Просмотр содержимого документа
«Дополнение.Способы выражения дополнения.»
Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение.
Вопросы косвенных падежей
Вы безошибочно знаете уже.
Если задаешь их без промедленья,
Тут же отыщется ДОПОЛНЕНИЕ.
.
- Костяная спинка, жесткая щетинка, с мягкой пастой дружит, нам усердно служит.
- Падают с ветки золотые монетки.
- У двух матерей по пяти сыновей.
- Широко, а не море, золото, а не деньги, Сегодня на земле, а завтра на столе.
Лингвистическая разминка.
- Зубная щетка)(прил.+сущ)
- (Желтые листья) (прил.+сущ.)
- (Пальцы на руках)(сущ.+сущ.с пред.)
- (Поле пшеницы) (сущ.+сущ.)
- Зачитать по вариантам. Указать
- способ подчинительной связи
Какое изобразительное средство лежит в основе загадок?
Прямые дополнения
Косвенные дополнения
Относятся к переходным
Относятся к переходным
глаголам
глаголам
и выражаются
существительным Выражено формой В. П без предлога: варю (что?) суп, пишу(что?) письмо;
и выражаются
Форма Р.п. без предлога, если
существительным
- обозначает часть предмета: налил чаю, купил хлеба;
Переходный глагол с отрицанием не: не надел куртки, не принес книг, не забыл задания.
Все остальные дополнения, если есть
предлоги: Я к вам пишу.
- возвратный суффикс -ся-;
Косвенные падежи
Играть в пьесе, улыбаться ему.
- Выделить грамматическую основу предложения.
- Найти словосочетания.
- Задать вопрос от главного слова к зависимому.
Что надо делать, чтобы определить дополнение?
- « Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
- А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и
- падение его было великое».
Найти грамматическую основу (основы) и дополнение.
- А теперь все ровно сели,
-
- К потолку глаза подняли,
-
- Руки вверх, вперед, назад –
-
- Вот разминка для ребят!(в бок)по 2раза
-
Физминутка
- - Большим все можно.
- - Восемь не делится на пять без остатка.
- - Помним погибших…
- - Кто пел» о прекрасном далеко»?
- - Он попросил Мери спеть.
- - Безродного пригрел и ввел в свое семейство.
- -Собака отлично поняла мое «фу!».
- -На море я увидел несколько рыбаков.
- Я увидел девушку со слепым.
Какими частями речи выражено дополнение?
- - Большим все можно. 1 Прил.
- - Восемь не делится на пять без остатка. 2 Числ.
- - Помним погибших … 3 прич.
- - Кто пел» о прекрасном далеко»? 4 нар.
- - Он попросил Мери спеть . 5 Инф.
- - Безродного пригрел и ввел в свое семейство.
- 6 Прил.
- -Собака отлично поняла мое «фу !». 7 Межд.
- -На море я увидел несколько рыбаков . 8 Цельное наименование.
- Я увидел девушку со слепым .
Части речи,которыми выражено дополнение?
- Инфинитив –дополнение
и глагол в
СГС
личной форме обозначают действия разных лиц Пугачев приказал (что?) казнить
Владимир начинал беспокоиться.
Пояснение: Пугачев приказал, а казнить будут другие
Он перестал улыбаться.
Я велел ямщику ехать – велел я, а ехать должен ямщик. Я прошу вас подождать ( прошу я ,а подождать должны вы)
Лиза решила помочь сестре.
Инфинитив относится к тому субъекту действия, что и глагол. В предложении является частью сгс.
- Инфинитив – дополнение зависит от сказуемого
- Н.Ф. можно заменить существительным:
Условился встретиться – условился о встрече
Как различить роль инфинитива?
- а) скучаю по вам б) не откликнулся к зову в) вдуматься над вопросом г) оплатить за проезд
- Исправь ошибки.
- Она начала сторониться от сверстниц. Петр переживал о болезни Маши. Пугачев привлекал к себе симпатии в окружающих.Серьезностью, любовью к книге Татьяна резко отличалась среди девочек
Вариативные конструкции. Исправь ошибки..
- - Ребята, мы достигли нашей цели? - Да! - А какая была цель урока? - Научиться определять дополнение в предложении! Различать дополнения прямые и косвенные, определять, какой частью речи выражено дополнение
- - Что вам на уроке особенно запомнилось?
Рефлексия
Подобрать существительные к данным словам. Устная работа Обозначить прямые дополнения.
1в.
Вера ( во что?)
комментировать
Одеть ( кого? что?)
2в.
Рецензия ( на что- либо)
Уверенность ( в чем?) в
Надеть ( что- нибудь, )
Заплатить ( за что?) за
Отзыв ( о чем- либо)
Оплатить ( что?)
Вариативные конструкции. Помни!
- упражнение 167 письм., 169(уст.)
- параграф 16
Домашнее задание