МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ГОРОДА МАКЕЕВКИ"
РЕКОМЕНДОВАНО Решением педагогического совета Протокол от «__» ________№ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________А.В. Чорненко «____»_________2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ «СШ №1» ___________В.Н. Петрова Приказ от «__» ____2020 г. № |
ДОПОЛНЕНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
учебного предмета
«УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ДУХОВНОСТИ ДОНБАССА»
уровень начального общего образования
Базовый уровень
Составители рабочей программы:
Герасимова Лилия Рустановна
Гурина Людмила Николаевна
Козарь Мария Ивановна
Маркова Ирина Николаевна
Макеевка
2020 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Во исполнение приказа МОН ДНР №17 от 10.01.2020 г. с целью сохранения исторической памяти и в ознаменование 75 – летия Победы в ВОВ 1941 – 1945 годов, углубления знаний обучающихся об исторических событиях и фактах, формирования уважительного отношения к отечественной истории, воспитания любви к Родине, сопричастности к историческому прошлому и настоящему – в рамках изучения предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» во втором полугодии 2019 – 2020 учебного года вводится спецкурс «Уроки Победы» в количестве 17 часов.
На современном этапе отечественный социум переживает крайне непростые трансформации, которые характеризуются нестабильностью и неопределенностью, эрозией системы моральных норм, господством ценностей потребления. Поэтому сегодня крайне важным является сохранение и передача следующим поколениям морально-нравственных императивов патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, наконец, элементарного человеческого гуманизма. Ведущую роль в выполнении данной задачи играет формирование у школьников чувства уважительного и бережного отношения к отечественной истории, а также сопричастности к великому и непростому делу сохранения исторической памяти Великая Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов - важнейшее событие отечественной истории с точки зрения формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданской и этнической идентичности, в основе которой — гордость за принадлежность к народу-победителю, осознание сопричастности подвигам героев фронта и тыла. Именно наш народ ценой неимоверных усилий и огромных потерь сумел не только выстоять в борьбе с нацистской Германией, но и спасти мир от «коричневой чумы».
Война пришла в каждый дом и каждую семью, принеся с собой беспрецедентные в истории человечества разрушения и жертвы, и став временем героизма и самоотверженности, которые спасли мир от фашистского нового порядка, жертвами которого стали десятки миллионов человек. Поэтому сохранение памяти об этих событиях является долгом не только ученых- историков, но и всех тех, кому не безразлично прошлое, настоящее и будущее человечества. Долгом перед теми, кто, не щадя себя, приближал Победу, сражаясь на фронте или по три смены работая в тылу, теми, кто стал жертвой фашистского террора, теми, кто восстанавливал разрушенную войной экономику. Наконец, долгом перед будущими поколениями, которые имеют право знать историю своего народа и гордиться ею.
Хотя со времени окончания войны в Европе прошло почти 75 лет, ее события, ход, итоги, значение не перестают быть актуальными и в наше время. Более того, чем дальше от нас отстоят те радостные и вместе с тем полные драматизма майские дни 1945 года, тем сильнее разгораются споры о судьбах стран, мира и человечества в эпоху глобализации, тем настойчивее становятся попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны. Сегодня Великая Победа остается мощным идентификатором нашего многонационального народа как народа-победителя, носителя ценностей добра, милосердия, справедливости, самопожертвования, человечности. Она сплачивает разные поколения, что наглядно проявляется в патриотической акции-шествии «Бессмертный полк». Великая Победа вселяет уверенность в том, что в единстве наша сила, что наш народ невозможно победить. При этом в ряде бывших республик СССР, ставших независимыми государствами, сегодня возрождается нацизм, осуществляется героизация коллаборационистов, которых власти этих стран ставят в один ряд с истинными героями – освободителями.
Общей целью уроков данного спецкурса является:
• формирование у школьников уважительного отношения к отечественной истории;
• чувства ответственности за сохранение исторической памяти;
• расширение и углубление знаний об истории Великой Отечественной войны, сохранение и укрепление памяти о ней;
• активизация процесса формирования чувства патриотизма, любви к Родине, сопричастности к историческому прошлому и настоящему, уважения к истории.
Достижение данной цели предполагает развитие универсальных учебных действий обучающихся, а именно:
познавательные УУД: развивать умения извлекать информацию из различных источников (иллюстраций, текстов), обобщать ее; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы;
регулятивные УУД: развивать умение высказывать свое предположение, составлять план собственных действий, прогнозировать результат, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе, в парах; личностные УУД: формировать умение высказывать свое отношение к личности, событию, процессу, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Задачи спецкурса «Уроки Победы»:
• способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества;
• способствовать осмыслению школьниками таких духовно-нравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание;
• формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России и народа Донбасса;
• формировать у обучающихся неприятие идей и практик расового, этнического, религиозного, политического превосходства, человеконенавистнических идеологий;
• способствовать воспитанию семейно-родственной, локально-региональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны;
• осознание недопустимости возрождения нацизма и героизации нацистских преступников на современном этапе.
• осознание необходимости сохранения памяти о подвиге народа-победителя и неуклонной борьбы с любыми попытками фальсификации исторической правды о великой Победе советского народа над фашизмом.
Ожидаемые результаты ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ГОС общего образования.
Личностные результаты образования:
- формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;
- воспитание гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;
- воспитание чувства гордости за свою Родину, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории Отечества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Метапредметные результаты образования:
- умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);
- применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и команде;
- умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; умение вступать в коммуникацию со взрослыми в целях получения информации, участия в деятельности общественных организаций, выполнения учебно-практических задач.
Предметные результаты образования:
- знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;
- умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины; - способность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны;
- проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования у детей, подростков и молодежи на основе работы с материалами по региональной истории Великой Отечественной войны.
Содержание курса
Тема № 1. Правда о причинах Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Тема № 2. Героизм советских воинов в отражении фашистской агрессии: героизм пограничников, Брестская крепость, героическая оборона Одессы и Севастополя, сражения под Смоленском и Москвой.
Тема № 3. Контрнаступление под Москвой. Первая стратегическая победа Красной Армии.
Тема № 4. Героизм тружеников тыла.
Тема № 5. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне. Прорыв блокады Ленинграда.
Тема № 6. Партизанское движение и борьба подпольщиков на оккупированной территории.
Тема № 7. Битва на Курской дуге.
Тема № 8. Сражения на Миус-фронте. Битва за Саур-Могилу.
Тема № 9. Освобождение Донбасса.
Тема № 10. Наследники Победы: отражение нацистской агрессии Украины против Донецкой Народной Республики в 2014-2015 гг.
Тема № 11. Битва за Днепр. Освобождение Киева. Завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне.
Тема № 12. Освобождение Крыма, правобережной Украины и Молдавии. Тема № 13. Белорусская операция. Освобождение Белоруссии и Прибалтики. Тема № 14. Освобождение стран Восточной и Юго-Восточной Европы.
Тема № 15. Берлинская операция. Разгром фашистской Германии.
Тема № 16. Урок Памяти и Славы. Парад Победы.
Тема № 17. «Никто не забыт, ничто не забыто».
Уровень Начальной школы в курсе.
Важнейшей особенностью патриотического воспитания младших школьников является их небольшой жизненный опыт, эпизодический характер знаний об истории Великой Отечественной войны. А потому логика построения урока может строиться от ближнего окружения ребенка, постепенно расширяя пространство восприятия младших школьников, т.е. от семьи, родственников, соседей, земляков - до масштабов страны и мира. Необходимо, опираясь на природную любознательность и деятельностную активность младших подростков, их впечатлительность и восприимчивость, развивать у них чувство глубокого уважения к героическому поколению, пережившему все тяготы военного времени, стимулировать ощущение себя достойными наследниками своих родных - победителей в войне, звеньями в цепи поколений защитников Родины.
Специфические задачи, которые должны быть решены при изучении тем спецкурса на данном уровне следующие:
• развитие у школьников чувства гордости за своих земляков и весь советский народ, являющихся победителями в одной из самых кровопролитных войн;
• формирование предметных и универсальных способов действий, составляющих основу первичного изучения событий Великой Отечественной войны, развития и воспитания обучающихся;
• закрепление знаний учащихся о важных исторических событиях военных лет в жизни Донецкого региона и России в целом; Ценностным ориентиром при подготовке уроков является формирование основ гражданской идентичности, патриотизма на базе чувства сопричастности и гордости за свой край, народ, победивший фашизм;
осознание каждым школьником своей ответственности за судьбу своей страны, «большой» и «малой» родины. Учителю важно помочь учащимся понять значимость подвига народа-победителя. Уроки должны эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности, поэтому целесообразно использовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу, реализовывать разные виды деятельности: письмо, чтение, беседу, просмотр фрагментов из фильмов, рисование и т.п. При практической реализации спецкурса на данном уровне возможно активное использование таких форм как путешествие; викторина; тематические конкурсы, соревнование; игра; беседа. Мотивация может быть проведена в любой форме. Это может быть показ видеоролика с сюжетом из военной хроники или фрагмент из художественного фильма. Это может быть выступление гостя или слайд-монтаж, в котором представлены фрагменты плакатов, рисунков. Выбранные формы работы должны способствовать организации «живого» общения с героями тех лет, содействовать сохранению исторической преемственности поколений, воспитанию бережного отношения к историческому наследию и памяти предков. Обращаем внимание, что эмоциональноценностное восприятие информации обучающимися на данном уровне будет более действенным при использовании музыкального сопровождения, слайд-шоу, мультимедийной презентации, видеороликов, фрагментов из кинохроники и художественных фильмов и т.д.
Ориентировочное календарно-тематическое планирование спецкурса
«Уроки Победы»
13.01.2020 - 17.01.2020
Тема № 1. Правда о причинах Второй мировой и Великой Отечественной войн.
20.01.2020-24.01.2020
Тема № 2. Героизм советских воинов в отражении фашистской агрессии: героизм пограничников, Брестская крепость, героическая оборона Одессы и Севастополя, сражения под Смоленском и Москвой.
27.01.2020-31.01.2020
Тема № 3. Контрнаступление под Москвой. Первая стратегическая победа Красной Армии.
3.02.2020-7.02.2020
Тема № 4. Героизм тружеников тыла.
10.02.2020-14.02.2020
Тема № 5. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне. Прорыв блокады Ленинграда.
17.02.2020-21.02.2020
Тема № 6. Партизанское движение и борьба подпольщиков на оккупированной территории.
24.02.2020-28.02.2020
Тема № 7. Битва на Курской дуге.
2.03.2020-6.03.2020
Тема № 8. Сражения на Миус-фронте. Битва за Саур-Могилу.
9.03.2020-13.03.2020.
Тема № 9. Освобождение Донбасса.
16.03.2020-20.03.2020
Тема № 10. Наследники Победы: отражение нацистской агрессии Украины против Донецкой Народной Республики в 2014-2015 гг.
30.03.2020-3.04.2020
Тема № 11. Битва за Днепр. Освобождение Киева. Завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне.
6.04.2020-10.04.2020
Тема № 12. Освобождение Крыма, правобережной Украины и Молдавии.
13.04.2020-17.04.2020
Тема № 13. Белорусская операция. Освобождение Белоруссии и Прибалтики.
20.04.2020-24.04.2020
Тема № 14. Освобождение стран Восточной и Юго-Восточной Европы.
27.04.2020-30.04.2020
Тема № 15. Берлинская операция. Разгром фашистской Германии.
4.05.2020-8.05.2020
Тема № 16. Урок Памяти и Славы. Парад Победы.
11.05.2020-15.05.2020
Тема № 17. «Никто не забыт, ничто не забыто».
18.05.2020-22.05.2020 Презентация проектов.
Ориентировочная тематика проектов
✓ Аллея Великой Победы.
✓ Бессмертен спасший Отечество
✓ Ваша Победа – наша жизнь
✓ Ветеран рядом с нами.
✓ Война в истории моего города (Республики, народа).
✓ Время выбрало их
✓ В сердце ты у каждого, Победа!
✓ Герои живут рядом с нами.
✓ Герои труда. Герои войны.
✓ Дорогами Великой Победы.
✓ Дети и война.
✓ Есть такая профессия – Родину защищать.
✓ Женское лицо Победы
✓ История моей семьи в истории Великой Отечественной войны.
✓ Их именами названы улицы.
✓ Маршалы Победы.
✓ Моя Великая Победа.
✓ Мы – правнуки Великой Победы.
✓ Мы помним те великие года.
✓ Они ковали победу.
✓ Отечества славные сыны
✓ Прикоснись к подвигу сердцем.
✓ Расскажи, солдат.
✓ Русский характер.
✓ Слава тебе, солдат!
✓ Ты выстоял, мой край родной!
✓ У войны не детское лицо.
✓ У войны не женское лицо
✓ Эта память всей земле нужна
✓ Это надо живым
✓ Эхо войны.
✓ Я только слышал о войне.
✓ Я помню! Я горжусь!
✓ Я из войны Отечественной родом…
Ресурсы для подготовки к урокам спецкурса
1. Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса новейшая и современная история (с 1939 года до современности). 11 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В. В. – В 2 ч. Ч.1 – Донецк: ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019. – 200 с.
2. Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса новейшая и современная история (с 1939 года до современности). 11 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В. В. – В 2 ч. Ч.2 – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 198 с.
3. История России. 10 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч.2 / [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]: под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 176 с.
4. История России, XX — начало XXI века. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. и базовый уровни / [А.О.Чубарьян, А.А.Данилов, Е.И. Пивовар и др.); под ред. А.О. Чубарьяна; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, издво «Просвещение». — 5-е изд, дораб. и доп. — М. : Просвещение. 2011. —302 с.: ил., карт.— (Академический школьный учебник)
5. Сборник материалов к курсу «История Отечества» (региональный компонент), «Уроки гражданственности Донбасса» (5-11 классы) / Сост.: Хаталах О.В. – Донецк: Истоки, 2017. – 60 с.
6. Великая Отечественная война http://www.otvoyna.ru/index.htm
7. Алтарь Победы (Государственная граница. Блокада. Реквием погибшему каравану. Генералиссимус. НормандияНеман. Оборона Одессы. В бой идут одни асы. Горячий снег Сталинграда. Жди меня. Битва за умы. Катюша. Тихие зори. Секретный фарватер. Торпедоносцы. Партизаны. Севастополь. Смерш. Оружие победителей. Помнить себя. Штрафбат. Каратели. Таран. Шарага. Щит и меч страны. Сыновья полка. Передел Европы. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин. Суд Истории. Битва за Маньчжурию. Парад победителей) https://www.youtube.com/playlist?list=PL7Cos-S31zYY7xuWX9lcrMTSMzA0nJ5Q
8. Великая оболганная война (темы: «Накануне войны», «Трагедия 22 июня», «Штрафбаты и загранотряды», «Кто выиграл войну?» и т.д. - дискуссионные вопросы истории Великой Отечественной войны и наиболее распространенные мифы о ней. На сайте также есть библиографический раздел «Книги о войне» и критическая рубрика о художественных и документальных лентах, искажающих правду о войне) http://liewar.ru/.
9. Виртуальный музей русского и советского плаката: советские плакаты 19401945 годов и других периодов: http://www.sovietposters.ru/.
10. Военная литература (сайт содержит первоисточники, письма, воспоминания, биографии, исследования, справочную литературу, старые газеты по тематике Второй мировой войны. По материалам сайта учитель сможет подготовить лекционный материал, а также документы для организации работы учащихся в группах) http://militera.lib.ru/.
11. Вторая мировая война. Великая Отечественная война. Аннотированный библиографический указатель. https://olden.rsl.ru/ru/s3/s331/s122/s1225226/
12. Плакаты 1945 г. https://yandex.ua/images/search?text=
13. Российское военно-историческое общество. http://histrf.ru/ru/rvio.
14. Техника Победы (история разработки и боевое применение военной техники, исторические материалы о возникновении наград. Коллекция немецких и советских плакатов и крупноформатных карт важнейших сражений и операций. Видеоматериалы с запечатленной на них военной техникой. Музыкальный каталог маршей и военных песен. Словарь военных терминов и сокращений). http://www.tehnikapobedv.ru/.
15. Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html.
16. Я помню! (включает рассказы ветеранов, прошедших Великую Отечественную войну, дневники, письма, фотографии и рисунки) http://www.iremember.ru/