СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнение к программе по УГДД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнение к программе по УГДД Уроки Победы 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Дополнение к программе по УГДД»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ГОРОДА  МАКЕЕВКИ"



РЕКОМЕНДОВАНО


Решением педагогического совета



Протокол 

от «__» ________№ 

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по учебно-воспитательной работе 

__________А.В. Чорненко


«____»_________2020 г.

УТВЕРЖДЕНО


Директор МОУ «СШ №1»



___________В.Н. Петрова


Приказ от «__» ____2020 г. № 







ДОПОЛНЕНИЕ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

учебного предмета

«УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ДУХОВНОСТИ ДОНБАССА»

уровень начального общего образования

Базовый уровень




Составители рабочей программы:

Герасимова Лилия Рустановна

Гурина Людмила Николаевна

Козарь Мария Ивановна

Маркова Ирина Николаевна

                                                                        






                                                        





Макеевка

2020 г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Во исполнение приказа МОН ДНР №17 от 10.01.2020 г. с целью сохранения исторической памяти и в ознаменование 75 – летия Победы в ВОВ 1941 – 1945 годов, углубления знаний обучающихся об исторических событиях и фактах, формирования уважительного отношения к отечественной истории, воспитания любви к Родине, сопричастности к историческому прошлому и настоящему – в рамках изучения предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» во втором полугодии 2019 – 2020 учебного года вводится спецкурс «Уроки Победы» в количестве 17 часов.

На современном этапе отечественный социум переживает крайне непростые трансформации, которые характеризуются нестабильностью и неопределенностью, эрозией системы моральных норм, господством ценностей потребления. Поэтому сегодня крайне важным является сохранение и передача следующим поколениям морально-нравственных императивов патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, наконец, элементарного человеческого гуманизма. Ведущую роль в выполнении данной задачи играет формирование у школьников чувства уважительного и бережного отношения к отечественной истории, а также сопричастности к великому и непростому делу сохранения исторической памяти Великая Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов - важнейшее событие отечественной истории с точки зрения формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданской и этнической идентичности, в основе которой — гордость за принадлежность к народу-победителю, осознание сопричастности подвигам героев фронта и тыла. Именно наш народ ценой неимоверных усилий и огромных потерь сумел не только выстоять в борьбе с нацистской Германией, но и спасти мир от «коричневой чумы».

Война пришла в каждый дом и каждую семью, принеся с собой беспрецедентные в истории человечества разрушения и жертвы, и став временем героизма и самоотверженности, которые спасли мир от фашистского нового порядка, жертвами которого стали десятки миллионов человек. Поэтому сохранение памяти об этих событиях является долгом не только ученых- историков, но и всех тех, кому не безразлично прошлое, настоящее и будущее человечества. Долгом перед теми, кто, не щадя себя, приближал Победу, сражаясь на фронте или по три смены работая в тылу, теми, кто стал жертвой фашистского террора, теми, кто восстанавливал разрушенную войной экономику. Наконец, долгом перед будущими поколениями, которые имеют право знать историю своего народа и гордиться ею.

Хотя со времени окончания войны в Европе прошло почти 75 лет, ее события, ход, итоги, значение не перестают быть актуальными и в наше время. Более того, чем дальше от нас отстоят те радостные и вместе с тем полные драматизма майские дни 1945 года, тем сильнее разгораются споры о судьбах стран, мира и человечества в эпоху глобализации, тем настойчивее становятся попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны. Сегодня Великая Победа остается мощным идентификатором нашего многонационального народа как народа-победителя, носителя ценностей добра, милосердия, справедливости, самопожертвования, человечности. Она сплачивает разные поколения, что наглядно проявляется в патриотической акции-шествии «Бессмертный полк». Великая Победа вселяет уверенность в том, что в единстве наша сила, что наш народ невозможно победить. При этом в ряде бывших республик СССР, ставших независимыми государствами, сегодня возрождается нацизм, осуществляется героизация коллаборационистов, которых власти этих стран ставят в один ряд с истинными героями – освободителями.

Общей целью уроков данного спецкурса является:

• формирование у школьников уважительного отношения к отечественной истории;

• чувства ответственности за сохранение исторической памяти;

• расширение и углубление знаний об истории Великой Отечественной войны, сохранение и укрепление памяти о ней;

• активизация процесса формирования чувства патриотизма, любви к Родине, сопричастности к историческому прошлому и настоящему, уважения к истории.

Достижение данной цели предполагает развитие универсальных учебных действий обучающихся, а именно:

познавательные УУД: развивать умения извлекать информацию из различных источников (иллюстраций, текстов), обобщать ее; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы;

регулятивные УУД: развивать умение высказывать свое предположение, составлять план собственных действий, прогнозировать результат, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе, в парах; личностные УУД: формировать умение высказывать свое отношение к личности, событию, процессу, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Задачи спецкурса «Уроки Победы»:

• способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества;

• способствовать осмыслению школьниками таких духовно-нравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание;

• формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России и народа Донбасса;

• формировать у обучающихся неприятие идей и практик расового, этнического, религиозного, политического превосходства, человеконенавистнических идеологий;

• способствовать воспитанию семейно-родственной, локально-региональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны;

• осознание недопустимости возрождения нацизма и героизации нацистских преступников на современном этапе.

• осознание необходимости сохранения памяти о подвиге народа-победителя и неуклонной борьбы с любыми попытками фальсификации исторической правды о великой Победе советского народа над фашизмом.

Ожидаемые результаты ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ГОС общего образования.

Личностные результаты образования:

- формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;

- воспитание гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;

- воспитание чувства гордости за свою Родину, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории Отечества;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Метапредметные результаты образования:

- умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);

- применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и команде;

- умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; умение вступать в коммуникацию со взрослыми в целях получения информации, участия в деятельности общественных организаций, выполнения учебно-практических задач.

Предметные результаты образования:

- знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;

- умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины; - способность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны;

- проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования у детей, подростков и молодежи на основе работы с материалами по региональной истории Великой Отечественной войны.

Содержание курса

Тема № 1. Правда о причинах Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Тема № 2. Героизм советских воинов в отражении фашистской агрессии: героизм пограничников, Брестская крепость, героическая оборона Одессы и Севастополя, сражения под Смоленском и Москвой.

Тема № 3. Контрнаступление под Москвой. Первая стратегическая победа Красной Армии.

Тема № 4. Героизм тружеников тыла.

Тема № 5. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне. Прорыв блокады Ленинграда.

Тема № 6. Партизанское движение и борьба подпольщиков на оккупированной территории.

Тема № 7. Битва на Курской дуге.

Тема № 8. Сражения на Миус-фронте. Битва за Саур-Могилу.

Тема № 9. Освобождение Донбасса.

Тема № 10. Наследники Победы: отражение нацистской агрессии Украины против Донецкой Народной Республики в 2014-2015 гг.

Тема № 11. Битва за Днепр. Освобождение Киева. Завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне.

Тема № 12. Освобождение Крыма, правобережной Украины и Молдавии. Тема № 13. Белорусская операция. Освобождение Белоруссии и Прибалтики. Тема № 14. Освобождение стран Восточной и Юго-Восточной Европы.

Тема № 15. Берлинская операция. Разгром фашистской Германии.

Тема № 16. Урок Памяти и Славы. Парад Победы.

Тема № 17. «Никто не забыт, ничто не забыто».


Уровень Начальной школы в курсе.


Важнейшей особенностью патриотического воспитания младших школьников является их небольшой жизненный опыт, эпизодический характер знаний об истории Великой Отечественной войны. А потому логика построения урока может строиться от ближнего окружения ребенка, постепенно расширяя пространство восприятия младших школьников, т.е. от семьи, родственников, соседей, земляков - до масштабов страны и мира. Необходимо, опираясь на природную любознательность и деятельностную активность младших подростков, их впечатлительность и восприимчивость, развивать у них чувство глубокого уважения к героическому поколению, пережившему все тяготы военного времени, стимулировать ощущение себя достойными наследниками своих родных - победителей в войне, звеньями в цепи поколений защитников Родины.

Специфические задачи, которые должны быть решены при изучении тем спецкурса на данном уровне следующие:

• развитие у школьников чувства гордости за своих земляков и весь советский народ, являющихся победителями в одной из самых кровопролитных войн;

• формирование предметных и универсальных способов действий, составляющих основу первичного изучения событий Великой Отечественной войны, развития и воспитания обучающихся;

• закрепление знаний учащихся о важных исторических событиях военных лет в жизни Донецкого региона и России в целом; Ценностным ориентиром при подготовке уроков является формирование основ гражданской идентичности, патриотизма на базе чувства сопричастности и гордости за свой край, народ, победивший фашизм;

осознание каждым школьником своей ответственности за судьбу своей страны, «большой» и «малой» родины. Учителю важно помочь учащимся понять значимость подвига народа-победителя. Уроки должны эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности, поэтому целесообразно использовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу, реализовывать разные виды деятельности: письмо, чтение, беседу, просмотр фрагментов из фильмов, рисование и т.п. При практической реализации спецкурса на данном уровне возможно активное использование таких форм как путешествие; викторина; тематические конкурсы, соревнование; игра; беседа. Мотивация может быть проведена в любой форме. Это может быть показ видеоролика с сюжетом из военной хроники или фрагмент из художественного фильма. Это может быть выступление гостя или слайд-монтаж, в котором представлены фрагменты плакатов, рисунков. Выбранные формы работы должны способствовать организации «живого» общения с героями тех лет, содействовать сохранению исторической преемственности поколений, воспитанию бережного отношения к историческому наследию и памяти предков. Обращаем внимание, что эмоциональноценностное восприятие информации обучающимися на данном уровне будет более действенным при использовании музыкального сопровождения, слайд-шоу, мультимедийной презентации, видеороликов, фрагментов из кинохроники и художественных фильмов и т.д.








Ориентировочное календарно-тематическое планирование спецкурса

«Уроки Победы»

13.01.2020 - 17.01.2020

Тема № 1. Правда о причинах Второй мировой и Великой Отечественной войн.

20.01.2020-24.01.2020

Тема № 2. Героизм советских воинов в отражении фашистской агрессии: героизм пограничников, Брестская крепость, героическая оборона Одессы и Севастополя, сражения под Смоленском и Москвой.

27.01.2020-31.01.2020

Тема № 3. Контрнаступление под Москвой. Первая стратегическая победа Красной Армии.

3.02.2020-7.02.2020

Тема № 4. Героизм тружеников тыла.

10.02.2020-14.02.2020

Тема № 5. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне. Прорыв блокады Ленинграда.

17.02.2020-21.02.2020

Тема № 6. Партизанское движение и борьба подпольщиков на оккупированной территории.

24.02.2020-28.02.2020

Тема № 7. Битва на Курской дуге.

2.03.2020-6.03.2020

Тема № 8. Сражения на Миус-фронте. Битва за Саур-Могилу.

9.03.2020-13.03.2020.

Тема № 9. Освобождение Донбасса.

16.03.2020-20.03.2020

Тема № 10. Наследники Победы: отражение нацистской агрессии Украины против Донецкой Народной Республики в 2014-2015 гг.

30.03.2020-3.04.2020

Тема № 11. Битва за Днепр. Освобождение Киева. Завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне.

6.04.2020-10.04.2020

Тема № 12. Освобождение Крыма, правобережной Украины и Молдавии.

13.04.2020-17.04.2020

Тема № 13. Белорусская операция. Освобождение Белоруссии и Прибалтики.

20.04.2020-24.04.2020

Тема № 14. Освобождение стран Восточной и Юго-Восточной Европы.

27.04.2020-30.04.2020

Тема № 15. Берлинская операция. Разгром фашистской Германии.

4.05.2020-8.05.2020

Тема № 16. Урок Памяти и Славы. Парад Победы.

11.05.2020-15.05.2020

Тема № 17. «Никто не забыт, ничто не забыто».

18.05.2020-22.05.2020 Презентация проектов.



Ориентировочная тематика проектов

✓ Аллея Великой Победы.

✓ Бессмертен спасший Отечество

✓ Ваша Победа – наша жизнь

✓ Ветеран рядом с нами.

✓ Война в истории моего города (Республики, народа).

✓ Время выбрало их

✓ В сердце ты у каждого, Победа!

✓ Герои живут рядом с нами.

✓ Герои труда. Герои войны.

✓ Дорогами Великой Победы.

✓ Дети и война.

✓ Есть такая профессия – Родину защищать.

✓ Женское лицо Победы

✓ История моей семьи в истории Великой Отечественной войны.

✓ Их именами названы улицы.

✓ Маршалы Победы.

✓ Моя Великая Победа.

✓ Мы – правнуки Великой Победы.

✓ Мы помним те великие года.

✓ Они ковали победу.

✓ Отечества славные сыны

✓ Прикоснись к подвигу сердцем.

✓ Расскажи, солдат.

✓ Русский характер.

✓ Слава тебе, солдат!

✓ Ты выстоял, мой край родной!

✓ У войны не детское лицо.

✓ У войны не женское лицо

✓ Эта память всей земле нужна

✓ Это надо живым

✓ Эхо войны.

✓ Я только слышал о войне.

✓ Я помню! Я горжусь!

✓ Я из войны Отечественной родом…



Ресурсы для подготовки к урокам спецкурса

1. Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса новейшая и современная история (с 1939 года до современности). 11 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В. В. – В 2 ч. Ч.1 – Донецк: ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019. – 200 с.

2. Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса новейшая и современная история (с 1939 года до современности). 11 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В. В. – В 2 ч. Ч.2 – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 198 с.

3. История России. 10 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч.2 / [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]: под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 176 с.

4. История России, XX — начало XXI века. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. и базовый уровни / [А.О.Чубарьян, А.А.Данилов, Е.И. Пивовар и др.); под ред. А.О. Чубарьяна; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, издво «Просвещение». — 5-е изд, дораб. и доп. — М. : Просвещение. 2011. —302 с.: ил., карт.— (Академический школьный учебник)

5. Сборник материалов к курсу «История Отечества» (региональный компонент), «Уроки гражданственности Донбасса» (5-11 классы) / Сост.: Хаталах О.В. – Донецк: Истоки, 2017. – 60 с.

6. Великая Отечественная война http://www.otvoyna.ru/index.htm

7. Алтарь Победы (Государственная граница. Блокада. Реквием погибшему каравану. Генералиссимус. НормандияНеман. Оборона Одессы. В бой идут одни асы. Горячий снег Сталинграда. Жди меня. Битва за умы. Катюша. Тихие зори. Секретный фарватер. Торпедоносцы. Партизаны. Севастополь. Смерш. Оружие победителей. Помнить себя. Штрафбат. Каратели. Таран. Шарага. Щит и меч страны. Сыновья полка. Передел Европы. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин. Суд Истории. Битва за Маньчжурию. Парад победителей) https://www.youtube.com/playlist?list=PL7Cos-S31zYY7xuWX9lcrMTSMzA0nJ5Q

8. Великая оболганная война (темы: «Накануне войны», «Трагедия 22 июня», «Штрафбаты и загранотряды», «Кто выиграл войну?» и т.д. - дискуссионные вопросы истории Великой Отечественной войны и наиболее распространенные мифы о ней. На сайте также есть библиографический раздел «Книги о войне» и критическая рубрика о художественных и документальных лентах, искажающих правду о войне) http://liewar.ru/.

9. Виртуальный музей русского и советского плаката: советские плакаты 19401945 годов и других периодов: http://www.sovietposters.ru/.

10. Военная литература (сайт содержит первоисточники, письма, воспоминания, биографии, исследования, справочную литературу, старые газеты по тематике Второй мировой войны. По материалам сайта учитель сможет подготовить лекционный материал, а также документы для организации работы учащихся в группах) http://militera.lib.ru/.

11. Вторая мировая война. Великая Отечественная война. Аннотированный библиографический указатель. https://olden.rsl.ru/ru/s3/s331/s122/s1225226/

12. Плакаты 1945 г. https://yandex.ua/images/search?text=

13. Российское военно-историческое общество. http://histrf.ru/ru/rvio.

14. Техника Победы (история разработки и боевое применение военной техники, исторические материалы о возникновении наград. Коллекция немецких и советских плакатов и крупноформатных карт важнейших сражений и операций. Видеоматериалы с запечатленной на них военной техникой. Музыкальный каталог маршей и военных песен. Словарь военных терминов и сокращений). http://www.tehnikapobedv.ru/.

15. Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html.

16. Я помню! (включает рассказы ветеранов, прошедших Великую Отечественную войну, дневники, письма, фотографии и рисунки) http://www.iremember.ru/