Пояснительная записка
Направленность – художественная.
Актуальность.
На занятиях «Волшебный мир оригами» ребята знакомятся с древнейшим искусством складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения шедевров своими руками.
Программа дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно – прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Совершенствуя и координируя движение пальцев и кистей рук, оригами так же влияет на интеллектуальное развитие ребёнка, благоприятно воздействует на развитие речи, внимания и формирование памяти.
Занятия проходят в комфортной дружеской атмосфере с музыкальным сопровождением, что способствует психоэмоциональной разгрузке после уроков.
Бумага - доступный материал. Детей особенно привлекает создавать поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках. Фигуры, сделанные на основе русских народных сказок, будут применены для постановок школьного театра. Наши работы оцениваются школьниками, родителями.
Адресат программы- дети от 5 до 11 лет.
Объём программы -34 часа.
Срок освоения – 1 год.
Форма обучения- очная.
Уровень программы базовый. Проводятся групповые занятия каждую среду с 15.00 до 15.45 ( 45 минут)
Цели программы
воспитание стремления учащихся к познанию и творчеству посредством занятий оригами;
Задачи программы:
Личностные:
совершенствование коммуникативных способностей и умения работать в коллективе;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуации.
Метапредметные:
проговаривать последовательность действий;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные:
формирование понятия оригами;
формирование умения соблюдать технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
умение реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Учебный план.
№ п/п | модуль | Кол-во Часов | Форма контроля |
всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Основные правила ТБ при работе с инструментами, их хранение. Презентация. | 1 | 1 | - | |
2 | Работа с материалами | 4 | 1 | 3 | Выставка |
3 | Конструирование, моделирование. | 3 | - | 3 | Выставка |
4 | Введение в проектную деятельность. Проект «Оригами сказка» | 23 | 3 | 20 | Выставка |
5 | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | 1 | - | Выставка |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие. Основные правила ТБ при работе с инструментами, их хранение. Презентация, 1 час
2. Материалы, инструменты, приспособления, используемые при создании оригами. Виды бумаги, 1 час
3. Знакомство с инструкционными картами, условными обозначениями, схемами, терминами, приёмами. Понятие «базовые формы», 1 час
4. Практическая работа: выполнение моделей: «книжечка», «блин», «квадрат», «воздушный змей», «дом», 1 час
5. Конструирование. Моделирование, 1 час
6. Практическая работа. Театр зверей «Весёлые мордочки». Выполнение мордочки собачки, 1 час
7. Практическая работа. Театр зверей «Весёлые мордочки». Выполнение мордочки лисенка, 1 час
8. Практическая работа. Театр зверей «Весёлые мордочки». Выполнение мордочки бычка, 1 час
9. Выбор сказки, подбор бумаги по цвету, размеру, 1 час
10. Сказка «Петушок-золотой гребешок». Подбор бумаги для изготовления персонажей по цвету, размеру, вырезание квадратов заданных размеров, 1 час
11. Проектная деятельность. Сказка «Петушок-золотой гребешок». Выполнение фигурки Петуха, 1 час
12. Проектная деятельность. Сказка «Петушок-золотой гребешок». Выполнение фигурки Лисы, 1 час
13. Проектная деятельность. Сказка «Петушок-золотой гребешок». Выполнение фигурки Кота, 1 час
14. Сказка «Лиса и заяц». Подбор бумаги для изготовления персонажей по цвету, размеру, вырезание квадратов заданных размеров, 1 час
15. Проектная деятельность. Сказка «Лиса и заяц». Выполнение фигурки Избушки. 1 час
16. Проектная деятельность. Сказка «Лиса и заяц». Выполнение фигурки Зайца, 1 час
17. Проектная деятельность. Сказка «Лиса и заяц». Выполнение фигурки Дворца, 1 час
18. Проектная деятельность. Сказка «Лиса и заяц». Выполнение фигурки Собаки, 1 час
19. Проектная деятельность. Сказка «Лиса и заяц». Выполнение фигурки Волка, 1 час
20. Проектная деятельность. Сказка «Лиса и заяц». Выполнение фигурки Медведя, 1 час
21. Сказка «Репка». Подбор бумаги для изготовления персонажей по цвету, размеру, вырезание квадратов заданных размеров, 1 час
22. Проектная деятельность. Сказка «Репка». Выполнение фигурки Дедушки, 1 час
23. Проектная деятельность. Сказка «Репка». Выполнение фигурки Дедушки, 1 час
24. Проектная деятельность. Сказка «Репка». Выполнение фигурки Бабушки, 1 час
25. Проектная деятельность. Сказка «Репка». Выполнение фигурки Бабушки, 1 час
26. Проектная деятельность. Сказка «Репка». Выполнение фигурки Внучки, 1 час
27. Проектная деятельность. Сказка «Репка». Выполнение фигурки Внучки, 1 час
28. Проектная деятельность. Сказка «Репка». Выполнение фигурки Репы, 1 час
29. Проектная деятельность. Сказка «Репка». Выполнение фигурки Мышки, 1 час
30. Проектная деятельность. Сказка «Репка». Выполнение фигурки Грядки, 1 час
31. Проектная деятельность. Сказка «Репка». Выполнение фигурки Моркови, 1 час
32.Проектная деятельность.Сказка «Репка». Выполнение фигурки Свеклы, 1 час
33. Продумывание плана оформления работ, распределение ролей в группе, использование наглядности, 2 часа
Итого: 34 часа
Планируемые результаты.
У обучающихся могут быть развиты следующие личностные качества:
коммуникативные способности и умение работать в коллективе;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре;
эстетические потребности, ценности и чувства;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуации.
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
последовательность действий;
как готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
как контролировать точность разметки деталей с помощью шаблона;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
знать понятия оригами;
соблюдать технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Особых условий нет.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Учебное помещение: учебный класс
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер,
сканер,
принтер,
проектор,
бумага,
ножницы,
клей
Информационное обеспечение:
карты,
таблицы,
дидактические и методические материалы,
энциклопедии, интернет-сайты.
Используемая литература
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
Богатова И. В. Оригами. Цветы, 2009.
Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество» http://stranamasterov.ru
Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами», М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
Соколова С.В. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. М., ООО «Издательство «ЭКСМО», 2004
Интернет ресурсы.
http://stranamasterov.ru
http://www.encyclopedia.ru/
http://www.nachalka.ru/
http://en.origami-club.com/index.html