СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнение.Способы выражения дополнения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение новой темы.

Просмотр содержимого документа
«Дополнение.Способы выражения дополнения.»

Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение. Вопросы косвенных падежей Вы безошибочно знаете уже. Если задаешь их без промедленья, Тут же отыщется ДОПОЛНЕНИЕ. .

Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение.

Вопросы косвенных падежей

Вы безошибочно знаете уже.

Если задаешь их без промедленья,

Тут же отыщется ДОПОЛНЕНИЕ.

.

Костяная спинка, жесткая щетинка, с мягкой пастой дружит, нам усердно служит.  Падают с ветки золотые монетки.   У двух матерей по пяти сыновей.   Широко, а не море, золото, а не деньги,  Сегодня на земле, а завтра на столе.   Лингвистическая разминка.
  • Костяная спинка, жесткая щетинка, с мягкой пастой дружит, нам усердно служит.
  • Падают с ветки золотые монетки.
  • У двух матерей по пяти сыновей.
  • Широко, а не море, золото, а не деньги, Сегодня на земле, а завтра на столе.

Лингвистическая разминка.

 Зубная щетка)(прил.+сущ) (Желтые листья) (прил.+сущ.) (Пальцы на руках)(сущ.+сущ.с пред.) (Поле пшеницы) (сущ.+сущ.)  Зачитать по вариантам. Указать способ подчинительной связи  .   Какое изобразительное средство лежит в основе загадок?

  • Зубная щетка)(прил.+сущ)
  • (Желтые листья) (прил.+сущ.)
  • (Пальцы на руках)(сущ.+сущ.с пред.)
  • (Поле пшеницы) (сущ.+сущ.)
  • Зачитать по вариантам. Указать
  • способ подчинительной связи

  • .

Какое изобразительное средство лежит в основе загадок?

Прямые дополнения Косвенные дополнения Относятся к переходным Относятся к переходным глаголам глаголам  и выражаются существительным  Выражено формой В. П без предлога: варю (что?) суп, пишу(что?) письмо;  и выражаются Форма Р.п. без предлога, если существительным - обозначает часть предмета: налил чаю, купил хлеба;   Переходный глагол с отрицанием не: не надел куртки, не принес книг, не забыл задания. Все остальные дополнения, если есть предлоги: Я к вам пишу. - возвратный суффикс -ся-; Косвенные падежи Играть в пьесе, улыбаться ему.

Прямые дополнения

Косвенные дополнения

Относятся к переходным

Относятся к переходным

глаголам

глаголам

и выражаются

существительным Выражено формой В. П без предлога: варю (что?) суп, пишу(что?) письмо;

и выражаются

Форма Р.п. без предлога, если

существительным

- обозначает часть предмета: налил чаю, купил хлеба;

Переходный глагол с отрицанием не: не надел куртки, не принес книг, не забыл задания.

Все остальные дополнения, если есть

предлоги: Я к вам пишу.

- возвратный суффикс -ся-;

Косвенные падежи

Играть в пьесе, улыбаться ему.

Выделить грамматическую основу предложения. Найти словосочетания. Задать вопрос от главного слова к зависимому.  Что надо делать,  чтобы определить дополнение?
  • Выделить грамматическую основу предложения.
  • Найти словосочетания.
  • Задать вопрос от главного слова к зависимому.

Что надо делать, чтобы определить дополнение?

      « Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.     А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое».   Найти грамматическую основу (основы) и дополнение.

  • « Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

  • А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и
  • падение его было великое».

Найти грамматическую основу (основы) и дополнение.

А теперь все ровно сели,   К потолку глаза подняли,   Руки вверх, вперед, назад –   Вот разминка для ребят!(в бок)по 2раза   Физминутка
  • А теперь все ровно сели,
  •  
  • К потолку глаза подняли,
  •  
  • Руки вверх, вперед, назад –
  •  
  • Вот разминка для ребят!(в бок)по 2раза
  •  

Физминутка

 - Большим все можно. - Восемь не делится на пять без остатка. - Помним погибших… - Кто пел» о прекрасном далеко»? - Он попросил Мери спеть. - Безродного пригрел и ввел в свое семейство.  -Собака отлично поняла мое «фу!». -На море я увидел несколько рыбаков.  Я увидел девушку со слепым. Какими частями речи выражено дополнение?
  • - Большим все можно.
  • - Восемь не делится на пять без остатка.
  • - Помним погибших…
  • - Кто пел» о прекрасном далеко»?
  • - Он попросил Мери спеть.
  • - Безродного пригрел и ввел в свое семейство.
  • -Собака отлично поняла мое «фу!».
  • -На море я увидел несколько рыбаков.
  • Я увидел девушку со слепым.

Какими частями речи выражено дополнение?

- Большим все можно. 1 Прил. - Восемь не делится на пять без остатка. 2 Числ. - Помним погибших … 3 прич. - Кто пел» о прекрасном далеко»? 4 нар. - Он попросил Мери спеть . 5 Инф.  - Безродного пригрел и ввел в свое семейство.  6 Прил. -Собака отлично поняла мое «фу !». 7 Межд. -На море я увидел несколько рыбаков . 8 Цельное наименование.  Я увидел девушку со слепым . Части речи,которыми выражено дополнение?
  • - Большим все можно. 1 Прил.
  • - Восемь не делится на пять без остатка. 2 Числ.
  • - Помним погибших … 3 прич.
  • - Кто пел» о прекрасном далеко»? 4 нар.
  • - Он попросил Мери спеть . 5 Инф.
  • - Безродного пригрел и ввел в свое семейство.
  • 6 Прил.
  • -Собака отлично поняла мое «фу !». 7 Межд.
  • -На море я увидел несколько рыбаков . 8 Цельное наименование.
  • Я увидел девушку со слепым .

Части речи,которыми выражено дополнение?

- Инфинитив –дополнение  и глагол в  СГС  личной форме обозначают действия разных лиц Пугачев приказал (что?) казнить Владимир начинал беспокоиться. Пояснение: Пугачев приказал, а казнить будут другие Он перестал улыбаться. Я велел ямщику ехать – велел я, а ехать должен ямщик. Я прошу вас подождать ( прошу я ,а подождать должны вы) Лиза решила помочь сестре. Инфинитив относится к тому субъекту действия, что и глагол. В предложении является частью сгс. - Инфинитив – дополнение зависит от сказуемого - Н.Ф. можно заменить существительным: Условился встретиться – условился о встрече Как различить роль инфинитива?

- Инфинитив –дополнение

и глагол в

СГС

личной форме обозначают действия разных лиц Пугачев приказал (что?) казнить

Владимир начинал беспокоиться.

Пояснение: Пугачев приказал, а казнить будут другие

Он перестал улыбаться.

Я велел ямщику ехать – велел я, а ехать должен ямщик. Я прошу вас подождать ( прошу я ,а подождать должны вы)

Лиза решила помочь сестре.

Инфинитив относится к тому субъекту действия, что и глагол. В предложении является частью сгс.

- Инфинитив – дополнение зависит от сказуемого

- Н.Ф. можно заменить существительным:

Условился встретиться – условился о встрече

Как различить роль инфинитива?

а) скучаю по вам  б) не откликнулся к зову  в) вдуматься над вопросом  г) оплатить за проезд Исправь ошибки.   Она начала сторониться от сверстниц. Петр переживал о болезни Маши. Пугачев привлекал к себе симпатии в окружающих.Серьезностью, любовью к книге Татьяна резко отличалась среди девочек Вариативные конструкции.   Исправь ошибки..
  • а) скучаю по вам б) не откликнулся к зову в) вдуматься над вопросом г) оплатить за проезд
  • Исправь ошибки.
  •   Она начала сторониться от сверстниц. Петр переживал о болезни Маши. Пугачев привлекал к себе симпатии в окружающих.Серьезностью, любовью к книге Татьяна резко отличалась среди девочек

Вариативные конструкции. Исправь ошибки..

- Ребята, мы достигли нашей цели?  - Да!  - А какая была цель урока?  - Научиться определять дополнение в предложении! Различать дополнения прямые и косвенные, определять, какой частью речи выражено дополнение - Что вам на уроке особенно запомнилось?    Рефлексия
  • - Ребята, мы достигли нашей цели? - Да! - А какая была цель урока? - Научиться определять дополнение в предложении! Различать дополнения прямые и косвенные, определять, какой частью речи выражено дополнение
  • - Что вам на уроке особенно запомнилось?

Рефлексия

Подобрать существительные к данным словам. Устная работа Обозначить прямые дополнения. 1в. Вера ( во что?) комментировать Одеть ( кого? что?) 2в. Рецензия ( на что- либо)  Уверенность ( в чем?) в  Надеть ( что- нибудь, ) Заплатить ( за что?) за  Отзыв ( о чем- либо)  Оплатить ( что?)  Вариативные конструкции.  Помни!

Подобрать существительные к данным словам. Устная работа Обозначить прямые дополнения.

1в.

Вера ( во что?)

комментировать

Одеть ( кого? что?)

2в.

Рецензия ( на что- либо)

Уверенность ( в чем?) в

Надеть ( что- нибудь, )

Заплатить ( за что?) за

Отзыв ( о чем- либо)

Оплатить ( что?)

Вариативные конструкции. Помни!

упражнение 167 письм., 169(уст.) параграф 16 Домашнее задание
  • упражнение 167 письм., 169(уст.)
  • параграф 16

Домашнее задание