

Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы учащихся.

Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, решении конкретных задач.

Методы обучения выбираются согласно дидактическим целям программы, соответствует характеру содержания занятий, с учетом уровня развития и знания учащихся.

Для выполнения поставленных в программе целей и задач в соответствии с методологическими позициями программа предусматривает следующие формы учебных занятий:

  • практическое занятие;

  • беседа;

  • творческая мастерская.

Занятие, как правило, имеет следующую структуру:

  • краткое повторение пройденного материала;

  • знакомство с новой темой (технологией);

  • вводный инструктаж;

  • практическая работа;

  • уборка рабочего места.

В рамках реализации данной программы используются педагогические технологии:

1.Технология коллективно-творческой деятельности при создании совместных работ позволяет ребенку научиться сотрудничать, взаимодействовать друг с другом, планировать совместную деятельность.

2.Технология личностно-ориентированного обучения помогает применять индивидуальный подход к каждому ребенку, раскрыть творческие способности каждого ребенка, выявить потребности и учесть возрастные и индивидуальные особенности.

3.Информационно-коммуникативная технология активизирует детей на поиск информации и формирование креативного мышления через сотрудничество и совместную трансформацию полученных данных.

4.Здоровьесберегающие технологии позволяют развиваться обучающимся с сохранением здоровья. Прививают детям полезные навыки здорового образа жизни через приучение к режиму смены работы и отдыха. Выполнение упражнений, физминуток, гимнастики для глаз, пальчиковых игр и занятий.

5.Игровые технологии делают обучение легким и приятным, освобождают детей от стрессового воздействия.

Дидактический материал соответствует тематике занятий, подбирается педагогом индивидуально в соответствии с целями и задачами занятия: образцы готовых изделий, шаблоны, эскизы, наглядные пособия, инструкционные карты, схемы.




















Список литературы

Литература для педагога

1.Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007.

2.Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. - М.: Скрипторий, 2006.

3.Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабоч­ки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара: Издательский дом «Федоров», 2006.

4.Шухова С. Поделки из всякой всячины.- М.: Айрис-пресс,2004.

Литература для учащихся

1.Выгонов В.В. Игрушки и поделки из бумаги.- М.: Издательский дом МСП,2006.

2.Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги.100 оригами. -Я.: Академия развития: Академия Холдинг,2003.

3.Проснякова Т.Н. Уроки мастерства.- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2001.

4.Цирулик Н.А. Твори. Выдумывай. Пробуй. -Самара: Корп. Федоров, 2002.

Литература для родителей

1.Литвиненко В.М., Аксенов М.В. Семья Самоделкиных. - СПб: Кристалл, 2006.